Это страшное слово «возможности»
Что же происходит в женском теннисе? Этим вопросом задается Питер Бодо в статье, названной «Неиспользованные возможности топ-игроков WTA» и написанной еще до поражения Динары Сафиной:
«Если перед началом первого в году американского турнира серии Masters основным поводом для беспокойства была спина Роджера Федерера, то пока главной его темой оказывается хаос в верхних эшелонах WTA-тура. Я тут пользуюсь термином «верхушка» очень свободно. Существует ли все еще «верхний» слой игроков в женском туре? Да, теоретически, это Винус и Серена Уильямс, преследуемые Марией Шараповой, Аной Иванович, Еленой Янкович, Еленой Дементьевой, Динарой Сафиной и Светланой Кузнецовой. Я мог бы предоставить вам моментальные снимки определенных рекордов (включая титулы турниров «Большого шлема» и заработанные золотые медали, а также рейтинговые достижения) или даже кадры во времени (как, например, прошлогодний финал «Уимблдона», разыгранный сестрами Уильямс), которые представляют эту группу исключительно впечатляюще. Но если прокрутить всю пленку, то все выглядит обескураживающе и немного печально.
Хорошо, сестры Уильямс продолжают бойкотировать Индиан-Уэллс, а Шараповой требуется больше практики после продолжительного отсутствия (она сыграла здесь только в паре и рано проиграла). Однако, совершенно не похоже, что остальные претенденты на громкие титулы и высокие рейтинговые места пытаются воспользоваться отсутствием Уильямс и вырваться вперед. На самом деле, скорее покажется, как будто все стремятся прочь от верхушки, чем в ее направлении. Почему слово «возможность» стало таким ругательным в кругах WTA?
Никогда еще не приходилось наблюдать, чтобы так много потенциально великих спортсменок, таких, которые проявили характер вероятной (или уже бывшей) первой ракетки и победительницы турниров «Большого шлема», так безнадежно не могли выйти вперед и воспользоваться открывшимся им преимуществом. И вот мы здесь, на, возможно, пятом по значимости турнире года, и кто из вышеупомянутой августейшей компании все еще борется за место в четвертьфинале? Динара Сафина и Ана Иванович. Если они будут играть в финале (они в разных половинах сетки, и это возможно), «правящий класс» WTA-тура имеет шанс сохранить лицо. Такое развитие событий кажется вероятным, в меньшей степени благодаря их соревновательным способностям, а скорее потому, что им не придется биться ни с кем из породистой плеяды ветеранов, чтобы попасть туда. Все остальные тела уже вынесены.
При желании можно увидеть и положительную сторону происходящего. Вероятный титул подвинет Сафину на одну ступеньку ближе к прорыву на одном из трех оставшихся турниров «Большого шлема».
Позволяющий немного вздохнуть хаос в WTA, вероятно, даст возможность Иванович вернуть уверенность в себе, которую она начала терять, как только выиграла свой первый титул в Париже в 2008 и заработала право одним глазом взглянуть вокруг с высоты первого места рейтинга. Но с такой же вероятностью очередную главу в историю тура без соответствующего класса лидеров могут добавить Вера Звонарева, которой так долго было отказано в больших победах, несмотря на качество ее игры, или Даниэла Гантухова, с ее историей успеха в пустыне. Между тем, ходят буйные слухи о возвращении Ким Клийстерс. Это забавно, потому что Клийстерс мне кажется подобной многим из этих недоделанных чемпионов. Все это вызывает у меня желание взять телефон и закричать в трубку, «Дайте мне Жюстин Энен, быстро!»
