14 мин.

Запасной путь «Локомотива»

На фоне провального еврокубкового сезона для российских клубов (ни одной победы в 16 матчах) три ничьих в 4-х играх группового этапа Лиги чемпионов московского «Локомотива» до поражения от "Зальцбурга" смотрелись почти подвигом. Но теперь команда не только лишилась шансов на выход в плей-офф ЛЧ, но и рискует остаться весной без Лиги Европы. В РПЛ дела у "Локо" еще хуже – команда занимает после 16-го тура только 7-е место, а это значит, что в следующем сезоне может пролететь мимо еврокубков, за участие в которых клуб получает серьезные выплаты. Илья Геркус и Юрий Белоус рассказали, по каким причинам клуб так неровно выступает, почему теряет болельщиков, а также оценили за счет чего можно спасти ситуацию. 

«Локомотив» уже второй год подряд привозит в Москву грандов европейского футбола. В прошлом сезоне в Черкизове в Лиге чемпионов играл туринский «Ювентус» с Криштиану Роналду, а в этом – второй год подряд приехал мадридский «Атлетико» и мюнхенская «Бавария». Команда Марко Николича также, как «Зенита» и «Краснодара» потеряла шансы на попадание в плей-офф. И лишилась выплаты за выход в 1/8 финала – 9,5 млн евро. Если «Локо» будет третьим в своей группе, то отправится в Лигу Европы – а это 5 млн евро. Три ничьих (две с «Атлетико» (1:1,0:0) и одна с «Зальцбургом» (2:2) уже принесли команде 2,7 млн евро (по 900 тыс. евро за игру). В общей сложности клуб заработал 27,1 млн евро. Эта сумма сложилась из четырех частей: бонуса за результат (2,7 млн), бонуса за участие (15,2 млн), исторического бонуса, основанного на 10-летнем рейтинге клуба в таблице УЕФА (8,8 млн) и выплатах из тв-пула (0,2 млн). Для сравнения, петербургский “Зенит”, который проиграл в трех из 4-х матчей ЛЧ уже пополнил клубную казну на 35,3 млн евро (0,9 – 15,2 – 18,8 – 0,3). Такую разницу в доходе с «Локомотивом» клуб с берегов Невы обеспечил себе за счет более частой и успешной игры в турнире за последнее десятилетие – 7 раз против 3-х у москвичей. 

Во втором по значимости европейском клубном турнире Лиге Европы УЕФА – ЦСКА, занявший по итогам чемпионата России прошлого сезона 4-е место, на данный момент заработал 7,7 млн евро (0,5 – 2,9 – 2,8 – 1,5). Посмотрев на разницу в цифрах, становится понятно, почему клубы так стремятся пробиться именно в Лигу чемпионов. 

В общей сложности УЕФА выплачивает клубам в Лиге чемпионов, Лиге Европы и Суперкубке УЕФА (один матч) 3,2 млрд евро. 

«Следующая статья доходов клуба после рекламного контракта с РЖД – выплаты от выступления в Лиги чемпионов», – рассказывает спортивный менеджер, генеральный директор ФК «Локомотив» с августа 2016 по декабрь 2018 года Илья Геркус

Замороженные доходы от зрителей  

В советское время «Локомотив» называли «пятым колесом в телеге московского футбола» (за столицу выступали более сильные «Спартак», «Динамо», «Торпедо» и ЦСКА). Команда не могла похвастаться высокими результатами и имела скромную по численности армию болельщиков. Но с появлением в Черкизове новой арены посещаемость домашних игр клуба за семь лет увеличилась с 6 до 15 тыс. зрителей, и в том же году “Локомотив” впервые в истории стал чемпионом России. 

Арена – одним из важнейших факторов для коммерческой успешности большого клуба. «Зенит», достроив «Газпром Арену» всего за один сезон увеличил посещаемость домашних матчей с 16 до 43 тыс. зрителей. Россия после второго полугодия 2019 года по средней посещаемости тура занимала в Европе 6-е место – 18339 зрителей. Лидировала по этому показателю Германия (40388). 

