Блог Триклозан-карбамидовые сны

От Москвы до Ленинграда

Мы привыкли не задумываться, почему клубная символика такая, какая она есть, либо ограничиваться объяснением, что "так получилось". Однако, как в литературе цвета с внешними деталями выражают определенное настроение, так же и в действительности они чем-то обусловлены или как минимум вызывают какие-либо ассоциации. "От Москвы до Ленинграда и обратно до Москвы пляшут линии, ограды и мосты" - пел ансамбль Браво, о том, как привычные образы словно оживают и наполняются новым значением, и идет речь далее.

клип

 

Московское барокко отличается жизнерадостным сочетанием красного кирпича и белого камня в духе народной команды, тогда как елизаветинское тяготеет к аристократичным и возвышенным цветам Зенита. В то же время, монастыри с прилагательным "новодевичий" имеют место в обоих случаях.    

монастырь                                 монастырь

 

Поскольку Спартак с незапамятных времен связывал себя с интеллигенцией, то не исключено, что белая полоса на груди, родившаяся в 28-ом году, могла быть взята с фасада Третьяковской галереи, в таком случае, к созданию классического спартаковского дизайна приложил руку знаменитый живописец Виктор Васнецов. В настоящее время этот дизайн перестал применяться, но болельщики верят, что "засверкают красные футболки с легендарной белой полосой", как писал сын Сергея Есенина, тоже поэт. После войны Эрмитаж был перекрашен в бело-голубые цвета по решению комиссии, возглавляемой главным архитектором Ленинграда Николаем Барановым, позднее реконструировавшим стадион Петровский; синего же цвета в символике еще не было.    

галерея                                 музей

 

Символ Зенита - царь зверей, потому что, как говорил герой Невероятных приключений итальянцев в России, "в этом городе львов больше, чем жителей". Львиная доля из них изображена с мячом шаром, пример тому стрелка Елагина острова, оформленная архитектором Ильиным, "а звали его Лев" (из того же фильма). Если методом аналогии предположить то же самое в отношении ЦСКА, напрашивается ассоциация с фасадом Большого театра. Правда, согласно более прозаичной официальной версии, все дело в конюшнях, на месте которых построен стадион.           

лев                                 театр

 

После первого российского чемпионства Зенита был отмечен случай, когда болельщики из культурной столицы повязали шарф ЦСКА на петербургскую скульптуру "Укрощение коня", а царскосельская статуя гладиатора, напоминающая о Спартаке, неоднократно подвергалась членовредительству. 

скульптура                                          статуя 

 

Так как эмблема Зенита называется стрелкой, очевидна ее связь со Стрелкой Васильевского острова, где начинаются совместные походы на стадион, отмечаются чемпионства с юбилеями и зажигаются Ростральные колонны в честь этих событий. Также имели место фанатские разборки, на сленге называемые стрелками, неподалеку был сыгран первый матч в истории страны, кроме того, стрелки есть и у других островов, в частности, стадион расположен на стрелке Крестовского острова. Дорожки в виде большой и малой дуг перекликаются с разметкой соответственно центрального круга и полукруга перед штрафной площадью, а поскольку современный вид сквера сформировался в середине двадцатых годов, когда игра набирала популярность, то не исключено взаимовлияние футбола и городского пейзажа; правда, в игре полукруг появился на десятилетие позже. остров

мост                      эмблемы

С появлением современного наименования стал применяться логотип, похожий на центральную дорожку вместе с близлежащим участком боковой, буква "З" в нем отделена от остальных, походя на фрагмент Благовещенского моста, расположенного несколько западнее, а название, в отличие от московских команд, написано целиком, вероятно, изображая речные изгибы. В семидесятые логотип обрел современный вид, образуемый центральными дорожками, включающими букву "Т", которая может быть отсылкой к Тома де Томону, сформировавшему очертания набережной. С начала девяностых использовалась круглая эмблема с корабликом Адмиралтейства, повторяющая вид набережной. Влияние этого варианта можно усмотреть в очертаниях стадиона, а прилегающая территория со станцией метро выполнена в виде полукруга. В текущем десятилетии произошло возвращение к минималистичному дизайну, чуть позже на эмблеме появилась звезда, сопутствовавшая пятому чемпионству, к тому же, помимо луча звезды, стрелка сама по себе напоминает вид корабельного носа. Об авторе логотипа история умалчивает; значок Ленинградского металлического завода, где все начиналось, имел похожие очертания и включал здание Адмиралтейства.

кораблик                     остров

 

Связь острова со спортом почувствовал еще поэт Саша Черный, сравнив его с бильярдным маркёром, при этом, воспетая им "жаба в манжетах" выглядела существенно иначе. Впоследствии его тезка, лидер группы Сплин и болельщик Зенита с характерной фамилией "Васильев" спел это стихотворение. Город был переименован в 1924, в том же году сквер смыло наводнение, после чего он был создан заново; сборная Ленинграда носила эмблему в виде буквы "Л", в то же время имевшую характерный вид. Поскольку автор проекта - уже знакомый нам Лев Ильин, то это еще и первая буква его имени. Первоначальный вариант впоследствии был упрощен, на нем мы видим намек на звезду в круге (так называемый пентакль) посредством круга, вписанного в звезду.

                  

 

До того, как Дворцовая площадь, расположенная по соседству, была заасфальтирована, ее дорожки опять же образовывали пентаграмму. Считается, что боковые и нижние лучи символизируют четыре стихии, а верхний - это дух, берущий над ними верх. Поскольку стрелка как на карте, так и на эмблеме указывает вправо, она подразумевает водную стихию.

                      

 

Значок ГТО, образованный физкультурниками во время парада на все той же площади. Эмблема, появлявшаяся на форме команды ЛМЗ, выглядела аналогичным образом.

                                                               

 

Другим атрибутом была красная горизонтальная полоса, быть может, дело в том, что на момент возникновения клуба Эрмитаж был красно-белым.

                                

 

Марсово поле и Петропавловская крепость - примеры стрелкообразных очертаний, свойственных петербургскому "строгому стройному виду"; в рамках подготовки к чемпионату мира на поле были установлены ворота. 

парк                                       крепость

 

Барельеф Триумфальной арки на Дворцовой площади ассоциируется с изящным откатом мяча назад, один из петергофских фонтанов - с футбольными трофеями.

арка                                          фонтан

 

"З" - Зимний дворец, "Е" - Елисеевский магазин, "Н" - Невский проспект, "И" - Исаакиевский собор, "Т" - Тройной мост. Купол Исаакиевского собора может символизировать Солнце, потому что внутри присутствует солярный символ. Четыре малых купола можно соотнести с планетами земной группы, позолота как бы указывает на их близость к Солнцу. Не из-за ассоциации ли с космосом на Раскольникова при виде сооружения веяло "необъяснимым холодом"? Понятно, что на данном этапе рассуждения могут показаться надуманными, но дальше они развиты.

собор                                            пол

 

Храм Христа Спасителя построен по той же схеме и включает соответствующие знаки.