Наверное, теперь Бодо еще больше хочется вызвать Энен, потому что наша Динара не помогла туру сохранить лицо. В решающий момент похода за короной первой ракетки мира она дрогнула, и вместо «породистой плеяды ветеранов» на авансцене мирового тенниса вновь появилась Виктория Азаренко. Вновь – потому что в этом сезоне у нее уже есть две победы на турнирах. От нее и здесь многие ждали сюрприза, и она его преподнесла. В свойственной ему художественной манере Стив Тиньор назвал свой очерк о Виктории «Худая и голодная». Там он рассказывает забавную историю о ее поведении во время матча с Шахар Пеер: «Во время матча она была сурова с бол-боями и болельщиками. При счете 4-4, солнечный зайчик попал ей в глаз. Азаренко остановила игру и показала на противоположную трибуну. Какой-то парень подумал, что она указывает на него, и снял с головы кепку. Другие люди сложили свои зонтики. Азаренко все больше нервничала и кричала кому-то на трибуне «Хэлло! Хэлло!», пока, наконец, какая-то женщина не сняла блестящий пластиковый бейдж с шеи. Несмотря на 5-минутную задержку и много неразберихи, Азаренко, вернувшись на заднюю линию, завершила розыгрыш великолепным укороченным ударом. Она сделала брейк и удачно подала на матч, не уступив сопернице ни очка».
А о личности и игре молодой белоруски американский эксперт вообще слагает поэму: «Где бы вы ее ни увидели – пинающей ли футбольный мяч, заколачивающей ли удары слева на тренировочном корте или же издающей характерные похрюкивания на пути к трудовой победе в очень жаркий день на корте номер 3 – 19-летняя Виктория Азаренко из Белоруссии (а теперь и из штата Аризона) всегда выглядит голодной. Не в смысле я-хочу-есть, а в смысле я-хочу-быть-лучше-прямо-сейчас. Будучи 11 номером в рейтинге, Азаренко все еще учится. «Ей нравится физподготовка», – говорит ее тренер по фитнесу, – «Но она только начинает понимать, зачем она это делает. Нам нужно объяснять ей, какая польза от упражнений, и над чем ей надо работать. Но она с удовольствием учится. Это все еще пока на начальной стадии». Как бы то ни было, Веллингтон, бывший тренер Марии Шараповой и Татьяны Головин, говорит, что Азаренко более талантлива, чем та же Шарапова. Ей легче дается обработка мяча, чем Шараповой в ранние годы. Просто ей нужно больше всего остального: взрывных качеств, выносливости, силы.
Что касается ее игры, то удар слева является ее лучшим ударом. Она бьет по мячу, наклоняясь вперед, когда он еще довольно далеко перед ней, и полностью, но компактно выпрямляя руку. А вот удар справа для Азаренко является более проблематичным. Она налетает так, что порой кажется, что она бросает подкову, и часто посылает мяч слишком далеко. Она может также запутаться в ногах, и тогда ей приходится уклоняться от удара. Она лучше играет в обороне, когда нужно реагировать, а не самой задавать темп. Она не напористый агрессор. Недостатки? Может быть, Азаренко и является лучшим атлетом, чем Шарапова, но я пока еще не вижу в ее ударах такой же взрывной силы. И со своим отличным ударом слева она может разволноваться и послать его в аут. Подача работает на нее, она лучше движется, чем многие другие теннисистки. Ее лучшее качество в данный момент, это то, как серьезно она ко всему этому относится. Но это преходящее, и, как говорит ее тренер, – если она не будет расти в рейтинге, не превратится ли эта серьезность в обрекающую на провал неудовлетворенность?».