«Локомотив» обзавелся современным «депо» в 2002 году. Стадион с одноименным названием произвел в начале нулевых в стране сильное впечатление – отсутствие беговых дорожек, отделяющих поле от трибун, трехметровый ров до газона, вантовая конструкция крыши. Прототипом «Локомотива» стала «Амстердам Арена» (сегодня домашний стадион «Аякса» носит имя легенды клуба Йохана Кройфа), открытая на шесть лет раньше. Правда, стадионы значительно отличаются по вместимости – 54990 зрителей в Амстердаме против 27320 в Москве, и стоимости – в 140 млн евро обошлось сооружение в Нидерландах и около $ 60 млн потратили на возведение российского объекта. Кредит на строительство выдало Министерством путей и сообщения. Изначально планировалось, что он будет постепенно возвращаться клубом от получаемой прибыли. Но сегодня арена находится в управлении команды (долгосрочной аренде), однако числится на балансе у Московской железной дороги. Клуб платит за аренду и обслуживание стадиона. Сумма платежа за все объекты, которые есть на территории стадиона, составляет около 800 млн руб. в год

«Конечно, затраты на строительство стадиона не окупились. Вложения средств в профессиональный спорт в России никогда не окупаются. Это социальный объект, который позволяет проводить турниры, а не коммерческое сооружение в чистом виде, как торгово-развлекательный или бизнес-центр. Арена помогает клубу зарабатывать, он приобретает самостоятельность», – рассказывает Илья Геркус. 

Билеты на октябрьский домашний матч группового этапа Лиги чемпионов между «Локо» и действующим победителем турнира «Баварией» стоили от 2 тыс. рублей в сектор за воротами до 35 тыс. рублей в зону Diamond. Владельцам годовых абонементов можно было купить квитки по 50 % скидке. Кроме доходов за билеты на «РЖД Арене» есть и дополнительные услуги: фудкорты, парковка во время матча (500 рублей), ресторан с панорамным видом на поле, возможность проведения на стадионе свадеб, мастер-классов, кейтеринга, экскурсий, посещение клубного музея, продажа атрибутики, аренда футбольных полей, теннисных кортов, ледового катка, и залов для проведения мероприятий. Но даже такой коммерческой загрузки недостаточно, чтобы хотя бы покрывать затраты на содержание команды. Особенно остро этот вопрос стоит во время пандемии, когда количество зрителей на трибунах ограничивается 25 %.  

Строительство – всего лишь первый этап долгого пути. После этого важно адаптировать стадион под потребности публики, объясняет Илья Геркус 

«”РЖД Арена” – стадион летней конструкции и в зимнее время там находиться не так комфортно. Возможно, в конце 90-х представления о комфорте были другими. А чтобы посещаемость круглый год была высокой и приносила ощутимую прибыль, стадион должен быть комфортабельным и ярким».

В январе генеральный директор «железнодорожников» Василий Кикнадзе сообщил, что через два года начнется реконструкция арены. Он отметил, что планируется удлинить козырек стадиона, чтобы он закрывал все зрительские места, закрыть внешний периметр чаши арены и убрать ров, отделяющий трибуны от поля. 

Сегодня в Москве есть четыре современных футбольных стадиона, построенных или реконструированных в период с 2014 по 2019 год, идет реконструкция стадиона «Торпедо».

«На фоне открытия новых арен в Москве и сужения футбольной аудитории – молодое поколение любит футбол меньше, чем предыдущие поколения, возникнет вопрос – для кого будет делаться реконструкция «РЖД Арены»? Это большая проблема, непонятно, что говорить инвесторам и акционерам», – рассуждает бывший генеральный директор «Локомотива». 

