15 мин.

Первый отечественный стадион. Ad Gloriam

«Тогда не было, между прочим, и стадионов. В футбол, например, играли почти на пустырях, иногда вытягивающихся горбом и с полевыми цветами среди, разумеется, не постриженной, как теперь, под ковер, травы».

Юрий Олеша, «Книга прощания»

Заглянув в дореволюционную и раннесоветскую спортивную прессу, можно обнаружить, что в России в футбол играли на «площадках» и «полях», в «клубах» и «парках», но далеко не на «стадионах». Слово «стадион» применительно к отечественным спортивным объектам плотно засело в лексикон советских корреспондентов лишь в начале 1920-х годов. Не удивительно, – возразите вы, – ведь, следуя хронологии достопочтенного исследователя спортивной архитектуры Дмитрия Козлова, «эра стадионов» началась лишь в 1924 году. Но дальше – больше.

Если не брать во внимание «Красный стадион», как нереализованный проект, одним из первых реально существующих и функционирующих спортивных объектов, который в прессе «обозвали» стадионом стала, площадка Государственного Центрального Института Физкультуры. Но (!) автор статьи об открытии новой поляны постоянно берет слово «стадион» в кавычки, будто бы отстраняясь от такого громкого названия: 

 «Достаточно указать на то, что в самое трудное время, при общей экономической разрухе Институт сумел создать свою площадку – «стадион» с нормальной 400-метровой гаревой беговой дорожкой. Совершенствуясь с каждым годом, «стадион» уже в настоящее время является центром и сосредоточением физической культуры для многочисленных рабочих кружков».

При этом, например, о берлинском стадионе корреспонденты писали смело, твердо и решительно, безо всяких кавычек. Ситуация в корне поменялась, когда благодаря первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставке вокруг старой футбольной площадки «СКЗ» (Спортивного Клуба Замоскворечья) выросли трибуны и на свет появился первый отечественный стадион. Аккурат после этого события страницы спортивных изданий запестрели «стадионами».  

Но, стоит заметить, что рождение «первого стадиона» прошло совершенно буднично. Никакого особого внимания этому «событию» корреспонденты не придавали. Тем не менее первое время в «Известиях Спорта», упоминания о «стадионе Выставки» сопровождались уточнением – «бывшая площадка «СКЗ» (очевидно, чтобы москвичи не запутались). Так, подспудно противопоставлялись два понятия – «стадион», как нечто новое и масштабное, и «площадка», как архаичный объект прошлого.

Но позвольте, – вновь осадит внимательный читатель, – почему же это «первый стадион»? А как же площадки на которых играли до революции? Действительно, кому только не приписывают статус старейшего стадиона страны – от площадки в Гавриловом Яме, до каких-то древних полей Кенигсберга. В иных источниках утверждается, что первым стадионом была площадка Сокольнического Клуба Спорта, другие твердят о том, что это звание можно отдать арене Московского Клуба Лыжников, будущего стадиона «Юных Пионеров».

По заверениям видного теоретика спортивной архитектуры С.П. Зверинцева, который передает нам привет прямиком из 30-х годов, до революции в России отсутствовало строительство капитальных спортивных сооружений. Все ограничивалось лишь небольшим количеством спортивных площадок, оборудованных энтузиастами из отдельных спортивных обществ. Отсчет истории отечественных стадионов С.П. Зверинцев начинает с 1923 г., а во главу списка первых стадионов страны автор ставит рассматриваемую нами арену Всероссийской сельскохозяйственной выставки. Далее в «Списке Зверинцева» идут стадионы «Юных Пионеров», «КОР» и т.д. Д. Козлов также постулирует, что «первый стадион возвели в Москве к открытию Всероссийской сельскохозяйственной выставки в 1923 г». Доверимся мнению авторитетных источников и посмотрим, что же это за зверь такой – «стадион Выставки», а также обратим внимание на некоторые аспекты, указывающие на то – почему именно этой арене можно присвоить почетный значок «пионера отечественных стадионов». 

Откуда ноги растут

Упомянутый выше Зверинцев отмечает, что «первые (спортивные) постройки отличались бессистемностью, зачастую строились без утвержденных проектов, и без привязки к перспективам развития и реконструкции города, иными словами стадионы росли во многом стихийно, как грибы». Получается, как Ленин вырос из грибницы-броневика, так и многие стадионы появлялись на месте уже существовавших грибниц-площадок. 

