Как Юрий Андропов Виктора Тихонова в хоккейный ЦСКА назначал
Виктор Тихонов в феврале 2009 года в интервью «Спорт-Экспрессу» рассказал, как в 1977 году переходил из «Динамо» Рига в ЦСКА и сборную СССР по хоккею с подачи председателя КГБ Юрия Андропова.
КГБ НЕ ОТКАЗЫВАЮТ

Тихонов сначала стал главным тренером сборной СССР вместо Бориса Кулагина, а затем ему было предложено место главного тренера базового клуба страны ЦСКА. Виктора Васильевича уговаривал вице-адмирал Николай Шашков, который с 1975 года был председателем Спорткомитета ВС СССР, одновременно являясь помощником министра обороны страны и председателем Федерации волейбола СССР.
Тихонов предложение Шашкова отверг, после чего был направлен к главе КГБ Андропову, который вообще-то являлся руководителем конкурирующего ведомства. Тихонов не хотел идти в ЦСКА – якобы Виктору Васильевичу и в Риге хорошо жилось. Здесь надо отметить, что Тихонов был воспитанником московского «Динамо» и по стилю являлся «динамовским» тренером несмотря на то, что в итоге продолжил дело Анатолия Тарасова, с которым постоянно конфликтовал, а не Аркадия Чернышёва.

На первой встрече Андропов порекомендовал Тихонову съездить домой в Ригу и переговорить с супругой, а на второй предложил Виктору Васильевичу не думать о том, как его примет команда из-за того, что он идет на место Константина Локтева, только что выигравшего чемпионат.
Помог Андропову секретарь ЦК Михаил Зимянин, который с 1976 года курировал в компартии идеологические вопросы, включая спорт. Зимянин был человеком главного идеолога страны Михаила Суслова и исполнил в разговоре с Тихоновым роль «плохого полицейского».
Зимянин слушал диалог Андропова и Тихонова по громкой связи. На ремарку Андропова, что Тихонов отказывается, Зимянин заметил главе КГБ – «скажи ему, что в этом здании никто еще не отказывался». Разговор идёт о знаменитом главке КГБ/ФСБ на Лубянской площади в Москве.

КАРТ-БЛАНШ
В остальном Андропов общался с Тихоновым по-доброму и сообщил Виктору Васильевичу, что хотел раньше его перевести из Риги в московское «Динамо», но Леонид Брежнев настоял на его кандидатуре в ЦСКА. Тут Андропов также мог приврать, сославшись так на то, что с партией в СССР не спорят.
Андропов в обмен на согласие возглавить ЦСКА дал Тихонову карт-бланш на комплектование, включая набор новых хоккеистов и отчисление ветеранов. Виктор Васильевич вспомнил случай с уходом из команды заслуженного защитника Александра Гусева. На партийном собрании ЦСКА из-за этого против Тихонова ополчилась местная ячейка, но тот заявил, что сейчас позвонит Андропову. После этого вопросов ни у кого не возникало, а Тихонов за несколько лет создал непобедимую команду.

ЛУЧШАЯ СБОРНАЯ В ИСТОРИИ
Интересно, что пик доминирования советского хоккея пришелся на период с Кубка Вызова 1979 года до Кубка Канады 1984 года. Между этими турнирами был проигран только один ключевой матч с США на Олимпиаде в «Лейк-Плейсиде», более известный как «чудо на льду».
К нему американцы готовились несколько лет и, судя по всему, воспользовались допингом, но больше всего им помогли советские хоккеисты, которые после встречи со Швецией изрядно напились. Такие сюжеты в хоккее периодически случаются – например, матч Канада – Дания на последнем чемпионате мира, там Канада по всем прикидкам должна была побеждать, но случилось понятно что.

Ну и можно привести историческую параллель – лучший тихоновский период пришёлся на время, когда Андропов после смерти Суслова был первым человеком в государстве сначала при стареющем Брежневе, а затем как генеральный секретарь. Андропов и курировал Тихонова в ЦСКА. При этом в первой половине восьмидесятых годов с хоккеистами в СССР было не блестяще, но Тихонов всё равно смог собрать «красную машину». Не то, что сейчас рекламирует Ротенберг, а то, что было настоящим монстром.
Хотя есть и более прозаичная причина такой датировки – в 1984 году после Олимпиады в Сараево закончил играть вратарь Владислав Третьяк, и это дало соперникам сборной СССР окно возможностей.