Блог Триклозан-карбамидовые сны

От Москвы до Ленинграда

Мы привыкли не задумываться, почему клубная символика такая, какая она есть, либо ограничиваться объяснением, что "так получилось". Однако, как в литературе цвета с внешними деталями выражают определенное настроение, так же и в действительности они чем-то обусловлены или как минимум вызывают какие-либо ассоциации. "От Москвы до Ленинграда и обратно до Москвы пляшут линии, ограды и мосты" - пел ансамбль Браво, о том, как привычные образы словно оживают и наполняются новым значением, и идет речь далее.

достопримечательности

 

Московское барокко отличается жизнерадостным сочетанием красного кирпича и белого камня в духе народной команды, тогда как елизаветинское тяготеет к аристократичным и возвышенным цветам Зенита. В то же время, монастыри с прилагательным "новодевичий" имеют место в обоих случаях.    

монастырь                                 монастырь

 

Поскольку Спартак с незапамятных времен связывал себя с интеллигенцией, то не исключено, что белая полоса на груди, родившаяся в 28-ом году, могла быть взята с фасада Третьяковской галереи, в таком случае, к созданию классического спартаковского дизайна приложил руку знаменитый художник Васнецов. Есть версия, что полоса была позаимствована у сборной Турции, но, во-первых, она появилась спустя целых три года спустя последней игры, во-вторых, у турков полоса красная, и именно так ее описал Старостин в своих мемуарах. В настоящее время этот дизайн перестал применяться, но болельщики верят, что "засверкают красные футболки с легендарной белой полосой", как писал сын Сергея Есенина, тоже поэт. После войны Эрмитаж был перекрашен в бело-голубые цвета по решению комиссии, возглавляемой главным архитектором Ленинграда Николаем Барановым, позднее реконструировавшим стадион Петровский; синего же цвета в символике еще не было.    

галерея                                 музей

 

Символ Зенита - царь зверей, потому что, как говорил герой Невероятных приключений итальянцев в России, "в этом городе львов больше, чем жителей". Львиная доля из них изображена с мячом шаром, пример тому стрелка Елагина острова, оформленная архитектором Ильиным, "а звали его Лев" (из того же фильма), к слову, его учеником был вышеупомянутый Баранов. Если методом аналогии предположить то же самое в отношении ЦСКА, напрашивается ассоциация с фасадом Большого театра. Впрочем, согласно более прозаичной официальной версии, все дело в конюшнях, на месте которых построен стадион.           

лев                                 театр

 

После первого российского чемпионства Зенита был отмечен случай, когда болельщики из культурной столицы повязали шарф ЦСКА на петербургскую скульптуру "Укрощение коня", а царскосельская статуя гладиатора, напоминающая о Спартаке, неоднократно подвергалась членовредительству. 

скульптура                                          статуя 

 

Связь Васильевского острова со спортом почувствовал еще поэт Саша Чёрный, сравнив его с бильярдным маркёром, впоследствии его тезка и любитель футбола с характерной фамилией Васильев спел это стихотворение. Эмблема Зенита называется стрелкой, очевидна ее связь со Стрелкой Васильевского острова, где начинаются совместные походы на стадион, отмечаются чемпионства с юбилеями и зажигаются Ростральные колонны в честь этих событий. Также имели место фанатские разборки, на сленге называемые стрелками, неподалеку был сыгран первый матч в истории страны, кроме того, стрелки есть и у других островов, в частности, стадион расположен на стрелке Крестовского острова. Дорожки в виде большой и малой дуг перекликаются с разметкой соответственно центрального круга и полукруга перед штрафной площадью, а поскольку современный вид сквера сформировался в середине двадцатых годов, когда игра набирала популярность, то не исключено взаимовлияние футбола и городского пейзажа; правда, в игре полукруг появился на десятилетие позже. Автор проекта - знакомый нам Лев Ильин, на гранитной стене опять же изображены львы.остров

мост                      эмблемы

С появлением современного наименования стал применяться логотип, похожий на центральную дорожку вместе с близлежащим участком боковой, буква "З" в нем отделена от остальных, походя на фрагмент Благовещенского моста, расположенного несколько западнее, а название, в отличие от московских команд, написано целиком, вероятно, изображая речные изгибы. В семидесятые логотип обрел современный вид, образуемый центральными дорожками, включающими букву "Т", а с начала девяностых использовалась круглая эмблема с корабликом Адмиралтейства, повторяющая вид набережной, кстати, влияние этого варианта можно усмотреть в очертаниях стадиона. В 2013-ом году произошло возвращение к минималистичному дизайну, спустя два года на эмблеме появилась звезда, сопутствовавшая пятому чемпионству, к тому же, помимо луча звезды, стрелка сама по себе напоминает вид корабельного носа. Об авторе логотипа история умалчивает, однако значок Ленинградского металлического завода, где все начиналось, имел похожие очертания и включал вышеупомянутое Адмиралтейство, которое, кстати, находится в пределах видимости со Стрелки.кораблик                     остров

 

Сборная Ленинграда носила эмблему в виде буквы "Л", и в то же время имевшую стрелкообразный вид.

1934

 

Марсово поле (это слово как бы намекает) и бастионы Петропавловской крепости - примеры таких же очертаний, свойственных петербургскому "строгому стройному виду".

парк                                       крепость

 

Васильевский остров и Васильевский спуск в Москве: в тогда еще не основанном Петербурге топоним появился гораздо раньше. Парящий мост в Зарядье выступает как аналог Стрелки, причем консультантом проекта парка выступил одноименный институт.

остров                                 мост

 

Массивное здание Исторического музея на Красной площади - архитектурное воплощение сборной России, играющей в красном с белыми вкраплениями. Башенок одиннадцать, по числу игроков основы: восемь со стороны Красной площади плюс три со стороны Манежной. Верхние шпили увенчаны двуглавыми орлами, держава опять же выступает как подобие мяча, скипетр - как свернутый лайнсменский флажок (на других шпилях есть и флажки). Разместившись на очередном шаре, орел игнорирует футбольную поговорку "не сиди, яйцом станет", эта особенность эмблемы появилась до возвращения орлов на здание музея, но после воссоздания снесенных при советской власти Воскресенских ворот с аналогичными флюгерами; "ворота" опять же намекают. Идея контура вокруг орла могла быть подсказана округлыми арками, расположенными под шпилями, черный цвет - их полумраком.   музей

шпиль 19972010орлы

В архитектуре здания как бы совмещена символика ведущих клубов, поставляющих игроков в национальную команду. На крайних шпилях пониже изображены составляющие распространенную эмблематическую пару львы и единороги - мифический вид коней; они были возвращены в 2003-ем году после того, как ЦСКА с Зенитом заняли первые два места. По бокам размещены коронованные фигурки этих животных по отдельности. На дверях парадного входа такие же львы, как на Стрелке, с той разницей, что у петербургских светлых львов темные кольца, а у московских темных - светлые, при этом, первые были созданы Самсоном Сухановым значительно раньше строительства Исторического музея. Над входом имеется что-то вроде буквы "Т", заглавной в названии Торпедо. На центральном шпиле со стороны Манежной площади расположен герб Москвы, включающий коня, рядом стоит конный памятник Георгию Жукову, на постаменте которого опять же изображен его тезка Георгий Победоносец. Кроме того, в оформлении музея использованы различные ромбики с треугольниками; его филиалом также является храм, о котором, вместе с этими фигурами, идет речь дальше, кроме того, слова "собор" и "сборная" однокоренные.  