В отношении еще одной подпортившей свою репутацию экс-первой ракетки мира Аны Иванович, все же добравшейся до полуфинала, до турнира эксперты не испытывали особого оптимизма. Ну и что, зато она сама всегда полна оптимизма. Свой материал о ней Тиньор так и назвал «Маленькая мисс Счастье, или Стакан наполовину полон» (на всякий случай напомним, что именно так англоязычные люди определяют оптимистов, в отличие от пессимистов, у которых стакан всегда наполовину пуст): «Несмотря на жажду общения – никто из топ-теннисисток не веселится так на тренировках вместе с тренерами, и никто не стремится отвечать на вопросы журналистов с таким энтузиазмом – Иванович обладает кое-какими чертами человека-одиночки. Она много читает и, надев наушники, любит «потеряться в собственных мыслях». Ей нравится этот ненапрягающий турнир в «глуши», потому что «так здорово, когда есть время для себя». «Иногда мне хочется сбежать от всего, поехать куда-нибудь, где меня никто не знает», она говорит, и, конечно же, смеется. Для нее это не печальная концепция. Если Иванович и одиночка, то счастливая, а не страдающая. Быть одной для нее не побег, а просто еще один способ наслаждаться жизнью, наравне с беготней по корту. Теннис ей подходит, это спорт для парадоксально общительных одиночек.
Прошлой весной Жюстин Энен резко и неожиданно покинула спорт. Это позволило Иванович выиграть Открытый чемпионат Франции и занять первую позицию рейтинга – «мои мечты». Это стало неким опережением графика, даже тогдашний тренер Аны Свен Греневольд говорил, что они не были полностью готовы к подобному успеху. Иванович говорит, что не чувствовала давления первого номера поначалу, отклоняя идею, что была излишне ошеломлена своим новым статусом на «Уимблдоне» в прошлом году. «Я просто была счастлива из-за всего сразу. Давление пришло только после того, как я травмировалась (травма большого пальца ноги, полученная летом 2008). Во время Отрытого чемпионата США я была не в форме. Вот это были тяжелые времена».
Но сейчас появился новый тренер и Иванович нравится с ним работать. Крейг Кордон начал тренировать ее в этом году после того, как Иванович распрощалась с Греневольдом.
«Работать с ним – это удовольствие», – говорит Иванович о Кордоне, бывшем тренере Мартины Навратиловой. «Он придает мне уверенности, и он поддерживает мой агрессивный стиль игры. Мы разнообразим игру во время тренировок, и все время спорим на что-нибудь, это очень весело». Иванович говорит, что много о себе узнала за последние шесть месяцев. Она достаточно независима от своего окружения – она смотрит на них во время матчей, но не цепляется за них взглядом как, например, делала Энен – Иванович не нужен тренер, который говорит, как все делать. Ей нужен кто-то, кто поддержит ее собственные идеи о том, как играть, так, чтобы в ее голове не было беспорядка, когда она выходит на корт одна. «Взаимоотношения с тренером могут быть очень насыщенными, но все же на корте ты один», – говорит Иванович. Она считает, что прошла определенный этап и возвращается к основам – агрессивности, – и мир скоро увидит результаты. «Моя цель в этом году выиграть – турнир «Большого шлема». Это несколько более честолюбиво, чем цель, заявленная Сафиной, «оставаться здоровой».
А теперь о наших полуфиналистках. Благодаря тому, что лидеры так активно посыпались из сетки турнира, мы смогли рассмотреть и оценить нашу новую надежду – Анастасию Павлюченкову, по ходу турнира обыгравшую двух игроков Топ-10. И не только мы. О самой молодой полуфиналистке соревнований этого года и ее матче против 10-го номера мирового рейтинга Агнешки Радванской пишет Стив Тиньор. Название лучше не переводить на русский, потому что оно потеряет смысл. Итак, «Not Nasty»: «11 часов утра, время дня, известное в кулуарах пресс-центра как Час Звонаревой. Дело в том, что матчи, поставленные на это время, заканчиваются раньше, чем зрители успевают их увидеть. Но если вы следите за турниром хоть с какой-то степенью интереса, вы в курсе, что этот матч стоит того, чтобы его посмотреть. Вероятно, из-за него не следует обгорать на солнце, но, тем не менее, он достоин серьезного внимания. Может быть даже, это матч, как говорится, с последствиями. 17-летняя Павлюченкова из России, которая на данный момент 42-ая в рейтинге, и которая является бывшим первым номером среди юниоров, удивительно легко обыграла посеянную второй Елену Янкович несколько дней назад. Она даже появилась на главной странице спортивного раздела американского издания USA Today на этой неделе. Если она сегодня выиграет, то попадет в свой первый полуфинал на турнире ВТА. Возможно, это время восхождения новой звезды в Индиан-Уэллсе.