храм                                            пол

  

Васильевский остров и Васильевский спуск в Москве: в еще не основанном Петербурге топоним появился намного раньше. Парящий мост в Зарядье заменяет Стрелку, причем консультантом выступил одноименный институт.

остров                                 мост

 

Массивное здание Исторического музея на Красной площади - архитектурное воплощение сборной России, играющей в красном с белыми вкраплениями. Верхние шпили увенчаны двуглавыми орлами, держава опять же кажется подобием мяча, скипетр выступает как свернутый лайнсменский флажок. Разместившись на очередном шаре, орел игнорирует футбольную поговорку "не сиди, яйцом станет", эта особенность эмблемы появилась до возвращения орлов на здание музея, но после воссоздания снесенных при советской власти Воскресенских ворот с аналогичными флюгерами. Идея контура вокруг орла могла быть подсказана округлыми арками, расположенными под шпилями, черный цвет - их полумраком.   музей

шпиль 19972010орлы

Львы и единороги (мифический вид коней) вернулись на шпили в 2003 году после того, как ЦСКА с Зенитом заняли первые два места. На дверях парадного входа такие же львы, как на Стрелке, с той разницей, что у петербургских светлых львов темные кольца, а у московских темных - светлые, при этом, первые были созданы Самсоном Сухановым значительно раньше строительства Исторического музея. В оформлении здания использованы различные ромбики и треугольники, его филиалом является храм, о котором, вместе с этими фигурами, идет речь дальше. 

стрелка                                         стрелка

 

Если у музея 11 башенок, то у собора Василия Блаженного столько же глав, и что символично, четыре из них окрашены в цвета Динамо, Локомотива, Спартака и ЦСКА... А может, выбор клубных цветов и был осознанно или подсознательно продиктован именно им? Купола похожи на флаги, основания под ними соответствуют ярусам трибун. Позолоченная центральная глава, возвышающаяся словно на пьедестале, ассоциируется с трофеем, подкрестные шары напоминают мячи; выражаясь современным языком, все это выглядит как некая инсталляция. Желто-зеленые купола наводят на мысль о футбольных полях, где светлые желтоватые полосы и прочие узоры чередуются с более темными, этакие сферические панорамы. Большой желто-зеленый купол - Лужники, остальные четыре - арены клубов. В то же время, возможна ассоциация с легендой о семи холмах: центральный желтый купол как Боровицкий холм со склоном в виде Васильевского спуска (на старых картинах цвет площади именно такой), а также окружающие его пять желто-зеленых и один просто зеленый, который некогда был желтым. 

собор            купола            колокольня

 

Навершия шатровой кровли соотносятся со стадионами клубных молодежных команд: крыльцо со стороны Красной площади армейско-динамовское, со стороны Васильевского спуска торпедовско-спартаковское, при том, что обе пары клубов состоят в дружественных отношениях. Похожую на крыльцо миниатюрную Царскую башню Кремля, расположенную напротив красно-зеленой главы, следует соотнести с молодежным стадионом железнодорожников, тем более, что имя Василий и переводится как "царский". Такой вот пример пересечения параллельных прямых - галереи со стеной. Означает ли все это, что наряду с непосредственно православной символикой собор иллюстрирует московский футбол, причем этот смысл заложен задолго до появления самой игры? Если допустить существование всякого рода мистики, упоминаемой в легендах о юродивом, именем которого назван храм, то почему бы и нет.  

галерея                                 стена

 

Если свод северного крыльца выдержан в динамовской эстетике, то южного - в торпедовской.

крыльцо                                    крыльцо

 

На крыше стадионов имеются крестообразные конструкции, на некоторых флагах опять же изображены кресты.

                         

 

На центральной церкви, названной в честь Покрова Богородицы, изображен ее символ - восьмиконечная звезда, отражающая схему постройки, кстати, официальное название храма - Покровский собор. На золотистом флаге Ивана Грозного такие же звезды, а, как известно, храм построен построен по случаю военной победы. 

                                   

 

Более продвинутая версия того же флага включает красно-зеленое "иерусалимское", как показано дальше, сочетание, ведь именно тогда возникла концепция московского Иерусалима.

                

На миниатюрах, изображающих строительство и освящение храма, купола позолоченные, кроме того, заметны все те же красно-зеленые цвета. Москва не сразу строилась, поэтому облик строения постоянно менялся, загадочности добавляет то обстоятельство, что неизвестно, кто и зачем придал сооружению современные черты. Выдвигаются самые разные объяснения, но их авторы, как правило, похожи на слепых, ощупывающих слона из известной притчи. В то же время, уникальная особенность сооружения заключается именно в многообразии вызываемых им ассоциаций.   

                                                                     

                         

В конце 16 века был добавлен придел Василия Блаженного и обновлена колокольня, что заметно на фрагменте плана "Кремленаград". Вероятно, над последней работал Федор Конь (к вопросу о конях), достаточно сравнить ее со звонницей в Вяземах; значит, он мог быть также автором указанного придела, совпадающего со стадионом ЦСКА. На Сигизмундовом плане церкви надстроены, значит, современные пропорции были приданы в начале 17 века, когда использовались стяги таких размеров, что их не мог удержать один человек. Поскольку Федор Конь создал третий ярус колокольни Ивана Великого, можно предположить, что собор достраивал тоже он.

                                                                  

 

В первой половине того же века Адам Олеарий свидетельствовал о белых куполах.

                                               

 

В середине столетия Павел Алеппский упомянул о разноцветной окраске. Церковь называли как Троицкой, так и Иерусалимской, что, видимо, и обуславливало желто-зеленые цвета с красными вкраплениями. Несколько позже купола на какое-то время опять сделались монохромными, как вышеприведенное знамя царя Алексея Михайловича.

                                                       

                                                                      

К раскраске мог быть причастен Симон Ушаков, иконописец номер один, раскрашивавший в том числе знамена. На рисунке флаги тех же цветов, что и на тогдашних куполах, а большое полковое знамя того времени увенчано крестом, в числе прочего на нем изображался Покров. Указ 1648 года запрещал различные игры, тормозя развитие спорта, при этом кожаные мячи известны на Руси с 10 века.

войско                 

  

После Троицкого пожара в первой половине 18 века здание реставрировал Иван Мичурин, работавший в стилистике барокко (на его Триумфальных воротах установлены разноцветные флаги). На момент реставрации конца столетия купола были зелеными, но на них обнаружили разноцветный слой и вернулись к этому оформлению. "Созданье гения пред нами выходит с прежней красотой" - эти строки Пушкина, никак не прокомментировавшего собор, идеально к нему подходят. Другая аналогия - барокко Иоганна Баха, временно оказавшееся в тени классицизма, ведь есть выражение "архитектура - застывшая музыка", а "Иоганн" - эквивалент имени "Иван". Еще один пример барочной музыки - "Времена года" Вивальди: центральный купол, окруженный четырьмя большими, похож на Солнце. На крыльцах опять же установлены флажки.

