5 мин.

Медведев говорил, что Циципас – мелкий (и не умеет драться). 3 года спустя все в восторге от атлетизма грека

И он очень помогает ему на грунте.

«В трансляции, которую я смотрю, в течение одной минуты заговорили о «внешности греческого бога» и «божественном телосложении» Циципаса», – писал в твиттере журналист Тумаини Карайол во время полуфинала Australian Open.

Тогда божественные качества не помогли Стефаносу Циципасу избежать очень убедительного поражения от Даниила Медведева. Но обсуждение его телосложения в последние года полтора стало обязательным элементом любой трансляции его матчей. Например, во время ATP Cup многократный чемпион парных «Больших шлемов» Джон Фитцджеральд восхищался тем, «какой он красивый атлет».

А фан-клуб грека возглавляет один из англоязычных комментаторов «Евроспорта». В прошлом году во время турниров в Нью-Йорке, проходивших при пустых трибунах, Циципас по ходу матча переодевал футболку – а комментатор в это время с придыханием представлял, как визжали бы зрительницы. А потом сыпал комплиментами: «Какой же он атлет. Выдающийся экземпляр. Если смотреть на него во плоти, он очень статный. Крупный, внушительный».

По-английски он постоянно называл Стефаноса словом statuesque – сложенным в духе статуй. Это слово тот же комментатор потом неоднократно использовал, работая на матчах грека на «Ролан Гаррос». И, справедливости ради, он ценит не только греческий атлетизм. Например, его комментарий матча Стэна Вавринки против Юго Гастона в Париже на какое-то время сосредоточился на «зверской физической мощи» швейцарца.

Циципас не качается, а разрабатывает осанку и внутренние мышцы

«В Греции у меня был тренер по физподготовке, но та работа не сравнится с тем, что я делаю сейчас. Тогда мне не хватало сил, я бы сказал, что был недостаточно физически развит. Мои соперники были более развитыми, и это им больше помогало», – рассуждал Циципас о своей атлетической эволюции во время турнира в Барселоне.

Сейчас за его физику отвечает Фред Лефебвр из академии Патрика Муратоглу (тренера Серены Уильямс, предложившего греку сотрудничество после просмотра видео на ютубе). Он рассказывал, что в апреле 2017-го, когда они начали заниматься, 190-сантиметровый Циципас весил всего 77 килограммов. И все помнят, как спустя почти год, в марте 2018-го, Даниил Медведев во время их знаменитой перепалки в Майами рассказывал судье про грека: «Он мелкий и не умеет драться».

Нынешний атлетизм Циципаса строится не на том, что он стал мышцатым, как Надаль. Рассказывает Лефебвр: «Мы много работали над движением. Раньше он не так хорошо держал равновесие, был не таким мощным и сильным. Он от природы худощавый, так что мы стремились укрепить глубокие мышцы, работали над осанкой. Больше всего мы стремились к тому, чтобы он мог играть матчи и тренироваться без травм.

У нас не было цели набрать массу, потому что он не должен терять качественное движение. Силу можно развивать, не набирая массу. Я хотел по максимуму сохранить скорость и взрывные качества. Я никогда не заставлял его тягать железо».

Сейчас Циципас на самом деле статный. Мышцы у него не то чтобы огромные, но он высокий, широкоплечий и осанистый.

За счет физики Стефанос способен бороться с Надалем на грунте

Атлетизм помогает Циципасу не только восхищать комментаторов и болельщиц с болельщиками. В первую очередь он обеспечивает нынешние успехи грека – особенно на грунте, где его игра максимально опасна.

Если коротко, физическая сила, помноженная на скорость и координацию, расширяет диапазон позиций на корте, в которых грек может быть опасен. Даже оказавшись глубоко за задней линией, даже оказавшись в движении, он способен стабильно выполнять агрессивные, тяжелые, увесистые и (главное) контролируемые, осмысленные удары, которые помогают перехватить инициативу и перейти в настоящую атаку.

На грунте это особенно заметно, потому что покрытие дает чуть больше времени, лучше реагирует на вращение и подчеркивает эти качества. Например, в финале Монте-Карло против Рублева Циципас был агрессивнее, его атаки были более эффективными – несмотря на то, что в целом грек держался глубже за задней линией.

А в финале Барселоны против Надаля атлетизм помогал Циципасу выдерживать атаки на одноручный бэкхенд – как раз за счет того, что физика и рост помогали ему на плотные удары испанца отвечать не менее плотно. Они не давали Рафе развивать позицию и помогали греку ее вернуть.

И это достигается не за счет скорости удара, а за счет веса, который вкладывается в мяч. А этот вес обеспечивается как раз физической подготовкой.

Даниил Медведев – осьминог, который выглядит нескладно, но на самом деле идеально скоординирован и владеет телом

Надаль – самый мышцатый теннисист мира. Но он редко ходит в качалку

Вавринку считают толстым, но на самом деле он машина

Подписывайтесь на наш инстаграм о теннисе

Фото: Gettyimages.ru/Quinn Rooney, Alexander Hassenstein, Emilio Andreoli; East News/Corinne Dubreuil/ABACAPRESS.COM; instagram.com/stefanostsitsipas98/