Привычка побеждать
Перчику в предматчевый расклад добавляло то, что накануне Джокович и Маррей, играя последним на центральном корте, выдали один из лучших матчей сезона, продолжавшийся ровно три часа. Еще никогда на протяжении этого сумасшедшего периода доминирования серб не был так близок к поражению. Проиграв первый сет 6:1, Маррей встряхнулся и выдал, может быть, самый впечатляющий отрезок игры в этом сезоне. В решающем сете он дважды вел с брейком, подавал на матч при счете 5:4. Новак выглядел обессиленным и загнанным в угол, но британцу не хватило маленькой частицы того неуловимого чемпионского духа, который в избытке есть сейчас у серба. До матчболов он так и не добрался – сделал две двойные ошибки, уступил свою подачу, и на тай-брейке Джокович уже снова выглядел непобедимым.
Надаль, одержавший в полуфинале рутинную победу над Ришаром Гаске, казалось, должен был иметь преимущество. Все задавались вопросом – как сможет Джокович, выложившийся до донышка накануне, выдержать еще одну затяжную битву с Надалем? Ответ оказался ошеломляюще прост - выиграв быстрее.
Серб, конечно, выглядел уставшим. На переходах время от времени потягивал ноги, «забитые» в предыдущем матче; укороченный удар, который в первую очередь отражает тонкие настройки игры, не работал; но второй сеяный ни разу не отошел от плана, который он нащупал в играх с Надалем уже давно, но не всегда имел силы и волю выдерживать до конца. Вкратце этот план можно назвать «Почувствуй себя Федерером» и состоит он в том, чтобы систематически, из розыгрыша в розыгрыш, давить Надалю под бэкхенд. В конце концов, испанец не выдерживает и выбрасывает короткий мяч на середину корта. Конечно, описать такую стратегию гораздо проще, чем ее исполнить – нужно иметь достаточно терпения и выдержки, чтобы дождаться этого короткого мяча, и достаточно искусства, чтобы забить его под недоступным испанцу углом. У Джоковича сейчас все это есть, и главное – он с железной уверенностью знает, что играет лучше Надаля и может его побеждать.
Это уже стало для Джоковича своего рода традицией – брать подачу соперника, когда тот подает на то, чтобы остаться в сете или матче. За это ему, наверное, надо поблагодарить Тодда Мартина, и его во всех отношениях катастрофическое пребывание на тренерском посту. Почти до основания разрушив подачу своего подопечного, Мартин невольно вынудил его полагаться на прием для того, чтобы выигрывать матчи. И прием подачи у Джоковича, и без того не самый плохой, превратился в оружие массового поражения. Не стал исключением и этот финал – Джокович взял подачу Надаля после нескольких ошеломляющих ралли в восьмом гейме первого сета, но не смог подать на партию, и испанец отыгрался. Однако бесконечная уверенность в своих силах не покидала второго сеяного – теперь, в отличие от прошедших лет, он не паникует, если что-то идет не так. Он стряхнул себя неудачу прошедшего гейма и хладнокровно выиграл следующую подачу Надаля, а с ней и сет 6:4.
В начале второй партии история повторилась. Джокович повел 2:0, сразу же взяв подачу Рафы (причем в гейме, в котором испанец изначально вел 40:0), но не смог закрепить преимущество. Игра до поры до времени выровнялась, Надаль, видя, что относительно агрессивная игра первой партии успеха не принесла, попытался взять на вооружение опыт Каролин Возняцки и побольше играть высокими полусвечками, стараясь оттеснить Джоковича от задней линии. Проблема состояла в том, что атакующая игра Джоковича помощнее игры соперниц Каролин, поэтому свечки получались короткие и Новак с удовольствием их забивал. Он был, конечно, уставшим, и во второй партии ошибок у него прибавилось, но все-таки недостаточно, чтобы вселить в Рафу надежду. И снова, когда счет стал 5:4 в пользу серба и испанцу пришлось подавать на то, чтобы остаться в финале, Новак пошел на решающий штурм, систематическими мощными атаками добившись счета 0:40 и тройного матчбола. Рафа отыграл все три, но Новак опять не запаниковал, выжал еще один и его-то уже не упустил, обыграв Надаля в четвертом финале подряд.
На игру Джоковича сейчас смотреть одно удовольствие. Конечно, у него есть оплошности – у кого их нет – но практически не бывает ошибок, суеты, поспешных решений. Никто сейчас не принимает решения на корте так безошибочно и не исполняет их так безупречно, как серб. Теперь слово за Надалем, которому нужно находить ответ. После матча он сказал: «Несколько лет я был лучшим на грунте, но сейчас есть один теннисист, который играет лучше меня. Мне нужно работать и совершенствовать свою игру». Времени на совершенствование остается мало – «Ролан Гаррос» стартует уже в воскресенье.
И Тони наоборот во время финала был весел.
Штеффи Граф удавалось выиграть 4 и более турнира Masters подряд?