Вскочить на подножку еврокубкового экспресса 

Согласно финансовой отчетности клубов, опубликованной на сайте РФС, в день матча (билеты, VIP-ложи, абонементы, фудкорты, атрибутика) больше всех в РПЛ в 2019 году заработал «Спартак» – 1,5 млрд рублей, немного от него отстал «Зенит» (1,4 млрд). «Локо» расположился на пятом месте с доходом 384 тыс. рублей. 

«Чтобы начать зарабатывать в день матча, нужно создать бренд клуба – чтобы люди захотели прийти на стадион и заплатить за это деньги. Частично эта работа уже проделана, поэтому средняя посещаемость в лучшие годы доходила до 60% от вместимости. Но аншлаг на стадионе — большая редкость для «Локомотива». Сегодня даже “Краснодар” с привлекательным стадионом зарабатывает небольшие суммы. Это проблема всей отрасли, которую нужно решать совместными усилиями – руководством команды, РФС, РПЛ. Низкая посещаемость напрямую связана с качеством управления командой. Необходимо привлекать профессиональных менеджеров. Сегодня их в “Локомотиве” нет. Поэтому посещаемость будет постепенно падать и думаю, что даже о цифре в 15 тыс. зрителей клуб в ближайшее время сможет только мечтать», – анализирует Геркус. 

В последнем домашнем матче «железнодорожников» с тульским «Арсеналом» при разрешенных 6830 (25 % заполняемости трибун) пришли только 3976 человек. Всему виной – неровные результаты команды в чемпионате страны.

Илья Геркус не считает, что команда не готова бороться за чемпионство в РПЛ и называет сегодняшнюю ситуацию для «железнодорожников» «зоной сильной турбулентности».  

Бывший вице-президент «Локо» Юрий Белоус смотрит на будущее команды оптимистично.

«Для «Локомотива» в чемпионате России еще ничего не потеряно. Остается половина турнира – 15 матчей (беседа проходила, когда в РПЛ был сыгран первый круг). Еще можно исправить ситуацию. Чемпионат выиграть будет тяжело, а вот попасть в зону УЕФА клубу вполне по силам».   

Со скамейки в кресло генерального  

Трансферная стоимость 23 игроков «Локомотива» transfermarkt оценивает в 84,2 млн евро – пятый показатель в РПЛ. Самые дорогие игроки: Гжегож Крыховяк (16 млн евро), Дмитрий Баринов (12 млн), Антон Миранчук (12 млн). Самый мощный состав у «Зенита» – 180,3 млн евро. 

Уровень футболистов команды – один из важнейших факторов посещаемости. Однако накануне старта в Лиге чемпионов боссы «Локо» за 14,5 млн евро продали в итальянскую «Аталанту» главную звезду клуба – Алексея Миранчука. Это решение вызвало жесткую критику со стороны болельщиков «красно-зеленых».  

Руководство «Локомотива» заявляло, что, если появится интересное предложение из Европы, клуб будет отпускать игроков. Следуя этой политике, решение продать Миранчука было правильным, говорит Юрий Белоус.  

«Например, ЦСКА, вряд ли бы отпустил своего ведущего футболиста перед игрой в Лиге чемпионов. Но у руководства команды были определенные опасения, что футболист мог бы перейти на таких условиях, что клуб рисковал потерять существенные деньги. Если можно было бы продать его за такую же сумму весной, было бы здорово – он мог бы сыграл за “Локо” в ЛЧ и принести много пользы клубу», – уверен Белоус. 

Есть в составе «Локомотива» топовый игрок, который уже долгое время не показывает того уровня, которого от него ждут – Федор Смолов (стоимость 6 млн евро). Зимой 2020 года нападающий был отдан в аренду в испанскую «Сельту», но после ее окончания вернулся в Москву.  

