10 мин.

Постыдный вылет Сорок из высшего эшелона английского футбола

На финишной прямой этого сезона, каждый болельщик Ньюкасла чувствует ветер перемен, который наполняет паруса его команды. Сороки уверенно выбрались из подвала таблицы, Эдди Хау ставит самые амбициозные цели и все без исключения футболисты вносят свой посильный вклад в итоговый результат. Страшным сном кажутся мучительные 2,5 года со Стивом Брюсом у руля, лишь второго тренера в истории (после Сэма Эллардайса), который тренировал как Ньюкасл, так и Черных Котов из Сандерленда. Однако болельщикам с сурового английского севера не привыкать к испытаниям судьбы – еще недавно, их любимый клуб проходил очищение Чемпионшипом, куда его загнал уже бывших хозяин Майк Эшли. О той черной странице мы сейчас и поговорим.

Его было слышно на всем протяжении бульвара, от Кейсайд, через Китайский квартал и рыночные залы: этот гул фанатского негодования. Он стоял в городе в сентябре 2008, и в нем легко было услышать нотки боли, злобы и гнева – фанаты были готовы к борьбе за то, чтобы быть услышанными. Простые болельщики, шедшие по пути на Сейнт-Джеймс Парк, чувствовали, что эта непримечательная с виду игра с Халл Сити точно не станет будничной – организованный протест, с целью принудить Майка Эшли продать клуб после отставки Кевина Кигана, по причине провальных трансферов, была в самом разгаре.

Протесты против Майка Эшли, начало сезона 2008г

Киган, по итогу, будет судиться с Эшли и советом директоров – включавшим в себя Дерека Лламбиаса, Денниса Вайза и Тони Хименеса – по обвинению в доведения до увольнения. Его авторитет подрывали всё его второе пришествие в структуру клуба, и хотя он и выиграл дело, ему пришлось покинуть клуб, возвращение в который превратилось из мечты в сущий кошмар, а фанаты остались в замешательстве из-за подковерных интриг и без четкой стратегии на будущее. На протяжении девяти месяцев, Эшли и его команда, прозванная Мафия Кокни, разрушила доверие даже самых преданных болельщиков. Но то, что маячило впереди, было еще более болезненным.

Халл Сити, вышедшие в Премьер-Лигу в том сезоне, как и многие их предшественники мечтали о том, как бы насолить большим клубам из элиты английского футбола. И хотя домашнее поражение 1-5 от Уигана остудило пыл новичков перед паузой на игры сборных, четыре очка в трех стартовых турах делали их серьезным оппонентом для терзаемых склоками Сорок. Хотя многим результат и не был особо интересен, в тот день главное показать свой протест. Атмосфера была токсичной, как на трибунах, так и на улицах, ведущих к нему. Злость фанатов буквально витала в воздухе, особенно при виде явившихся на игру Эшли и Ко. Единственным, кто избегал, пока фанатского гнева был Лламбиас, благоразумно державшийся в глубине почетной ложи.

Подписание двух новичков Хиско и Игнасио Гонсалеса на флажке, которых Вайз посоветовал Кигану после просмотра нарезки на YouTube, стало последней каплей. По злой иронии, в конце того карнавала боли и ярости, именно Хиско забил единственный гол хозяев. Ньюкасл проиграл 1-2 и Дэнни Гатри был удален в самом конце за жесткий подкат на Крейге Фэгане. Естественно, то было недовольство игроков, подогретое недовольством пришедших на игру болельщиков.

С той игры началось мучительное пике к зоне вылета, но злоключениям пока не видно было ни конца, ни края. Крис Хьютон, назначенный и.о. главного тренера после той игры, станет для той команды намного больше, чем просто временщиком. Всего через год, на него возложат главную роль в возрождении победных традиций на берегу Тайна, а пока он, как и все болельщики северян, лишь безучастно наблюдали за глубоким пике, в которое отправились их Сороки.

