5 мин.

«Чёртов немец, я убью тебя!»

 

Бывают такие случаи, когда не знаешь, с чего начать текст, потому что фактуры на него нет. С такими обязательными статьями сталкивается в своей работе каждый журналист, и хороший отличается в этом плане от плохого тем, что умеет оперативно сделать обязательный текст и без фактуры. Однако бывают такие случаи, когда не знаешь, как начать, потому что фактуры слишком много. И это именно тот случай.

Собственно, к немецкому профессиональному футболу Берт Траутманн имеет весьма посредственное отношение: вся его блистательная карьера, как и большая часть жизни, прошла в Англии, а в Германии до Второй мировой войны кипер выступал лишь за любительскую "Туру" из родного Бремена - да и то, на позиции правого полусреднего, а не в воротах. В Англии же бывший парашютист люфтваффе оказался не в качестве легионера, а в качестве военнопленного, и освобождён был только через два года. 25-летнему на тот момент молодому человеку предложили вернуться на полуразрушенную родину, однако Траутманн решил рискнуть и остался в стране, которая после войны была настроена к немцам почти так же враждебно, как СССР. В лагере для военнопленных Траутманн продолжал играть в футбол, и в одной лагерной команде с ним выступали другие известные впоследствии профи - Карл Краузе из "Шальке" и Гюнтер Люр из "Бремерхафена". Именно Люру Берт обязан своей вратарской карьерой: в одном из матчей против местных жителей Траутманн предложил голкиперу позициями и сыграл великолепно. С тех пор из ворот Траутманн не уходил.

***

После освобождения Траутманн играл за местную любительскую команду, однако самоотверженная игра немецкого голкипера привлекла внимание клубов первого дивизиона уже через несколько месяцев. Интерес к игроку проявляли "Арсенал", "Тоттенхэм" и "Манчестер Юнайтед", однако самым настойчивым во всех смыслах оказался "Манчестер Сити". Легенда гласит, что в день, когда представители "Сити" приехали к Траутманну в дом подписывать контракт, у футболиста случился грипп, и пока функционеры "горожан" говорили, Берт страшно захотел в туалет, потому просто прервал их и подписал контракт. Так Траутманн стал будущей легендой "горожан".

***

На первый матч Траутманна в "Манчестер Сити" - против "Барнсли" - пришли 27 000 зрителей, хотя обычно матчи такого уровня собирали 2-3 тысячи человек. "Все хотели посмотреть на немца. Я чувствовал себя как обезьяна в зоопарке", - вспоминал впоследствии футболист. Многие зрители, даже болеющие за "Сити", открыто травили немецкого игрока, вскидывали руку в нацистском приветствии, выкрикивали оскорбительные слова, однако Траутманн старался игнорировать ненависть трибун. Ненависти же со стороны своих коллег Берт не терпел. В одном из матчей против "Бирмингема" правый полусредний соперников Питер Мёрфи после очередного сейва Траутманна воскликнул: "Чёртов немец, я убью тебя!". В перерыве Траутманн рассказал об инциденте своему тренеру, тот выслушал подопечного, вышел из раздевалки, вернулся через минуту и сказал, что всё улажено. После игры в дверь раздевалки "Сити" постучался Мёрфи, стоявший голышом, и извинился перед вратарём. Оказывается, тренер "горожан" рассказал об инциденте своему оппоненту, тот передал команде, а команда заставила Мёрфи извиниться. "Вся раздевалка каталась по полу от смеха, а я почувствовал огромное уважение к его исренности и порядочности", - вспоминал Траутманн. Что же касается остальных англичан, то вратарь по прошествии многих лет считал, что своим примером пытался сломать стереотипы о немцах: "Я жил в Англии с постоянным ощущением того, что местные жители совсем немного знают о настоящих немцах. Они знали только убийц, насильников и разжигателей войны. Для них я был одни из них". Мужественность Траутманна на поле и за его пределами ещё более удивительна, если учесть что с детства будущий вратарь страдал комплексом неполноценности: после тренировки до дома юный Бернхард ехал не вместе с партнёрами в переполненном автобусе, а предпочитал ждать час следующего автобуса по тому же рейсу.

***

В 50-х годах английские клубы провели множество товарищеских матчей с немецкими клубами на их земле. В стороне не остался и "Манчестер Сити", однако колорита матчам "горожан" с немецкими клубами придавал тот факт, что за них выступал немецкий вратарь. Партнёры по команде не слишком жаловали желание своего голкипера показать, что он играет за хороший клуб - для них межсезонные матчи были возможностью весело провести время. В игре с "Айнтрахтом" защитники "Сити" помимо обычных привозов специально соорудили для своего вратаря ещё и пенальти, однако Траутманн с ударом справился.

В тот день на трибунах присутствовал главный тренер сборной ФРГ Зепп Хербергер. Тренер национальной клманды не мог не знать об отличной игре своего соотечественника в Англии, однако Траутманн так ни разу и не сыграл за сборную Германии. "Я понимаю его. В то время ввести в сборную легионера, особенно из Англии, было сродни взрыву, а Хербергер и так находился под шквалом критики", - говорил Траутманн. Позже футболисту предлагали играть за сборную Англии, однако он наотрез отказался, так как даже за пределами родины чувствовал себя только немцем.

***

Самый знаменитый эпизод карьеры Траутманна - его игра в финале Кубка Англии 1956 года, когда вратарь последние 15 минут провёл с травмой, как показало медобследование - с переломом трёх шейных позвонков. Повреждение футболист получил в столкновении с тем самым шотландским форвардом Мёрфи, однако достоял матч в воротах, а его клуб победил. Сам Траутманн тот эпизод вспоминать, мягко говоря, не любил.

 

"Меня часто возмущает, что помнят меня по тому, что я сломал шею, играя в футбол. У меня была куча других травм - шрамы по всему телу, нос сломан столько раз, что я сбился со счету... Однако я играл в футбол 15 лет и что, всё, чем я запомнился, - это травмы? Говорите, я был примером мужества и символом воли? Знаете что: если б я знал, что в футболе можно получить столько тяжёлых травм, то и играть бы никогда не начинал. Я жить хочу".

 

Этот и другие тексты и новости - на Eigentor.ru