10 мин.

Первый десант из НХЛ, победа шведов и договорняк США и Канады. Последний ЧМ советского хоккея

Тихонов и трое из первой пятерки.

12 месяцев в разные периоды истории – абсолютно разный срок. Российская Федерация 2005-го и 2006-го, например – одно и то же государство, где за это время ничего сверхважного не случилось. СССР 1990-го и 1991-го – абсолютно разные страны. Весной 1991 года республиканские главы вели долгие и сложные переговоры, автономии РСФСР претендовали на статус равноправных союзных республик, а сам Союз становился все более эфемерным.

Но сборные СССР эфемерными не были. Футбольная за три года до этого играла в финале Евро и уверенно проходила квалификацию ЧМ. Хоккейная потеряла многих ветеранов, зато везла на чемпионаты мира отличную молодежь. Игроки ЦСКА массово рванули за рубеж только летом 1992-го, когда государство стало совсем другим: даже агонизирующий Союз крепко держал своих граждан.

Советский состав: восемь новичков и вратарь-дебютант

В сезоне-1990/91 в НХЛ, кроме уже отчаливших легенд из пятерки Ларионова (Крутов, правда, через год вернулся – но это другая история), уехали Алексей Гусаров и Михаил Татаринов. В Швейцарию, которая тогда еще даже не была постоянным участником элиты ЧМ, уехала связка Быков – Хомутов – они разорвали местную лигу и набирали больше двух очков за игру. В целом советские спортсмены потихоньку уезжали в иностранные лиги, порой и скромные – газеты жаловались на падение уровня чемпионата (мы об этом вспоминали, рассказывая о молодом Буре в ЦСКА).

Грустное положение советского хоккея на его закате видно из интервью Виктора Тихонова, которое он давал в апреле 1991-го: «Нехватка во всем, вплоть до клюшек. Недавно команда получила детские клюшечки. Форма, в которой тренируются ребята, два года назад подарена меценатом из ФРГ Миллером. Теперь вот ждем подарка из «Квебека», где выступает наш Алексей Гусаров. Это, так сказать, по линии гуманитарной помощи».  

(минутный репортаж о подготовке советской сборной):

Перед турниром Тихонов давал еще одно интервью – основной проблемой тренер сборной назвал... «недостаток времени для полноценной подготовки к главному турниру сезона». Если что – в том чемпионате команды сыграли 46 матчей. Вторая причина уже проще – «отъезд большой группы ведущих советских хоккеистов в зарубежные клубы». 

В сборной СССР было 8 новичков, в том числе 2 вратаря. Артура Ирбе, который за год до этого стал чемпионом мира, но не смотрел на флаг, не взяли по политическим мотивам – Прибалтика тогда уже фактически не была частью федерального государства, а после январского штурма телецентра в Вильнюсе многие стали просто выкидывать советские паспорта. Правда, Ирбе на ЧМ приехал как зритель.

Но его было кем заменить. Первым номером на ЧМ стал Андрей Трефилов, на тот момент сыгравший всего двадцать матчей в высшей лиге. По ходу сезона он вытеснил из ворот «Динамо» Михаила Шталенкова, который внезапно растерял форму. Этот дуэт еще не раз появится в сборной первой половины 90-х – и через год на Олимпиаде в Альбервиле основным будет уже Шталенков. 

Это был первый чемпионат мира и для Алексея Жамнова. «Мощный, быстрый, хорошо видит поле, обладает сильным броском. Только вот воротам мало угрожает, больше на партнеров работает. Он об этом прекрасно знает, так что дайте срок», – давала скаут-репорт газета «Хоккей». Как и сейчас, с центрами в сборной было не очень хорошо, и появление 21-летнего Жамнова очень радовало. Самая занятная деталь рассказа о нем – досуг: «Слушает современную музыку, предпочитает New Kids on the Block, a-ha, Криса Ри, Фила Коллинза». 

