7 мин.

Забытая история Альберта Пейпа

В своих трансферных кампаниях, Манчестер Юнайтед часто проявлял умение не только подписать нужного игрока, но и сделать это в наиболее яркой манере. Трудно забыть захват Энди Коула из Ньюкасла после которого ошеломленные джорди бросились к Сейнт Джеймс Парку за объяснениями, или внезапный переход Эрика Кантона из Лидса, который  предшествовал превращению Ман Юнайтед из просто огромного  клуба в безжалостного сборщика трофеев. Дальше больше, они засматривались на лучших игроков своих главных конкурентов и  забирали их на Олд Траффорд. Дуайт Йорк и Робин ван Перси не дадут соврать.

Альберт Пейп, карьера которого была менее выдающейся в сравнении с другими звездными центрфорвардами Ман Юнайтед, выглядит немного неуместно в этой компании. Но его трансфер, описанный одной газетой того времени как «одна из самых больших афер когда-либо случавшихся», наверняка самый необычный. Он необычен тем, что в день своего дебюта за Юнайтед, в феврале 1925 года, Пейп приехал в Манчестер играть против них, за Клэптон, ныне Лейтон, Ориент.  Его переход был оформлен за несколько минут до начала матча и он просто зашел в раздевалку, полную незнакомых людей, натянул  на себя футболку, вышел на поле и забил гол вратарю, который еще утром был его партнером по команде.

И хотя тогдашние средства массовой информации не сравнимы с нынешними, слух о причудливом трансфере быстро распространился, и тысячи людей устремились на Олд Траффорд. И тот факт, что большинство приветствующих новичка, ничего толком о нем и не знало, не мешало их восторгу. В начале матча на стадионе было не больше 18000 зрителей, но уже ко второму тайму их количество увеличилось до 25000 и продолжало расти.

Столько внимания к его скромной персоне, двадцатисемилетнему парню было в новинку. Он родился в Элескаре, маленьком городке возле Барнсли. До войны он успел поиграть за Уот Атлетик и Болтон-он-Дирн, а после, в 1919, перешел в  Ротерхэм Каунти. Этот период стал самым успешным в его карьере, за четыре года он вышел на поле 113 раз и забил 40 голов. Далее последовал год в Ноттс Каунти, но там он сыграл всего лишь четыре матча, забив при этом два гола. Следующей его командой стал Ориент.

В своей второй игре за новый клуб, он забил четыре мяча в выигранном со счетом 5-1 матче против Олдхэм Атлетика. Возможно, именно этим он впервые обратил на себя внимание клубов посолиднее. До нового года, он сохранял за собой место в стартовом составе, забивая уже, правда, поменьше, а затем Ориент, нуждающийся в средствах, выставил 14 своих сильнейших игроков на трансфер.

В это же время, менеджер Манчестер Юнайтед Джон Чепмен, в свою очередь, оказавшийся в нужде, после скандального отбытия забивающего Уилли Хэндерсона в Престон, искал нового форварда. Юнайтед тогда играл во втором дивизионе и претендовал на повышение, но дела у них шли так неудачно, что многие фаны начали подумывать, что Ман Юнайтед специально хочет остаться в этой лиге, где затраты на клуб существенно поменьше, а уровень посещаемости остается приблизительно таким же.

В феврале Чепмен отправился на север Англии, но его попытки найти там нового форварда оказывались безрезультатными. «За обоих запрашиваемых игроков, клубы отказались даже рассматривать предложения ниже 5000 фунтов (по нынешним меркам около 250000 фунтов)», - писал Манчестер Футбол Кроникл. «На протяжении трех дней, мистер Чепмен выпрашивал деньги у кого только можно, но  тщетно», - писал Манчестер Футбол Ньюс (в Манчестере тогда было две не имеющие никакого отношения друг к другу газеты с достаточно похожими названиями). «И за сутки до начала матча, члены правления сели за круглый стол и выбрали стартовый состав, в котором Джо Спенс (вингер, звезда команды) должен был играть центрфорварда, а Харри Томас (валлийский крайний левый нападающий) справа. Но, во время совещания всплыло имя Пейпа».

Пейп был огромным боровом, далеким от изящества, но, тем не менее,  достаточно эффективным. «С научной точки зрения, он может быть вовсе и не футболист, - однажды написали о нем в Манчестер Гардиан, - но он забивает».  Был сделан звонок членам правления Ориент, которые были открыты к предложениям и обе  стороны быстро сошлись на сумме отступных в размере 1070 фунтов. Игроки Ориент прибывали в Манчестер утренним поездом, и Чепмен должен был их встретить на станции Пикадилли.

Поезд прибыл немного за полдень. Пейп, семья которого проживала в Болтоне, охотно согласился на переход и вместе с Чепменом и нужными бумагами отправился в главное почтовое отделение Манчестера, откуда и были отправлены все документы в Футбольную Ассоциацию и в Футбольную Лигу около половины второго. Сделка была оформлена, когда до матча оставалось чуть более часа. «Когда команды вышли на поле, Пейп играл против людей, с которыми он приехал из Лондона в одном вагоне, - писал Кроникл, - ситуация,  которую ни он, ни его бывшие коллеги не смогли бы представить всего час или два назад».

