8 мин.

Сколько стоит «Трактор»? Часть 2: доходы

Директор «Трактора» Владимир Кречин продолжает рассказывать главному редактору slo-vo.ru о финансово-хозяйственной стороне деятельности клуба. Если в прошлый раз мы говорили о расходах на содержание команд, входящих в систему «Трактора», то на тот раз речь пойдет о суммах, которые хоккейный клуб зарабатывает самостоятельно

  

— Какие статьи собственных доходов есть у хоккейного клуба «Трактор»?

— Если коротко — это билетная программа и ВИП-ложи, спонсоры и реклама, торговля атрибутикой, продажа прав на игроков.

— Начнем с билетов.

— В прошлом сезоне доходы от реализации абонементов составили 38 миллионов рублей. Билеты на предсезонный турнир и регулярный чемпионат принесли еще 68 миллионов. Билеты в плей-офф (серии были затяжные, порой играли по четыре домашних матча) — еще около 36 миллионов. Итого — около 143 миллионов. Это, конечно, «грязные» деньги, выручка.

Точную сумму в этом сезоне пока не назову — он еще не закончен. Что уже ясно — мы продали пять тысяч абонементов, и по регулярному чемпионату финансовый результат улучшили на миллионов семь — восемь. То есть продажи составили около 60 миллионов рублей без учета последней домашней серии. Что будет в плей-офф — посмотрим.

— Насколько то, как играет команда, сказывается на доходной части клуба?

— Очень серьезно сказывается. Если вы помните, три года назад, когда команда не попадала в плей-офф, то трибуны были полупустыми. Даже при цене билетов куда меньше нынешней. Если же выигрываем — арена полная, выручка куда больше.

— Сколько приносит аренда ВИП-лож?

— Есть ложи, которые входят в так называемый «спонсорский пакет», мы их в расчет не берем. Если же говорить о чистых продажах, то на этот сезон продано около 20 лож по цене от одного до двух миллионов рублей за каждую. Это одна из самых высоких цен в лиге. Общая выручка (кто-то заплатил сразу, кто-то расплачивается в рассрочку) должна составить примерно 30 миллионов рублей.

Кстати, еще один момент. Практически во всех клубах КХЛ женам игроков ложи предоставляют бесплатно. Мы своим — продали.

— Это как?

— А вот так. Мы выиграли в этом сезоне Кубок губернатора Челябинской области? Вот и договорились, что премиальные за турнир пойдут на оплату ложи для членов семей хоккеистов.

— Игроки возмущались?

— Конечно. Поначалу... В следующий раз выиграют предсезонный турнир — то же самое: ложу для жен игроки заработали.

— Сколько приносит атрибутика в казну «Трактора»?

— Немного истории. Пять лет назад, еще до моего прихода на должность директора клуба, доходы по этой статье составляли 700 тысяч рублей за сезон.

— Сколько-сколько?!

— Именно так — 700 тысяч за сезон. К тому же у «Трактора» не было оборотных средств на раскрутку производства и продажи фирменной атрибутики. Но мы начали этим заниматься с чистого листа, постепенно-постепенно «раскатывались», и в итоге сегодня минимальный уровень продаж на каждом домашнем мачте — 250 тысяч рублей. Но в среднем — 300-350 тысяч. Каждый матч. Плюс работают наши фирменные отделы в магазинах Челябинска.

В прошлом сезоне валовая выручка от продажи атрибутики составила 56 миллионов рублей. Но из нее надо вычесть аренду отделов, зарплату, стоимость изготовления. В этом году многое зависит от попадания в плей-офф. Абсолютный рекорд продаж был поставлен в прошлом году именно на одной из игр плей-офф — 1 миллион 300 с лишним тысяч рублей. В этом году рекорд чуть больше 400 тысяч, на игре, когда Петри Контиола сделал хет-трик. Народ после матча побежал за кепками, мы только на них тысяч 200 выручки сделали (улыбается).

— А что сделали с кепками, которые зрители выбросили на арену?

— (после паузы) Разошлись они, в общем. Мы не были к этому готовы — все-таки первый хет-трик игрока «Трактора» в домашнем матче за всё время нашей игры в КХЛ. Теперь, думаю, будем поступать так: соберем кепки, и пусть автор хет-трика, расписывается на них, и отвезет или отошлет их детям в интернаты и детдома. Думаю, так будет правильно.

— Вы говорили о работе со спонсорами...

— На сегодня это вместе с чистой рекламой — самая большая статья доходов. Хотя работа с партнерами далеко не самая простая. Кто-то из спонсоров приходят сами и делают свой вклад с большим удовольствием, а кого-то надо убеждать, и долго убеждать. В частности, сравнивать рекламный эффект. Сколько бы им стоила реклама на телевидении, радио, в газетах и журналах, в сетевых СМИ, на щитах «наружки», если бы они платили за нее каждый раз заново, и  - напоминать, сколько раз их рекламу на льду, на бортах, на арене, на майках игроков, на видеокубе смотрят зрители и показывают по телетрансляциям на разных каналах. А учитывая, что, например, финал прошлогоднего плей-офф показывали в тридцати странах мира... Думаю, что это очень и очень эффективно на самом деле. «Трактор» в Челябинске, в области, либо любят либо ненавидят, но знают все. И смотрят, хотя бы краем глаза, тоже все.