Эшли незамедлительно выставил клуб на продажу, попутно выпустив пресс-релиз, мотивируя свое решение душевным порывом на благо клуба. Болельщики же не поддавались крокодильим слезам владельца, публично критикуя его за многие управленческие ошибки и нежелания их признавать, что за 14 лет правления клубом, стало неотъемлемой его чертой. На роль сменщика Кигана, из футбольной глуши был приглашен Джо Киннер, как будто подчеркивая, что цирк никуда не уехал. Новый главный тренер начал делать себе репутацию с первого же дня в клубе, обрушившись с гневной тирадой на журналистов за то, как они освещали его назначение. На первой же пресс-конференции он выругался матом более 52 раза, чем сильно осложнил работу тех, кто после пытался склеить эту истерику в статью, которую можно было напечатать. Эшли, который в первые годы чаще тусил в клубах Ньюкасла и в полосатой футболке эпатировал на выездных матчах, взял в команду очередного соратника по духу. Киннер часто разбрасывался слухами о том, что уже собралась очередь из желающих купить клуб и поставить на его место Кигана, которые охотно печатали в прессе. Хоть это и было выдумкой, на руководство это подействовало и Киннеру предложили контракт до конца сезона.

А клуб тем временем продолжал погружаться все дальше на дно, неспешно сменив осень на зиму. После трех поражений подряд, последовавших за игрой с Халлом, команда выправилась в октябре, проиграв лишь раз и набрав пять очков. Обидно было только то, что поражение было нанесено Сорокам любимыми соседями из Сандерленда – первое поражение Ньюкасла в истории на Стэдиум оф Лайт и первое в противостоянии Тайн-Уира с 1980 года. Подопечные Роя Кина разительно отличались от своих соперников: после 2 лет у руля, тренер преобразовал их в образцовый коллектив, который предельно четко знал во что играть и как. Они вышли вперед благодаря голу Джибраиля Сиссе, а окончательный счет со штрафного установил Киран Ричардсон – еще одна блеклая страница в сказании о мусорном сезоне Сорок Майка Эшли

Начал свою тренерскую карьеру Рой Кин на севере Англии, где за 100 игр добыл лишь 42 победы при 17 ничьих и 41 поражении.

Победа над Виллой в начале ноября подарила было надежду, но следующие две игры дома обнажили все системные проблемы Ньюкасла. Они упускали лидерство в счете, сначала Уигану, а потом Стоку, упускали результат в компенсированное время, при содействии ушедших из клуба Титуса Брамбла и Абдулая Диань-Файя. Команде просто не хватало лидера и характера, чтобы решать хоть какие-то серьезные задачи.

Апогеем трагедии сезона, однако, стало домашнее поражение от Ливерпуля 28 декабря. Шей Гивен был единственным, кто стоял между Красными и по настоящему разгромному счету, пока Стивен Джерард оформлял хет-трик. Гивен, который был буквально в шаге от рекорда Ньюкасла по играм за клуб, решил, что с него довольно. Он очень долго поддерживал команду с дырявой обороной на плаву, порой творя настоящие чудеса в воротах. То была последняя капля – когда он яростно выбивал мяч в серое небо над головой Сейнт Джеймс Парка, а фанаты распевали его имя после третьего гола Джерарда, было поистине незабываемым. После финального свистка он быстро убежал под трибунное помещение, подальше от посторонних глаз, а на следующий день подал запрос о  трансфере. Меньше, чем через месяц он окажется в Ман Сити, с туго набитым кошельком, интересным проектом и видением будущего развития – всем, что было раньше у Ньюкасла, и что было утеряно в клубе сейчас. Решение было очевидным, и более важным для игрока, чем войти в историю клуба, как бы он ни был тебе дорог.

Вскоре руководство показало свою бездарность и в вопросе трансферов. Один из самых ярких игроков того Ньюкасла Шарль Н`Зогбия блистал еще на уровне юниоров, и в течение сезона поглядывал на дверь. Очередная оговорка Киннера, назвавшего его Чарльзом Бессонница (Charles N’Zogbia? OR Charles Insomnia?) была лишь предлогом подтолкнуть руководство к продаже. Арсенал и Тоттенхем давно обхаживали молодого таланта, однако в итоге он был продан в Уиган. До сих пор не прекращаются споры о том, почему выбор был сделан именно такой, при условии интереса от флагманов Премьер-Лиги на тот момент. Один вывод, однако, можно сделать точно – атмосфера на Сейнт Джеймс Парк, вкупе с бездарным руководством была настолько токсичной, что даже переход в Лaтикс был шагом вперед. Кевин Нолан, пришедший на замену в команду из Болтона за £4 миллиона еще отобьет стократно эту сумму для клуба, но то будет потом. Команде нужно было затишье, чтобы без лишнего внимания прессы пережить этот сезон, но в февраль 09 разразился еще одной громкой новостью.