стрелка                                         стрелка

 

Похоже, что музей был построен под влиянием собора Василия Блаженного, у которого одиннадцать глав, и что символично, они окрашены в цвета команд... А может, выбор клубных цветов и был осознанно или подсознательно продиктован именно им? Купола похожи на флаги, основания под ними соответствуют ярусам трибун. Позолоченная центральная глава, возвышающаяся словно на пьедестале, ассоциируется с трофеем, подкрестные шары напоминают мячи, кресты смотрятся как конструкции крыши стадиона; выражаясь современным языком, все это выглядит как некая инсталляция. Желто-зеленые купола наводят на мысль о футбольных полях, где светлые желтоватые полосы и прочие узоры чередуются с более темными, этакие сферические панорамы; цвета близки по спектру, достаточно вспомнить мнемоническую фразу "каждый охотник желает знать..." Большой желто-зеленый купол - Лужники, остальные четыре - арены клубов, а увенчанная зелеными шатром и главой колокольня - Торпедо со своим стадионом. В то же время, возможна ассоциация с легендой о семи холмах: центральный желтый купол как Боровицкий холм со склоном в виде Васильевского спуска (на старых картинах цвет площади именно такой), а также окружающие его пять желто-зеленых и один просто зеленый. Тогда купол придела Святой Троицы - Воробьевы горы, где расположена церковь Живоначальной Троицы, тоже зеленая. Колокольня в 17-ом веке имела три шатра, поэтому она может соответствовать Трехгорному холму.

собор            купола            колокольня

 

Навершия шатровой кровли соотносятся со стадионами клубных молодежных команд. Крыльцо со стороны Красной площади армейско-динамовское, со стороны Васильевского спуска торпедовско-спартаковское, при том, что обе пары клубов состоят в дружественных отношениях; с точки зрения симметрии шатры повыше и ближе к центру - Динамо и Спартак, а по краям - ЦСКА с Торпедо. Похожую на крыльцо миниатюрную Царскую башню Кремля, расположенную напротив красно-зеленой главы, следует соотнести с молодежным стадионом железнодорожников, тем более, что имя Василий и переводится как "царский", а возведен храм при Иване Грозном - первом русском царе. В общем, такой вот пример пересечения параллельных прямых - галереи со стеной. Остальная зелень - базы, академии и прочая инфраструктура, к тому же, в оформлении широко использованы растительные мотивы. Означает ли все это, что наряду с непосредственно православной символикой собор иллюстрирует московский футбол, причем этот смысл заложен задолго до появления самой игры? Если допустить существование всякого рода мистики, упоминаемой в легендах о юродивом, именем которого назван храм, то почему бы и нет.  

галерея                                 стена

  

В числе прочего блаженному приписывалась способность предвидеть будущее. Покинув дом, он ходил обнаженным, за что был назван Невзоровым первым русским нудистом. "Нет ничего нового под солнцем"; в футболе тоже присутствует элемент стриптиза в исполнении игроков, празднующих голы, и иногда болельщиков, выбегающих на поле. На Спасской башне тоже некогда были обнаженные фигурки, которые потом все же одели. У мистика Алистера Кроули храм вызывал фаллические ассоциации, а архитектор Корбюзье назвал его произведением пьяного кондитера. 

Василий                                                                                 рака

  

Загадочности добавляет то обстоятельство, что неизвестно, кто и когда придал сооружению современные черты, в отличие от окружающих его построек. На миниатюрах, изображающих освящение храма, заметно преобладание красно-зеленых "иерусалимских", как показано дальше, цветов, а автором концепции московского Иерусалима считается митрополит Макарий. Москва не сразу строилась, поэтому облик строения постоянно менялся. 

освящение                                                                        1661

 

В 1588-ом году была добавлена церковь Василия Блаженного и тогда же обновлена колокольня, что заметно на фрагменте чертежа "Кремленаград". Вероятно, над последней работал Федор Конь (к вопросу о конях), достаточно сравнить ее со звонницей в Вяземах; значит, он мог быть также автором указанной церкви, совпадающей со стадионом ЦСКА. В 1634-ом году Олеарий свидетельствовал о белых куполах, в 1655-ом о разноцветной окраске упомянул Павел Алеппский. На переиздании рисунка Олеария 1727-го года собор желто-зеленый; это цвета Троицы (одно из прежних названий храма). При Алексее Михайловиче произошел расцвет стиля, названного узорочьем; главы церкви Троицы в Никитниках, относящейся к тому же времени, окрашены в зеленый цвет. 

1602                                                                     1727       

 

Идея могла быть подана хоругвями, аналогичными футбольным флагам, тем более, что храм построен в честь военной победы. На знамени казанского похода изображена восьмиконечная звезда, символ Богородицы. На центральной церкви, названной в честь Покрова Богородицы, такие же звезды, отражающие схему постройки: это количество как боковых приделов, так и граней больших из них. Вифлеемская звезда на рождественской елке имеет столько же лучей. К слову, православный крест тоже восьмиконечный, а официальное название храма - Покровский собор. 

знамя              звезды

 

На Сигизмундовом плане приделы уже надстроены, хотя и не раскрашены, в отличие от его переиздания конца 17-го века. Вероятно, современные пропорции были приданы при Борисе Годунове, когда использовались стяги настолько большого размера, что их не мог удержать один человек. Алеппский упомянул разноцветные знамена, в соответствии с которыми одевались войска, а к тому времени как раз была проведена военная реформа. Возможно, к раскраске был причастен Симон Ушаков, иконописец номер один того времени, раскрашивавший в том числе знамена. Большое полковое знамя 1654-го года увенчано крестом, как и церкви храма, в числе прочего на нем изображался Покров. На полковых стягах рисовались лики, на ротных - кресты. В конце 8-го века на крыльцах были установлены флажки с изображенными на них крестами. 

знамя                        флажок

 

На рисунке 1672-го года изображена стрелецкая пехота с ротными знаменами.

 

У Олеария храм назван как Троицким, так и Иерусалимским. Возможно, последнее и обуславливало добавление красного цвета к желтому и зеленому.

храм

 

Во второй половине тридцатых годов Спартак играл на Красной площади сначала со своим дублем, потом с динамовцами. Остальные спортивные общества тоже участвовали в парадах физкультурников под своими знаменами.

1936                                   флаги

 

После выхода на Чемпионат мира сборная Польши намекнула на сходство куполов с флагами, затем ее примеру последовали перуанцы. К слову, в 17-ом веке имел место целый ряд русско-польских войн.

Польша               Перу

 

Некоторое представление о спортивной составляющей дает указ 1648-го года, запрещавший всевозможные игры и прочие увеселения. До нас дошли кожаные новгородские мячи 10-15 веков, к слову, именно оттуда родом Варлаам Хутынский, имя которого носит один из приделов храма. Гравюра Гейслера конца 18-го века изображает игру в квадрат, а петербуржец Помяловский описал килу - футбол с элементами регби в середине 19-го века.