                                   

 

В конце 18 века Кристиан Гейслер, работавший в России, изобразил игру в квадрат, а также красно-зеленые флаги. Впоследствии петербуржец Помяловский описал килу - футбол с элементами регби в середине 19 века.

                                                 

На заднем плане заметны красно-белые флаги.

 

Спартак играл на Красной площади сначала с собственным дублем, потом с динамовцами. Остальные спортивные общества тоже участвовали в парадах физкультурников под своими знаменами.

1936                                   флаги

 

После выхода на Чемпионат мира сборная Польши намекнула на сходство куполов с флагами, затем ее примеру последовали перуанцы.

Польша               Перу

 

Спас на крови - аналог Василия блаженного, выдержанный в уже упомянутой гамме и более целостный: в нем нет деления на церкви. Вышеупомянутая зелень смешана с бело-голубыми цветами, создавая ассоциацию с флагами на фоне полей. В данном случае уместна аналогия с островами вместо холмов, таким образом, можно предположить, что в центре изображен Васильевский остров, делящий Неву на две части. Центральная глава возвышается над остальными так же, как Зенит над земляками.

собор                 купола                купол 

 

Глава с ромбиками соответствует динамовцам, а относящийся к фарм-клубу купол состоит из полос, как и центральная глава, включает треугольники и находится на месте красно-зеленого; как показано дальше, в основу эмблемы Локомотива, как и Зенита, лег треугольный узор. Купол, орнамент которого включает кресты, логично соотнести со стадионом Крестовский, расположенным на одноименном острове; в московском храме его положению соответствуют Лужники. В орнаменте еще одной главы присутствуют треугольники с ромбиками (стадион "Петровский", где играли как зенитовцы, так и динамовцы, расположенный на соответствующем острове). Крыльцо напротив зенитовского купола - малая спортивная арена, где играют производные Зенита, а напротив динамовского - стадион Динамо. Позолоченные главы - те соревнования, в которых эти команды участвуют. В общем и целом, как-то так.

купол                                             

                     

В обоих случаях обнаруживаются намеки на известную аналогию с Солнечной системой, правда, в случае с более ранним московским храмом они делались "задним числом".

                                     

 

В этой системе координат, центральный купол - Солнце, большие купола - планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун против часовой стрелки), малые - планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс), купол колокольни - Плутон, шарики на крыше галереи - остальные карликовые планеты. Эта аналогия легко переносится на петербургский храм, где как бы учтено движение Солнца, из-за чего Земля занимает центральное положение. Если предположить, что архитектор исходил из размеров планет земной группы, то вырисовывается зигзагообразная последовательность. Буква "Z", получаемая в результате зигзага, в кириллице называлась "земля", что намекает на земную группу, вероятно, позолоченную под влиянием Исакия. Тогда два шарика на крыльцах - это Церера и Паллада, считавшиеся крупнейшими небесными телами после планет.

Москва                                Петербург

 

В первом случае "Земля" расчерчена меридианами и параллелями, таким образом, 24 полосы тождественны стольким же часовым поясам, кроме того, астрономический символ Земли - крест на вершине круга. Цвет морской волны идеально соответствует воде, а суша красненькая, как она действительно изображается на некоторых картах; тогда красные шипы на соседнем куполе - это лунные горы, названные по аналогии с земными. Во втором варианте мы видим такую же географическую сетку, включающую четыре океана, сушу и облака, как бы взгляд из космоса, обусловленный научной фантастикой конца 19 века. Луну заменяет полумесяц, а подкрестный шар выглядит как Солнце с точки зрения земного наблюдателя.

                                   

 

Петербургский храм тоже имеет альтернативное название - собор Воскресения Христова, на соответствующих иконах изображена так называемая мандорла. Это событие соответствует Пасхе, и, как было показано, в архитектуре действительно можно обнаружить пасхалку, то есть определенный секрет. Имеются несколько изображений Александра Невского, нередко фигурирующего на флагах и баннерах. Эмблема Сталинца, предшественника Зенита, относящаяся ко второй половине тридцатых годов, представляла из себя флаг с белой полосой в окружении двух голубых или зеленых. Поскольку спортивное общество вместе с другим одноименным клубом было основано в Москве, то, видимо, изначальная идея с вертикальными полосами относилась к Василию Блаженному, а зеленая вариация могла стать ленинградской фишкой. Под куполом опять же изображен зигзагообразный орнамент, остальные узоры похожи на размноженные букву "З" (альтернативный вариант написания буквы в кириллице) и пресловутую стрелку, соответствующую изгибу зигзага; волнистый дизайн встречается на образцах формы 11-12 и 15-16.

икона                                баннер

купол

орнамент                   1936   1936            орнамент

 

Кадр со все того же парада физкультурников: Дворцовая площадь, Спас и Сталин, давший название спортивному обществу. 

парад

 

Оттенок этого купола кажется несколько темнее остальных, при затенении соответствуя синему цвету. В семидесятые были выпущены трехцветные флаги, эта атрибутика была выбрана именно с целью отличаться от динамовцев; храм стоял в строительных лесах, но центральный купол все же был виден. "Двадцать лет мечтаю снять леса со Спаса" - пел зенитовский поклонник Александр Розенбаум, возможно, в строке есть подтекст, ведь с этим событием связано предсказание о распаде СССР.  

леса     

 

Питерские динамовцы переняли ромб у московского тезки так же, как петербурбургский собор, построен под влиянием московского. Под куполом помещены полукружия, соответствующие округлостям эмблемы. Прямоугольник на эмблеме более продолговатый, чем у москвичей, и похож на выпяченный участок набережной под храмом, впрочем, название Петербурга банально длиннее.

купол 

набережная                                                                               2015             

 

Восьмиконечная звезда Михайловского монастыря в Киеве, матери городов русских, выглядит как четыре совмещенных ромба (скажем так, витрувианский ромбик), внутри заключены лепестки-полукружия, орнамент купола тоже ромбовидный. Храм был разрушен в тридцатых годах и восстановлен в девяностые; прямоугольник, появившийся у киевлян раньше остальных динамовских команд, присутствует в оформлении колокольни Софийского собора. Инициатором воссоздания собора стал президент Динамо Виктор Безверхий, и кстати, похожий на круглую надпись циферблат - современное новшество.

монастырь

колокольня   192719891996     2011

 

Продолжая аналогию с Солнечной системой, здесь мы видим Солнце, окруженное шестью планетами, известными в середине 18 века, когда монастырю был придан современный вид, на Успенском соборе столько же куполов. В первой половине столетия Сведенборг высказывал мнение, что планеты сформировались позже Солнца. 

