9 мин.

ПОРТНЯГИН. РАЗВИТИЕ

Как пришел к успеху Игорь Портнягин, почему ожидания на его счет должны быть сдержанными и как мода на фарм-клубы поможет грандам российского футбола доводить молодежь до ума – Football Tribune повествует историю главного отечественного бомбардира текущего сезона.

Пока Артем Дзюба скандалил со «Спартаком», а игра Александра Кокорина вновь повернула разговоры о нем к обсуждению чересчур завышенной зарплаты, в Премьер-Лиге неожиданно засияла новая звезда. Игорь Портнягин возглавил не менее удивительное восхождение «Рубина» в верхнюю пятерку таблицы, став лучшим российским бомбардиром сезона, и добился вызова в сборную.

Нужно понимать, что Портнягин не выскочил из пустого места. Это как раз тот случай, когда человеку создают все необходимые условия, награждают доверием и настраивают организацию всей игры под его сильные стороны. Талант Портнягина был очевиден всем давным-давно. Он дебютировал во втором дивизионе в 16 лет (не нужно сей факт недооценивать из-за статуса лиги – на задворках профессионального футбола доверяют юношам в исключительных случаях, если речь не идет о специализированных командах по типу «Строгино», тольяттинской «Академии» или второго состава клуба Премьер-лиги) в ижевском «Союз-Газпроме», только-только успев проявить себя на уровне сверстников на общероссийском турнире в Рязани. Вчера – борьба против зеленых пацанов, сегодня − бок о бок с тобой те самые мужики, воспетые в стереотипах: играют так себе, перспектив нет, бьются на смерть за возможность остаться в профессиональном футболе и содержать семью.

Ситуацию усугубляли проблемы со здоровьем, мешавшие Портнягину проводить на поле больше тайма. От отца по наследству Игорю достались больные гланды, с которых осложнение перекинулось на сердце. Постоянные простуды, ангина, одышка после двух-трех рывков – казалось бы, ему противопоказано заниматься большим спортом в принципе, но даже с такими проблемами в раннем возрасте Портнягин смог обратить на себя внимание селекционеров «Рубина». В одной из игр 16-летний форвард забил второй команде казанцев, и у тех не осталось сомнений – парня надо забирать, гигантский потенциал был виден невооруженным взглядом. К трансферной борьбе подключился даже ЦСКА, но смешная зарплата (поговаривают о 20 тысячах рублей) отпугнула Портнягина и его мать, которая, в свою очередь, сильно помогла сыну в переговорах с клубом из Татарстана.

Вклинившийся в борьбу за чемпионство «Рубин», естественно, не мог дать Портнягину сиюминутную практику, однако это было не так важно, как полноценное лечение. По совету врачей Игоря отправили в московский диспансер, и операция вкупе с восстановлением вычеркнула его из футбола на целый сезон 2008 года. 19 лет, возраст, когда уже понятно, что Портнягин во всех смыслах перерос ровесников, а вторая лига просто не даст ему нужного для развития тренировочного процесса. Возраст, когда у футболиста начинается переходный этап, где большинство просто теряется и заканчивает карьеру, даже если им не приходится отвлекаться на болезни и клиники.

***

Портнягин быстро убедил, что трудолюбия и желание в его характере хоть отбавляй. Но трудности на самом деле только начинались. Да, в молодежном первенстве дела шли гладко: 9 голов в 2009, 11 в 14 играх в 2010. Тем не менее, шансов подобраться к основе не было. Бердыев давал немного времени в малозначащих отрезках, прочил повторение судьбы Александра Бухарова (еще того, дозенитовского периода), однако Портнягин объективно был не готов к этому уровню. «Когда он только пришел в команду, проигрывал почти все единоборства, выглядел «сырым» игроком», – вспоминал Роман Шаронов. В конце концов, даже когда Бухаров и Кабзе ушли, «Рубин» быстро нашел им замену в лице проверенных людей – Медведева, Корниленко и Мартинса.

