10 мин.

Великан из Тандила-2

На этом US Open случилось еще одно примечательное событие – Роджер Федерер проявил себя поэтом-лириком. Ведь именно ему принадлежит определение Дель Потро – «Стальная ракетка», которое с радостью используют многочисленные обозреватели, и в первую очередь – романтичный и восторженный Питер Бодо (TENNIS.com). Он как раз абсолютно не сомневается в светлом будущем аргентинского великана именно по причине наличия у того «стальной ракетки» и проявленной в том финале стальной воли.

«В начале матча он был похож на длинного, как карандаш, неповоротливого великана с «тяжелыми» ногами и сутулыми плечами, которого постоянно приводил в замешательство противник, жалящий, как кобра, и танцующий с мячом, как Фред Астер с Джинджер Роджерс.

Большому парню с соответствующим большим именем, Хуан Мартин Дель Потро, было непросто в эти первые 15, или около того, геймов. Накануне он вел себя, как человек, который должен быть казнен на рассвете – ворочался бессонной ночью и заставил себя проглотить завтрак, несмотря на протесты желудка. Он из тех больших мужчин, которые сами по себе притягивают внимание; он монотонно бормотал, а когда садился на свое место, он, казалось, пытался стать меньше. На первый взгляд, можно было предположить, что он находится в глубокой депрессии.

И у Хуана Мартина Дель Потро, безусловно, были причины закрыться эмоционально и психологически в начале своего первого финального поединка турнира «Большого шлема». Кроме всего прочего, это был US Open, турнир, о котором он мечтал еще ребенком в Тандиле. И когда он был в шаге от реализации своей заветной мечты, дорогу ему преградил не кто-нибудь, а Роджер Федерер. Не просто Федерер, защищающий свои пять подряд титулов US Open, а человек, который в пяти подряд финалах обыгрывал пятерых разных соперников и имел 40-матчевую победную серию на турнире. Дель Потро можно простить то, что он чувствовал себя клиентом, держащим в руках билетик с номером и терпеливо ожидающим своей очереди быть обыгранным.

Однако к концу матча Дель Потро был больше похож на палача, чем на жертву – пусть его движения и не были похожи на танец, но его ноги доставляли его именно в то место корта, которое было необходимо. Он стоял, высокий и прямой, вдохновленный подобными грому ударами, которые вылетали из-под его ракетки. Казалось, крылья прорезались на его лопатках.

Это, вероятно, и стало отличительной чертой того смелого представления, которое устроил Дель Потро на бетоне стадиона имени Артура Эша. Он нашел способ выпрямиться, стать самим собой, и теперь он чемпион US Open. «Было очень трудно сохранять веру и продолжать бороться», – сказал он после победы со счетом 3:6, 7:6, 4:6, 7:6, 6:2 – это был первый пятисетовый финал US Open с тех пор, как Агасси обыграл Тодда Мартина в 1999 году. «Но мои болельщики помогли мне продолжать бороться, и я благодарен каждому из них за это. Мне удалось сохранять концентрацию на протяжении всего матча, и мой форхенд не подвел меня».

У него были весомые причины, чтобы испытывать подобные чувства. Дель Потро последовательно наносил удары навылет с форхенда со скоростью 180 км/ч, и с такими скоростями даже Роджер Федерер был не в состоянии справиться. Сочетание быстрого корта и плоских ударов привело, в конце концов, к тому, что даже гениальности Федерера оказалось недостаточно. Тем не менее, это не значит, что у него не было шансов защитить свой титул.

Дель Потро не удавалось поймать кураж до тех пор, пока Федерер не вышел подавать на второй сет, ведя 5:4 с брейком. Если бы Федерер нашел способ завершить сет в тот момент, даже форхенд вряд ли спас бы Дель Потро. Но сопротивление Дель Потро только усилилось, и он, наконец, откупорил свой идеальный, как картинка, форхенд, при помощи которого сделал брейк. Играя с вновь обретенной яростью и заставляя себя держать длину ударов, которая позволяла сдерживать Федерера в обороне, он доехал до тай-брейка, а потом прошел и весь путь до конца, взяв матч.

Возможно, Федерер лучше, чем кто-либо другой, переходит из обороны в атаку, но в оставшейся части матча Дель Потро показал сверх-защиту, которая нивелировала атакующий пыл Федерера. Оба игрока умудрялись наносить невероятное количество замечательных ударов из-за задней линии, чтобы держать мяч в игре. Но Дель Потро нашел своим ударам лучшее применение.

