5 мин.

Неправильное падение может стоить карьеры голкиперу. Травма руки – жуткий страх любого вратаря

Боль Виталия Ленчука

Вратари всегда считались будто представителями другого вида спорта — тренировки вне остальной части команды, более строгие требования к антропологическим данным и сильно отличающееся поведение на поле вывели голкиперов в отдельную касту. В блоге Аналитика Глебчика можно найти много текстов про игру представителей этого амплуа — начиная от техники работы при пенальти и заканчивая способностями падать. Ну а авторские колонки Артема Реброва еще сильнее раскрывают тонкости вратарской игры.

Но все же не всегда суперспособности голкиперов срабатывают как следует — зачастую неудачные приземления приводят к серьезным повреждениям. Это никак не противоречит тезису об особом навыке падать — на прыжок может повлиять огромное количество факторов: неожиданный рикошет в последний момент, вытянутая перед лицом нога форварда или необычный отскок мяча могут заставить вратаря перегруппировываться уже в полете. В такой момент у голкипера работает только один инстинкт — нужно спасти ворота. Мысль о самосохранении сильно притупляется, что может привести к жестким падениям в неправильном положении.

Одним из самых неудачных вариантов приземления можно назвать падение всем весом на выставленную руку — зачастую такое падение приводит к перелому локтя. В зависимости от положения конечности риск повреждения имеют сразу несколько костей, одно из популярных проявлений — двойной перелом, включающий в себя травмы локтевого отростка и головки лучевой кости.

Манноне и Городовой после травм оказались откинуты на несколько лет назад

В 2016 году вратарь «Сандерленда» Вито Манноне сломался на тренировке — перелом локтя оставил голкипера вне игры на три месяца. После восстановления итальянец уже не смог быть основным из-за проигрыша конкуренции молодому Джордану Пикфорду. По окончании сезона Манноне ушел на понижение в клуб Чемпионшипа «Рединг». Кстати, в прошлом году Вито пересекался с Головиным в «Монако» — Манноне играл в кубковых матчах, но по завершении сезона контракт с вратарем не продлили, а сейчас он остался без клуба.

Сказалась травма локтя и на Алексее Городовом, начинавшем нынешний сезон в статусе первого номера «Факела». Летом 2019 голкипер вернулся в «Рубин» из аренды в «Зените-2» и готовился к конкуренции с Юрием Дюпиным и Иваном Коноваловым за место в воротах казанцев.

Позже Городовой рассказывал местному изданию «Снег из третьей столицы», что именно не позволило ему стать основным: «Конечно, я считаю, что у меня был шанс играть, я хорошо провел сборы, был в хорошей форме. Вообще изначально у всех нас были примерно равные шансы — до начала первой игры тренерский штаб не знал, кто начнет сезон в воротах. Но так получилось, что мы приехали на первую игру с «Локомотивом» в Москву и за 10 минут до конца предыгровой тренировки я пошел в стык, неудачно упал и вывихнул локоть — он просто в другую сторону торчал. Меня увезли с тренировки, вправили локоть — так на одну кандидатуру стало меньше».

Травма вывела из строя вратаря на 70 дней. Потом были аренды в «Велес» и «СКА-Хабаровск», а дебюта в РПЛ пришлось дожидаться аж до 2022-го года.

Травма вратаря сильно отличается от травмы полевого

В случае травмы голкипера ситуация и для него, и для клуба гораздо неприятнее повреждения любого полевого игрока. Разница между первым номером и его дублером зачастую куда больше, чем между условными резервистами других амплуа и их коллегами из старта. Мало какой клуб может позволить держать себе связку Доннарумма —Навас: в «Реале» конкурент Куртуа — Лунин, в «Барсе» дублер Тер Штегена Пенья, а в «Ливерпуле» Алиссона подменяет Каллахер. Вряд ли разница между любым другим футболистом основы и его бэкапом столь разительна, как в случае вратарей (парадокс Бензема вынесем за скобки — этой проблеме Мадрида уже не один год).

Если вратарь серьезно сломался в момент, когда трансферное окно еще открыто, ему точно будут искать замену. В ином случае первый номер команды будет вынужден форсировать свое возвращение, понимая всю тяжесть положения своих одноклубников. Учитывая сложную психологию голкиперов, это может привести к непредсказуемым последствиям.

Звездные голкиперы тоже жестко ломают руки

На примерах Манноне и Городового можно подумать, что травмы возможны лишь на тренировках и не с мировыми звездами, но случай Брюса Гроббелара разбивает эту теорию. Один из величайших вратарей в истории «Ливерпуля» сломал локоть во время матча с непримиримым соперником «красных» «Манчестер Юнайтед». Скаузеры тогда не возили на матчи второго голкипера, поэтому Гроббелару пришлось играть с жуткой травмой половину второго тайма. Единственный гол Брюс пропустил за две минуты до конца игры, а что еще хуже — из-за этого поражения чемпионом Англии стал злейший враг «Ливерпуля» «Эвертон». Вишенкой на торте стала кража дорогих часов Гроббелара прямо во время операции в частной клинике.

Но вернёмся практически в наше время: в октябре 2019-го чемпион мира и один из сильнейших вратарей АПЛ Уго Льорис сломал локоть в вообще безобидной ситуации. В игре Премьер-Лиги с «Брайтоном» француз забирал простую передачу с фланга, но слишком пятился назад, поэтому, выронив мяч, потерял равновесие и упал на выставленную руку. Неестественное положение конечности, прогнувшейся под весом Льориса, привело к ужасной травме, а сам вратарь даже потерял сознание в тот момент. После 104 дней вне футбола француз вернулся на поле и даже смог снова заиграть на высочайшем уровне.

Карьера голкипера — это не только красивые полеты и глупые ошибки, стоящие слишком много для команды. Порой это ужасные падения, приводящие к серьезным травмам. Даже в любительском футболе можно легко сломать локоть, в чем я и убедился совсем недавно. Что ж, примеры Льориса и Городового точно помогут лучше восстановиться, ну а пока можно позаниматься теорией.

Фото: ФК "Спартак"; ФК "Факел"; ФК "Тоттенхэм"; ФК "ПСЖ".

Телеграм-канал автора