Круговорот тренеров в природе
Обычно у Роддика начинается застой в игре, падают результаты, он нанимает нового тренера, следует почти немедленное улучшение. Вскоре, однако, все возвращается в исходное состояние – результаты падают, следует смена тренера, и цикл начинается снова.
Первым из череды роддиковых тренеров был, как известно, Брэд Гилберт, сменивший Тарика Бенабайла, работавшего с Энди еще с юниоров. Он вылечил своего подопечного от застоя, воцарившегося в его игре после прорыва 2001 года, и после вылета в первом круге «Ролан Гаррос» Роддик выиграл Куинс, дошел до полуфинала «Уимблдона», а на американском харде показал лучший результат в истории, выиграв Торонто и Цинциннати, а после них – и Открытый чемпионат США. 2003 год Энди закончил на первой строчке профессионального рейтинга.
Сказка, однако, длилась недолго. В следующем году он проиграл Марату Сафину в четвертьфинале Открытого чемпионата Австралии и уступил Федереру первое место, как оказалось, навсегда. Далее последовал ранний вылет в Париже и финал «Уимблдона», проигранный Федереру с сета и брейка (это была последняя возможность американца вернуть себе звание первой ракетки, больше от так близко к нему не подходил). А в четвертьфинале US Open, где он был действующим чемпионом, Роддик, как гром с неба, проиграл Йоахиму Юханссону – так началась традиция неожиданных ранних проигрышей, которых к настоящему моменту у него накопилась целая серия. На итоговом чемпионате 2004 года Роддик без шансов уступил в полуфинале Хьюитту и той же осенью расстался с Гилбертом. На его место пришел Дин Голдфайн, помощник главного тренера сборной США.
Результаты подправились, хотя и не вполне. После проигрыша Хьюитту в полуфинале австралийского чемпионата (где была странная история с 10-минутным исчезновением в раздевалке) и традиционного раннего вылета на «Ролан Гаррос», он второй раз подряд уступил Федереру финал «Уимблдона» и выиграл турнир «Мастерс» в Цинциннати, после чего, снова без всяких предупреждений, проиграл в первом круге Открытого чемпионата США Жилю Мюллеру. Потом был проигрыш Багдатису в 4-м круге Мельбурна в 2006-м, снятие с «Ролан Гаррос» и вылет с «Уимблдона» в третьем круге от британской надежды Энди Мюррея. Это была худшая череда результатов Роддика за все время его пребывания «на виду», тогда-то и случился тот единственный, недолгий вылет из десятки – стало ясно, что долго Голдфайну у руля не усидеть.
После «Уимблдона» его сменил Джимми Коннорс, и результаты опять не замедлили улучшиться – финал Индианаполиса, титул в Цинциннати (уже третий) и финал Открытого чемпионата США, проигранный Федереру. К тому времени неспособность Роддика обыграть швейцарца была уже общим местом, так что выход в финал сам по себе считался успехом. Потом, на групповом этапе итогового турнира в Шанхае во встрече с Роджером у Энди были матчболы, которые он не реализовал, проиграл матч и, расстроившись, даже не сумел выйти из группы.
Однако с сезоном 2007 года связывались определенные надежды. Игра американца была на подъеме, пассивность, которую он исповедовал где-то с конца 2004 года (стиль «подать и качать») вроде бы отступала, он стал чаще ходить к сетке и вообще стал чувствовать себя на корте поувереннее.
Такие настроения царили до полуфинала Открытого чемпионата Австралии, где Федерер просто обнулил Роддика, сделав 7 брейков из 12 возможных – 4:6, 0:6, 2:6, чуть ли не самое унизительное избиение за всю карьеру Энди. После этого цикл снова пошел вниз. Традиционный ранний проигрыш в Париже, совершенно необъяснимый провал в четвертьфинале «Уимблдона» против Гаске (с двух сетов и брейка!), ни одного титула «Мастерс» и еще одно поражение от Федерера в четвертьфинале – на этот раз на Flushing Meadows. Когда и на следующем австралийском чемпионате Роддик не смог показать ничего вразумительного, уступив в третьем круге Кольшрайберу, настало время Коннорсу положить заявление на стол. До конца года Энди тренировал его брат Джон.
В 2008 году Роддика к тому же преследовали травмы, и угроза потерять завоеванные в рейтинге позиции была вполне реальной. В конце года Энди обратился за помощью к Ларри Стефанки – начался последний на сегодняшний момент виток. Сбросив 5 килограммов веса и сделав упор на игру слева, Роддик вышел в полуфинал Открытого чемпионата Австралии, проиграв в очередной раз Федереру, потом показал лучший в карьере результат на «Ролан Гаррос» (4-й круг, проигрыш Монфису) и на «Уимблдоне» в первый раз за почти 3 года вышел в финал.
Там Энди был на одно очко от того, чтобы повести 2:0 по сетам, но промахнулся с лета, проиграл тай-брейк и в результате в очередной раз уступил Федереру титул «Большого шлема», который, возможно, был бы его, играй он против кого угодно другого. В 30-м гейме пятого сета Роддик в первый и единственный раз за весь матч проиграл свою подачу, и это был тот победный гейм, которого Федереру недоставало до пятнадцатого титула на турнирах «Большого шлема». А «тренерский цикл» Роддика с этого момента в очередной раз пошел вниз. В четвертом круге US Open он уступил соотечественнику Джону Изнеру (как это обычно и бывает, в решающем сете) и с тех пор не выиграл больше ни матча, чему, конечно, способствовала и полученная в Шанхае травма.
Не настал ли для Ларри Стефанки момент задуматься о следующем месте работы? Ответ на этот вопрос, наверное, будет получен после Открытого чемпионата Австралии. Хороший результат в Мельбурне (ну скажем, полуфинал) – и Стефанки, пожалуй, побудет тренером Роддика еще несколько месяцев. Может, даже до конца 2010 года, хотя это был бы рекорд. Очередное «неожиданное» поражение – и можно будет начинать обзванивать знакомых. Но кто его сменит? Высококлассных тренеров с опытом работы с топ-игроками в теннисе не так уж много. Или придется Энди пойти по второму кругу? Брэд Гилберт сейчас как раз без работы…
Характерны его книги. Они содержат массу полезных советов. Тренерская работа не набор полезных советов. Необходим системный подход, которого, как считается, у Гилберта никогда не было. Показательно, что ни с кем, кроме топ-игроков, Гилберт никогда не работал. Только с теми, кого учить ничему не надо, потому что без системы в процессе обучения никуда.
Хотя зачем имея такую подачу играть с отскока исключительно накрученными, практически защитными ударами, я таки понять не в состоянии.