Пан пропал
''Как предсказывали "Известия", в воскресенье руководство казанского "Ак Барса" отправило в отставку по состоянию здоровья главного тренера клуба Владимира Вуйтека. Больное сердце чешского специалиста стало лишь официальной причиной, на самом деле хозяева были недовольны результатами команды, перед которой поставлена задача выиграть золото чемпионата России в год тысячелетия Казани. Вчера "Ак Барс" играл против столичного "Спартака" под руководством временно исполняющего обязанности тренера Сергея Котова. Тем временем хозяева клуба ведут переговоры с Зинэтуллой Билялетдиновым.
Случилось то, что рано или поздно должно было случиться. Союз между чешским тренером Владимиром Вуйтеком, который остается единственным специалистом, сумевшим выиграть российский чемпионат два раза подряд, и казанским "Ак Барсом", считающимся на сегодняшний день самым богатым клубом мира, изначально выглядел браком по расчету. Причем расчету неправильному.
Приглашая летом 2003 года чеха в Казань, руководство "барсов" полагало, что успехи Вуйтека в ярославском "Локомотиве" гарантируют аналогичный результат в "Ак Барсе". Чех рассчитывал, что некоторый шанс на повторение собственного триумфа есть, а высокая зарплата, предложенная казанцами, окончательно сняла все вопросы, и вместо планировавшегося отъезда на родину и спокойной пенсии Вуйтек взял курс на Казань.
Расчеты обеих сторон не оправдались. Взаимоотношения татарской команды и чешского тренера стали наглядным пособием для доказательства спорной теоремы о том, что иностранные тренеры не приживаются в российской суперлиге. Никто из сторонников этой теории никогда не утверждал, что иностранные тренеры по определению слабее русских, скорее подразумевалось обратное. Но при этом, говорили русофилы, иностранец не сможет найти общий язык с игроками, даже если будет хорошо говорить по-русски, потому что работа с хоккеистами в России ведется на специфическом сленге, интеллигенту Вуйтеку незнакомом.
В "Ак Барсе" все именно так и получилось. Умный, теоретически (в отличие от многих российских коллег) подкованный, начитанный и коммуникабельный тренер не смог управиться с талантливыми, опытными, амбициозными игроками. Противники иностранной интервенции в российский хоккей удовлетворенно потирают руки и празднуют безоговорочную победу. Надо сказать, вполне заслуженную, потому что проблемы с взаимопониманием были у Вуйтека и в Ярославле. Но, на его счастье и несчастье конкурентов "Локомотива", в команде оказался такой игрок, как Андрей Коваленко, который не только игрок, но и наставник для молодежи, попросту говоря "дед". Коваленко занимался вопросами дисциплины, объяснял по-русски потенциальным нарушителям режима, что им грозит в случае провинности, а Вуйтек занимался тем, чем привык заниматься у себя в Чехии, - объяснял тактические задачи и строил игру команды.
В Казани своего "Коваленко" не нашлось. Об этом чех в сердцах упомянул после неудачи в полуфинале плей-офф прошлого сезона, и уже тогда можно было предвидеть, что казанская часть карьеры Вуйтека начала движение к заключительному акту. Летняя миграция в "Ак Барс" только усилила брожения в умах старых и новых "белых барсов", и интеллигентные приемы Вуйтека окончательно обесценились. Интересно, что практически одновременно начались проблемы у Андрея Коваленко в "Локомотиве". Видимо, новый тренер Кари Хейккиля считает, что связующего звена между тренерами и игроками в команде быть не должно.
Вуйтек отправляется в родную Чехию, где ему скорее всего предложат возглавить национальную сборную, оставшуюся после смерти Ивана Глинки без постоянного руководства, - Владимир Ружичка дал согласие работать с командой только во время чемпионата мира, сконцентрировавшись на работе в пражской "Славии". Впрочем, сам экс-тренер "Ак Барса" утверждает, что готов работать только менеджером, чтобы поберечь здоровье после трех с половиной нервных лет в России.
Казанцев скорее всего возглавит Зинэтулла Билялетдинов. Выбор во всех отношениях правильный: он славится умением добиваться от игроков дисциплины, знает, как наладить игру "Ак Барса" в обороне, понимает нужды энхаэловцев и, в конце концов, - татарин по национальности. Вот только принимать на ходу такой тяжеловоз, каким после появления Морозова, Ковальчука и Архипова стал казанский клуб, по всем законам физики неразумно - большая инертная масса может не позволить перевести набравший ход состав на другие рельсы и утянуть вместе с собой в тупик.