Трибуна
9 мин.

Провал Драгича утопил Словению, Дюрэнт идет на MVP турнира. Итоги полуфиналов Олимпиады

От редакции: вы читаете пользовательский блог «Персональный фол», где рассказывают об олимпийском баскетболе. Никто больше не подготовит вас к финалу так основательно.

Словения – Франция

1.

Я так до конца и не понял роль Ябуселе в ротации сборной Франции. Во всех матчах турнира он выходил в стартовом составе, но ни разу не провел на площадке больше 20 минут. Первый такой случай пришелся как раз на полуфинал против Словении, но этот ход мне тоже показался спорным. Одновременно с этим, Тимоти Луваву-Кабаро выходил исключительно со скамейки. На групповом этапе это имело смысл, поскольку Луваву-Кабаро был важным элементом и ударной силой второго юнита.

Я предполагал, что в решающих матчах олимпийского турнира ротация команд сократится по типу плей-офф НБА до 7-8 человек, а лидеры будут играть 30+ минут. В таком случае именно Луваву-Кабаро казался мне претендентом на расширенную роль и место на площадке в концовке. Он в итоге сверхудачно вышел на замену в начале игры и позволил Франции подтянуть отставание в счете в первой четверти и половине.

С другой стороны, менее экономное распределение минут использовали в сборной Словении, где лидеры отыграли 31-36 минут в отличие от 30-32 у ведущих игроков сборной Франции. Возможно, в этом и заключался план тренерского штаба французов, который и стал козырем на дистанции, поскольку словенцы выглядели уставшими и с трудом волочили ноги в ключевые моменты.

2.

Кого все-таки коснулась более осторожная ротация сборной Франции – так это центрового Венсана Пуарье, который так и провел на скамейке всю игру. До Олимпиады я про Пуарье не слышал, хотя он играл за «Бостон» в сезоне-2019/20 и становился бронзовым призером ЧМ-2019.

В рамках олимпийского турнира Пуарье произвел отличное впечатление умным движением под кольцом в нападении. Судя по всему, тренеры Франции предпочли Мустафу Фалля из-за размаха рук и большей вертикальности в защите. Но в «Реале» надо будет за Пуарье обязательно последить.

3.

Майк Тоби – большой-большой молодец. В его игре на Олимпиаде лично для меня просвечивалось желание перезапустить свою карьеру в НБА, поэтому для него дуэль с Гобером была тестом на профпригодность. Я бы не стал говорить, что он эту дуэль выиграл, несмотря на классные цифры в нападении, но бился действительно более чем достойно.

В матче с Францией конкретно Тоби оказался в безвыигрышной ситуации. С одной стороны,  он сделал большой упор на то, чтобы не отходить далеко от Гобера. С другой стороны, игроки задней линии Словении (Николич/Блашич/Препелич) непозволительно долго для игр такого уровня восстанавливали свою защитную позицию после пик-н-роллов Гобера с игроком периметра Франции. В результате этого на Тоби оказывалась слишком большая ответственность, когда перед ним с мячом очень опасный снайпер, а за спиной – Гобер. Даже в статистическом протоколе можно увидеть, что Тоби чаще делал выбор в пользу Гобера.

Именно благодаря тяжелым ногам словенских защитников Де Коло провел свой лучший матч турнира, ведь он мог выходить из под заслона и бить свободно. Думаю, даже сам Гобер бы не успевал бы решать две задачи одновременно на месте Тоби.

Вот так классно словенцы порой проходили заслоны:

На снимке выше Блажич начал кричать и махать руками, чтобы вместо него кто-нибудь вышел в угол. Но сам Блажич оставлял партнеров в невыгодной ситуации неоднократно. Например, он мог получить полузаслон-полутычок еще в районе центральной линии, после чего не восстанавливал позицию, а условный Тоби был вынужден брать на себя мчащегося на всех порах француза.

Или вот еще пример. Препелич садится в классную низкую стойку против Фурнье, но сразу показывает Тоби, чтобы тот переключился на его защитника. Фурнье рвет под кольцо, а Препелич делает попытку выбить мяч, после чего выключается из эпизода. Бедняга Тоби оказывается вынужден сначала выйти на Фурнье, а потом переключиться на Гобера. Серийной прыгучести ему не хватает, а никто из партнеров не помогает. Дончич в конце включается в замес, но Блажич и Препелич в эпизод не вовлечены.

Ключевой момент всей игры – трехочковый Луваву-Кабаро за минуту до конца. Я убежден, что опасность в этой атаке начинается с того, как отвратительно Препелич проходит заслон Гобера. Тоби опять мечется меж двух огней (под конец матча на это было совсем грустно смотреть), Лука выходит ему на подстраховку, а Чанчар не страхует Луку, хотя вполне мог успеть.

4.

Провал нужно называть провалом, и Зоран Драгич с треском провалил этот матч. Если сейчас посмотреть на протоколы игр Словении, то окажется, что Драгич классно играл в четных матчах (игры №2 и №4 против Японии и Германии), но невзрачно смотрелся в нечетных. Возможно, дело в периоде восстановления, то есть Драгичу банально не хватало сил играть через день. Но против Франции он как будто бегал либо с травмой, либо с какой-то болезнью вроде отравления.