Дель Потро реализовал 5 из 15 брейк-пойнтов. Такими цифрами обычно не гордятся – но посмотрите на статистику Федерера – 5 из 22. Дельпо сделала на один виннерс больше (57) и на 2 невынужденных ошибки меньше (60). Что же нам говорят эти цифры? Основная мысль, которую они несут, – это была перестрелка. Но самая поразительная статистика заключается в том, что Дель Потро сделал 37 виннерсов с форхенда и по этому показателю превзошел Федерера чуть ли не вдвое – у швейцарца их 20.

По ходу матча у меня появлялось чувство, что корт на стороне Дель Потро больше – это должно было стать преимуществом для такого точного и аккуратного игрока как Федерер – но Дель Потро удалось нейтрализовать и это. Раз за разом он исчезал в каком-нибудь углу корта, доставая мяч, и становилось понятно, что теперь уже Федереру придется доставать очередной сумасшедший ответный удар. Из-за точности и силы Дель Потро Федереру не удалось извлечь преимущества из того, что ему приходилось защищать, казалось бы, меньшую часть корта. А уже к началу пятого сета Дель Потро избавился и от проблем с подачей, которые стоили ему третьего сета, когда он сделал двойную при счете «ровно».

Федерер говорит о выступлении Дель Потро: «Это всегда невероятно тяжело – пройти весь турнир и выиграть свой первый титул «Большого шлема» в первом же финале. Надо отдать ему должное, это очень тяжело, особенно, когда ты играешь против такого опытного игрока, как я. Для этого надо обладать стальной ракеткой. В конце матча, при счете 5:2 в пятом сете это уже было просто. Но до этого ему пришлось пережить несколько действительно тяжелых моментов, два тай-брейка, пришлось отыгрываться в счете по сетам. Он приложил фантастические усилия. Я думаю, в его игре были подъемы и провалы. Из этого я должен был извлечь выгоду, но не смог. В конце матча он был действительно хорош».

Дель Потро был не только хорош, он умудрился удерживать эмоции. Слезы свободно потекли ручьем только несколькими минутами позже, когда он упал на землю в ранге чемпиона US Open. «Когда я лег на корт, – объяснял он потом, – у меня в голове было много всего. Во-первых, моя семья, мои друзья и все такое. Не знаю, как это объяснить, это же мечта. Мечта осуществилась. Все позади. Я приеду домой с трофеем, и это лучшее чувство в моей жизни. Пока рано что-то объяснять. Может, завтра, может, на следующей неделе я в это поверю. Но сейчас я ничего не понимаю».

Когда Дель Потро спросили, как он оправился от нескольких двойных, которые стоили ему третьего сета, и как ему удалось остановиться и не сломать ракетку, он рассказал: «В тот момент я начал думать: «Это финал, я играю с Роджером Федерером, лучшим игроком в истории»… Потом я посмотрел на Роджера, а он такой… такой джентльмен».

Для Федерера и его фанатов станет небольшим утешением, что этот чемпион-икона стал образцом для нового, многообещающего победителя. Но это часть теннисного «наследства» Федерера, а его болельщикам с разбитыми сердцами стоит вспомнить еще кое-что, что он сказал.

«Пять титулов – это отличный результат, четыре – тоже. Шесть – это была бы вообще мечта. Но невозможно выигрывать все. У меня было замечательное лето. Я не слишком разочарован, потому что я провел еще один прекрасный турнир».

Будут и еще, хотя на них он уже будет бороться с Дель Потро и его ракеткой – и волей – из стали».

Обозреватель ESPN.com Бонни Д. Форд вообще видит в победе 20-летнего Хуана Мартина проявление закономерности – по ее мнению, наступает эра молодых, хотя, конечно, и Федерера рано списывать со счетов.

«Молодежь правит балом. В случае с Роджером Федерером, было практически неизбежно, что настанет день, когда кому-то из молодежи повезет больше, чем ему, в финальном матче. Этот день настал в понедельник. И этим кем-то стал Хуан Мартин Дель Потро.

Просмотр финальных матчей US Open последних 6 лет, в которых участвовал Роджер Федерер, это как просмотр специальной фотосъемки, где через равные промежутки времени с одной и той же точки фотографируется один и тот же объект. Разница в возрасте между ним и его соперниками неумолимо увеличивалась, исключая героический 2005, когда в финале в четырех сетах Федерер прервал отважный поход 35-летнего Андре Агасси.

Когда Федерер и Хьюитт встретились в финале 2004 года, им обоим было по 23. В 2006 25-летний Федерер обыграл в финале Роддика, который младше его на год, а в 2007 и 2008 швейцарец расправлялся с впервые игравшими в финале Джоковичем и Мюрреем, каждый из которых младше него на 6 лет. Сейчас пришла новая волна.

