«Доктор» Белоус. Основание «Москвы»
После того, как Юрий Белоус пришел к руководству тогда еще командой «Торпедо-ЗИЛ», всего за месяц он в должности гендиректора нашел нового тренера, смог осуществить погашение долгов перед командой и сделать громкое заявление: «Команда будет вскоре играть в еврокубках!». В блоге «Записки двойного котэ» на Sports.ru — третья часть сериала про одного из самых ярких футбольных руководителей современной России.
На своем новом рабочем месте Юрий Белоус не стал предпринимать никаких революционных шагов, предпочитая делать все последовательно. В команде остались люди из торпедовского «прошлого» - ряд знаковых фигур из числа игроков и тренеров. Но вместе с тем, туда пришли новые люди. С первых предсезонных сборов стало видно, что в пока еще «Торпедо-ЗИЛ» хотят уйти всеми силами с 14-го места в Премьер-Лиги. Уже на первых январских сборах команду пополнил опытный защитник Дмитрий Хлестов, которого удалось сманить у бронзового призера первенства страны-2002 столичного «Спартака».
Однако одним из главных вопросов в первые дни 2003 года стало имя команды. «Зиловская» приставка противоречила реалиям. Команду перекупили металлургические структуры, так что в конце января в Премьер-Лиге официально появился «Торпедо-Металлург».

27 января в Москве состоялся так называемый Совет президентов РФПЛ, на котором команде решено было дать такое имя. Против этого решения выступил лишь глава столичного «Локомотива» Валерий Филатов. А уже чуть позднее, после старта сезона, были улажены последние формальности и 100% акций клуба перешли в собственность «Норильского Никеля».
Что примечательно, в зиму 2003 года это был своеобразный тренд по поводу переименования клуба. Уже довольно скоро в России ушло в прошлое название «Футбольный клуб Ростсельмаш», сменившееся более кратким - ФК «Ростов».
Между тем, неожиданно возник еще один вопрос, вставший перед новой командой - это город прописки. Поскольку к новым владельцам команды были причастны ряд металлургических олигархов, то пошли разговоры, чтобы этот клуб Премьер-Лиги переехал в Сибирь, а именно - в Красноярск, где губернатором был Александр Хлопонин, в свое время стоявший в руководстве «Норильского Никеля» и лично знавший Юрия Белоуса. Однако вся эпопея с возможным переездом команды из столицы в Красноряск так и осталась несбывшимся проектом.
К началу 2003 года относится и первое громкое заявление Юрия Белоуса. Менеджер «Торпедо-Металлурга» во всеуслышание заявил, что хочет пригласить в команду харизматичного англичанина Пола Гаскойна, который в то время доигрывал последние сезоны в Китае. На полном серьезе Юрий Викторович говорил, что был контакт с агентами и о команде, которая заняла в сезоне-2002 всего лишь 14-е место, заговорили! Пиаровский ход сработал и о немного скучном, до того, клубе Премьер-Лиги стало появляться больше информации в СМИ.
В то же время родилась и первая громкая история, связанная с именем Юрия Белоуса - так называемое «дело Смирнова». Что интересно, в нем сошлись две интересные для нынешнего «Ростова» личности. С одной стороны — гендиректор «Тор-Мета» Белоус, а с другой — спортивный директор столичного «Спартака» Александр Шикунов! Да-да, именно тот, который сдаст Юрию Белоусу в мае 2011 года свой пост в ФК «Ростов».
Суть данной истории сам Юрий Белоус объяснил тогда следующим образом:
- 6 декабря 2002 года на собрании команды у меня состоялась первая встреча с игроками, многим из которых клуб был должен. Дело было в пятницу. Я сообщил, что деньги уже на счету и в среду будут выплачены абсолютно всем футболистам. Игроки согласились подождать. В среду пришли все, даже травмированные, даже на костылях. Деньги выдавали весь день и всю ночь - до половины седьмого утра. От кассира после этого, между прочим, муж ушел после этого. Но Д.А. Смирнов еще в понедельник написал в КДК заявление о расторжении трудового договора в связи с задержкой зарплаты за два месяца. Мы пытались его найти, уговаривали его агента привезти Диму и обсудить ситуацию. Но Смирнова спрятали где-то под Москвой и сделали все, чтобы он не явился.
После этого началась череда заседаний в КДК РФС, в Палате по разрешению споров. А в начале года Юрий Тишков, экс-форвард «Торпедо», который был агентом Смирнова и смог осуществить эту сделку в конце 2002 года, и вовсе был убит.
Шикунов и Белоус воевали за талантливого полузащитника, пытаясь заполучить его в свой клуб. Были поданы иски в гражданские суды, где обе команды пытались доказать свою правоту. Финал истории наступил в четверг 13 марта 2003 года. В 11:55 в офисе не существующей ныне ПФЛ на Солянке была поставлена точка в этом разбирательстве. Клубы договорились — Смирнов уходит в столичный «Спартак». Когда окончательное решение было принято, в зале раздались бурные аплодисменты!