                       

                  

Закономерно, что именно динамовцы, бывшие ведущей силой тех лет и находившиеся под крылом НКВД, застолбили за собой ассоциацию с центральной и передней церковью со стороны Красной площади, хотя на заре футбольной истории подобные цвета также использовали армейцы с железнодорожниками. Известное объяснение выбора клубных цветов рассуждениями Дзержинского о светлых чистых помыслах представляется надуманным хотя бы потому, что такой формулировки не было; афишировать же причастность ко всему, что связано с религией, было не принято. Церковь названа в честь Киприана и Иустины, для иконографии которых свойственно такое сочетание цветов. Перефразируя классика: а ларчик просто открывался, но, как открыть его, никто не догадался. Полукружия под куполом, видимо, символизируют мафорий Иустины, а ромбики - это обведенные кресты с одежды Киприана. Кроме того, Киприан считается прототипом Фауста, а Иустина соответственно - Маргариты, впоследствии трансформировавшихся в булгаковских персонажей. В романе упомянута голубая сорочка героини, а покровительство злых сил сродни деятельности Берии, когда вставлялись палки в колеса другим клубам, в частности, был расстрелян Косарев и репрессированы Старостины, тем более, что произведение относится к этому самому периоду. Писатель был не чужд футбола и предсказал славное будущее Алании, действительно вписавшей себя в историю чемпионством-95, храм тоже упомянут в ранней версии романа. Желто-зеленый купол с ромбовидно-крестообразным орнаментом посвящен Григорию Армянскому.

икона                                                                           икона

купол

1926       2013        

Первой составляющей эмблемы стал вертикальный ромб, впрочем, применявшийся время от времени, размер как будто указывает на его необязательность; возможно, фигура вытянулась в результате соотнесения с находящимися ниже элементами, выглядящими как ее половинки. Полукружия в обрамлении и без напоминают соответственно как букву "D", заваленную на бок, так и полусферу мяча, появившуюся позднее. Один из авторов эблемы Александр Борисов, придумавший концепцию с одной буквой, был архитектором, а кайма получила коричневатый оттенок под стать собору. Правда, в письме, описывающем его вклад в создание логотипа и обрывающемся "на самом интересном месте", идет речь о его собственной вывеске. Прямоугольник, добавленный в девяностые годы одновременно с полусферой, выглядит как фрагмент памятника Минину и Пожарскому, расположенного напротив; когда же создавались первые эмблемы, монумент находился в центре площади. Решетка, аналогичная установленной в Александровском саду, включает как вертикальные ромбы, так и полукружия. Интерес к достопримечательностям очевиден на логотипе, предшествовавшем указанному и включавшем зубцы кремлевской стены, похожие на заглавную в названии города букву "М". К слову, прототип Кремля - замок Сфорца в Милане, начинающемся на ту же букву. Под сводом церкви изображена голубая и остроконечная Неопалимая купина, заслоняющая остальные цвета, Богородица держит лестницу Иакова, то есть "Лестницу в небо". 

                                                     

 

Центральная церковь со стороны Кремля названа в честь Входа Господня в Иерусалим, который за неимением более современного транспорта осуществлялся на осле, с этим названием согласуется и одно из нынешних прозвищ железнодорожников - "ЖиДы". В то же время, название города созвучно со словом "Русь", что, возможно, способствовало возникновению концепции Москвы как второго Иерусалима. На русской иконе еще 14 века иерусалимские крыши изображены треугольными и красно-зелеными, кружки под куполом символизируют нимб Спасителя. В соответствующем празднике, отмечавшемся на Красной площади с преобладанием тех же цветов, принимала участие запечатленная на русских иконах лошадь, которой пришивались уши как у осла (наверное, намек понятен). Детство Достоевского прошло в Москве, и случайно или нет, но шарф Рогожина в момент его триумфа описан как "зеленый с красным" (шарф - болельщицкий атрибут). Попадание снаряда, отраженное Маяковским в "Оде революции", привело к тому, что на момент основания клуба в 22 году церковь стояла в строительных лесах, как видно на картине Юона "Парад Красной армии" 23 года. До второй половины тридцатых годов железнодорожники играли в бело-голубой форме, после создания спортивного общества перейдя на красный и белый цвета. Легенда, как нарком путей сообщения Каганович, курировавший Локомотив, предлагал разрушить храм, тоже согласуется с тем, что современные цвета и дизайн логотипа были обретены значительно позже остальных команд. Сам руководитель впоследствии утверждал, что запретил снос, поэтому возможно и другое объяснение. До конца шестидесятых годов главы были покрыты не медью, а железом, нуждавшимся в реставрации каждое десятилетие, в течение которого красный превращался в белый, соответственно, купол переставал быть ярким и притягивающим внимание, что заметно на фотографиях Дюпакье 64 года, в отличие от его же снимков, сделанных в 56. Орнамент желто-зеленой церкви Варлаама Хутынского аналогичен, в день его памяти произошел въезд Ивана Грозного в Москву после казанского похода, уподоблявшийся библейскому событию.

Иерусалим                             икона   

купол  

шпиль197119902013 

Под куполом белые треугольнички в обрамлении, напоминающем букву "Л" и соответствующем красным треугольникам на нем, причем при определенном ракурсе левая часть кажется тоньше правой, в свою очередь, паровоз похож на зеленые треугольники в усеченном виде. В кириллице эта буква называлась "люди", что соответствует ажиотажу во время указанного события. К тому же, некоторые прежние варианты были полностью треугольными, помимо современной, здесь приведены эмблема семидесятых и начала девяностых; впрочем, эта фигура, соответствующая знаку железнодорожного переезда, введенному в 27 году, применялась в символике общества почти с самого основания, обходясь без зеленого цвета. Кружки ассоциируются, конечно же, с мячом и заодно с колесом, более нижний орнамент включает шарики, соответствующие этим углублениям, а крылья внизу логотипа помимо шпал похожи на ряды трибун вдоль кремлевской стены; они также применялись МПС и РЖД. Логотип 71 года совпал с возвращением классической формы, называемой арсеналкой; на Арсенальной башне у треугольников зеленая кайма, к слову, ее альтернативное название - Собакина, тогда как в народе электричку называют собакой. Гипотетический автор - министр путей сообщения Борис Бещев, имевший инженерное образование и со слов Александра Аверьянова лично разрабатывавший эскизы формы, кроме того, он, очевидно, присутствовал на трибуне при проведении парадов. На иконостасе изображены треугольники, а среди изображений заметны красно-зеленые одежды. Желтый цвет присутствовал на отдельных эмблемах, сочетаясь с зеленым цветом паровоза. И наконец, на вышеупомянутой Царской башне те же символы, складывающиеся в букву "М", вид которой, как уже было сказано, также имеют зубцы.