мячи                                                 1793

 

Спас на крови - аналог Василия блаженного, выдержанный в уже упомянутой гамме и более целостный: в нем нет деления на церкви. Его автор - Альфред Парланд, архитектор с шотландскими корнями, а ведь шотландский футбол практически ровесник английского. Вышеупомянутая зелень колоритно смешана с бело-голубыми цветами, создавая ассоциацию с флагами на фоне полей, а также заметны дополнительные шарики. В данном случае уместна аналогия с островами вместо холмов, таким образом, можно предположить, что в центре изображен Васильевский остров, делящий Неву на две части. Центральная глава возвышается над остальными так же, как Зенит над земляками; вопреки устаревшему мнению, что в городе две команды - Зенит и его дубль, можно вспомнить зенитовский фарм-клуб. А также местных динамовцев, которые с ним одной бело-голубой крови, осенью 2017-го года переигравших его в кубке; к слову, успешный женский мини-футбольный клуб Аврора придерживается аналогичных цветов. 

собор                 купола                купол 

 

Глава с ромбиками соответствует динамовцам, а относящийся к фарм-клубу купол состоит из полос, как и центральная глава, включает треугольники и находится на месте красно-зеленого; как показано дальше, в основу эмблемы Локомотива, как и Зенита, лег треугольный узор. Купол, орнамент которого включает кресты, образованные из пирамид, в свою очередь составленные из треугольников, логично соотнести со стадионом Крестовский, расположенным на одноименном острове; в московском храме его положению относительно динамовской главы соответствуют Лужники. В орнаменте еще одной главы присутствуют треугольники с ромбиками (стадион "Петровский", где играли как зенитовцы, так и динамовцы, расположенный на соответствующем острове). 

купол                                 купол                                 

Три меньших позолоченных купола с противоположной стороны от олицетворяющего высшую лигу большого - те соревнования, в которых эти команды участвуют: посередине кубок России, напротив малого зенитовского - ФНЛ, с учетом регламента являющаяся потолком для фарм-клубов, плюс молодежное первенство. Крыльцо рядом с динамовским куполом можно ассоциировать со стадионом "Динамо", на котором состоялись первая игра советских первенств вместе с блокадным матчем, а возле зенитовского - с малой спортивной ареной "Петровский", где играют производные Зенита. В общем и целом, как-то так.                                  

Москва                                Петербург

 

В обоих случаях присутствует намек на известную аналогию куполов с Солнечной системой. У нас гелиоцентрическая модель была опубликована в 1657-ом году, царь в самом деле интересовался астрономией и даже заказал телескоп. Центральная позолоченная церковь московского собора названа в честь Покрова, который в Четьях-минеях 16-го века сравнивается именно с солнцем. Там же упомянут амвон, к слову, столпы церквей чем-то похожи на амвоны византийского типа. В этой системе координат большие церкви тождественны четырем планетам-гигантам: Николы Великорецого - Юпитер, Святой Троицы - Сатурн, Киприана и Иустины - Уран, Входа Господня - Нептун. Малые - стольким же планетам земной группы: Варлаама Хутынского - Меркурий, Александра Свирского - Венера, Трех патриархов - Земля, Григория Армянского - Марс. Таким образом, 24 полосы придела Трех патриархов аналогичны стольким же часовым поясам; суше соответствует красный цвет, а воде - цвет морской волны. Тогда церковь Василия Блаженного соотносится с Луной, а ее красные шипы - с лунными горами, названными по аналогии с земными. Колокольня - Плутон, четыре шарика на крыльцах - остальные карликовые планеты. Эта аналогия легко переносится на петербургский храм, где Земля занимает центральное положение, включая воду, сушу и ледники. Утверждается, что в открытии Урана участвовал российский астроном Лексель, и он же предсказал открытие Нептуна, а в честь зодчего Бармы назван кратер на так называемом Меркурии, хотя сам я, вообще-то, сторонник теории плоской земли. 

планеты                                     планеты

 

В язычестве используется восьмиконечный оберег крес, а в календаре девять дней в неделе и столько же месяцев в году. На основании этого, а также солярных символов родноверы объявляют московский храм своим, но бритвы Оккама эти доводы не выдерживают. Тем более, что подобные символы используются в других культурах: тут также приведены буддийская Дхармачакра и иудейская Ханукия. Храм подобен слону из притчи, которого ощупывают слепые ("слона-то я и не заметил").

дхармачакра     ханукия     оберег

 

Как и у московский собор, петербургский имеет альтернативное название - собор Воскресения Христова, на соответствующих иконах изображена так называемая мандорла. Связь Воскресения с Троицей обуславливает добавление желтых и зеленых цветов, к тому же, Петербург был основан именно на Троицу. Имеются несколько изображений Александра Невского, небесного покровителя Александра Второго, в память о котором построен храм; из-за своего прозвища, указывающего на связь с Петербургом, князь также появлялся на баннерах. Эмблема Сталинца, предшественника Зенита, относящаяся ко второй половине тридцатых годов, представляла из себя флаг с белой полосой в окружении двух голубых или зеленых. Поскольку спортивное общество вместе с другим одноименным клубом было основано в Москве, то, видимо, изначальная идея с вертикальными полосами относилась к Василию Блаженному, а зеленая вариация могла стать ленинградской фишкой. Узоры непосредственно под куполом и ниже похожи на размноженные букву "З" и пресловутую стрелку, волнообразный дизайн встречается на образцах формы 11-12 и 15-16.

икона                                баннер

купол

орнамент                   1936   1936            орнамент

 

Кадр с парада ленинградских физкультурников-1933: Дворцовая площадь, Спас и Сталин, давший название спортивному обществу. Стрелка тоже расположена по соседству с площадью.

парад

 

Оттенок этого купола кажется несколько темнее остальных, при затенении соответствуя синему цвету. В семидесятые были выпущены трехцветные флаги спортивного общества, в восьмидесятые такую же атрибутику выбрало болельщицкое движение именно с целью отличаться от динамовцев; храм стоял в строительных лесах, но центральный купол все же был виден. "Двадцать лет мечтаю снять леса со Спаса" - пел зенитовский поклонник Александр Розенбаум. Тут возможен подтекст, ведь со снятием лесов связано предсказание о распаде СССР.  

леса            значок

 

Ромб был перенят у московского тезки подобно тому, как петербурбургский собор, орнамент одной из глав которого включает эту фигуру, построен под влиянием московского. Под куполом находятся полукружия, соответствующие округлостям эмблемы, что также относится к остальным главам, а прямоугольник на эмблеме более продолговатый, чем у москвичей, и похож на выпяченный участок набережной под храмом, впрочем, название Петербурга банально длиннее.

купол 

набережная                                                                               2015             

 

Восьмиконечная звезда Михайловского монастыря в Киеве, матери городов русских, выглядит как четыре совмещенных ромба (скажем так, витрувианский ромбик), внутри заключены лепестки-полукружия, орнамент купола тоже ромбовидный. Храм был разрушен в тридцатых годах и восстановлен в девяностые, тем не менее, здесь присутствуют элементы промежуточных эмблем - прямоугольник, появившийся у киевлян раньше остальных динамовских команд, а также круг, как и в архитектуре Андреевской церкви. Инициатором воссоздания собора стал первый президент Динамо Виктор Безверхий, и кстати, похожий на круглую надпись циферблат - современное новшество. Не исключено, что сыграла роль также ассоциация с вратарем Михаилом Михайловым. 