Вот и наш герой-стадион не возник из вакуума. Построили его на базе уже существовавшей здесь площадки московской «Стрекозы» – «Спортивного Кружка Замоскворечья» (СКЗ) одной из легендарнейших команд московской футбольной лиги.

В 1910-х г. Энтузиасты зачистили пустырь между Бабьегородской плотиной и Крымским мостом, устроив здесь поляну для игры в футбол. На протяжении нескольких веков на месте этого пустыря располагались огороды. Теперь вместо сельскохозяйственных культур здесь возделывалась культура спортивная.

Антураж у этого местечка был своеобразный. Первое время площадка «Стрекозы» ютилась между грудами мусора и откровенным болотом. «Наше футбольное поле не соответствовало нормальным размерам. Рядом с ним сколько хочешь места, но попробуй возьми его – это свалка мусора» – вспоминает легендарный воротчик «Стрекозы» Николай Соколов. Стесненность мусорными кучами компенсировалась шикарными видами на Крымский мост с одной стороны и панорамой Кремля с другой – так, играя в футбол ты всегда помнил, что живешь в лучшем городе мира. К тому же, от Москвы-реки поляну отделяла только неширокая мостовая Крымской набережной, поэтому после жарких летних игр здесь без труда можно было устраивать освежающие водные процедуры.

Со временем площадка обросла примитивной DIY инфраструктурой. Как минимум были сделаны три ряда скамеек для зрителей, гаревая беговая дорожка, невысокий забор по всему периметру, павильон-раздевалка и домик-касса.

Новые времена

На заре 1920-х годов глаз на пустыри в районе Крымского моста положило советское правительство. В кратчайшие сроки было решено устроить на этих брошенных территориях Всесоюзную сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку. И закипело строительство.

Футбольная площадку уничтожать не стали – наоборот, сумрачный советский гений из Государственного выставочного комитета решил превратить её в полноценный стадион.

Выставку чудесным образом удалось организовать и построить менее чем за полгода. О темпах строительства и характере территории читаем у Булгакова в «Золотистом Городе» – восторженные реплики первых посетителей Выставки: «Черт их знает, действительно! На этом болоте лет пять надо было строить, а они в пять месяцев построили! Надо будет узнать, где тут ресторан!».

Хейтеры из-за рубежа также не отставали и восклицали: «Нужно же было умудриться выбрать свалочное место, чтобы затратить невероятное количество человеческого труда и последние миллионы нищей России на феерически быстрое превращение его в выставочную территорию» (из эмигрантской газеты «Руль»).

Сам стадион, как и вся выставка, был построен, по всей видимости, очень быстро. Выставка распахнула свои двери 19 августа 1923 года (хоть и в незавершенном состоянии), а июньские «Известия Спорта» сообщают о том, что на «поле СКЗ» команда «бывших» хозяев встретилась с ОППВ». Выходит, что игра проходила либо на стройплощадке, либо стадион возвели перед самым открытием Выставки. Так или иначе, это была, вероятно, последняя официальная игра на старой-доброй площадке «Стрекозы».

Главная территория Выставки расположилась по другую сторону Крымского вала, на месте нынешнего Парка Горького. Вокруг стадиона же вырос т.н. Иностранный отдел – эта локация была отведена для павильонов и выставок техники зарубежных бизнесменов.

В Российском Государственном Архиве Экономики нашелся небольшой документ о строительстве стадиона. Ничего особо примечательного не содержит, но для дополнительной детализации сойдет, привожу текст полностью:

«На Иностранном Отделе был построен стадион, продолговато-овальное поле с продольной осью в 79 пог. саж и поперечной в 32 саж. Вокруг этого поля сделана легкая атлетическая дорожка длиною 410 метров с прямой вставкой в 120 метров из состава глины, строительного мусора и шлака утрамбованного и укатанного железными ручными катками. Внутренняя часть стадиона была подготовлена под футбольное поле для чего все разъезженные места были приштыкованы, засеяны и укатаны. Одновременно были сделаны три теннисные площадки из того же состава глины, шлака и строительного мусора. На площадке после укатки катками были открашены линии.

Уже во время функционирования Выставки на Стадионе были сделаны дорожки для прыжков в длину и высоту, 3 ямы для прыжков, площадка для городков и площадка для баскетбола. Все они сделаны из того состава смеси глины, высевок и шлака с добавлением песка.