                                

 

Так же, как Спартак был создан по собственной инициативе, а не по директиве свыше, церковь Николы Великорецкого построена по самостоятельному усмотрению зодчих. Говорят, это случилось из-за того, что одноименная икона стала творить чудеса, чем вызвала всенародную любовь. РГО "Сокол", от которого берет начало история спартаковцев, переняло красно-белые цвета у чешского сокольского движения, а на позднем этапе использовало горизонтальный ромб, обходившийся без полос, как и самый первый логотип общества Спартак. Тезка Старостина Николай Чудотворец, чьим именем названа церковь, является прообразом Санта-Клауса, тоже красно-белого и рекламирующего Колу (вспомним историю с так называемой Спартак-колой). Он покровитель торговли, в соответствии с ранним спартаковским прозвищем "торгаши", а до конца тридцатых годов Васильевский спуск, относительно которого эта церковь центральная, был базарной площадью, и именно этот ракурс изобразил художник Николай Подключников. Имя "Николай" происходит от слов "побеждать" и "народ", согласуясь как с победными традициями, так и со статусом народной команды (можно также вспомнить богиню победы "Нику"). Что до эпитета "Великорецкий", то стадион вместе с памятником Старостиным расположен, перефразируя Сергея Шнурова, "в дельте реки Москвы". На изображениях святого можно увидеть аналогичный орнаменту белый омофор на красном фоне, а ромб - видимо, опять же, обведенный крест; ниже действительно изображен размноженный крест, кстати, указанный символ использует болельщицкая организация Фратрия. Помимо этой параллели можно вспомнить волнистую концепцию красной комнаты Линча, к слову, высоко отзывавшегося о соборе. В 17 веке орнамент купола Александра Свирского был ромбовидным, как и купол Николы Великорецкого, возможно потому, что Свирский, подобно Николаю, считается чудотворцем. Впоследствии он становится полосатым, как купол Троицы; на его изображениях можно увидеть складки рясы, похожие на полосы. Считается, что это единственный русский святой, которому явилась Троица, из-за чего монастырь Свирского называется "Свято-Троицкий". 

Никола                                                                                    икона

купол

Лобное место 1935   2013     купола             

Ромбики под куполом горизонтальные и белые, подобные элементы наряду с красными использованы во внешнем оформлении стадиона, кроме того, на фоне красных маек ромб приобретает дополнительную белую окантовку в соответствии с линиями обрамления. Рисунок на эмблеме похож на орнамент купола, основанный на чередовании полос, таким образом, логично сделать вывод, что узор был наложен на геометрическую фигуру. Первый логотип, зафиксированный в уставе, обходился без полос, которые могли быть подсмотрены на физкультурном параде 30 июня 35 года, о чем свидетельствует наличие присутствия при выступлении Старостина на съезде ВЛКСМ в апреле следующего года. Будучи родом из старообрядческой семьи, отец-основатель вполне мог разбираться в вышеупомянутых тонкостях, хотя в своих мемуарах ни слова не сказал об эмблеме. Внимание к церкви с противоположной от Красной площади стороны могло быть привлечено как цветовым соответствием, так и тем, что спартаковская организация создавалась по аналогии с динамовской и в то же время была вневедомственной. Первоначально белая диагональ соответствовала направлению полос малого желто-зеленого купола, в послевоенном же варианте, появившемся когда братья Старостины пребывали в местах не столь отдаленных, она стала проходить по траектории, как на большой желто-зеленой главе, словно предугадав, что спартаковцам предстоит играть в тогда еще не существовавших Лужниках. Под сводами обоих изображена красная спираль на белом фоне, намекающая на их орнамент, а на полу и стенах малого придела имеются ромбовидные узоры. В девяностые на эмблеме фигурировал большой полукруг, по-видимому, навеянный кокошниками. Когда Спартак стал чемпионом в 2001 году в игре с Зенитом, на табло высветился храм с соответствующего ракурса. Еще один штрих: Лобное место, с которого фактически и начинается Васильевский спуск, напоминает очертаниями спартаковскую "С". В кириллице эта буква называлась "слово", а, как известно, сооружение использовалось в качестве трибуны.         

          

 

Что касается эмблемы ЦСКА, налицо аналогия с кремлевскими звездами, включающими желтые линии и создающими на фоне неба красно-синее сочетание. То обстоятельство, что армейская звезда появилась раньше них, не отменяет возможности последующего перенятия отдельных нюансов вроде внутренней звездочки с тонкими лучами, к тому же изначальные бело-синие цвета, как нельзя лучше подходившие любителям лыжного спорта, сменились нынешними спустя полтора года после установки кремлевских артефактов. В то же время, мог сказаться приход Берии на должность главы НКВД, возможно, настоявшего на смене цветов, ассоциируемых с протежируемыми им динамовцами. Купол расположен рядом с динамовским, что подчеркивает не только пресловутую дружбу, но и непосредственную географическую близость. Он венчает церковь Трех Патриархов, на изображениях которых распространен тетрисоподобный орнамент, а как известно, игру придумал русский разработчик, из-за чего храм попал на ее заставку. Вероятно, в этом случае кресты тоже были обведены; придел построен в честь победы русской армии вообще и конницы в частности. В основных видах спорта можно вспомнить таких патриархов тренерского цеха, как Аркадьев, которого так окрестил Старостин, Тарасов, названный в Британской энциклопедии отцом русского хоккея, и Гомельский, получивший от баскетболистов прозвище "папа". Альтернативное решение: если имя Гомельского совпадает с одним из трех константинопольских патриархов Александром, то с Павлом Новым можно соотнести Садырина, а с Иоанном - заслуженного тренера по боксу Ивана Иванова, чьи имена лингвистически эквивалентны. Кроме того, и Гомельский, и Садырин успешно выступали со сборными в Стамбуле (бывшем Константинополе). У Толстого, несколько раз упомянувшего храм в своем романе, психологический портрет Безухова рисуется как "темно-синий с красным и четвероугольный", тогда как орнамент купола действительно включает четырехугольники, а вечером появляется темный оттенок. Шипы могут символизировать  метафорические тернии, сопровождающие путь юродивого. Кроме того, они выглядят как верхние лучи звезды, причем их по одиннадцать в каждом ряду, как и игроков-звезд в основных составах разных поколений, в то же время, возможна ассоциация с расставленными тренировочными конусами. Под сводом церкви преобладают красно-синие цвета. 

Александр                                                                                       икона

купола

    

Эмблемы ОЛЛС были круглыми еще до звезды и, возможно, представляли собой дорисованные кокошники. В двадцатые армейцами применялась вписанная в круг звезда, в свою очередь имевшая место до современной версии Большого каменного моста с изображениями старого герба Москвы, которому приписываются свойства талисмана. Можно предположить, что щит появился благодаря этой решетке, тем более, что шары по размеру сопоставимы с мячом, а звезда объемная и имеющая тени, как и на эмблеме первой половины шестидесятых, где она, похоже, играет в футбол на фоне кремлевской стены. Если автором нового названия, повлекшего обновление эмблемы, был врач Олег Белаковский, а инициатором начинания - спортивный управленец Павел Ревенко, то о создателе логотипа можно только гадать; в любом случае, современная аббревиатура - неразлучная спутница щита, с которым лучше, чем на щите. Со второй половины шестидесятых по конец девяностых имела место так называемая лесенка, составленная из букв названия, которая могла быть вдохновлена четырехуровневым спуском моста. Вместе с лесенкой в верхней части появилась синяя фигура, в границах щита совпадавшая с ромбиками на куполе, впоследствии появились полностью ромбовидные очертания. В то же время, имел место вариант с белым цветом вместо красного, возможно, отражавший вышеупомянутое выцветание. Лавровые и дубовые листья, появившиеся в начале девяностых, могли быть взяты с ордена победы, тогда как на решетке листья только первого типа. Современный вариант надписи может намекать на округлый пояс церкви; одновременно с ним на смену кремлевскому фону лесенки пришло желто-зеленое сочетание соответствующего купола. В результате реставрации, приуроченной к Олимпиаде, шахматный порядок ромбиков купола сменился полосатым, в свою очередь, в нулевые на эмблеме появились полосы. В ЦСКА состоял гроссмейстер и чемпион мира Анатолий Карпов.