монастырь

церковь 1927 19891996       2011

 

Закономерно, что именно динамовцы, бывшие ведущей силой тех лет и находившиеся под крылом НКВД, застолбили за собой ассоциацию с центральной и передней церковью со стороны Красной площади, хотя на заре футбольной истории подобные цвета также использовали армейцы с железнодорожниками. Известное объяснение выбора клубных цветов рассуждениями Дзержинского о светлых чистых помыслах представляется надуманным хотя бы потому, что такой формулировки не было. Афишировать же причастность ко всему, что связано с религией, было не принято, к слову, еще в 18-ом году был расстрелян настоятель храма Иоанн Восторгов. Церковь названа в честь Киприана и Иустины, для иконографии которых свойственно такое сочетание цветов, образуемое мафорием и туникой. Перефразируя классика: а ларчик просто открывался, но, как открыть его, никто не догадался. Полукружия под куполом, видимо, символизируют мафорий Иустины, а ромбики - это обведенные кресты с одежды Киприана. Почему обведенные? Возможно, из-за того, что изображать кресты было бы слишком банально, к тому же, на некоторых изображениях он действительно обведен, а квадрат - частный случай ромба. Кроме того, Киприан считается прототипом Фауста, а Иустина соответственно - Маргариты, впоследствии трансформировавшихся в булгаковских персонажей ("эта штука посильнее, чем "Фауст" Гете"). В романе упомянута голубая сорочка героини, а покровительство злых сил сродни деятельности Берии, когда вставлялись палки в колеса другим клубам, в частности, был расстрелян Косарев и репрессированы Старостины, тем более, что произведение относится к этому самому периоду. Писатель был не чужд футбола и предсказал славное будущее Алании, действительно вписавшей себя в историю чемпионством-95, храм тоже упомянут в ранней версии романа. Желто-зеленый купол посвящен Григорию Армянскому, орнамент тоже состоит из ромбиков, соответствующих крестам; если в день Григория была взята одна из казанских башен, то в день Киприана - весь город, к тому же, оба были епископами.

икона                                                                    икона

купол

орнамент     1926       2013   постамент

Первой составляющей эмблемы стал вертикальный ромб, впрочем, применявшийся время от времени, размер как будто указывает на его необязательность; возможно, фигура вытянулась в результате соотнесения с находящимися ниже элементами, выглядящими как ее половинки. В центре потолка голубая и остроконечная Неопалимая купина, заслоняющая остальные цвета, иконостас в числе прочего включает вертикальные ромбики. Полукружия в обрамлении и без напоминают соответственно как букву "D", заваленную на бок, так и полусферу мяча, появившуюся позднее. Один из авторов эблемы Александр Борисов, придумавший концепцию с одной буквой, был архитектором, а кайма получила коричневатый оттенок под стать собору. Правда, в письме, описывающем его вклад в создание логотипа и обрывающемся "на самом интересном месте", идет речь о его собственной вывеске. Прямоугольник, добавленный в 97-ом году одновременно с полусферой, выглядит как фрагмент памятника Минину и Пожарскому, расположенного напротив; когда же создавались первые эмблемы, монумент находился в центре площади. Решетка, аналогичная установленной в Александровском саду, включает как вертикальные ромбы, так и полукружия. Интерес к достопримечательностям очевиден на логотипе, предшествовавшем указанному, и включавшем зубцы кремлевской стены, похожие на заглавную в названии города букву "М". К слову, прототип Кремля - замок Сфорца в Милане, начинающемся на ту же букву.

свод                       решетка                       

Центральная церковь со стороны Кремля названа в честь Входа Господня в Иерусалим, который за неимением более современного транспорта осуществлялся на осле, с этим названием согласуется и одно из нынешних прозвищ железнодорожников - "ЖиДы". В то же время, название города созвучно со словом "Русь", что, возможно, способствовало возникновению макариевской концепции. На русской иконе еще 14-го века иерусалимские крыши изображены треугольными и красно-зелеными, кружки под куполом символизируют нимб Спасителя. В соответствующем празднике, отмечавшемся на Красной площади с преобладанием тех же цветов, принимала участие запечатленная на русских иконах лошадь, которой пришивались уши как у осла (наверное, намек понятен). Детство Достоевского прошло в Москве, и случайно или нет, но шарф Рогожина в момент его триумфа описан как "зеленый с красным" (шарф - болельщицкий атрибут). Попадание снаряда, отраженное Маяковским в "Оде революции", привело к тому, что на момент основания клуба в 22-ом году церковь стояла в строительных лесах, как видно на картине Юона "Парад Красной армии" 23-го года. До второй половины тридцатых годов железнодорожники играли в бело-голубой форме, после создания спортивного общества перейдя на красный и белый цвета. Легенда, как нарком путей сообщения Каганович, курировавший Локомотив, предлагал разрушить храм, тоже согласуется с тем, что современные цвета и дизайн логотипа были обретены значительно позже остальных команд. Сам руководитель впоследствии утверждал, что запретил снос, так или иначе, он называл себя убежденным атеистом, но возможно и другое объяснение. До конца шестидесятых годов главы были покрыты не медью, а железом, нуждавшимся в реставрации каждое десятилетие, в течение которого красный превращался в белый, соответственно, купол переставал быть ярким и притягивающим внимание, что заметно на фотографиях Дюпакье 64-го года, в отличие от его же снимков, сделанных в 56-ом. Орнамент желто-зеленой церкви Варлаама Хутынского соответствующий, в сценах из его жития тоже присутствуют крыши. В день памяти преподобного произошел въезд Ивана Грозного в Москву после казанского похода, уподоблявшийся библейскому событию.

Иерусалим                      икона   

купол 

башня197119902013

Под куполом белые треугольнички в обрамлении, напоминающем букву "Л" и соответствующем красным треугольникам на нем, причем при определенном ракурсе левая часть кажется тоньше правой, в свою очередь, паровоз похож на зеленые треугольники в усеченном виде. В кириллице эта буква называлась "люди", что соответствует ажиотажу во время указанного события. К тому же, некоторые прежние варианты были полностью треугольными, помимо современной, здесь приведены эмблема семидесятых и начала девяностых; впрочем, эта фигура, соответствующая знаку железнодорожного переезда, введенному в 27-ом, применялась в символике общества почти с самого основания, обходясь без зеленого цвета. Кружки ассоциируются, конечно же, с мячом и заодно с колесом, более нижний орнамент включает шарики, соответствующие этим углублениям, а крылья внизу логотипа помимо шпал похожи на ряды трибун вдоль кремлевской стены; они также применялись МПС и РЖД. Логотип 1971-го года совпал с возвращением классической формы, называемой арсеналкой; на Арсенальной башне у треугольников зеленая кайма, к слову, ее альтернативное название - Собакина, тогда как в народе электричку называют собакой. Эмблема 1968-го года соответствует периоду реставрации, когда у купола был серый оттенок.