Так как работы по устройству стадиона преследовали чисто спортивные цели, для их выполнения был привлечен спортсмен, строитель такого рода сооружений гр. Сафонов, который и выполнил своей организацией указанные работы».

Узнать, кто такой гражданин Сафонов, руководивший «устройством стадиона» не удалось. Зато нам доподлинно известен главный архитектор.

Архитектурные излишества

Проектом Иностранного отдела выставки занимался небезызвестный архитектор В. Щуко. Но проектировку стадиона отдали на откуп молодому студенту ВХУТЕМАСа Андрею Бурову. Задание, нужно сказать, было весьма ответственное, хоть и не подразумевало каких-то сверхвычурных архитектурных решений – стадион должен был стать центральным ядром всего Иностранного отдела выставки.

На тот момент Буров еще не звезда советского авангарда, не тусуется с Ле Корбюзье и Эйзенштейном, а пока что набирается опыта на архитектурном факультете в мастерской А.А. Веснина. Однако он уже активно ведет творческо-архитектурную деятельность, в частности, участвует в конкурсе проектов упомянутой выше Выставки, и получает третью премию. Авторству Бурова принадлежат несколько павильонов на выставке, стадион и проекты фонарных столбов, на которые обратим отдельное внимание далее.

Наиболее выделяющейся деталью свежего «стадиона Выставки» являются его «мачты освещения». Конечно, «мачтами» мы их называем с большой натяжкой, ведь это, конечно, далеко не осветительные конструкции «заливного света», а банальные «фонарные столбы», с небанальным внешним видом – с заявочкой на конструктивизм. Андрей Буров спроектировал эти столбы для всей территории Выставки, а не специально под стадион. Но совершенно конкретное расположение осветительных мачт по четырем углам прямоугольного стадиона делает их частью спортивного архитектурного ансамбля.

В 1923 г. хайптрейн ГОЭРЛО набирал обороты и, очевидно, что электрификации выставки было уделено особое значение. Отсюда и внезапное появление освещения на стадионе. Читаем у Булгакова вечерние впечатления о Выставке: «Вечер. Весь «город» унизан огнями. Всюду белые ослепительные точки и кляксы света <…> Три электросолнца бьют сквозь легкие трельяжи». Сложно судить насколько хорошо была освещена поляна стадиона, но, как минимум, с наступлением темноты активности на ней вполне могли продолжаться, что для спортивных площадок начала 20-х годов было непозволительной роскошью.

Конечно света восьми ламп (на каждом столбе по две) не могло дать никакого эффекта «заливного света», и 4K телетрансляцию в вечернее время отсюда вряд ли можно было провести. Но здесь нам важно увидеть определенные параллели с привычным нам образом стадиона. С тем образом, который появится только несколькими десятками лет позднее, когда высокие металлические конструкции мачт освещения станут неотъемлемой деталью образа большинства стадионов мира. В сознании автора этого текста, например, плотно засели воспоминания о гигантских мачтах стадиона «Москвич» в Текстильщиках, которые были видны, казалось из любой точки района. Кто-то может вспомнить привлекательные мачты старого стадиона «Динамо» или, на худой конец, питерского «Петровского». Так и «стадион Выставки» легко считывается по своим причудливым осветительным сооружениям.

Трибуны представляли собой простую деревянную конструкцию, по классификации Зверинцева – «элементарного типа», без подтрибунных помещений. Зрительские места в виде скамеек во всю длину трибуны (нумерация мест здесь появится только после реконструкции стадиона в 1936 году). В центральной части главной трибуны располагался навес и балкон/ложа для почетных гостей, позади которой была пристройка – единственное полноценное помещение стадиона. У южной кривой стадиона располагался т.н. «спортивный павильон», внешним видом больше напоминающий большую беседку. Судя по фотокарточкам изначально трибуна была окрашена в яркий белый цвет.

Так, можно говорить о том, что стадион Выставки не только формально стал «первым стадионом», но и первым принял привычный нам образ классического стадиона с мачтами освещения и двумя трибунами вдоль поля.

Ко всему прочему, здесь видна рука архитектора, для которого в первую очередь важно создать комфортное и визуально эстетичное пространство для зрителей. Во многом это и отличает стадион, как полноценное архитектурное сооружение, от простой футбольной площадки со скамейками.