орнамент       

Колокольня расположена поблизости от церквей Святой Троицы (Лужники, где торпедовцы в свое время играли) и Николы Великорецкого (дружественный Спартак), она накренена, как бы указывая на нестабильность, на не самые лучшие результаты намекает и грустный смайлик на ней. Стоит отметить, что Восточная трибуна стадиона Стрельцова действительно расположена на холме. Под навершием угадывается шестеренка, также запечатленная на зданиях МГУ и ДК имени Русакова. Черный цвет создается тенями, дополняя верхний белый, который традиционно имеют футболки, помимо этого эмблема Пролетарской кузницы включала красное знамя, ранние цвета опять же тяготели к оранжево-черным. 

колокольня

ГУМ     1924   2011 вход

Вход в ГУМ соответствует верхним частям буквы и шестеренки, с боковой стороны, где магазин соприкасается с Никольской улицей, помещен образ Николая Чудотворца, к слову, МГУ и ГУМ - анаграммы. Под крышей имеется семь окон в форме вертикальных прямоугольников, напоминающих дизайн Восточной трибуны стадиона Стрельцова, куда можно мысленно вписать название клуба, тогда как четыре прямоугольника башен по бокам - сектора Западной трибуны с соответствующим количеством заглавных букв. Еще одно сооружение такого типа - Третьяковские ворота, оставшиеся от Китайгородской стены. Автор цветов и эмблемы с буквой - Вячеслав Орлов, причем первоначально этот логотип был... красно-зеленым, под стать общему виду колокольни, что интересно с учетом того, что торпедовцы считаются антагонистами железнодорожников, впрочем, закон единства и борьбы противоположностей никто не отменял. 

колокольня                                             статуя  

 

Количество полос на куполе церкви Святой Троицы такое же, как и в Лужниках - 20, под ним изображено нечто похожее одновременно на нее саму и стадион (в обрамлении и без соответственно), в сумме получается храм футбола. В иконографии на заднем плане изображается сооружение, а явление Троицы происходило возле дубравы; в парке на территории олимпийского комплекса посажены в том числе дубы. Как говорится, Бог любит троицу, и это понятие повлияло на весь фольклор; число "три" присутствует в слове "трибуна". В соответствующих богослужениях используются желто-зеленые цвета, а оформление остальных желто-зеленых глав, посвященных Василию Блаженному, Григорию Армянскому, Варлааму Хутынскому и Александру Свирскому, можно объяснить использованием этой же атрибутики в дни памяти указанных святых. К тому же, они нередко изображены в чистом поле, к вопросу о футбольных полях. Цвета близки по спектру, достаточно вспомнить мнемоническую фразу "каждый охотник желает знать..." Икона вышеупомянутого Симона Ушакова объясняет слабо-желтый оттенок.

Троица                                                                                                

купол

снаружи                                                поле

  

Если Лермонтов сравнивал центральную главу с пробкой графина, то из кубка пьют шампанское, а спадающие спирали можно сравнить с чемпионским серпантином. Церковь носит имя Покрова Пресвятой Богородицы, изображаемого в виде золотого сияния, полукружия опять же обозначают соответствующий ореол, внутри которого заключен нимб. В Четьях-Минеях 16-го века Покров сравнивается именно с Солнцем, там же упоминается амвон; столпы больших приделов чем-то похожи на амвоны византийского типа - тоже трибуны, по аналогии с футболом. В центре иконостаса можно увидеть 11 позолоченных шариков, соответствующих числу подкрестных шаров, под ними изображен банкет, в котором участвуют 11 (именно столько) апостолов во главе с наставником. 

икона                                             иконостас

купол

кубок                        конфетти

 

Завиточные ручки Кубка России похожи на ворота Лобного места.

решетка                                        решетка   

 

Также орнамент вызывает ассоциацию с ограждением площади, сравнить со стрелкой Заячьего острова.

площадь                                 набережная

 

Минин с Пожарским изображены в античном стиле, будто братья Старостины, стилизованные под гладиаторов Спартака и Ганника (этот пассаж поймут только те, кто смотрел сериал). Словом, здесь спартаковский дух, здесь мясом пахнет, тем более что староста Минин был мясником и купцом (то есть "торгашом"). Один из героев указывает в сторону соседней Манежной площади, на которой четверка коней фонтана "Времена года" в свою очередь нацелена в сторону Красной, как бы обозначая главное московское дерби. На Манежной площади присутствуют герб Москвы и памятник Жукову, на постаменте которого опять же изображен его тезка Георгий Победоносец.

памятник                                          памятник

кони                                          Георгий

 

В Некрополе у кремлевской стены возле голубых елей, соответствующих основному динамовскому цвету, имеется бюст Дзержинского, по инициативе которого было создано общество Динамо, а рядом с ним Брежнева, говорят, симпатизировавшего ЦСКА. В Александровском саду расположена Могила неизвестного солдата, включающая звезду. 

бюст                                          могила

 

Кремлевским зданиям свойственны все те же желто-зеленые цвета, разбавленные белым, будто линиями на футбольном поле, над ними реют триколоры, совмещающие цвета дружественных ведомственных команд - Динамо и ЦСКА. Брусчатка, впервые уложенная в 1930-ом году, вместе с белой разметкой соответствует торпедовским цветам, введенным во второй половине тридцатых. Это соображение также относится к дорожной окраске как таковой, состыкуясь с машиной на эмблеме, к тому же в советское время на площади имело место автомобильное движение. Пешеходный переход похож на букву "Т" (образно выражаясь, тень от храма), исходя из фотографий, он появился в конце шестидесятых - золотого торпедовского десятилетия. До укладки брусчатки была асфальтная дорожка на фоне булыжной мостовой с похожими очертаниями, в кириллице эта буква называлась "твердь". 

площадь

 

В середине девяностых возле Исторического музея появился знак нулевого километра, от которого отсчитывается дорожное расстояние, словом, все дороги ведут в Третий Рим; вскоре после этого была введена круглая эмблема с надписью. В числе прочих животных изображена сова, используемая в символике торпедовских болельщиков.

