Stream of Consciousness
Блог

В фигурном катании готовят революцию, которая ударит по России: подъем возрастного ценза – и больше никаких 15-летних

Следующий год – важнейший для фигурного катания (и это не только из-за Олимпиады).

С 6 по 10 июня на Пхукете (Таиланд) пройдет конгресс Международного союза конькобежцев (ISU) на котором определится облик целого вида спорта в ближайшие годы. Предложений уже хватает – и они действительно могут изменить все.

Повышение возрастного ценза в одиночном катании до 17 лет (сейчас во взрослые выходят в 15)

Норвегия снова внесла предложение о поднятии возрастного ценза в фигурном катании – это уже третья попытка страны, у которой нет ни одной топ-фигуристки, привлечь внимание ISU.

Первый раз Норвегия заговорила о поднятии ценза еще в 2019-м. То предложение планировали рассмотреть на конгрессе в 2020-м, но из-за пандемии его перенесли на год. Через год норвежцы не сдались и снова отправили предложение ISU, но конгресс опять не состоялся.

Третья попытка, скорее всего, станет удачной – предложение не обязательно примут, но уж наверняка рассмотрят.

Кстати, подобное предложение уже рассматривали на конгрессе ISU в 2018-м – тогда его вынесла на обсуждение Федерация фигурного катания Нидерландов. Впрочем, полноценного обсуждения не получилось – Нидерланды опоздали с подачей заявки, так что ISU устроил голосование по поводу включения этого вопроса в повестку конгресса. Нужного процента голосов не набралось, и предложение было автоматически отвергнуто.

Норвежцы же предлагают повысить возрастной ценз до 17 лет в мужском и женском катании (сейчас там можно соревноваться с 15), а в парах и танцах до 16 лет. Важно – если изменения все-таки примут, то они вступят в силу не раньше сезона-2023/24.

При этом если фигурист уже участвовал в чемпионате Европы, чемпионате четырех континентов или чемпионате мира в 2023 году, его допустят к взрослым соревнованиям сезона-2023/24, даже если он не соответствует новым возрастным критериям.

Еще одна наша фигуристка (конечно, ученица Тутберидзе) вошла в историю – сделала прыжок, который не покорялся никому из женщин

В России эту идею уже разгромили.

«Мы неоднократно заявляли, что наша федерация категорически против поднятия возрастного ценза, и мы готовы вновь аргументировать свою позицию», – считает глава нашей федерации Александр Горшков.

Олимпийский чемпион Алексей Ягудин более резок: «Очень смешно. Норвегия, а у вас фигуристы-то хоть имеются? Может, лучше запретим астматиков в биатлоне и лыжах?»

Хотя есть и позиция Евгения Плющенко, который лучше многих знает, что такое кататься долго: «Я за долголетие в спорте, а не за то, чтобы была разовая вспышка – и убежали».

Даже при неудачных для нас раскладах (а в России повышения ценза точно не хотят) это не коснется суперюниорок Аделии Петросян, Софьи Самоделкиной, Анастасии Зининой, Софьи Муравьевой и ровесниц – они успеют выйти во взрослые (при условии участия в топ-турнире – ЧЕ или ЧМ).

Но есть и другие талантливые фигуристки, которые задержатся в юниорах до 17 лет, если поправку примут. Тогда через несколько лет женское катание точно станет неузнаваемым.

Разделение бригад судей на техническую и компонентную

Еще одно важное предложение внесли Нидерланды – разделить бригаду судей на техническую и компонентную.

Сейчас на каждом виде соревнований работает бригада из девяти судей – каждый одновременно оценивает как технику выполнения элементов (баллы по шкале GOE, докруты и недокруты на прыжках, дорожки шагов, вращения и так далее), так и компоненты (владение коньком, связки, интерпретацию музыки, перформанс и композицию).

Получается, что на судей выпадает огромная нагрузка – за несколько минут проката нужно уследить сразу за всем. Причем приоритет, очевидно, отдается технике. Это легко проверить, возьмем для примера недавний этап Гран-при России в Сочи.

Смотрите – вот оценки Камилы Валиевой за произвольную программу:

В оценке по шкале GOE у судей нередко разное мнение – конкретно в этом случае у Валиевой в некоторых элементах разброс в несколько баллов от разных арбитров. Например, за каскад четверной тулуп – двойной сальхов через ойлер оценки совсем разные: есть +3, +2, +1 и даже 0. Порой разница еще больше (скажем, в 5 баллов) – и это нормально, поскольку один арбитр может заметить что-то, что не увидел другой.

Именно поэтому соревнования судят 9 человек – чтобы добиться если не абсолютной, то почти полной объективности и справедливости.

А теперь посмотрим на оценки за компоненты: здесь у судей занятное единодушие – разброс оценок максимум в 0,5 балла, хотя чаще всего разница не превышает 0,25. Можно, конечно, сказать, что в этом случае сама Камила была практически идеальна, но дело в том, что такая тенденция прослеживается у всех участниц этапа.

И понятно, что так происходит не только на Гран-при России – это обыденная ситуация в современном фигурном катании. Случается, что кто-то из девяти судей выбивается из общей системы и ставит баллы за компоненты заметно ниже или выше остальных – но это происходит крайне редко и обычно вызывает споры. Хотя, казалось бы, оценка за компоненты – сильно субъективная вещь, и вряд ли у девяти человек разом окажется совершенно одинаковое мнение о том, как фигурист, к примеру, интерпретирует музыку.

То есть в вопросе техники (где все очевиднее) у арбитров часто согласия нет, а вот в плане субъективных компонентов все, как правило, ровно.