1968                       

Предположительный автор - министр путей сообщения Борис Бещев, имевший инженерное образование и со слов Александра Аверьянова лично разрабатывавший эскизы формы. Очевидно, что он присутствовал на трибуне при проведении парадов. Возникшее в восьмидесятые фан-движение выбрало эти цвета, основываясь на флагах общества. На иконостасе вместо ромбиков изображены треугольники, а среди изображений заметны красно-зеленые одежды. Желтый цвет присутствовал на отдельных эмблемах, сочетаясь с зеленым цветом паровоза. И наконец, на вышеупомянутой Царской башне те же символы, складывающиеся в букву "М", вид которой, как уже было сказано, также имеют зубцы.

орнамент                                    башня             

 

Так же, как Спартак был создан по собственной инициативе, а не по директиве свыше, церковь Николы Великорецкого построена по самостоятельному усмотрению зодчих. Говорят, это случилось из-за того, что одноименная икона стала творить чудеса, чем вызвала всенародную любовь. Сначала орнамент купола состоял из ромбиков, возможно, современные черты он обрел после того, как обрушился во время троицкого пожара 1737-го года. Алексей Михайлович был любителем соколиной охоты и составил сокольничий устав, в котором упомянута красная четырехугольная нашивка. РГО "Сокол", от которого берет начало история спартаковцев, переняло красно-белые цвета у чешского сокольского движения, а на позднем этапе использовало горизонтальный ромб, обходившийся без полос, как и самый первый логотип общества Спартак. В обществе состоял историк Иван Беляев, который теоретически мог знать об указе 17-го века. Тезка Старостина Николай Чудотворец, чьим именем названа церковь, является прообразом Санта-Клауса, тоже красно-белого и рекламирующего Колу (вспомним историю с так называемой Спартак-колой). Также он покровитель торговли, в соответствии с ранним спартаковским прозвищем "торгаши", а до конца тридцатых годов Васильевский спуск, относительно которого эта церковь центральная, был базарной площадью. Имя "Николай" происходит от слов "побеждать" и "народ", согласуясь как с победными традициями, так и со статусом народной команды (можно также вспомнить богиню победы "Нику"). Что до эпитета "Великорецкий", то стадион вместе с памятником Старостиным расположен, перефразируя Сергея Шнурова, "в дельте реки Москвы". На изображениях святого можно увидеть аналогичный орнаменту белый омофор на красном фоне, а ромб - видимо, опять же, обведенный крест; ниже действительно изображен размноженный крест, кстати, указанный символ использует болельщицкая организация Фратрия. Помимо этой параллели можно вспомнить волнистую концепцию красной комнаты Линча, к слову, высоко отзывавшегося о соборе. Орнамент купола Александра Свирского тоже поначалу был ромбовидным, видимо потому, что последний, подобно Николаю, считается чудотворцем. Впоследствии он становится полосатым, как и купол Троицы; на его изображениях можно увидеть складки рясы, похожие на полосы. Считается, что это единственный русский святой, которому явилась Троица, из-за чего монастырь Свирского называется "Свято-Троицкий", позднее в нем была построена церковь Николая Чудотворца. 

Никола                                                                                    икона

купол

Лобное место 1935   2013     купола             

Ромбики под куполом горизонтальные и белые, кстати, подобные элементы наряду с красными использованы во внешнем оформлении стадиона, кроме того, на фоне красных маек ромб приобретает дополнительную белую окантовку в соответствии с линиями обрамления. Рисунок на эмблеме похож на орнамент купола, основанный на чередовании полос, таким образом, логично сделать вывод, что узор был наложен на геометрическую фигуру. Первый логотип, зафиксированный в уставе, обходился без полос, которые могли быть подсмотрены на физкультурном параде 30-го июня 35-го года, о чем свидетельствует наличие присутствия при выступлении Старостина на съезде ВЛКСМ в апреле следующего года. Будучи родом из старообрядческой семьи, отец-основатель вполне мог разбираться в вышеупомянутых тонкостях, хотя в своих мемуарах ни слова не сказал об эмблеме; ста годами ранее именно этот ракурс запечатлел Подключников, тоже Николай. Внимание к церкви с противоположной от Красной площади стороны могло быть привлечено как цветовым соответствием, так и тем, что спартаковская организация создавалась по аналогии с динамовской и в то же время была вневедомственной. Первоначально белая диагональ соответствовала направлению полос малого желто-зеленого купола, в послевоенном же варианте, появившемся когда братья Старостины пребывали в местах не столь отдаленных, она стала проходить по траектории, как на большой желто-зеленой главе, словно предугадав, что спартаковцам предстоит играть в тогда еще не существовавших Лужниках. Под сводами обоих видна спираль из красного кирпича на белом фоне, намекающая на их орнамент, при этом в малом приделе красный цвет гораздо ощутимее, а на полу и стенах можно заметить ромбовидные узоры. В девяностые на эмблеме фигурировал большой полукруг, по-видимому навеянный кокошниками церкви Николы. Еще один штрих: Лобное место, с которого фактически и начинается Васильевский спуск, напоминает очертаниями спартаковскую "С". В кириллице эта буква называлась "слово", а, как известно, сооружение использовалось в качестве трибуны.         

свод                                 свод

 

Что касается эмблемы ЦСКА, налицо аналогия с кремлевскими звездами, включающими желтые линии и создающими на фоне неба красно-синее сочетание. То обстоятельство, что армейская звезда появилась раньше них, не отменяет возможности последующего перенятия отдельных нюансов вроде внутренней звездочки с тонкими лучами, к тому же изначальные бело-синие цвета, как нельзя лучше подходившие любителям лыжного спорта, сменились нынешними спустя полтора года после установки кремлевских артефактов. В то же время, мог сказаться приход Берии на должность главы НКВД, возможно, настоявшего на смене цветов, ассоциируемых с протежируемыми им динамовцами. Купол расположен рядом с динамовским, что подчеркивает не только пресловутую дружбу, но и непосредственную географическую близость. Он венчает церковь Трех Патриархов, на изображениях которых распространен тетрисоподобный орнамент, вероятно, кресты тоже были обведены; придел построен в честь победы русской армии вообще и конницы в частности. В основных видах спорта можно вспомнить таких патриархов тренерского цеха, как Аркадьев, которого так окрестил Старостин, Тарасов, названный в Британской энциклопедии отцом русского хоккея, и Гомельский, получивший от баскетболистов прозвище "папа". Альтернативное решение: если имя Гомельского совпадает с одним из трех константинопольских патриархов Александром, то с Павлом Новым можно соотнести Садырина, а с Иоанном - заслуженного тренера по боксу Ивана Иванова, чьи имена лингвистически эквивалентны. Кроме того, и Гомельский, и Садырин успешно выступали со сборными в Стамбуле (бывшем Константинополе). У Толстого, несколько раз упомянувшего храм в своем романе, психологический портрет Безухова рисуется как "темно-синий с красным и четвероугольный", тогда как орнамент купола действительно включает четырехугольники, а вечером появляется темный оттенок. Краски могут показаться несколько выцветшими, как бы подчеркивая отсылку к истории, также, как и в остальных случаях, орнамент приделов имеет общие черты: направленность полос примерно одна и та же, кроме того, нижний купол утыкан пирамидальными шипами, соответствующими ромбикам верхнего. Все это, а также строительство дополнительного придела именно на этом месте можно объяснить тем, что по старому стилю дни памяти патриархов и блаженного отмечались в августе; кстати, ЦСКА считается основанным в том же самом месяце. Шипы символизируют опять же крыши зданий либо метафорические тернии, сопровождающие путь юродивого. Также они выглядят как верхние лучи звезды, которых по одиннадцать в каждом ряду, как и игроков-звезд в основных составах разных поколений, в то же время, возможна ассоциация с расставленными тренировочными конусами. 

