4 мин.

Человек-невидимка и Карлсон отчислены!

Тимур Журавель еще перед чемпионатом мира рассказал мне, что готовится акция по пропаганде чтения, в которой будут участвовать футболисты. Попросил придумать какой-нибудь креатив или рассказ в дополнение к проекту. Я обещал подумать. (И вы итоге у нас сочинилась довольно веселая голосовалка, но об этом в самом конце.) Впрочем, в начале июня проект был не более чем гипотетической затеей – деньги нашлись чуть позже.

Два года назад авторы издательства АСТ тоже призывали народонаселение читать. Коэльо, Лукьяненко, Успенский, Веллер, Остер, Дашкова появились на уличных баннерах с агитационными цитатами. Все три мои книги выходили в АСТ, и я должен по примеру кулика нахваливать свое (кстати, самое крупное в России) болото, но справедливости ради должен сказать, что та кампания показалась мне несколько формальной. По-видимому, некоторые высказывания авторов даже скопировать точно не сумели. Не могу вообразить, чтобы Владимир Орлов («Альтист Данилов», «Аптекарь», «Камергерский переулок») даже в состоянии запоя нагромоздил такую словесную конструкцию. Пунктуация в цитате не только является антипропагандой чтения, но и намекает на необязательность посещения школы.

Беда даже не в том, как была организована та кампания, а в том, что писатели не являются авторитетами для общества. Более того, лица писателей нельзя назвать узнаваемыми, а для уличной рекламы узнаваемость необычайно важна. Увы, роль писателя-современника в социуме сейчас ничуть не выше роли дворника. Хотя, конечно, обе эти профессии я уважаю и считаю полезными.

Теория маркетинга предполагает, что для привлечения внимания нужен нестандартный ход – требуется сломать традиционную систему восприятия действительности. Вот характерный пример – продуктовый магазин на автозаправке. Если посмотреть с точки зрения логики на это явление, то оно абсурдно. Но, однако же, на автозаправках теперь есть не только магазины, но и маленькие кафе встречаются. А ведь, наверное, первого, кто предложил такой союз на дороге, называли… Так же, наверное, называли, как того, кто придумал акцию с читающими футболистами, которые, согласно сложившимся стереотипам, вообще не читают.

Но в такой пропаганде есть рациональное зерно. Футбольные люди, в отличие от литераторов, – знаменитости. Их знают в лицо. Для детей и подростков именно футболисты и тренеры своим поведением формируют отношение к жизни, мировоззрение, привычки. Они служат примером. Мало кто сейчас имеет такое влияние на подрастающее поколение. Теперь родителям легче будет приобщать своих детей к чтению, потому что на улицах Москвы их усилия поддержат игроки. Время самое подходящее. Август – последний месяц каникул, детям нужно читать книги по школьной программе.

Важно, что все участники акции, за исключением Алиева, действительно, читают книги. Стремятся быть культурными и воспитанными людьми. То есть, в этой рекламе нет обмана. Ведь когда Аршавин в одном агитационном ролике заявил, что его организм не принимает алкоголь, стало неловко. А Алиев, может, как раз сейчас и возьмет книжку в руки. Все-таки ситуация обязывает. Футболисты – социально ответственные люди.

И еще маленький штришок к вопросу о совместимости книг и футболистов. Недавно Сереже Игнашевичу на День рождения его друг Гриша Рубинштейн (весьма, к слову, состоятельный человек) подарил не D&G и не Armani, а раритетное издание «Мертвых душ». Вот так! На баннере Сережа, кстати, с какой-то старинной книгой, но не с Гоголем.

Уверен, акция спровоцирует массу шуток и веселых жаб. Но это же прекрасно! Это значит, что затея обсуждаема, интересна людям, востребована. Нация перестает читать, и только какие-то необычные ходы могут подтолкнуть ее приобщаться к традиционным ценностям.

Напоследок, как и обещал, расскажу о затее, которая может стать веселым дополнением к уличным баннерам. А что если придумать виртуальный Матч героев! Герои русской литературы против героев зарубежной литературы. Скажем, Печорин против Д`Артаньяна. Братья Карамазовы против трех мушкетеров. Остап Бендер против Казановы. Всадник без головы против… Стоп! Западная литература дала много фантастических персонажей. Их включать в расширенный список не стоит. Муми-Тролль финской писательницы Туве Янсон отпадает. Человек-невидимка, боюсь, тоже начнет пользоваться недозволенными приемами. Карлсон, который живет на крыше, не проходит в состав, так как у него есть исключительные возможности из-за пропеллера. К тому же он абсолютно эгоцентричный персонаж и играть в коллективный футбол не способен.

Наверное, в список должны попасть главные герои книг. Отрицательных героев нельзя допускать до исторической встречи. (А Воланда куда девать?) Я потихоньку составляю списки кандидатов. В комментариях оставляйте свои предложения. На следующей неделе в этом блоге появится голосовалка. По ее итогам будут сформированы команды. Одиннадцать на одиннадцать. А потом участники акции расставят игроков Матча героев по позициям и дадут краткие характеристики – объяснят, почему их целесообразно использовать именно в этом амплуа.

В общем, давайте совместно вписывать футбол в контекст мировой культуры.

использованы картинки Игоря Варченко