Майк Эшли (слева) и Джо Киннер (справа)

Киннер, известный своими проблемами с сердцем, слег в больницу в день важнейшего матча за выживание с Вест Бромом на выезде. Как выяснилось, ему потребовалось коронарное шунтирование, и операцию нужно было проводить прямо сейчас. Команда в итоге выиграла 2-3, а Киннер ушел в отставку, по состоянию здоровья. На освободившееся место главного тренера ненадолго вернулся Хьютон, с контрактом до 1 апреля, а в День Дураков на самое горячее кресло в футбольной Британии пришла живая легенда, временно оставившая пост ведущего Match Of The Day – Алан Ширер. Меньше, чем через 3 года после завершения карьеры, и не проведя ни дня в качестве тренера, ему доверили спасти клуб, который он по праву считал своим. Он не смог отказать, хотя для возможных дальнейших карьерных планов стоило бы.

Ширер всей душой болел за клуб, и поговаривают, что многие в правлении были недовольны его активным участием в делах. Его присутствие вселяло уверенность в игроков и помогало болельщикам воспрять духом и поверить в будущее. К сожалению, одной лишь встряски не хватило. И если первая игра пришлась на Челси дома, ставшая неразрешимым тестом для молодого тренера, то уже в следующем матче со Стоком, гол Энди Кэррола принес команде боевую ничью.

Мечты, уже во второй раз в сезоне, было суждено разбить Ливерпулю, обыгравшему Сорок 3-0 на Энфилде, и показавшему, что глубинные проблемы никуда не делись. Джоуи Бартон был удален в той встрече за грубый подкат на Хаби Алонсо, за что схлопотал гнев Ширера и отлучение от первой команды до конца сезона. Победа над стоявшим на вылет Миддлсбро ненадолго вселила надежду в игроков и болельщиков, но поражения от Фулэма и Портсмута окончательно выбили почву из-под ног северян. На последний матч сезона Сороки отправились на Вилла Парк, не держа только в своих руках свою судьбу. Халл Сити и Сандерленд, принесшие одни из самых знаковых поражений в этой кампании, были фаворитами в гонке за выживание. Ну а развязка сезона была добыта Дэмиеном Даффом, срезавшим мяч в собственные ворота. Счет не изменился до конца матча, поставившим точку в мучениях всех причастных.

Ширер стоял у бровки, с трудом сдерживая слезы. Он ковал историю Ньюкасла, бился с ним за титул, в финалах кубков и даже в лиге чемпионов. И вот теперь вся эта кропотливая работа – его самого, его товарищей по команде, Кигана, Робсона – все это рассыпалось в прах. Эрозия монолитной команды началась давно, и лишь была ускорена некомпетентным руководством. Ньюкасл редко управлялся как футбольный клуб, и сезон 08-09 был самым ярким проявлением этого.

The Evening Chronicle призвала Эшли к большой перестройке и к «менее ярким выездам в Сканторп в Чемпионшипе»

Все считали, что нет лучшего кандидата, чтобы вновь возродить былое величие клуба, чем Легенда, однако Эшли снова выкинул фортель, даже не пригласив Алана на собеседование. Говорят, он все еще ждет звонка. На место тренера, которому доверили перестройки, позвали Криса Хьютона (знакомое имя…), который благодаря большей свободе от владельца – самодура, смог вывести Сорок обратно в элиту всего через год после вылета.

Однако как долго продлится этот яркий всплеск, при бомбе замедленного действия в кресле владельца – никто не знает. Покупка клуба саудитами вызывает много этических вопросов к новым владельцам, как и тревогу о развращении футбола неконтролируемыми деньгами. Но вот чего точно не будет на трибунах Сейнт Джейс Парк, так это ностальгических воспоминаний о прошлом владельце. И прогуливаясь по набережной Тайна холодными вечерами, на сердце болельщика может будет чуть легче.

Источник:

Toon Army Despair

Подписывайтесь, если понравилось.

Комментируйте, если не понравилось! Мы станем лучше, только благодаря вашим отзывам!

Telegram: Home_Team