Вернее, даже нельзя сказать про него «бегал», потому что Драгич на протяжении всего турнира был одним из лучших по части инициации быстрых атак. Он левша, поэтому соперники регулярно выбирали неправильные углы для защиты против него в движении и хватали фолы. Против Франции ничего такого не было. 11 минут, 1 бросок, 1 забитый штрафной. Неудивительно, что у Луки в концовке язык на плече висел.

5.

Сам Дончич не очень любит нестись вперед в быстрое нападение, не его это стихия. Сборная Словении лучше всех на турнире атаковала в быстром нападении после пропущенного мяча. Дончич в таких ситуациях обычно отдавал классный пас на 10-12 метров, чтобы разогнать партнера по команде. Именно так получилось отреагировать на трешку Фурнье за три минуты до конца.

6.

Если честно, мне понравилось то, как распорядился мячом Дончич в решающей атаке. В моем понимании, в такой ситуации нужно либо лезть до конца в расчете на гол/фол, либо избавляться от мяча, но сделать это так, чтобы партнер оказался в более выгодной ситуации и ему уже не надо было ничего придумывать.

В свое время на Леброна в СМИ вывалили ушат дерьма за его пас на Дониэлла Маршалла в серии плей-офф против «Детройта». Тому оставалось только попасть открытый бросок. Он не попал, виноватым назначили Леброна, который якобы должен был решать сам.

Дончич в теории поступил правильно, поскольку на него после не ахти какого эффективного заслона от Тоби агрессивно на дугу вышел Гобер, который тоже сделал ставку на то, что Лука оставит мяч у себя до последнего. Дончич откинул мяч Препеличу, когда у того оставалось 4 секунды.

И вот какая ирония. Дончич все сделал правильно. Препелич все сделал правильно. А матч выиграл Батюм, который тоже все сделал правильно. В итоге никто не виноват, но победители стали героями, а проигравшие будут думать, что они сделали не так.

Есть ли в этом какая-то трагедия, каждый для себя может решить сам.

США – Австралия

1.

После окончания игры Грег Попович рассказал, что к стадии плей-офф позаимствовал кое-что у своего предшественника на посту главного тренера сборной США Майка Кшижевски. И это не какая-то хитрая комбинация или тактика. Это концепция «строгого лица» (в оригинале strong face).

«Речь о том, чтобы уделять внимание только следующему розыгрышу. Ты не реагируешь на потерю партнера, не реагируешь на свисток судьи. Не обращаешь внимание на промах. Всем плевать. У тебя нет права реагировать. Ты должен своей команде, ты ответственен перед партнерами. Твоя ответственность – это перейти к следующему эпизоду. Майк называл это «строгим лицом». Звучит простовато, но так и есть. Мы тоже попытались взять на вооружение это», – рассказал Попович.

Возможно, в этом подходе и заключается умение американских баскетболистов (не только тех, которые играют за сборную на Олимпиаде) стирать из своей памяти предыдущие владения или даже матчи, выходя на площадку в каждом матче с чистого листа. Более того, бывает так, что баскетболисты топ-уровня из НБА чистят свою краткосрочную память после тайм-аута и возвращаются в игру как будто другими людьми. Мало кто в мире сможет у Австралии отыграть 15 очков и выиграть 19 в полуфинале Олимпиады. Американцы могут и делают это благодаря своей ментальной прочности. Очень похоже на то, как теннисист уровня Новака Джоковича возвращается в игру после 0-2 по сетам, как серб сделал это в финале «Ролан Гаррос».

2.

После первой половины Австралия шла с реализацией дальних бросков 47%, а американцы 15% трехочковых. Счет при этом был равный. Даже если бы обе стороны откатились к средним значениям во второй половине, то американцы праздновали бы победу. В матчах против США обязательно нужно, чтобы у тебя «пошло», если хочешь претендовать на борьбу.

3.

При виде итогового счета кажется какой-то дурацкой нелепицей то, как слабо американцы играли в первой половине, когда уступали 15 очков. Между тем в начале игры все нападение начиналось и заканчивалось на Дюранте. У Дюранта получалось многое в те минуты, когда у его партнеров не получалось почти ничего.

И вот здесь будет уместно вспомнить, насколько уникальным баскетболистом является Кевин Дюрэнт.

Дюрант набрал 23 очка, хотя создавалось впечатление, что в протоколе должно быть не меньше 40. В англоязычной трансляции на Евроспорте комментатор использовал очень уместный эпитет «deflating» в адрес точных бросков Дюранта. Это такие ужасно демотивирующие попадания, когда защитник сделал все от него зависящее, а после точного броска оппонента может только развести руками и разочарованно выпустить изо рта воздух, как бы сдуваясь. Об этом говорил еще Андрей Кириленко, когда при разговоре о лучших снайперах НБА (в интервью вроде бы упоминался Коби Брайант) утверждал, что «ты можешь делать все идеально, а он все равно свое забьет».

4.

Австралии не хватало Бэйнса – без него они вчистую проиграли щит (29-44), пропустили многовато очков из трехсекундной (24-38) и не заблокировали ни одного броска.

5.

Лиллард на турнире в целом смотрится невзрачно даже без учета конфуза в концовке с Францией. Но в полуфинале с Австралией он в паре моментов даже не брал на себя ответственность, демонстрируя неуверенность в своем броске. А это уже как-то совсем настораживает. Посмотрим, что будет в финале.  

Фото: REUTERS/Sergio Perez, Charlie Neibergall