В общем, стараемся, убеждаем, придумываем аргументы. Итог — в этом сезоне спонсорских соглашений было заключено на 124 миллиона рублей.

— Есть еще одна статья — продажа прав на игроков. Здесь, наверное, год на год не приходится?

— Наоборот, последнее время все на удивление стабильно. К счастью для доходов клуба и к сожалению от расставания с игроками. В прошлом сезоне после долгих контрактных разбирательств мы получили от «Донбасса» компенсацию за разрыв контракта Евгения Дадонова примерно 60 миллионов рублей, отдали Антона Бурдасова в СКА, в том числе за компенсацию в 40 миллионов. Итого — около 100 миллионов рублей.

В этом году общая сумма доходов по этой статье, возможно, будет примерно такая же. Если конкретнее, то за Максима Карпова мы уже получили 40 миллионов. За Егора Дугина — поменьше. Пока сумму не могу озвучить, но речь идет о миллионах рублей. Еще была продажа прав на Юхаматти Аалтонена.

Там есть важный момент в контрактах, связанный с дополнительными личными бонусами. Это важно при переходах ограниченно свободных агентов. Сейчас при расчете суммы компенсации за переход эти бонусы не входят — только оклады. Мы же в «Тракторе» просим лигу включать и бонусы, с помощью которых часто у команд просто воруют игроков. Я знаю про одного игрока, довольно известного нападающего, у которого контракт небольшой, но, например, есть бонус за то, что хоккеист забросит два процента шайб от всех, заброшенных командой за регулярный чемпионат. Средняя команда КХЛ забрасывает около 140 шайб за «регулярку». То есть игроку надо забить три гола за 54 игры — сущие для него пустяки. Но размер бонуса — 20 миллионов рублей! За три шайбы!

— Давайте суммировать доходы. Билеты, абонементы, ложи, спонсоры и реклама, атрибутика. Сколько самостоятельно зарабатывает хоккейный клуб «Трактор»?

— В этом сезоне надеемся на сумму в 350-400 миллионов рублей. Не знаю точных цифр других клубов, но я практически уверен, что по абсолютной величине собственных заработков (без учета вкладов владельцев клубов) мы наверняка входим в тройку ведущих команд лиги, после санкт-петербургского СКА и рижского «Динамо». Но тот же СКА — единственная хоккейная команда в пятимиллионном городе, к тому же там арена бОльшей вместимости, да и те же затраты на маркетинг во много раз больше наших. Ну у нас нет за спиной нефтегазовых компаний-владельцев...

— 350-400 миллионов рублей — это примерно четверть от озвученной вами суммы затрат — 1,2 — 1,3 миллиарда. Учитывая сегодняшнюю игру команды, покупательную способность населения, непростую ситуацию в экономике, эти доходы — предел «Трактора»?

— Думаю, что в части билетов — точно максимум возможного. Если бы была арена побольше — тысяч на 10-12 — то и доходы по этой статье были бы выше. Возможно, в разы. Как и продажи атрибутики. Хотя её продажи, уверен, будут развиваться и развиваться.

— Всё равно разница между доходами и расходами огромна. Где есть резервы для сокращения затрат?

— Очевидно, что это, прежде всего, контракты игроков. Знаете, я хотел бы извиниться перед болельщиками за этот сезон, за то, что мы на волне успехов последних двух лет потеряли бдительность, нюх на то, что происходит вокруг. Вошли в раж, думали оставить этих игроков, дополнить их другими и — вперед. Хотели, чтобы сложившийся в последние годы состав, дополненный и усиленный, играл как можно дольше. Но в итоге глубоко ошиблись, пойдя по этому пути, по которому шли и продолжают идти в Санкт-Петербурге, Уфе, Казани, Омске. Жалко было с частью ребят расставаться, а надо было это делать.

Возможно, если бы вернуться назад, мы поступили бы по-другому. Отпустили бы часть игроков, цена на которых выросла — они себе все равно бы нашли работу за эти же деньги. Возможно, подтянули бы парней молодых и голодных, пусть и менее опытных. В итоге же, как я считаю, не у всех, но у части наших хоккеистов пропала мотивация, пошло местами пусть и невольное, но снижение требований к себе. Им не нужно стало доказывать необходимость своего попадания в состав, зарабатывать на жизнь победами, заброшенными шайбами, своей игрой.

Вся эта ситуация, признаюсь, стала и лично для меня серьезным и очень горьким уроком. Хочу верить, что я его выучил.

Возвращаясь же к контрактам — есть ребята в команде, которые могут рассчитывать на повышение сумм. Но в целом по этой статье можно оптимизировать расходы, не страдая в уровне игры. Тем более, что мы видим, как бьются как могут, изо всех сил, ребята из «Челмета», а стоят они в разы (а по сравнению с самыми высокооплачиваемыми игроками порой и в десятки раз) дешевле. Хотя, конечно, без мастеров высокого класса, которые у нас также есть, команда не обойдется. Есть и молодые таланты, которым надо раскрываться, демонстрировать свой потенциал, доказывать свои претензии на место в составе и связанный с этим хороший заработок.

Источник