Сразу пять форвардов сборной были из Воскресенска – Квартальнов, Каменский (уже играл в ЦСКА), Ломакин (уже играл в «Динамо»), Вячеслав Козлов и Зелепукин, трое из них дебютировали на ЧМ. «Химик» как раз был на пике развития, который разобьется о рыночную экономику. Главный тренер Владимир Васильев не спешил хвалить даже молодого Козлова – говорил, что в основном он выглядел не так, как хотелось, хотя в ряде матчей играл здорово. Правда, на чемпионате мира именно тройка из «Химика» больше всего разочаровала тренеров. 

Впервые в истории нашей сборной пришлось ждать игроков из НХЛ. Тогда это проявлялось не так нагло, как иногда бывает сейчас, да и фигуры были такими, без которых просто нельзя обойтись – Фетисов, Касатонов и Макаров. Их команды («Нью-Джерси» защитников и «Калгари» Макарова) вылетели в первом раунде – советская печать напирала на то, что приглашения эти игроки, которые еще недавно были бунтарями, приняли сразу же.

Как прошел турнир: пустой первый этап, в финале канадцы и американцы, кажется, сгоняли договорняк

Турнир по составам получился не слишком представительным, но кое-какие звезды все же приехали. Финны, например, дождались Яри Курри. Из-за успехов «Эдмонтона» он долго не мог приехать в сборную. А в 1991-м ЧМ проходил у него на родине, в Тампере, и после Кубка Стэнли-1990 финская легенда пропустила сезон в НХЛ – Курри провел год в «Милане» (тогда денежный разрыв был не таким сильным) и весной благополучно надел свитер цвета электро.

Состав Канады пресса назвала слабейшим за несколько лет. Еще недавно канадские команды были забиты звездами (можете сами посмотреть, например, на составы 1989-го и 1990-го), то в этот раз с именами было пожиже: Джо Сакик (21 год), Роб Блэйк (21) и Тео Флери (22) – все. Майк Кинэн сказал, что в его сборную на Кубок Канады-1991 попадет лишь 3-4 игрока этой сборной. У американцев 21-летний Реник и Ванбисбрук соседствовали с десятком игроков низших лиг.  

Это был последний ЧМ, который проводился без плей-офф. Формула долго не менялась: на первом этапе восемь команд гоняли пульку в один круг, определяли чемпиона Европы, потом четыре команды выходили в финал и без учета набранных очков заново играли за титул ЧМ. 

Никаких проблем у сборной СССР на первом этапе не возникло: разве что Курри грозился на домашнем льду победить, но его команда спокойно отлетела 0:3. В пятом туре Канада и СССР играли уже после четырех побед подряд – и из-за формулы турнира эта игра толком никому не была нужна (потому что канадцы, конечно же, не могли взять медали чемпионата Европы). Финские журналисты писали, что матч был на уровне местной второй лиги и за скоростями поспела бы даже бабушка.

Советская сборная выиграла чемпионат Европы – уже в следующем году не было ни такого государства, ни такого титула (ЧМЕ стал просто ЧМ). А впереди был финал – кроме привычных канадцев и шведов туда пролезли американцы: воспользовались тем, что чехословаки в конце 80-х попали в серьезный кризис, а финнам еще не хватало стабильности.

Главное о финальной пульке: перед третьим туром у сборной США очков не было, у Канады – два, у СССР и Швеции – по три. Канадцам, чтобы взять золото, надо было побеждать США с разницей в пять шайб и ждать ничьей во втором матче.

Американский матч стоял в расписании днем – за четыре минуты до конца канадцы вели 6:4. На 57:23 Стив Томас забил седьмой гол, а еще через минуту канадцы удалились. Американцы отыграли в большинстве полторы минуты безрезультатно – и почему-то сняли вратаря при счете 4:7 за 45 секунд до конца! В пустые ворота прилетела восьмая шайба канадцев, а нужную девятую они забили на последней секунде.