Кажется, что пройден очень долгий путь, с тех пор как эти две теннисистки встречались последний раз, в серый и ветреный день на второстепенном корте «Уимблдона» в 2008-м. Тогда Павлюченкова не смогла бы попасть ни в Атлантический океан, ни в широкую амбарную стену, ни в них вместе, окажись они рядом. Самая заметная разница между тогдашней и теперешней Павлюченковой, на первый взгляд, это ее рост. С виду кажется, что она подросла на 5-8 сантиметров. Очевидно, это не так. На пресс-конференции ей задали вопрос о том, выросла ли она за прошлый год. Павлюченкова отвечает, сделав большие глаза: «Да, я тоже так думала. Когда я иду рядом со своим тренером, мне кажется, я выросла. Но при измерении получается все тот же рост. Я удивляюсь, как это может быть». «На медкомиссии здесь, – продолжает она (у нас появилась еще одна болтушка), – мне измеряли длину ног. Они выросли на 2 см. Ноги растут – а я нет. Чудеса». (К счастью, она забавная болтушка.)
Подросшая или нет, Павлюченкова бьет по мячу сильнее и с несоизмеримо большей точностью, чем в прошлом году на «Уимблдоне». По ходу обмена ударами она неизбежно вынуждает Радванску уйти далеко за заднюю линию. В некоторые моменты Радванской даже приходилось сгибать ноги и встречать низко летящий мяч как хоккейный вратарь, останавливающий шайбу, пущенную по льду из центра площадки. Недостатки игры Павлюченковой заметны, когда она играет в защите. Ей сложно, как ни странно, как и Джону Изнеру, тянуться вправо. У Радванской подача одна из самых мягких среди теннисисток Топ-20, но сегодня ей удавалось выигрывать легкие очки, посылая мяч далеко вправо. Как и многие другие теннисистки ее поколения, Павлюченкова не обладает всесторонне развитой игрой или тактическим разнообразием – но с ее пушечными ударами, ей, возможно, это и не понадобится. Кому нужен прекрасный, но обычный удар с лета, если вы можете выполнить взрывной удар с лета с замахом. Этот удар, который исполняется ею уверенно и со страстью, Павлюченкова может сделать своим коронным.
Уже можно поставить убедительный восклицательный знак ее игре на задней линии. Если она получает преимущество в розыгрыше, и у нее есть время, Павлюченкова играет убийственно. Она все еще совершает много ошибок, и переживает психологические взлеты и падения, как любой, кто только привыкает к интенсивности профессионального тура. Но она также учится их преодолевать».
Удивительно, но нашу главную оставшуюся надежду – Веру Звонареву эксперты TENNIS.com игнорируют с поразительным упорством. Зато огромные перемены к лучшему, произошедшие меньше, чем за год с нашей теннисисткой, заметила Бонни Д Форд из ESPN.com. В статье, названной «От срывов к прорывам» и написанной еще в самом начале турнира, она оценивает и игру, и перспективы, и даже будущую посттеннисную карьеру Звонаревой: «Звонарева, посеянная на турнире под 4 номером, обладает ясным видением, какой личностью и игроком она хочет быть. Многое из того, что ей нужно для этого делать, происходит вне корта. Когда травмированное запястье отправило ее на 6-месячный отдых в разгар сезона-2007, Звонарева поступила в аспирантуру дипломатической академии при российском Министерстве иностранных дел (она получила высшее образование в области спортивного менеджмента). Молодая девушка проводит свое свободное время на турнирах за курсовыми заданиями по международным отношениям и экономике – она уже отучилась половину срока – и посещает занятия, когда бывает дома, иногда сдавая по нескольку экзаменов кряду во время своих немногочисленных перерывов. Она принимает участие в конференциях и других дипломатических событиях в Москве, и предполагает, что ее посттеннисная карьера может проходить в таком месте, как Организация Объединенных Наций.