Портнягин

Сам Игорь не хотел уйти во что бы то ни стало. «Рубин» сделал для него слишком много, чтобы просто распрощаться. Клуб пребывал на пике своего могущества, а Бердыев уже закрепился в статусе одного из лучших тренеров страны по части развития индивидуального потенциала игроков. Уйти неизвестно куда, затеряться и потом жалеть, что не дождался шанса? Уйти, а потом смотреть со стороны, как стареющее нападение казанцев будут подпирать другие люди? Футбол не так прост, как кажется многим обывателям. Мантры о том, что побывка в аренде благотворно влияет на раскрытие потенциала, очень далеки от правды. Слишком много факторов должны быть учтены, чтобы угадать с местом аренды, чтобы спрогнозировать отношение тренера к твоему футболисту на новом месте и его желание снабдить игрока такими функциями, которые будут оптимальными для его развития, а не для решения насущных задач маленькой команды. Большие клубы очень часто обжигались на одном и том же, раздавая молодежь пачками куда попало, и не подвергая должному анализу ту среду, в которой оказывались их игроки. Проблему начали решать совсем недавно, создавая отдельные подразделения и регистрируя их во втором дивизионе (кто-то, впрочем, нацеливается и на выход в первый). Конечно, так не избавиться от всех бед детско-юношеского футбола, но плоды этого подхода будут видны совсем скоро – поколение Шейдаева, Комличенко и Давыдова уже растет в более выигрышных условиях для роста в рамках сензитивного периода, нежели их предшественники.

***

Зато «Рубин» подобным полигоном обладал уже в начале десятилетия – нижнекамский «Нефтехимик» в течение двух сезонов сверкал в ФНЛ. В 2012/13 их состав, по сути, являлся молодежкой главной команды республики, в числе прочих туда «спустили» и Портнягина. Прежде он без особого успеха сгонял в три аренды – дважды в Нальчик и один раз в «Томь». И это еще один пример бездарной ссылки талантливого игрока куда попало. Понятно, что сражающиеся за выживание команды будут делать ставку в центре нападения на более опытных людей, и Портнягиным, до сих пор толком не обученным даже на родной позиции, что одни, что другие откровенно затыкали дыры. Если быть точнее, ставили в оттяжку к левому флангу, где КПД Игоря стремился к нулю.

В «Нефтехимике» задачи стояли иные, и Портнягин обрел себя в качестве стержневого исполнителя, под сильные качества которого заточили игру. «Нефтехимик» сенсационно встретил зимний перерыв на 4-ом месте (на секундочку − дебютант первого дивизиона), а Портнягин уверенно лидировал в гонке снайперов с 16 голами. Да, 8 из них зашли в сетку с пенальти, но не забывайте – 4 из них он заработал собственноручно. Метрика «InStat Football», единственной компании, обсчитывающей первый российский дивизион, ставила Игорю самый высокий индекс в турнире – 291. Следующим шел вратарь «Урала» Игорь Кот с 243 баллами. Для понимания колоссальности отрыва: люди со 2-го по 20-е место в данном рейтинге имели индекс в диапазоне от 243 до 208. То есть Портнягин держался особняком, всего полугода в комфортной среде хватило для резкого скачка.

Выдающуюся эффективность нападающего подчеркивали издержки нижнекамского стиля. При всей задорности и кавалерийской лихости им не хватало трезвого расчета, чтобы кормить Портнягина мячами регулярно. «Нефтехимик» выполнял всего 11 передач в штрафную в среднем за игру, меньше делало только питерское «Динамо», звавшееся тогда «Петротрестом». Последние места они делили и по количеству ударов по воротам. И в таких условиях, благодаря дикому заряду на борьбу, Портнягин умудрялся регулярно забивать. Ему не было равных по части единоборств – он выиграл в общей сложности 254 акта борьбы за первую часть первенства и стал в этом компоненте третьим в лиге. Но опять занимательная деталь: в первой десятке лидеров по единоборствам больше не было ни одного нападающего. Еще одно побочное следствие – против Портнягина фолили чаще, чем против кого бы то ни было − 62 раза.