знак                                                                   1997

 

Нарядным красно-зеленым башням как бы противопоставлен минималистичный черно-белый ГУМ, расположенный напротив, аналогично тому, как исторически сложилось, что соперниками железнодорожников  считаются торпедовцы. На Спасской башне помещен образ "Спас Смоленский", на котором присутствует тот самый Варлаам Хутынский. В обществе "Локомотив" состоял чемпион мира гроссмейстер Борис Спасский, ленинградец по происхождению, что согласуется со Спасом на крови, кроме того, в шахматах применяются часы, а ладья изображается в виде башни. Мавзолей в свою очередь соотносится с фарм-клубом Локо - красно-черной Казанкой, на логотипе которой имеется звезда, как и на Спасской башне, кроме того, Ленин стал революционером именно в Казани. На шатре красно-зелено-белое сочетание, дополненное чемпионским золотым цветом; что до белого, то он традиционен для клубной символики, и, строго говоря, железнодорожники трехцветные. Более того, так выглядят шпили практически всех башен, кроме Никольской и Боровицкой, для наверший свойственны треугольные узоры, а форма самого Кремля близка к треугольной. У Алеппского описана вышеупомянутая церемония, в которой принимал участие патриарх в красной одежде с зеленой мантией и белым позолоченным клобуком. Эта процессия, изображавшая вход Господень в Иерусалим, заканчивалась Спасскими воротами, а ведь Господь - это и есть Спас. Кстати, уже тогда существовало понятие "поезд", несколько раз упомянутое в опере Глинки. 

шпиль                 образ

  

В шестидесятые годы использовалась круглая эмблема, к которой вернулись в девяностые.

                                                  

 

По тем же причинам, что и церковь Николы Великорецкого, Никольская башня соотносится со спартаковцами, ведь сплошь зеленый цвет ее навершия универсален для футбола, звезду же можно списать на дружбу с Црвеной Звездой. Наряду с "цветочком аленьким" орнамент включает ту самую фигуру, а над воротами изображен Никола Можайский с мечом, придающим ему сходство с гладиатором, спартаковским талисманом (к вопросу о победной составляющей имени). Продолжая шахматную аналогию, чемпионы мира Тигран Петросян и Гарри Каспаров - спартаковцы.

башня                                                                       икона

 

Боровицкая башня с шатром цвета хаки, расположенная напротив вышеупомянутого моста, ассоциируется с армейцами, чей стадион включает возвышающуюся над трибунами башню и для которых звезда основной атрибут. Тут тоже есть лестница, которой могла быть навеяна "лесенка" на эмблеме. По идее, высокопоставленные чиновники, курировавшие клуб, могли попадать в Кремль и покидать его через вышеупомянутый Каменный мост и Боровицкие ворота. По соседству расположена Оружейная башня, другое название которой - Конюшенная, чей шпиль, в то же время, выглядит по-локомотивски: ЦСКА победил в Кубке УЕФА, играя домашние встречи на черкизовском стадионе.

                                                          

 

Троицкая перекликается с церковью Святой Троицы в составе собора (Лужники, трибуны которых красные с белыми вкраплениями). В то же время, на шатре помимо этих цветов присутствуют зеленый и желтый, свойственные Троице. В основу логотипа Олимпиады легла похожая на нее Спасская, к тому же, на башне установлены фигурки медведей. Специфическая Кутафья башня, на которой опять же есть ромбики, соединена с Троицкой как напоминание, что красно-белые выступали на этом стадионе. 

башни                                                               1980

 

Церкви Входа Господня, Николы Великорецкого и Святой Троицы кажутся отображением треугольника, образуемого Спасской, Никольской и Троицкой башнями. В таком случае, храм представляет собой мини-версию Кремля, в центре которого возвышается колокольня Ивана Великого, к тому же, купол колокольни собора раньше тоже был позолоченным. Башни надстроены позже церквей и, вероятно, по их образу и подобию, с учетом того, что вторые ярусы представляют собой восьмигранники. 

 

Вернемся к Спасу на крови, на который в числе прочих помещен герб Казани с Зилантом, в царском указе 17-го века названным василиском; это слово означает "царек", что подтверждает корона на голове. По старо-татарски "казан" - это василиск, а поскольку Казань является третьей столицей, то получается следующая цепочка: Василискоград - Васильевский остров - Васильевский спуск; как мы помним, общественная деятельность Ленина началась с Казани. На гербе Романовых изображен красный грифон, согласно легендам, брат василиска, с которым его роднят птичьи признаки. Он кажется "призраком коммунизма", ведь это существо с телом льва, так же, как Советский союз (империя зла) был преемником Российской империи с Петроградом, переименованным в Ленинград. Лев - опять же символ царской власти, соответственно, восемь львиных голов - это убитые члены царской семьи, включая Михаила Александровича, тем более, что храм построен в память об убийстве народовольцами Александра Второго. Таким образом, московский герб, где повергается чудо-юдо, как бы иллюстрирует события путча.

герб       герб       

 

По одной из версий, собор Василия Блаженного испытал влияние разрушенной во время штурма казанской мечети Кул Шариф, имевшей восемь минаретов. Согласно преданию, ее позолоченные главы были перевезены в Москву, а, как мы помним, первоначально храм выглядел именно так. В этой истории угадывается своего рода реванш: если на константинопольский храм были водружены полумесяцы, то на казанский - кресты. Мистик Алистер Кроули указал на созвучность Василия и василиска, а писатель Кюстин Астольф разглядел в архитектуре головы драконов. В одном из помещений можно увидеть экспонат, совмещающий Зиланта и герб Москвы с повергаемым драконом, подающим болельщикам ЦСКА идею для баннеров в играх с Рубином. 

 

Под куполами изображены полумесяцы (исламские символы). 

 

На рисунке Кваренги кресты включают полумесяцы, объясняющие, почему Наполеон окрестил сооружение мечетью. Позднее другой француз, писатель Теофиль Готье сравнил приделы с минаретами, впоследствии их так же назвал канал CNN. Вероятно, дело в том, что в английском и французском языках слова "Москва" и "мечеть" созвучны. 

 

Казанский собор, что на Красной площади, ассоциируется с цветами Рубина, соответствующими татарстанскому флагу и похожими на локомотивские. Прототипом здания казанского вокзала в Москве стала башня Сююмбике казанского Кремля, в свою очередь похожая на Боровицкую башню московского; дракон венчает шпиль вокзала, к тому же, кремлевские звезды - рубиновые. 

храм                                  дракон

 

Бурнаевская и Закабанная мечети Казани выдержаны в той же гамме, вообще, зеленый - цвет ислама. 

мечеть                    мечеть

  

Кул Шариф, повлиявший на Покров, в свою очередь определивший архитектуру Спаса, опять же демонстрирует перекличку всех трех столиц, при этом тротуар вымощен в цветах флага. Архитектор Сергей Шакуров утверждал, что в орнаментах заложен целый комплекс идей; лично у меня возникает ассоциация с теорией струн. В архитектуре новодела улавливается что-то общее со Спасом на крови, на котором тоже есть полумесяцы, что наводит на мысль о закольцованности влияний. Здесь опять же показано движение Солнца, но путем перемещения из одной точки в другую, при этом, Венера поставлена вровень с Землей: по легенде, Зухра (Венера) - это земная женщина, попавшая на небеса, наконец, восьмиконечные фонари вокруг основного здания соответствуют звездам. К тому же, заметен намек на плоско-выпуклую форму, небеса в форме купола и направленность в условный верх, исходя из современной плоскоземельной концепции, соответствующей традиционным исламским представлениям (все новое - забытое старое).