В чем же причина? В том, что судьи мыслят настолько одинаково? Скорее – нет. Загвоздка в том, что судьи делают акцент на технику, а компоненты часто вытекают из оценки за элементы. Чем чище и сложнее программа, тем выше компоненты – исключений фактически нет.

В этом плане разделение судей на разные бригады и правда могло бы решить проблему (хотя бы частично). Одни судьи тщательно рассматривали бы технику исполнения элементов, не отвлекаясь больше ни на что; другие бы оценивали все остальное, забыв про технику. Вот тогда в потенциале появится шанс, что оценки станут точнее и не будут зависимы друг от друга.

Конечно, цельное восприятие программы тоже важно, но оно и сложится только тогда, когда техника и компоненты установятся одинаково на высоком уровне.

Говорят, технический комитет ISU уже положительно оценил эту идею, так что у разделения судейских бригад куда больше шансов воплотиться в реальность, чем у предложения по повышению возрастного ценза. Проблема только одна – где взять столько судей разом? 18 человек на одно соревнование не наберут, так что придется как-то пересматривать состав бригад (например, по пять судей и там, и там), но говорить об этом пока рано.

Уменьшение критериев оценки за компоненты с пяти до трех

С третьим важным предложением выступила уже не национальная федерация, а рабочая группа ISU под руководством российского арбитра Аллы Шеховцовой. И оно опять катается компонентов – группа предложила сократить число критериев оценки с пяти до трех.

Предлагается оставить только владение коньком, композицию и перформанс, а интерпретацию музыки и связки исключить.

Давайте посмотрим, как сама ISU трактует эти критерии – это важно для понимания.

• Владение коньком определяет общие чистоту и уверенность катания, контроль над ребрами и передвижение по поверхности льда, демонстрацию всего набора умений (владение ребрами, шаги, повороты и так далее), ясность техники, способ ускорения и изменения скорости катания.

• Связки – разнообразие, сложность и целенаправленное использование сложной работы ног, положений, движений и приемов, которые связывают все элементы воедино.

• Перформанс – это физическое, эмоциональное и интеллектуальное участие фигуриста в передаче замысла музыки и композиции (например, проекция, осанка, разнообразие, контрасты и индивидуальность).

• Композиция – намеренно разработанная и/или оригинальная аранжировка всех типов движений в соответствии с принципами музыкальной фразы, пространства, образца и структуры (например, идея, концепция, видение, настроение, паттерн, многомерное использование пространства, фразировка, оригинальность, дизайн).

• Интерпретация музыки – личный, творческий и подлинный перевод ритма, характера и содержания музыки в движение на льду (например, тайминг, выражение музыки, изящество, отношения между фигуристами, катание в едином ритме) в ритм-танце (если речь о танцах на льду) и поддержание хорошего баланса между катанием в такт и мелодию в произвольном танце.

Сама идея с сокращением критериев все же странная, к тому же непонятно, почему убрать решили именно связки и интерпретацию музыки.

Точнее, вопрос по связкам – это вполне объективный и важный критерий, почему хотят избавиться именно от него? С интерпретацией музыки проще – во-первых, этот критерий частично дублирует перформанс, а во-вторых, даже из описания от ISU заметно, что применим он больше к танцам на льду, чем к остальным видам.

Вообще, само разделение оценки за компоненты на критерии логично, но по факту почти не работает. Давайте опять взглянем на оценки на Гран-при России, только возьмем не одну Валиеву, а еще и занявшую последнее место австрийку Ольгу Микутину:

Опять посмотрим на разброс оценок, только сравнивать будем не судей друг с другом, а баллы каждого судьи по пяти критериям.

Вот, к примеру, судья 1 (казахстанец Юрий Гуськов). Валиевой за владение коньком и связки он поставил 9,50, за остальные критерии – 9,75. У Микутиной почти та же схема – первые два критерия по 7,00, остальные: 6,75, 7,25, 7,00. Разница опять не больше половины балла (да и то только в одном случае). Выходит, Валиева одинаково безупречна, а Микутина – одинаково средняя.

Валиева сломала стереотипы в фигурке: крушит рекорды с облегченной программой, столько десяток не ставили ни Медведевой, ни Загитовой

У других судей все абсолютно так же, и не важно, какого спортсмена они оценивают и на каких соревнованиях – максимум разница в балл.

Вывод такой: любой фигурист всегда практически одинаков во всем. Во владении коньком, в интерпретации музыки, в связках – неважно, все это на одном уровне. Исключения бывают, но, опять же, редко.

Но ведь это не реально, так? Нет никакой прямой зависимости, скажем, между владением коньком и пониманием музыки – фигурист может волшебно скользить, но плохо чувствовать программу. Разве одно другому мешает? По оценкам судей получается, что мешает.

Вот только сокращение критериев оценки за компоненты проблему не решит. Тут уж два варианта – либо оставить все как есть, либо и вовсе сделать одну оценку за компоненты, без разделения на подвиды. Хотя что так, что так – ничего не поменяется.

К тому же если сделать три критерия вместо пяти, то цена баллов за компоненты здорово упадет – техника будет иметь решающее значение. Это при условии, что саму систему оценок не пересмотрят (к примеру, не поднимут добавочный коэффициент).

Еще один момент – смысла в этой идее станет меньше, если ISU все-таки разделит судейскую бригаду на две. Так что, скорее всего, либо примут одно предложение из этих двух, либо отвергнут оба.

***

Наверняка готовящихся предложений намного больше. На конгрессе решат множество важных вопросов, которые сильно изменят изменят то фигурное катание, которое мы сейчас знаем. Главное – пойдет ли на это ISU?

Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Владимир Песня; REUTERS/Evgenia Novozhenina

Да
50%
Евгений Плющенко
Нет
50%
Этери Тутберидзе

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные