4 мин.

Мотивация в спорте

Что же такое мотивация вообще и в частности мотивация в баскетболе?

Мотив (от латинского слова  moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа.

Мотивацию спортсмена, спортсменки можно определить как направление и интенсивность усилия достижения к цели. А  направление усилия означает, что спортсмен-баскетболист ищет определенные ситуации деятельности или стремиться к ним, или то, что определенные ситуации привлекают его.

Интенсивность усилия – характеризует степень усилий приложенных спортсменом в определенной ситуации деятельности ( тренировочной или соревновательной ).

Мотив саморазвития - стремление к саморазвитию спортсмена, самоусовершенствованию. Это важный мотив баскетболиста, который побуждает спортсмена много работать и развиваться. По мнению Абрахама Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость, риск. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития. Таким образом, человек часто как будто «разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности». С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой — страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед. Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели. Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются внутриличностным конфликтом, но не являются насилием над собой. Движение вперед — это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений. Когда удается актуализировать у спортсмена, спортсменки мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности, к спорту. Талантливые тренеры, учителя, психологи умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам - спортсменам,  на возможность развиваться и совершенствоваться. Какие встречаются проблемы?

  • недостаточно четкое определение и формирование мотивации внутри себя

  • нечеткое определение понятия мотивации

  • психолог или тренер не всегда знают, как взаимодействуют спортсмены, из-за этого между ними нет взаимопонимания.

Существуют разные виды мотивации: внутренняя и внешняя, а также мотивация достижения в форме соревновательного процесса.

  • мотивы самоопределения и самоусовершенствования;

  • стремление получить одобрение друзей, подруг и других людей;

  • стремление получить высокий социальный статус.

Ориентация на мотивацию, основанная на характерных особенностях:

  • мотивация основывается на личностных особенностях, то есть мотивация определяется главным образом самой личностью спортсмена-баскетболиста, ее особенностями,

  • ориентации на мотивацию обусловленная ситуацией в целом,

  • комбинированная мотивация.

Сущность мотивации можно понять только на основе взаимодействия всех факторов. И особенно мотивации достижения и особенности личности. Очень важна мотивация самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связана с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Спортсмен пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус). Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивационный фактор, который побуждает спортсмена интенсивно работать и развиваться.

 

Рекомендации по созданию мотивации:

 

Мотивация происходит как за счет ситуационных факторов, так и за счет характерных особенностей личности спортсмена-баскетболиста. Следует учитывать существующие множество мотивов:

  • повышение мастерства игры в баскетбол,

  • достижение соревновательного успеха, успеха признания,

  • ощущение возбуждения,

  • достижения цели.

Следует изменить окружающие условия, чтобы повысить мотивацию. Влияние тренера и психолога на мотивацию. Изменение и устранение у спортсмена нежелательных мотивов так называемой негативной мотивации. Мотив достижения цели — стремление достичь высоких результатов и мастерства в баскетболе; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в баскетболе зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Спортсмен с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает, тренеруется ради достижения поставленных целей. Мотивация достижения и поведение, которое направлено на высокие результаты даже у одного и того же спортсмена не всегда одинакова и зависит от ситуации. Что же определяет уровень мотивации? Выделяется следующие факторы:

  • значимость достижения успеха;

  • надежда на успех;

  • субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;

  • субъективные эталоны достижения цели.

Ориентация спортсмена-баскетболиста на стремление к успешному выполнению задачи, настойчивость перед лицом неудач и испытание чувства гордости при выполнении задач, цели. В спортивном мире мотивацию достижения называют соревновательностью. Соревновательность  представляет собой удовольствие от соревнования, достижения успеха в соревновательных ситуациях. Соперничество представляет собой процесс, охватывающий ряд явлений и этапов. Ориентация на победу представляет собой межличностное сравнение и стремление к победе в соревновании. Цель – превзойти соперников. Если спортсмен-баскетболист принимает решение участвовать в соревновании, то на него влияет ряд факторов:

  • внешний фактор (погода, время, способности противника, различная информация, болельщики…)

  • внутренний фактор - мотивация (уверенность в себе, уровень своей способности, психологическое состояние, настроение…).

Обратная связь, подкрепление, внутренняя мотивация. Обратная связь необходима для того, чтобы спортсмен-баскетболист мог знать уровень своих достижений. Подкрепление необходимо насколько хорошо он, (она) выполняет действия. Принципы подкрепления:

  • если выполнение чего-либо приводит к хорошим последствиям, люди стараются повторить данное поведение для получения положительного результата.

  • если выполнение чего-либо приводит к неприятным последствиям, люди стараются не повторять данное поведение, чтобы избежать более отрицательных последствий. Все очень просто)).

Недостатки наказания:

Необходим индивидуальный подход к каждому из игроков. У спортсмена, спортсменки может закрепиться отрицательное поведение стереотипность. Отметим виды подкреплений:

  • социальные (отношения окружения, друзей, подруг, родителей)

  • материальные, наградные.

Можно вместо тренировки организовать соревновательную игру или отдых, совместный поход в кинотеатр, приглашение знаменитого спортсмена-баскетболиста… На начальных этапах тренировок лучше подкреплять спортсмена чаще. Выбор поведения для поощрения:

  • Поощрение правильного выполнения задания, упражнения (не только результата).

  • Поощрение усилий, стараний.

  • Поощрение ведения игры по правилам, честной игры.