Александр                                                                                       икона

купола

решетка 19231960196619982008

Эмблемы ОЛЛС были круглыми еще до звезды и, возможно, представляли собой дорисованные кокошники. В двадцатые армейцами применялась вписанная в круг звезда, в свою очередь имевшая место до современной версии Большого каменного моста с изображениями старого герба Москвы, которому приписываются свойства талисмана. Можно предположить, что щит появился благодаря этой решетке, тем более, что шары по размеру сопоставимы с мячом, а звезда объемная и имеющая тени, как и на эмблеме первой половины шестидесятых, где она, похоже, играет в футбол на фоне кремлевской стены. Если автором нового названия, повлекшего обновление эмблемы, был врач Олег Белаковский, а инициатором начинания - спортивный управленец Павел Ревенко, то о создателе логотипа можно только гадать; в любом случае, современная аббревиатура - неразлучная спутница щита, с которым лучше, чем на щите. Со второй половины шестидесятых по конец девяностых имела место так называемая лесенка, составленная из букв названия, которая могла быть вдохновлена как четырехуровневым спуском моста, так и лестницей возле Боровицкой башни, расположенной напротив. По идее, высокопоставленные чиновники, курировавшие ЦСКА, могли попадать в Кремль и покидать его через пресловутый мост и Боровицкие ворота, в свою очередь огражденные вышеупомянутой ромбической решеткой Александровского сада (к вопросу о Динамо). Вместе с лесенкой в верхней части появилась синяя фигура, в границах щита совпадавшая с ромбиками на куполе, впоследствии появились полностью ромбовидные очертания. В то же время, имел место вариант с белым цветом вместо красного, возможно, отражавший вышеупомянутое выцветание. Лавровые и дубовые листья, появившиеся в 91-ом году, могли быть взяты с ордена победы, тогда как на решетке листья только первого типа. Современный вариант надписи может намекать на округлый пояс церкви; одновременно на смену кремлевскому фону лесенки пришло желто-зеленое сочетание соответствующего купола. В результате реставрации, приуроченной к Олимпиаде, шахматный порядок ромбиков купола сменился полосатым, в свою очередь с 2008-го года на эмблеме появились полосы, впоследствии перенесенные на оформление трибун. В ЦСКА состоял гроссмейстер и чемпион мира Анатолий Карпов.

орнамент                                 потолок

 

Колокольня расположена поблизости от церквей Святой Троицы (Лужники, где торпедовцы в свое время играли) и Николы Великорецкого (дружественный Спартак), она накренена, как бы указывая на нестабильность, на не самые лучшие результаты намекает и грустный смайлик на ней. Стоит отметить, что Восточная трибуна стадиона Стрельцова действительно расположена на холме. Вид, близкий к современному, появился в 1680-ых годах, вместе с аналогичными шпилями у ряда кремлевских башен. До 19-го века купол был желтым, точнее позолоченным, значит, изначально сооружение раскрашено по аналогии с желто-зелеными церквями. Под навершием угадывается шестеренка, также запечатленная на зданиях МГУ (в руках одной из статуй) и ДК Русакова (опять же не целиком), построенных позже ее появления на логотипе. Черный цвет создается тенями, дополняя верхний белый, который традиционно имеют футболки, помимо этого эмблема Пролетарской кузницы включала красное знамя, ранние цвета опять же тяготели к оранжево-черным. 

колокольня

ГУМ     1924   2011 вход

Вход в ГУМ соответствует верхним частям буквы и шестеренки, с боковой стороны, где магазин соприкасается с Никольской улицей, помещен образ Николая Чудотворца, к слову, МГУ и ГУМ - анаграммы. Под крышей имеется семь окон в форме вертикальных прямоугольников, напоминающих дизайн Восточной трибуны стадиона Стрельцова, куда можно мысленно вписать название клуба, тогда как четыре прямоугольника башен по бокам - сектора Западной трибуны с соответствующим количеством заглавных букв. Еще одно сооружение такого типа - Третьяковские ворота, оставшиеся от Китайгородской стены. Автор цветов и эмблемы с буквой - Вячеслав Орлов, причем первоначально этот логотип был... красно-зеленым, под стать общему виду колокольни, что интересно с учетом того, что торпедовцы считаются антагонистами железнодорожников, впрочем, закон единства и борьбы противоположностей никто не отменял. При всем при том, роспись свода вышеупомянутого южного крыльца полностью соответствует современным цветам.

смайл                                 роспись  

 

Количество полос на куполе церкви Святой Троицы такое же, как и в Лужниках - 20, под ним изображено нечто похожее одновременно на нее саму и стадион (в обрамлении и без соответственно), в сумме получается храм футбола. В иконографии на заднем плане изображается сооружение, а явление Троицы происходило возле дубравы; в парке на территории олимпийского комплекса посажены в том числе дубы. Как говорится, Бог любит троицу, и это понятие повлияло на весь фольклор, а через него на литературу. Число "три" присутствует в слове "трибуна", кроме того, стадион открыт 31 июля, а закрытие Олимпийских игр случилось 3 августа. В соответствующих богослужениях используются желто-зеленые цвета, а оформление остальных желто-зеленых глав, посвященных Василию Блаженному, Григорию Армянскому, Варлааму Хутынскому и Александру Свирскому, согласуется с использованием этой же атрибутики в дни памяти указанных святых. К тому же, они нередко изображены в чистом поле, к вопросу о футбольных полях. Икона вышеупомянутого Симона Ушакова (на одном из вышеприведенных изображений оттенок купола красноватый). 

Троица                                                                                    икона

купол

снаружи                                                поле

  

Если Лермонтов сравнивал центральную главу с "хрустальной граненой пробкой старинного графина", то из кубка пьют шампанское, а спадающие спирали можно сравнить с чемпионским серпантином. Церковь носит имя Покрова Пресвятой Богородицы, изображаемого в виде золотого сияния, полукружия опять же соответствуют мафорию. В центре иконостаса можно увидеть 11 позолоченных шариков, соответствующих числу подкрестных шаров, под ними изображен банкет, в котором участвуют 11 (именно столько) апостолов во главе с наставником. 

икона                                             иконостас

купол

кубок                        конфетти

 

Завиточные ручки Кубка России похожи на ворота Лобного места.

решетка                                        решетка   

 

Также орнамент вызывает ассоциацию с ограждением площади, сравнить со стрелкой Заячьего острова.

площадь                                 набережная

 

Минин с Пожарским изображены в античном стиле, будто братья Старостины, стилизованные под гладиаторов Спартака и Ганника (этот пассаж поймут только те, кто смотрел сериал). Словом, здесь спартаковский дух, здесь мясом пахнет, тем более что Минин был старостой, мясником и купцом (то есть "торгашом"). Один из героев указывает в сторону соседней Манежной площади, на которой четверка коней фонтана "Времена года" в свою очередь нацелена в сторону Красной, как бы обозначая главное московское дерби. 