мечеть

 

Павильон насчитывает десять планет, как бы по версии шумеров с учетом Нибиру: на момент открытия мечети Плутон считался планетой, и на такой же статус претендовала Эрида, а предположение о существовании десятой планеты было выдвинуто еще в прошлом веке. 

 

Исламская восьмиконечная звезда, символизирующая восемь ворот рая, называется Руб аль-хизб, что созвучно с названием клуба.

звезда

 

Со стадиона "Центральный" Кремль виден как на ладони, к тому же арена примыкает к Площади Тысячелетия, где, естественно, и праздновались чемпионства. Поскольку Рубин был командой авиационного завода, советские эмблемы включали повернутую вправо ракету, возможно, стилизованную башню Сююмбике, относящуюся к "падающим" и наклоненную на восток; стоит отметить, что на фото наклон меньше, чем на реконструкции. По такой логике, круг соответствует Казанскому цирку, который сравнивают с летающей тарелкой, флаг же Татарстана в советские годы был красно-синим, да и на трибунах заметно это сочетание. 

кремль   1970         

Абстракционистский дракон, относящийся к началу девяностых, имеет общие черты с последующей эмблемой. Надо сказать, что до современных реконструкций Кремлевская транспортная дамба не имела нынешних разветвлений.

дамба                                                                          1992

 

Казанский герб вернулся только к тысячелетию города, а почему для эмблемного дракона был выбран именно такой дизайн, трудно сказать, но возможно, это связано с конфигурацией дорог между Кремлем и стадионом. Раньше Булак впадал в Казанку, по легенде, на этом месте, где котел не закипел, и основан город. Чтобы предотвратить наводнения, было построено Куйбышевское водохранилище, а канал перекрыт дамбой, иллюстрирующей победу над стихией; клуб основан на следующий год после этого. Булак берет начало в озере Кабан, где, согласно преданию, затоплены драгоценности царицы Сююмбике, в том числе рубины, чтобы не достались Ивану Грозному; там и обитает Зилант, охраняющий эти сокровища. Таким образом, шея изображает начало улицы Баумана, крылья - Правобулачной и Левобулачной, язык же (пламени?) мог быть навеян ломаным участком Профсоюзной.

панорама

башня            1994    2013        2016     

Логотип золотой эпохи, созданный Сергеем Петровым, похож на опрокинутую арку башни Сююмбике, защищенной от обрушения металлическим поясом, а один дизайнер увидел в нем казан из легенды об основании города. Интерес к сооружению, о котором сложена легенда про свободолюбивую царицу, мог быть вызван в том числе ростом национального самосознания в девяностые. Самое известное изображение дракона находится у входа в метро, открывшегося сравнительно недавно - в 2005 году и приуроченного к тысячелетию города. Спустя шесть лет статуя была испорчена футбольными хулиганами и заменена, ее влияние на логотип показано в видео "ФК Рубин: путь с востока на запад". Эмблема была разработана итальянскими дизайнерами и похожа на дань советскому прошлому, хотя на самом деле круг позаимствовали с герба Татарстана. Нынешний логотип создан Артемом Ермолаевым, в его презентации отмечены как преемственность по отношению к эмблеме Петрова, так и сходство с драконьей чешуей. 

дракон                                         дракон 

 

После взятия казанский Кремль восстанавливал Постник Яковлев, вероятно, тот же, что упомянут как автор храма Василия Блаженного. В архитектуре Спасской башни, которая белая, в отличие от одноименной московской, соединены все три варианта - круг с полукруглой и стрельчатой арками, к тому же, форма Искры (рубиновской предшественницы) тоже была белой.

башня                  

Как и в Москве, помимо Кремля в Казани есть свой парк победы. Красная звезда на зеленом фоне клумбы с белой каймой, расположенной перед Стеллой Победы - привычный элемент советской военной техники, выглядит как логотип "Рубин ТВ".         

клумба                                         логотип

          

Московский парк победы на Поклонной горе: цветочные часы на локомотивском красно-зеленом фоне и такой же бронепоезд.

часы                                 бронепоезд

 

Еще одна параллель: предшественницей Локо была Казанка - команда московско-казанской железной дороги. Первая эмблема после основания спортивного общества, примененная в финале кубка 36 года, была помещена в вертикальную белую полосу на фоне красных футболок; этот дизайн придумал будущий чемпион по баскетболу Ярослав Титов. Поскольку отдельные полосы основного здания Казанского вокзала затрагивают сразу две грани, то следует смотреть с углового ракурса, таким образом, получается десять полос (вратарь обходился без полосы), к тому же, присутствуют шпалообразные узоры, как и на логотипе. После современной реставрации верхний ярус стал сплошь белым и пропало красно-зеленое сочетание на шпиле.

башня

вокзал 2017паровоз                              

Как вокзал, так и вышеупомянутый Мавзолей проектировал Алексей Щусев, он же автор Дома культуры железнодорожников, входящего в комплекс вокзала и упомянутого в развязке Двенадцати стульев, основанных на реальных событиях. Поскольку на фотографии 37 года белые полосы имеются только на нижнем ярусе, логично предположить, что фасад здания был изменен в соответствии с символикой общества, таким образом, на верхнем ярусе получились те же десять полос. Полосатый дизайн время от времени продолжал применяться на протяжении прошлого века, последний раз его вариация имела место в полуфинале с Лацио. Презентация новоиспеченного фарм-клуба под названием Казанка происходила в Царской башне вокзала, соответствующей его цветам и тоже относительно современной, будучи построенной в девяностые; к тому же, ее название перекликается с одноименной кремлевской, которая была соотнесена с малой ареной. Логотип Казанки похож одновременно на ту самую эмблему Локомотива и на паровоз возле стадиона. 

1937                                     ДК 

 

Почему же мы упорно не замечаем связь спорта с искусством, проявляющуюся в зашифрованных культурных кодах? Возможно, из-за того, что всецело сосредоточены на текущих событиях, а главное, не умеем заново открывать привычное, о чем напоминает стихотворение Маяковского "А вы могли бы?"

  

Засверкает ли серая повседневность новыми красками - зависит от нас. По той простой причине, что окружающий мир иллюзорен и существует не где-нибудь, а в сознании.

                                                                              Зрительная иллюзия

иллюзия       

Примечание: когда публиковался материал, медведь еще не был символом премьер-лиги. Таким образом, фигурки медведей и львов на Спасской башне можно рассматривать как иллюстрирующие связь между РПЛ и АПЛ. Они были установлены, когда сооружение достраивал английский архитектор в соавторстве с русским. Также выложено видео, на котором один из реставраторов носит полосатую красно-сине-белую шапочку. Такой дизайн присущ хоккейному ЦСКА, что, возможно, способно пролить свет на изменение вида церкви Трех патриархов.

медведь                                                   лев https://www.sports.ru/tribuna/blogs/cherrysvveet/1404890.html

Автор
  • cherrysvveet

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья