Первый титульный партнер «Барсы» – ЮНИСЕФ, его разместили бесплатно. До него клуб 107 лет жил без рекламы на футболках
Потом был Qatar Foundation.
У «Барсы» официально новый титульный спонсор – Spotify. Шведский сервис насыпет около 300 миллионов евро за 4 года (включая 20 миллионов за переименование стадиона в «Spotify Камп Ноу»). Лого нового спонсора появится на форме уже со следующего сезона.
Под струей новостей о формулах сделки и деньгах слегка затерялась добрая история. На футболке «Барселоны» сзади останется логотип ЮНИСЕФ, детского фонда ООН. «Барса» продавливала это на переговорах, в Spotify не противился.
Вообще, у «Барселоны» и ЮНИСЕФ насыщенные отношения. Детский фонд ООН – первый титульный партнер в истории клуба (до этого каталонцы принципиально не размещали рекламу). Спонсорством это не назвать – ЮНИСЕФ, ничего не платя, помимо рекламы на футболках, получал деньги «Барсы».
Но зато с ЮНИСЕФ у фанатов «Барселоны» связаны теплые воспоминания про золотой период под руководством Гвардиолы, когда выиграли все трофеи.
Давайте поглубже нырнем в историю отношений «Барселоны» и ЮНИСЕФ.
«Барса» из-за ценностей 107 лет не размещала лого спонсора на футболке. А потом еще 5 лет платила по полтора миллиона евро ЮНИСЕФ
Титульные спонсоры наводнили футбол в семидесятые. Революцию запустила сделка Jägermeister и «Брауншвейга» в 1973 году, а дальше как снежный ком – бизнес массово заходил в футбол, а клубы зарабатывали неплохие деньги на рекламе.
К 2006 году остался лишь один топ-клуб без титульного спонсора – «Барселона». Каталонцы сознательно не размещали рекламу, объясняя это принципами и вдыхая смыслы в лозунг «Больше, чем клуб». Правда, в то время прожить без денег от титульного спонсора было легче, чем сейчас. На этом фоне на фанатских форумах появилась теория заговора: якобы «Барса» специально не размещает лого спонсора, чтобы выделяться на фоне других клубов и продать больше футболок (но никто эту версию всерьез не воспринял).
Все изменилось в сентябре 2006-го. Спустя 107 лет без спонсора на футболках «Барселона» решилась. Жоан Лапорта, тогдашний президент, подписал 5-летний контракт с ЮНИСЕФ на уникальных условиях: «Барса» объединяется с фондом по ряду инициатив, клуб не получает денег и обязуется раз в год жертвовать по полтора миллиона евро (меньше процента дохода).
Лапорта тогда назвал партнерство с ЮНИСЕФ «знаковым событием», «инициативой с душой», «победой в Лиге чемпионов на социальном уровне. «Это историческое соглашение, которое позиционирует нашу организацию как «больше, чем клуб» во всем мире. У нас есть будущее, поскольку мы помогаем детям всего мира», – радовался Лапорта.
ЮНИСЕФ и «Барса» работают над доступом к образованию и повышали осведомленность про ВИЧ в Африке
«Барса» и детский фонд ООН сотрудничают уже 16 лет. В 2011 клуб сменил титульного спонсора (об этом дальше подробнее), но не бросил ЮНИСЕФ и со временем увеличил ежегодный платеж до 2 миллионов евро, плюс реклама на спине.
По мнению «Барсы» и ЮНИСЕФ, реклама на футболках помогает привлечь внимание к важности спортивного воспитания и собрать пожертвования на эти цели. Деньги, которые перечисляет «Барселона», идут на конкретные проекты.
В первый год деньги бросили на борьбу со СПИДом в Свазиленде. В 2004 году там был самый высокий в мире показатель распространенности ВИЧ среди взрослых. 43% женщин, наблюдавшихся в женских консультациях, дали положительный результат на ВИЧ, а менее 12% ВИЧ-положительных беременных женщин получали препараты, необходимые для защиты новорожденных от заражения вирусом.
Пожертвования от «Барсы» способствовали улучшению жизни детей в Свазиленде за счет образовательных и спортивных программ. Люди из ООН при поддержке клуба повышали осведомленность местных, чтобы остановить распространение СПИДа. А дети и их мамы получили доступ к жизненно важным препаратам для предотвращения передачи ВИЧ и терапии, продлевающей жизнь.
Были программы по защите детей в Китае, Гане, Южной Африке и Бразилии. В Китае, например, выделяли деньги на подготовку учителей физкультуры и преподавателей сельских школ. В Бразилии организовывали спортивные мероприятия для детей-инвалидов. В Южной Африке пытались сделать уроки физкультуры интереснее, чтобы снизить уровень и повысить успеваемость. В Гане с помощью спорта социализировали детей из неблагополучных семей.
В 2010-м титульным спонсором стали катарцы, осыпавшие деньгами. «Барсу» жестко критиковали
Расклады в футбольном бизнесе постепенно менялись, и спонсорство стало важной частью клубного бюджета. Несмотря на успехи на поле, у «Барсы» как организации дела шли не очень. В июле 2009-го аудиторская проверка выявила общую задолженность в 440 млн евро. Только за сезон-2009/2010 каталонцы потеряли почти 80 млн евро. Президент Сандро Росель пошел на отчаянный шаг, решив впервые в истории клуба продать место на футболке. «Изменение философии – финансовая необходимость», – объяснял он решение.
Спонсор быстро нашелся. В 2010-м на Роселя вышел инвестиционный фонд Qatar Sports Investments (с 2011 года владеет «ПСЖ») и предложил рекордный контракт на 170 млн евро до конца сезона-2015/16.
В первые два сезона на футболках была реклама Qatar Foundation – некоммерческой организации, которая в основном занималась образовательными проектами на Ближнем Востоке. Фонд возглавляла жена эмира Катара, сыгравшего ключевую роль в успехе заявки страны на проведение ЧМ-2022. Потом надпись Qatar Foundation сменила реклама Qatar Airways, государственной авиакомпании.
В 2017 году «Барса» отчиталась, что получила от Qatar Sports Investments 171 млн евро.
В руководстве «Барселоны» открыто говорили, что пошли на этот шаг только из-за финансовых проблем. Все было настолько плохо, что директор «Барсы» по маркетингу Лоран Колетт заявил: если не катарские деньги, возможно, пришлось бы совершить немыслимое – продать Лео Месси.
Но оправдания не помогали. Лапорта жестко разносил сделку: «Наша команда теперь выглядит как сборная Катара. Они продали футболку за четыре цента». Росель в ответ обвинял экс-президента в огромных долгах, с которыми тот оставили клуб.
Сделку в основном критиковали из-за связи с Катаром и ситуации с правами человека там. «Это правда, что Катар плохо относится к иммигрантам. Но это мало чем отличается от того, что происходит здесь. Они знают об этом и работают над этим», – объяснял вице-президент «Барсы» Хавьер Фаус.
Но отказ от своих ценностей тоже приняли болезненно. «Мы продали уникальность примерно за шесть процентов бюджета. Я понимаю, что сейчас мы больше теряем, чем зарабатываем. Но продажа места на футболке говорит мне о том, что мы потеряли креатив и стали вульгарными», – жаловался легендарный Йохан Кройфф.
***
В 2015 году президент Жозеп Бартомеу сообщил, что контракт с катарцами, скорее всего, не продлят по «политическим и социальным причинам». По данным The Guardian, эти причины связаны с нарушением прав человека в Катаре и условиями труда мигрантов.
Но в 2016-м «Барса» все же продлила контракт на сезон на тех же условиях – видимо, как промежуточный вариант. Потому что в том же году каталонцы при содействии Пике договорились о титульном спонсорстве с японским гигантом Rakuten.
С Rakuten «Барса» доиграет этот сезон. А дальше новый этап со Spotify.
Фото: Gettyimages.ru/Aitor Alcalde, Denis Doyle, Stu Forster, David Ramos; globallookpress.com/Rodrigo Reyes Marin/AFLO
Так "продавливала" или "не противился"?)
А сейчас и название стадиона продают
К сожалению всё решают деньги. Трудно представить в какой яме была бы Барса, если так и продолжила играть без спонсоров
Считать это рекламой или нет, но по факту это как и у Барсы был эдакий рекламный благотворительный ход.
В масштабах такого клуба как Барса это самое "комфортно" стоит сотни миллионов евро. И, конечно, встал резонный выбор - между соблюдением традиций, которые коммерчески уже не выгодны, и комфортом. Выбрали комфорт, и это очевидно. Здесь зря Лапорта набросился на Роселя, выхода иного особо-то и не было. Тем более, что Сам Жоан приложил руку к формированию клубного долга. Единственно согласен с тем, что выбор Катарского фонда в качестве спонсора - это не оптимальный вариант. Но, как бы тут не работал китайский принцип "чем выше на дерево залезла обезьяна, тем лучше все внизу виден её зад". Разве одна Барса жила на катарские деньги? А если вспомнить вообще всех шейхов Ближнего Востока? Или вы хотите сказать, что деньги из условной Саудовской Аравии "чище" катарских? Или там права человека меньше нарушают? Но хайп почему-то вокруг Барсы. Потому что она залезла выше остальных на дерево, вот и всё.
Да, конечно, Барса могла бы напрячься и набрать целый штат аналитиков, переговорщиков и скаутов, которые бы выстроили такую чёткую и грамотную финансовую модель управления, что бюджет можно было бы сводить и без денег титульного спонсора. Но об этом нужно было думать десятки лет назад, готовить почву, и такое событие было бы мировым прецедентом - экономическим чудом. Барса и так оставалась последней из могикан, чего уж критиковать. Тем более, ЮНИСЕФ всё ещё на футболке, хотя и не спереди, а деньги Клуб по-прежнему отчисляет. Я уж молчу, что при Барсе действует Клубный Фонд, который тоже осуществляет целый ряд благотворительных инициатив. Поэтому, не могу сказать, что стало хуже. Это не правда. Стало просто по-другому. Но и мир ведь стал немного другим.