памятник                                          памятник

кони                                          Георгий

 

В Некрополе у кремлевской стены возле голубых елей, соответствующих основному динамовскому цвету, имеется бюст Дзержинского, по инициативе которого было создано общество Динамо, а рядом с ним Леонида Брежнева, говорят, симпатизировавшего ЦСКА. В стене захоронен прах Гагарина, тоже предпочитавшего армейцев, Гречко, построившего для них стадион, Горького, сформулировавшего девиз "Динамо - это сила в движении", и Чкалова, поздравившего Локомотив с победой в первом советском кубке; на ней можно увидеть мемориальные таблички с их именами. В Александровском саду расположена Могила неизвестного солдата с постом почетного караула, включающая звезду.

бюст                                          могила

 

Кремлевским зданиям свойственны все те же желто-зеленые цвета, разбавленные белым, будто линиями на футбольном поле, над ними реют триколоры, совмещающие цвета дружественных ведомственных команд - Динамо и ЦСКА. Брусчатка, впервые уложенная в 1930-ом году, вместе с белой разметкой соответствует торпедовским цветам, введенным во второй половине тридцатых. Это соображение также относится к дорожной окраске как таковой, состыкуясь с машиной на эмблеме, к тому же в советское время на площади имело место автомобильное движение. Пешеходный переход похож на букву "Т" (образно выражаясь, тень от храма), исходя из фотографий, он появился в конце шестидесятых - золотого торпедовского десятилетия. До укладки брусчатки была асфальтная дорожка на фоне булыжной мостовой с похожими очертаниями, в кириллице эта буква называлась "твердь". В девяностые возле музея был помещен знак нулевого километра, от которого отсчитывается дорожное расстояние, словом, все дороги ведут в третий Рим. В числе прочих животных на нем изображена сова, которую поклонники клуба используют в символике своего движения.   

площадь

 

Нарядным красно-зеленым башням как бы противопоставлен минималистичный черно-белый ГУМ, расположенный напротив, аналогично тому, как исторически сложилось, что соперниками железнодорожников  считаются торпедовцы. На Спасской башне помещен образ "Спас Смоленский", на котором присутствует тот самый Варлаам Хутынский. В обществе "Локомотив" состоял чемпион мира гроссмейстер Борис Спасский, ленинградец по происхождению, что согласуется со Спасом на крови. Кроме того, в шахматах применяются часы, а ладья изображается в виде башни, которая первоначально была белой и имела лишь один ярус. Круглые эмблемы с надписью наподобие циферблата опять же имели место, рядом находится та самая Царская башенка. Мавзолей в свою очередь соотносится с фарм-клубом Локо - красно-черной Казанкой, на логотипе которой имеется звезда, как и на Спасской башне, кроме того, общественная деятельность Ленина началась именно с Казани. На шатре красно-зелено-белое сочетание, дополненное чемпионским золотым цветом; что до белого, то он традиционен для клубной символики, и, строго говоря, железнодорожники трехцветные. Более того, так выглядят шпили практически всех башен, кроме Никольской и Боровицкой, для наверший свойственны треугольные узоры, а форма самого Кремля близка к треугольной. У Алеппского описана вышеупомянутая церемония, в которой принимал участие патриарх в красной одежде с зеленой мантией и белым позолоченным клобуком. Эта процессия, изображавшая вход Господень в Иерусалим, заканчивалась Спасскими воротами, а ведь Господь - это и есть Спас. Кстати, уже тогда существовало понятие "поезд", несколько раз упомянутое в опере Глинки. 

шпиль                 образ

  

По тем же причинам, что и церковь Николы Великорецкого, Никольская башня соотносится со спартаковцами, ведь сплошь зеленый цвет ее навершия универсален для футбола, звезду же можно списать на дружбу с Црвеной Звездой. Наряду с "цветочком аленьким" орнамент включает ту самую фигуру, а над воротами изображен Никола Можайский с мечом, придающим ему сходство с гладиатором, спартаковским талисманом (к вопросу о победной составляющей имени). Продолжая шахматную аналогию, чемпионы мира Тигран Петрасян и Гарри Каспаров - спартаковцы.

башня                                                                       икона

 

Боровицкая башня с шатром цвета хаки, расположенная напротив вышеупомянутого моста, ассоциируется с армейцами, чей стадион включает возвышающуюся над трибунами башню и для которых звезда основной атрибут. То же самое относится к соседней Оружейной, другое название которой - Конюшенная, чей шпиль, в то же время, выглядит по-локомотивски: ЦСКА победил в Кубке УЕФА, играя домашние встречи на черкизовском стадионе. Троицкая перекликается с церковью Святой Троицы в составе собора (Лужники, трибуны которых красные с белыми вкраплениями). В то же время, на шатре помимо этих цветов присутствуют зеленый и желтый, свойственные Троице. В основу логотипа Олимпиады легла похожая на нее Спасская, к тому же, на башне установлены фигурки медведей. Специфическая Кутафья башня, на которой опять же есть ромбики, соединена с Троицкой как напоминание, что красно-белые выступали на этом стадионе. 

башни                                                               1980

 

Церкви Входа Господня, Николы Великорецкого и Святой Троицы кажутся отображением треугольника, образуемого Спасской, Никольской и Троицкой башнями. В таком случае, храм представляет собой мини-версию Кремля, в центре которого возвышается колокольня Ивана Великого. Башни надстроены позже церквей и, вероятно, по их образу и подобию, с учетом того, что вторые ярусы представляют собой восьмигранники. 

схема 

По одной из версий, собор испытал влияние разрушенной во время штурма казанской мечети Кул Шариф, имевшей восемь минаретов. По преданию, ее позолоченные главы были перевезены в Москву, а, как мы помним, первоначально храм выглядел именно так, к тому же, без незапланированной церкви Николы Великорецкого их получилось бы ровно восемь. Дополнительное подтверждение исламских корней - растительный орнамент. Впоследствии Наполеон назвал сооружение именно мечетью, а другой француз, литератор Теофиль Готье, сопоставил приделы с минаретами. Символ Казани и Рубина - дракон Зилант, в указе Алексея Михайловича названный василиском; этот термин родственен имени юродивого, из-за чего тот самый Кроули сравнивал храм с василиском. В подклете можно увидеть хоругвь с вышеупомянутыми планетами, Зилантом и гербом Москвы с повергаемым драконом, подающим болельщикам ЦСКА идею для баннеров. 

хоругвь                     всадник

 

Казанский собор, что на Красной площади, ассоциируется с цветами Рубина, соответствующими татарстанскому флагу и похожими на локомотивские. Его архитектурный предшественник - малый собор Донского монастыря, построенного в честь Куликовской битвы с татаро-монголами. Прототипом здания казанского вокзала в Москве стала башня Сююмбике казанского кремля, в свою очередь напоминающая Боровицкую башню московского. Дракон венчает шпиль вокзала, к тому же, кремлевские звезды - рубиновые. 

храм                                  дракон

 

Закабанная и Бурнаевская мечети Казани, относящиеся к категории исторических, выдержаны в той же гамме, вообще, зеленый - цвет ислама. 