«Не сошлись по цене, которую давали за Смолова. По моему мнению, такого футболиста надо продавать и чем быстрее, тем лучше. Потому что после чемпионат мира 2018 года он тень того футболиста, каким он был в “Краснодаре” и “Урале”. Не может игрок с высокой зарплатой не показывать свои лучшие качества на поле», – считает Юрий Белоус. 

В составе московского клуба числится защитник Борис Ротенберг – сын совладельца и члена совета директоров СМП Банка и владельца ФК «Сочи» Бориса Ротенберга. Forbes оценивает его состояние в $ 1,2 млрд (81-е место в рейтинге богатейших бизнесменов РФ-2020). Футболист Ротенберг уже два года не выходит на поле из-за травмы колена. Его трансферная стоимость составляет всего 50 тыс. евро. Некоторые специалисты считают, что именно он может стать следующим генеральным директором клуба. 

«Я плохо себе представляю его спортивные перспективы. Он давно в футболе – индустрию понимает изнутри. Насколько это применимо к управлению клубом, – сказать сложно. Определенный кредит доверия от болельщиков «Локомотива» у него есть. Он позитивен, предан команде, трудолюбив, терпелив, если надо сидеть на лавке и ждать своего часа, то делает это, без провокаций и конфликтов», – рассказывает Илья Геркус. 

Разговоры о смене начальства в «Локо» появились неслучайно. Нынешний гендир Василий Кикнадзе в мае принял решение не продлевать контракт с Юрием Семиным, с которым часто конфликтовал. Юрий Павлович – легенда клуба. За 25 лет с Семиным «железнодорожники» добились большинства титулов в своей истории – 3 чемпионства РФ, 6 Кубков России, 3 Суперкубка страны, и еще 7 раз становились призерами чемпионата РФ. 

Непопулярное решение попрощаться с главным тренером при неплохих результатах команды и ряд других управленческих решений настроили фанатов «красно-зеленых» против Кикнадзе, требующих его отставки. 

Илья Геркус считает, что нынешние боссы «Локомотива» работают непрофессионально. 

«Они ни в одной области не понимают, что делать. Пытаются копировать других, а своих идей у них нет. В итоге – доходы упали, болельщики недовольны, спортивные результаты снижаются». 

Василий Кикнадзе уже проделал большой путь и приобрел необходимый опыт, убежден Юрий Белоус. 

«Чтобы разобраться в футбольном хозяйстве нужен минимум год. А профессиональный футбольный клуб такой возможности не дает, потому что из-за высокой конкуренции результат надо показывать уже сегодня».

Гиперпатриотизм вреден российскому футболу     

Конфликт Юрия Семина с руководством команды случался и раньше. В 2010 году президентом клуба была назначена бывший вице-президент Внешторгбанка и экс-заместитель председателя правления «Росбанка» Ольга Смородская. Вскоре главный тренер «Локо» был отправлен в отставку. До этого Семин в 2016 году сам занимал должность президента клуба, а также владел 15 % акций команды. Но в 2010-м ему пришлось продать свою долю. 

Как и в случае с Кикнадзе, болельщики после увольнения Семина обрушились с резкой критикой в адрес Смородской. 

«С точки зрения работы с болельщиками, клуб в тот период не понимал, как это делать. Никакого контакта со зрителем не было. Посещаемость падала и была плачевной. Когда я сменил Ольгу Юрьевну, столкнулся с тем, что аудитория значительно сократилась и нашей команде стоило больших усилий, чтобы вернуть зрителей», – вспоминает Геркус. 

В итоге посещение домашних матчей с 14 тысяч зрителей в сезоне 2010/11 сократилось к окончанию работы Ольги Смородской в 2016-м до 10 тысяч человек. 

Во время управления «Локомотивом» Ильей Геркусом клуб снова возглавил Юрий Семин и команда выиграла чемпионат и Кубок страны, а количество зрителей возросло до 15 тысяч. Спортивный менеджер уверен, что управлять футбольным клубом должен профессионал, который разбирается в этой отрасли. И здесь России нужно заимствовать успешный европейский опыт – привлекать иностранных менеджеров. 