Дель Потро выиграл финал не потому, что он родился в Аргентине на 7 лет и 6 месяцев позже, чем Федерер в Швейцарии. Статистика показывает, что это отчасти случилось от того, что Дель Потро лучше размещал первую подачу – он улучшал точность в каждом сете, а в четвертом и пятом процент его первой подачи равнялся 76, а Федерера – 53,5. Он не снес Федерера с корта, и проиграл 13:8 по эйсам, но 11 двойных ошибок Федерера стали симптомом его возрастающего беспокойства в этот плавно перетекший в вечер день.

Молодость по ходу матча подавала все лучше и лучше, била опасные форхенды, но было еще и что-то неосязаемое, что помогло Дель Потро. Он стал человеком, который, наконец, воспользовался преимуществом молодости в матче против великолепного и совершенного, но более возрастного теннисиста. Он показал силу, мобильность и легкость бытия «темной лошадкой» – ведь до этого он уже сказал, что день, когда он вышел в финал, был лучшим в его жизни. Он просто был парнем, который думал: «Ух ты, я тут борюсь с Роджером Федерером», – но это не стало для него поводом успокоиться и считать, что все и так хорошо, а, наоборот, послужило стимулом к продолжению борьбы.

«Надо отдать Дель Потро должное, потому что это не так просто – бороться с кем-то, кто столь же опытен, как и я», – сказал Федерер. А закончил он лирически: «Для этого надо обладать стальной ракеткой».

Как большинство молодых победителей турниров «Большого шлема» Дель Потро, которому 23 сентября исполнится 21 (он сказал, что по этому поводу потратит немного своих призовых на чизкейк), просто не догадывался о том, как многого он не знал. Он не знал, что такое играть с пятикратным чемпионом и человеком, которому принадлежит рекорд по количеству побед на турнирах «Большого шлема», на соревновании, где тот последний раз проигрывал 2 200 дней назад. Это все оказалось не важно, потому что Дель Потро к тому же еще и не знал, что он был обязан упасть в обморок, просто обнаружив себя в финале.

Были моменты, когда Дель Потро уступал Федереру в этом фехтовании на ракетках. Но всякий раз, когда казалось, что у Дель Потро отнимаются руки-ноги, он, вместо того чтобы с готовностью принять наказание, залечивал раны и с новыми силами бросался на Федерера.

«Он просто не сдавался», – сказала Мартина Навратилова, которая играла до 5-го десятка и лучше всех знает, что такое борьба с соперником, который моложе тебя. «Он мог проиграть в трех сетах, мог проиграть в четырех, а мог и выиграть в четырех сетах. Но он продолжал бороться. Он очень, очень силен психологически. Я была невероятно впечатлена».

Перед началом матча главный вопрос звучал так – сможет ли Дель Потро бороться в пяти сетах. Недостаток выносливости был тем фактором, который отличал героический поединок на «Ролан Гаррос» между этими же людьми от финала US Open. Здесь скорее был тот же случай, что и финал Australian Open, в котором уровень игры Федерера резко упал в пятом сете. Федерер в решающем сете сделал 15 невынужденных ошибок против 4 у Дель Потро.

Но в отличие от памятной церемонии награждения в Австралии, в этот раз мы не увидели слез Федерера – просто некоторое недоумение в тот момент, когда он держал в руках «тарелку» финалиста, стоя рядом с возвышавшимся над ним соперником. «Он выглядел не очень расстроенным этим поражением. Как знать? На самом деле, это самое трудное – сохранять мотивацию», – говорит Мартина Навратилова.

На фотографиях Федерер не выглядит намного старше Дель Потро, только намного ниже. И все же любой чемпион, который говорит, что он будет играть и в 30, должен знать, что в какой-то момент молодежь начнет не только лучше подавать, но лучше играть слета, лучше держаться в розыгрышах и лучше восстанавливаться. Мудрость, опыт и внутренний стимул станут для Федерера так же важны, как любые удары.

«Каждый раз, когда Федерер проигрывает на турнирах «Большого шлема», это привлекает большое внимание – другие парни видят еще один знак, что они тоже могут его обыграть», – сказал аналитик Tennis Chanel Лейф Ширас. Уже сейчас есть несколько игроков, которые позволяют себе так думать, и с каждым годом их будет становиться все больше. Это большая удача для тенниса, что Федерер по-прежнему стоит на корте напротив этих молодых игроков и находит в себе желание обучать их».