мечеть                    мечеть

  

Поскольку Казань считается третьей столицей, то Кул Шариф, повлиявший на Покров, в свою очередь определивший архитектуру Спаса, демонстрирует связь всех трех столиц. По вышеприведенным соображениям оформление этого новодела представляется не вполне достоверным, тем не менее, тротуар вымощен в цветах флага. 

мечеть

 

В этом случае тоже возможна ассоциация с планетами.

мечеть 

Исламская восьмиконечная звезда, символизирующая восемь ворот (!) рая, называется Руб аль-хизб, название этого символа созвучно с названием клуба; так он выглядел в фильме про Индиану Джонса.звезда

 

Со старого стадиона "Центральный" казанский Кремль виден как на ладони, к тому же арена примыкала к Площади Тысячелетия, где, естественно, и праздновались чемпионства. Поскольку Рубин был командой авиационного завода, советские эмблемы включали повернутую вправо ракету, возможно, стилизованную башню Сююмбике, относящуюся к "падающим" и наклоненную на восток; стоит отметить, что на фото наклон меньше, чем на реконструкции. По такой логике, круг соответствует Казанскому цирку, который сравнивают с летающей тарелкой, флаг же Татарстана в советские годы был красно-синим, да и на трибунах заметно это сочетание. 

кремль   1970         

Абстракционистский дракон, относящийся к началу девяностых, имеет общие черты с последующей эмблемой. Надо сказать, что до современных реконструкций Кремлевская транспортная дамба не имела нынешних разветвлений.

дамба                                                                          1992

 

Казанский герб вернулся только к тысячелетию города, а почему для эмблемного дракона был выбран именно такой дизайн, трудно сказать, но возможно, это связано с конфигурацией дорог на площади между Кремлем и стадионом. Раньше Булак впадал в Казанку, по легенде, на этом месте, где котел не закипел, и основан город. Чтобы предотвратить наводнения, было построено Куйбышевское водохранилище, а канал перекрыт дамбой, иллюстрирующей победу над стихией; клуб основан на следующий год после этого. Булак берет начало в озере Кабан, где, согласно преданию, были затоплены драгоценности царицы Сююмбике, в том числе рубины, чтобы не достались Ивану Грозному; там, якобы, и обитает Зилант, охраняющий эти сокровища. Таким образом, шея изображает начало улицы Баумана, крылья - Правобулачной и Левобулачной, язык же (пламени?) мог быть навеян ломаным участком Профсоюзной.

панорама

башня            1994    2013        2016     

Логотип золотой эпохи авторства Сергея Петрова похож на опрокинутую арку башни Сююмбике, защищенной от обрушения металлическим поясом, а дизайнер Максим Шишикин увидел в нем казан из легенды об основании города. Интерес к сооружению, про которое сложена легенда о свободолюбивой царице, мог быть вызван в том числе ростом национального самосознания в девяностые. Самое известное изображение дракона можно увидеть у входа в метро, открывшегося сравнительно недавно - в 2005-ом году и приуроченного к тысячелетию города. Спустя шесть лет статуя была испорчена футбольными хулиганами и заменена, ее влияние на логотип 2013-го показано в видео "ФК Рубин: путь с востока на запад". Эмблема была разработана итальянскими дизайнерами и похожа на дань советскому прошлому, хотя на самом деле круг позаимствовали с герба Татарстана. Новый логотип, созданный Артемом Ермолаевым, используется с 2016-го года, в его презентации отмечены как преемственность по отношению к эмблеме Петрова, так и сходство с драконьей чешуей. 

дракон                                         дракон 

 

В архитектуре Спасской башни, которая белая, в отличие от одноименной московской, соединены все три варианта - круг с полукруглой и стрельчатой арками. После взятия Кремль отстраивал Постник Яковлев, вероятно, тот же, что упомянут как автор храма Василия блаженного. Форма Искры (рубиновской предшественницы) тоже была белой.

башня                  

Как и в Москве, помимо Кремля в Казани есть свой парк победы, где в числе прочего представлена продукция городских предприятий. Красная звезда на зеленом фоне клумбы с белой каймой, расположенной перед Стеллой Победы - привычный элемент советской военной техники, выглядит как логотип "Рубин ТВ".         

клумба                                         логотип

          

Московский парк победы на Поклонной горе: цветочные часы на локомотивском красно-зеленом фоне и такой же бронепоезд.

часы                                 бронепоезд

 

Еще одна параллель: предшественницей Локо была Казанка - команда московско-казанской железной дороги. Первая эмблема после основания спортивного общества, примененная в финале кубка 36-го года, была помещена в вертикальную белую полосу на фоне красных футболок; этот дизайн придумал будущий чемпион по баскетболу Ярослав Титов. Поскольку отдельные полосы основного здания Казанского вокзала затрагивают сразу две грани, то следует смотреть с углового ракурса, таким образом, получается десять полос (вратарь обходился без полосы), к тому же, присутствуют шпалообразные узоры, как и на логотипе. Верхняя часть первого яруса была белой, как и шорты тех лет, а после реставрации 2016-го года здание стало сплошь белым. Шпиль включал красно-зеленое сочетание. 

башня

вокзал 2017паровоз                              

Как вокзал, так и вышеупомянутый Мавзолей проектировал Алексей Щусев, он же автор Дома культуры железнодорожников, входящего в комплекс вокзала и упомянутого в развязке Двенадцати стульев, основанных на реальных событиях. Поскольку на фотографии 37-го года белые полосы имеются только на нижнем ярусе, логично предположить, что фасад здания был изменен в соответствии с символикой общества, таким образом, на верхнем ярусе получились те же десять полос. Полосатый дизайн время от времени продолжал применяться на протяжении прошлого века, последний раз его вариация имела место в полуфинале с Лацио. Презентация новоиспеченного фарм-клуба под названием Казанка происходила в Царской башне вокзала, соответствующей его цветам и тоже относительно современной, будучи построенной в девяностые; к тому же, ее название перекликается с одноименной кремлевской, которая была соотнесена с малой ареной. Логотип Казанки похож одновременно на ту самую эмблему Локомотива и на паровоз возле стадиона. 

1937                                     ДК 

 

Почему же мы упорно не замечаем связь спорта с искусством, проявляющуюся в зашифрованных культурных кодах? Возможно, из-за того, что всецело сосредоточены на текущих событиях, а главное, не умеем заново открывать привычное, о чем напоминает стихотворение Маяковского "А вы могли бы?"

  

Засверкает ли серая повседневность новыми красками - зависит от нас. По той простой причине, что окружающий мир иллюзорен и существует не где-нибудь, а в сознании.

                                                                              Зрительная иллюзия

иллюзия       

Примечание: когда публиковался материал, медведь еще не был символом премьер-лиги. Таким образом, фигурки медведей и львов на Спасской башне можно рассматривать как иллюстрирующие связь между РПЛ и АПЛ. Они были установлены, когда сооружение достраивал английский архитектор в соавторстве с русским. Также выложено видео, на котором один из реставраторов носит полосатую красно-сине-белую шапочку. Такой дизайн присущ хоккейному ЦСКА, что, возможно, способно пролить свет на изменение вида церкви Трех патриархов.

медведь                                                   лев https://www.sports.ru/tribuna/blogs/cherrysvveet/1404890.html

Автор
  • cherrysvveet

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.