- Мы сотрудничаем с «Торпедо». К примеру, играем на одном стадионе. Акционеры клубов встретились и обо всем договорились, - резюмировал исход дела спортивный директор «красно-белых» Александр Шикунов.
Что удивительно - именно этим командам предстояло сыграть в матче 1 тура сезона-2003. Так что посмотреть в деле на Дмитрия Смирнова можно было довольно скоро. Но старт сезона под руководством молодого тренера у детища Юрия Белоус не заладился. Сергей Алейников не оправдал возложенных на него надежд.
Начиналось же сотрудничество с легендой советского футбола, игравшем за туринский «Ювентус», весьма привлекательно.
- Имя Алейникова возникло в разговоре с одним знакомым. Позже я узнал интересную историю. Когда после ЧМ-2002 Вячеслав Колосков обратился к известному шотландскому тренеру Энди Роксбургу с просьбой рекомендовать кого-то из иностранцев, желательно славянского происхождения, на пост наставника сборной России, то в ответ услышал: «А зачем вам голову ломать? Есть человек, который на моих семинарах всегда был лучшим. Это Сергей Алейников». Я через Сергея Шавло узнал номер телефона Алейникова, позвонил - и через четыре дня Сергей Евгеньевич был в Москве.
Причины же своего ухода из «Торпедо-Металлурга» Сергей Алейников позднее обозначил так:
- Пожалуй, главный мой просчет заключался в том, что еще при заключении контракта я не настоял на покупке хотя бы нескольких игроков высокого класса. Надо было сделать это одним из условий моего прихода в «Торпедо-Металлург». Мне с ходу объявили: солидных трат не планируется. Брали тех, кто подешевле и свободных агентов.
В первых турах построенный за зиму и распиаренный «Тор-Мет» начал рушиться словно карточный домик. Команда не показывала нормальных результатов, а в мае и вовсе пришлось признать трансферный промах. Швед Юнас Валлерстад по обоюдному согласию разорвал контракт с клубом. На место Алейникова пришли опытные торпедовские личности во главе с Валентином Козьмичом Ивановым. Но Иванов не долго продержался у руля команды. После домашнего поражения со счетом 1:2 от ярославского «Шинника» знаменитый тренер совершил настоящий демарш. После второго пропущенного гола покинул стадион, четко дав понять, что подает в отставку!
Но вскоре генменеджер команды Юрий Белоус сделал обнадеживающее заявление:
- Нам требуется усиление по шести позициям. Это будут по-настоящему классные игроки, способные реально усилить состав. Кстати, именно их предстоящее появление стало главной причиной того, что Валентин Козьмич Иванов согласился тренировать команду и дальше.
В то лето российская Премьер-Лига узнала имя аргентинского форварда Эктора Бракамонте, а «Торпедо-Металлург» немного «вздохнул» из-за сорвавшегося контракта с южноафриканцем Тони Койлом. В августе на смену Валентину Иванову в команду пришел новый тренер — Александр Игнатенко. Но к концу месяца команда все равно была на последнем месте. Однако руководители клуба Белоусу доверяли, хотя сам он и корил себя:
- Лично я восхищен и удивлен тактичностью и терпением Михаила Прохорова. За все время нашей работы он не отказал ни в одном запросе и сделал все от него зависящее. В отличие, к сожалению, от нас.

Игнатенко принял команду в августе в ранге «и.о.» и смог «протащить» ее до 14 места в конце чемпионата, сохранив прописку в Премьер-Лиге в первом для Белоуса в ранге футбольного менеджера сезоне. И только лишь через три дня после окончания сезона было объявлено, что с Александра Игнатенко снимается приставка «и.о.».
Но в декабре грянул гром! Тишина ушла из жизни «Торпедо-Металлурга» после известий о том, что команду должен возглавить новый тренер. Наставник выступавшей в Первой лиге «Томи» Валерий Петраков после разговоров с Юрием Белоусом взял паузу на раздумье, а затем принял решение стать во главе новой команды. Позднее выяснилось, что разговор с Петраковым начался еще в середине сезона, когда томичи боролись за попадание в Премьер-Лигу.
Московский клуб ждали серьезные перемены. Торпедовское название окончательно должно было уйти в прошлое, бюджет клуба с 8 поднялся сразу до 30 миллионов долларов, команда переходила под крыло столичной мэрии, и все это предприятие должно было носить уже другую марку.
Получив солидное укрепление в зимний период, весной было официально сообщено обо всех перестановках в клубе. Юрий Лужков возглавил попечительский совет клуба, президентом на общественных началах стал Михаил Прохоров. А вот Юрий Белоус был переведен на должность генерального директора новой команды. 1 марта 2004 года было принято новое решение. Именно с этой даты пошел отсчет фактически другого клуба - футбольного клуба «Москва».
В ПРЕДЫДУЩИХ СЕРИЯХ:
Как всегда познавательно.)