Ее первая карьера на данный момент тоже развивается вполне успешно. На корте видение должно сопровождаться реализацией, а самые главные тесты проходят в горниле переполненного стадиона. У Звонаревой не получалось выступать стабильно вплоть до конца сезона прошлого года. В этом сезоне у нее соотношение побед и поражений 12-2, игра в полуфинале Открытого чемпионата Австралии и титул в Паттайе, и в карусели женского Топ-10 она сейчас на подъеме не меньше, чем любая другая из этой десятки.
Звонарева попала туда через годы тренировок и борьбы со своим беспокойным умом. Иметь возможности и на корте, и за его пределами – это не всегда легко. «Я думаю, это одна из моих проблем», – Звонарева откровенно отвечает на вопрос, не слишком ли она аналитична себе же во вред. «Иногда это очень сложно. На корте все происходит так быстро. Хорошо, когда видишь всю картину происходящего, но если у тебя есть всего секунда, то не будешь думать, ударить ли коротко по диагонали? Или глубоко вдоль линии? Или в середину корта? Я могу выполнить любой из этих ударов. Если я долго не играю на турнирах, то теряю это ощущение, начинаю думать слишком много, и осложняю себе жизнь. Сейчас у меня больше опыта, и я знаю, как с этим бороться. Сейчас я способна переключаться гораздо быстрее. Я знаю, что я должна сделать, и сосредотачиваюсь на этом». В Индиан-Уэллсе Звонарева доходила до четвертьфинала три раза, и одна из ее самых значительных побед состоялась здесь в 2007 году, когда она выиграла у тогдашнего первого номера, Марии Шараповой.
Рене Стаббс, ветеран парной игры и теннисный комментатор, говорит, что теннисный путь Звонаревой развивался во многом, как у Сафиной. Хотя Звонарева и не впечатляет физическими данными так, как ее более высокая соотечественница, основными ключами к ее прогрессу стали те же компоненты: лучшая физподготовка, успешная работа над более слабым ударом справа и обуздание эмоционального непостоянства. По мнению Стаббс, четыре парных титула Звонаревой и два титула турниров «Большого шлема» в миксте говорят о том, что ей комфортно играть у сетки, хотя переход от игры на задней линии к сетке мог бы быть и быстрее».
Ну что же, у нас есть двое молодых и дерзких и две признанные звезды. Давайте ждать победы от наших. И может быть, кто-то из них победит хаос в верхушке WTA-рейтинга и использует, наконец, свои возможности.
Каприати
http://www.tribuneindia.com/2003/20030625/sp9.jpg
http://www.tennisphotolibrary.com/images/watermark/10000043/tpl/folder_04/wimbledon_2000/capriati/capriati-8.jpg
http://img182.ex-imageshack.us/img182/3097/50xr3.jpg
http://s41.radikal.ru/i092/0903/32/f990f2384f4b.jpg
http://i002.radikal.ru/0903/f1/5a30a13c540c.jpg
http://i019.radikal.ru/0903/ee/1ff098317754.jpg
Но редактура переводам спортс.ру конечно бы не помешала. ну на каком это языке написано: «На самом деле, скорее покажется, как будто все стремятся прочь от верхушки, чем в ее направлении»?
И вот это я не поняла: Итак, «Not Nasty»: «11 часов утра, время дня, известное в кулуарах пресс-центра как Час Звонаревой. Дело в том, что матчи, поставленные на это время, заканчиваются раньше, чем зрители успевают их увидеть.
Что за «Час Звонаревой» и при чем тут Звонарева?