Разумеется, долго оставаться в ФНЛ талантливому переростку не позволили. Бердыев вернул игрока в ставшую родной Казань, свозил посмотреть со скамейки на «Атлетико», но вновь не рискнул дать Портнягину большой шанс. Опять аренда – в «Крылья». Новый город, новый коллектив, однако те же песни – команда стояла на вылет и встречалась в стыках с «Нальчиком». Во второй переходной игре Портнягин забил дважды, но ты были «мусорные» голы, уже ничего не решавшие, ибо самарцы «уработали» спартаковцев еще в первой сшибке. Летом 2013-го Портнягина снова забирает к себе «Томь», воочию наблюдавшая за его свершениями в первой лиге.

***

Момент истины. Целый сезон окрепший, забывший про старые недуги и обретший себя нападающий являлся основным. Результат – 4 гола, 3 голевых передачи. Попросту стало ясно, что на уровне Премьер-лиги – это игрок-функция. У Портнягина ограниченный набор навыков, в рамках которых он силен, но чтобы тащить на себе слабую команду – это не про него. «Томи» объективно не хватало класса в атаке, отчего Портнягин получал за матч возможность лишь для 1,6 удара по воротам. Сейчас в «Рубине» – 3,0, в два раза больше. В два раза выше и результативность.

6 из 10 голов Портнягин забил головой. В Европе больше со второго этажа оформили только Роналду и Жиньяк. Его действия на втором этаже эталонны, что подтверждается статистикой Squawka.com: 76 выигранных верховых дуэлей, 51% успешности. Нормальным для нападающего считается что-то около 40%. Но стиль, в котором он забивает, несколько отличен от привычных гренадерских шаблонов. Портнягин обладает низким индексом массы тела – на 191 сантиметр у него всего 74 килограмма. Пусть даже данные устарели, пусть он слегка набрал, в любом случае разница с игроком типажа Дзюбы велика. И благодаря легкости Портнягин забивает не после того, как перевисит защитника в воздухе, а сходу, откликаясь на навесы рывками из глубины и имея лучшую в сравнении с опекуном возможность просчитать момент отталкивания от газона. Умение прочитывать ситуацию, которое Бердыев в Портнягине отмечал еще шесть лет назад, дорогого стоит в случае с габаритным форвардом, не имеющим выдающейся техники. Это позволяет рассчитывать на то, что Игорь не потеряет в резкости и скорости слишком рано, все-таки до тридцатилетия ему осталось несколько сезонов.

Но важно понимать и то, где он продолжит карьеру. Если в «Рубине», то здесь сыграет синдром второго полного сезона у Билялетдинова. Смогут ли казанцы блистать так же и дальше, кого из ключевых игроков они потеряют и кем их заменят – все это будет напрямую влиять на организацию их игры, а, следовательно, и на эффективность Игоря Портнягина. Более техничный и приученный к игре в оттяжке и ассистированию партнеров Артем Дзюба к менее благоприятной среде приспособится лучше, он это доказывал в «Томи». Александр Кокорин останется главной надеждой сборной – и в силу возраста, и в силу техники и понимания игры. Надо отдавать себе отчет, что Портнягин оказался у Капелло не от хорошей жизни (да и в «Рубине», собиравшемся с ним расставаться прошлым летом, Игорь ухватился за мизерный шанс из-за внезапной катастрофы с другими форвардами), и штампами вроде «новая надежда страна» там не пахнет и близко.

На сегодня только две московские команды могут переманить его к себе – «Локомотив» для придания Шкулетичу конкурентного импульса или «Динамо» − лидер нашего чемпионата по количеству кроссов: на замену Кураньи при условии, что тренером останется Черчесов. «Спартаку», «Зениту» и «Краснодару» он не нужен. Домыслы о загранице пока не имеют под собой абсолютно ничего.

Портнягин заслужил свой сезон славы, выстрадал возможность играть в Премьер-лиге, однако до сих пор нельзя быть уверенным, что некоторая ограниченность его технического арсенала позволит задержаться на текущем уровне надолго.

Автор: Сергей Челеевский

Статья взята из июньского номера Football Tribune. В журнале вы можете прочитать комментарии Игоря Портнягина к статье Сергея!

Скачать журнал