Хлеба и зрелищ

В своей новой инкарнации стадион приобрел совершенно новую функциональную роль. Футбольная площадка «Стрекозы» строилась исключительно футболистами и для футболистов, как место, где можно предаваться физкультурным утехам.

Выставочный стадион же предназначался в первую очередь для зрителей – то есть зрелище стало играть здесь ключевую роль. Читаем в альманахе Выставки: «Физическая культура – будет также представлена на выставке. Наилучшим сопровождением выставочных экспонатов по физкультуре и спорту будет несомненно Всесоюзный праздник физкультуры, приуроченный к выставке – этот всесоюзный смотр красных фаланг молодости, здоровья и силы». Здесь открытым текстом говорится о предназначении нового спортивного объекта – «смотр» предполагает большое зрелище. Таким образом, площадка для игры в футбол, не просто обросла с двух сторон трибунами, но и обрела новую функцию – места для показательных выступлений, зрелища, шоу.

В этом смысле этот стадион сильно отличался от тренда некоторых арен 1920-х годов и концепций рабочих стадионов, где на первое место выдвигалась физкультурная вовлеченность рабочего люда в спорт, а не наблюдение за другими спортсменами. Такие стадионы обходились лишь одной небольшой трибуной, отдавая большую часть спортивного пространства под занятие физическими упражнениями. Предполагалось создание места максимально доступного для посещения, без излишних оград и других препятствий, в т.ч. визуальных. В этой концепции стадион должен был привлекать новых спортсменов, а не зевак и любителей бахнуть крепкого на трибуне. В свою очередь, «стадион Выставки» наоборот – явно гонится за привлечением максимального числа зрителей на свои двухсторонние трибуны.

Начало конца

На несколько лет арена получила статус «Центрального Стадиона», а значит именно здесь проходили главные физкультурно-спортивные мероприятия столицы. Так, например, во время функционирования Выставки в 1923 г. именно на этой поляне прошел первый в истории финал Чемпионата СССР по футболу. И пусть сам матч получился весьма куцым в смысле футбола (подробнее об этом мы рассказывали здесь), но сам статус матча подчеркивал особое значение новой арены для столицы.

Вторым этапом существования стадиона стала его передача в ведомство Московского городского совета профессиональных союзов (МГСПС) сразу по окончании выставки. В разные дни недели здесь тренировались и играли разные профсоюзные объединения-клубы. Судя по спортивному справочнику 1928 г. расписание было примерно такое: в понедельник и четверг здесь занимался «союз деревообделочников», в среду и субботу площадку занимал «союз медсантруда», а «союз металлистов» физкультурил здесь ежедневно в утренние часы.

С 1931 г. стадион стал домашней ареной для клуба «Автомобильного завода имени Сталина», будущего «Торпедо». По заверениям чб историков, 10 мая 1938 году здесь произошло историческое событие – московское «Торпедо» сыграло свой первый матч в «классе А» Чемпионата СССР. 

Несмотря на реконструкцию в 1936 г., решительных архитектурных изменений стадион не претерпел, и во многом сохранял тот облик, который в 1923 г. придал ему Андрей Буров.

Самое серьезное изменение в архитектурном плане стадион понес в начале 1940-ых, когда был полностью стерт с лица земли, в угоду строительства на этом месте здания Академии Наук. В наши дни на месте стадиона раскинулся Центральный Дом Художника aka. ЦДХ.

Конечно, разговор о том какую футбольную поляну можно назвать «первым стадионом» – это отчасти и вопрос терминологии. В каком-то смысле и коробку во дворе можно идентифицировать как «стадион». Но все-таки московский «стадион Выставки» стал первым отечественным спортивным сооружением, вобравшим в себя одновременно и визуальную, и функциональную составляющую привычной нам коннотации слова «стадион».

Дополнительная галерея:

Основные источники:

  1. pastvu.com

  2. retromap.ru

  3. Соколов Н. «Первый вратарь сборной» 1968

  4. Зверинцев С.П. «Спортивная архитектура» 1931

  5. Козлов Д.В. «Александр Никольский и архитектура стадионов» 2019

  6. Газета «Известия Спорта»/ «Красный Спорт» 1923-1930

  7. Газета «Известия Физической Культуры» 1924-1927

  8. Российский Государственный Архив Экономики