Босса сборной США Тима Тейлора на пресс-конференции атаковали, а он отвечал спокойно: «Меня не заботило, какое место займут шведы, канадцы или русские. Я хотел, чтобы моя команда в финале получила хотя бы одно очко. Сумели же шведы забросить финнам две шайбы за три десятка секунд – почему мы не могли на это рассчитывать?». Советские журналисты тогда утверждали четко: сговор, но они люди заинтересованные. На ютубе, к сожалению, эту игру уже не найти.

Возможно, параллельное проведение матчей решило бы эту проблему, но вся финальная пулька игралась в одном городе – поэтому через несколько часов на тот же лед вышли СССР и Швеция. Большую часть матча держалась ничья, устраивавшая канадцев, но за десять минут до конца 20-летний Матс Сундин забил победный гол, по пути обыграв самого Фетисова. Вместо золота сборная СССР получила бронзу.  

Гол Сундина – один из самых знаменитых в истории шведского хоккея (увы, у нас в такой категории есть только Тот-Самый-Гол из Квебека).

Правда, Андрей Трефилов, пропустивший шайбу, называл другого шведского героя финала: «Рольф Риддервалл на ЧМ-1991 тащил все! Не хватит эпитетов, чтоб описать его игру. Благодаря Рольфу шведы и выиграли золото. Нас поражение отбросило на третье место. Я так расстроился, что не сдержал слез. Игорь Кравчук утешал, заслонил от телекамер, которые тут же направили в мою сторону. Больше из-за хоккея не плакал никогда».

Разбор Тихонова после финала: выступал за плей-офф в лиге, предвидел спад сборной

После турнира Виктор Тихонов отчитывался – сначала на пленуме Федерации хоккея, потом в специальной статье для журнала «Спортивные игры». Рассказывал, что клубы НХЛ готовы были увезти за границу еще десяток игроков: «После тренировок на выходе приезжие скауты встречали каждый своего избранника. Насколько я знаю, в аэропорту даже появился специально зафрахтованный самолет, чтобы еще с двумя игроками проделать тот же трюк, что и с Могильным».  

Кроме отъезда лидеров, Тихонов жаловался еще и на плохие условия – игрокам платят мало, дворцы живут за счет концертов и хоккею льда не хватает. И предложил организовать в советском хоккее полноценный плей-офф – играть все серии до трех побед, а также ввести овертаймы в регулярке (тогда их еще и в НХЛ толком не было) – по его мнению, это закаляет характер. 

Самое удивительное и пугающее в статье Тихонова, что все причины неудач, которые перечислял тренер, до сих пор вспоминают. Тренер упоминал и проигрыши молодежных и европейских турниров, и то, что советских хоккеистов уже не боятся. Сам себя Тихонов критиковал за то, что прогнал через сборную слишком много игроков.

И самое удивительное и актуальное – Тихонов говорил, что сила шведов в том, что они все работают по одной методике от школы до сборной, а в СССР такого нет. К единой методике в России пришли спустя 30 лет – и программа «Красная машина» пока еще остается, скорее, полумифической.  

В конце статьи Тихонов писал: «Если реформы в нашем хоккее задержатся, то не исключено, что захватывающие дух финалы по системе плей-офф будут проходить без участия сборной СССР». Великий тренер угадал дважды – советской сборной просто не стало, а ее непутевый правопреемник не играл в финалах ЧМ с 1993-го до 2002-го.

Последнее золото сборной СССР: Ирбе не смотрел на флаг, от великой пятерки – только Фетисов и Макаров, дебют 19-летнего Буре

Первое золото России на чемпионате мира: убрали очень сильную Канаду, тащили Быков и Хомутов

Как молодой Буре начинал в ЦСКА: забил Ирбе первым же касанием, застал конец армейского суперклуба

Фото: north-palmira.livejournal.com; globallookpress.com/Alexandr Yakovlev; icehockey.fandom.com