И хотя Пейпу бы простили невзрачную игру, принимая в расчет все обстоятельства, он на самом деле выдал один из своих лучших матчей за Юнайтед. За три минуты до перерыва, он сделал счет 3-1 в пользу своей команды, а в конце игры мяч после его удара головой попал в штангу. Манчестер Юнайтед выиграл со счетом 4-2.

Несмотря на неожиданное отбытие своего форварда, Ориент здорово выглядел в атаке, и стал единственной командой, которая смогла забить Юнайтед два гола на их поле за весь сезон (за 21 матч на своем поле Манчестер пропустил только шесть голов). Больше всего выиграл от перехода Пейпа в Ман Юнайтед шотландский форвард Чарли Рэннокс, который изначально не должен был появиться на поле, но в последний момент занял позицию крайнего правого. И, наверное, получилось у него неплохо, потому что через неделю манкунианцы купили и его.

Хоть и трансфер был замечателен, пускай даже, своим абсолютным нахальством, понравился он далеко не всем. Манчестер Футбол Ньюс признали, что «наверное, такие трансферы как раз накануне матча не в интересах спорта, - но также заключили, что, - в этом случае, была болезнь, которую нужно было срочно излечить».  Но в целом, заключения были куда менее снисходительными. Дерби Дэйли Телеграф жаловалось, что это только подтверждает, что существующая система «дает слишком много власти клубам с денежными мешками». «Молниеносный трансфер вызвал бурю протестов как со стороны футбольных журналистов, так и со стороны тысяч энтузиастов».  До этого никогда еще не поднимался такой шум по поводу существующей трансферной системы.

На той же неделе, в Лондон Ивнинг Стэндард появилась удивительная статья прославленного писателя Стейси Омонье. Примечательна она тем, что заменив пару слов, ее можно полностью перепечатать и сегодня - и она останется актуальной.

«Футбол превратился в жалкий коммерческий спектакль. Игроков, неважно где они родились и живут, покупают и продают, как мешки с фасолью. И если самый богатый клуб не всегда оказывается на вершине, так это только потому, что их управляющие плохие бизнесмены. И все».

«Для меня большая загадка, почему 40000 людей должны собираться на стадионе в Лондоне и безумно кричать до хрипоты, поддерживая команду, которая называет себя Челси, или Арсенал, или Вест Хэм, или Фулхэм, когда все знают, что в большинстве своем играют за них шотландцы или ланкаширцы, которые никогда не были в Фулхэме или Вест Хэме, никогда не слышали о Вулвиче, никогда не пробовали булку Челси. С таким же успехом они могут назвать себя Хэмпстед или Гонолулу. Где esprit de corps(кастовость),где племенное чувство, где любовь к своей земле, которая является всем смыслом спорта? Вся игра пронизана коррупцией и дрянной коммерциализацией. Поэтому, футбол уже не спорт, а всего лишь представление».

Что же касается Пейпа, медовый месяц быстро закончился. После своей второй игры (поражение от Кристал Пэлес со счетом 2-1), Футбол Ньюз написали, что «некоторые критики считают его «пассажиром». «Вспоминая матч, я бы не сказал, что он самый плохой форвард в Ман Юнайтед» - прекрасный пример жесткой критики с оттенком похвалы. До конца сезона он не выпал из состава Юнайтед, которые добились повышения, заняв при этом второе место, сразу после Лестер Сити. Но уже к следующему сезону он подошел в такой форме, как твердит в своей книге Джастин Бланделл,  «как будто он провел все лето в сети закусочных «съешь сколько сможешь».  На поле он вышел всего два раза и уже в октябре его продали в Фулхэм.

В последующем, в карьере Пейпа прозвучит еще один любопытный аккорд.  Как бы невероятно ни звучало, что футболист может приехать на матч вместе с людьми, с которыми он тренируется каждый день, выйти на поле играть против них и забить им гол, этот парень сделал это дважды.

Обжившись на севере, Пейп согласился перейти в Фулхэм только если ему не нужно будет никуда переезжать.  Сошлись на том, что он будет тренироваться со своими старыми коллегами с Манчестер Юнайтед и ездить в Лондон только на матчи. В марте, жеребьевка свела Фулхэм с Юнайтед в шестом раунде Кубка Англии. И снова Пейп запрыгнул в поезд между Манчестером и Лондоном, со своими товарищами, против которых он будет вскоре играть. В этот раз он сравнял счет, но Юнайтед улыбнулась удача и они выиграли со счетом 2-1.

Дальше Пейпа ждало бродяжничество по клубам низших или аматорских лиг севера Англии. Последующие его переходы не смогли превзойти драматизм того трансфера. Ну а Ман Юнайтед, что ж, они все еще пытаются.