«У нас почему-то такое отношение гиперпатриотичное, что футбол якобы простая вещь, что мы и с сами в нем разберемся. Причем, с финансовой точки зрения иностранные менеджеры не будут стоить дороже наших». 

Юрий Белоус работал в команде Ольги Смородской и отметил, что с уважением к ней относится, как к харизматичному лидеру. Но согласился с коллегой в том, что без футбольного бэкграунда сложно разобраться в этой сфере. 

«Я не вправе оценивать работу Ольги Юрьевны в клубе, пускай это делают те, кто ее приглашал, и смотрят на результаты, которые достиг футбольный клуб. 

Если у человека структурированное мышление, то он может научиться этому (управлению командой). Тут проблема в другом – в футболе есть своя специфика. Самое главное – видеть футболиста. Когда специалист не разбирается в футболе, он начинает спрашивать об игроке у всех, и потом чуть ли не по результатам голосования определять его судьбу. А он должен видеть все на уровне главного тренера. И вся селекционная служба должна в этом хорошо разбираться и понимать по какой системе играет команда. Эти знания позволяют избежать ошибок, которые приводят к потере денежных средств». 

Бюджет «Локомотива» в этом сезоне составляет около 8 млрд рублей. Это третий показатель в Лиге после «Зенита» (17 млрд) и «Спартака» (8,6 млрд). В этом году депутаты Госдумы олимпийские чемпионки Ирина Роднина и Светлана Журова высказались за уход госфинансирования из профессионального спорта. Однако весной «ВЭБ.РФ» приобрела 77,63% акций ФК ЦСКА за 18 млрд рублей, чтобы конвертировать долг клуба перед госкомпанией. 

Сейчас в стране тренд скорее на огосударствление бизнеса, чем на его приватизацию, поэтому представить, что «Локо» станет коммерческим клубом практически невозможно, уверен Илья Геркус. 

«Три-четыре года назад коммерческие заработки команды вышли на более серьезный уровень. До этого это были незначительные суммы по отношению к тому, что выделяет «РЖД». Наша команда выстроила коммерческую работу клуба – появился пул спонсоров и клуб стал зарабатывать 100-150 млн рублей в год по сравнению с нулем в предыдущий период. В год коммерческие доходы в совокупности с поступлениями от УЕФА в сумме окупали около 40 % от затрат на содержание клуба, поэтому без финансирования РЖД команда существовать не может. Чтобы добиться финансовой самостоятельности, нужно десять лет упорного труда», – анализирует Геркус. 

Сегодня из-за российской экономики футбол отброшен далеко назад, констатирует Юрий Белоус. 

«Мы отстаем даже от нулевых годов, когда у нас ЦСКА и «Зенит» выигрывали Кубок УЕФА. Мы не можем покупать тех игроков, который стоят 30-40 млн евро, как это делал «Зенит», приобретя тогда Данни (Мигель Данни перешел из московского “Динамо” в 2008 году за 30 млн евро) . Таких трансферов сейчас нет, потому что курс рубля к евро тогда был 30, а сегодня уже почти 90. У телевидения нет больших рекламных возможностей, как в Европе. Без реформ в нашем футболе никаких выигрышах на уровне клубов и сборной на международных турнирах быть не может». 

Илья Геркус напоминает, что футбол призван дарить радость и отвлекать население от проблем. 

«Он несет большую социальную функцию, как и медицина. Но в России не у всех есть это понимание. Часто футбол пытаются сравнить с обычным бизнесом. Но это так не работает». 

 Основу материала составляет статья журнала "Компания".

Фото: ЕРА; ФК "Локомотив"; ФК "Ростов"; Rusfootball.info.

Если вам понравилась эта статья, ставьте "+" и подписывайтесь на канал: 11+