На диванах становится тише...
Почему систему телепоказов российского футбола не получается организовать ко всеобщему удовольствию?
Гендиректор «Спартака» Роман Асхабадзе пожаловался на то, что наши футбольные клубы, в отличие от европейских, получают мало денег от продажи прав на телетрансляции. Но вот парадокс: телевизионщики тоже недовольны существующей ситуацией. Возмущается и конечный адресат — зритель. Почему же систему телепоказов российского футбола не получается организовать ко всеобщему удовольствию?
Логика клубов сводится к следующему: чемпионат России подбирается к топ-5 рейтинга УЕФА, к нам едут звезды, а ТВ-доходы держатся на уровне заштатных европейских лиг.
Стоит заметить, что до 2007 года, когда «НТВ-Плюс» предложил 23 млн долларов в год, платной системы вовсе не существовало. Но уже в 2009-м предложение швейцарской компании Infront Sports & Media на сумму 70 млн в год было отвергнуто — клубы хотели все 150 млн. Сейчас «НТВ-Плюс» платит чуть больше — 35 млн в год (из них лидерам первенства перепадает по 5-7 млн), но выросли и аппетиты клубов: теперь, по словам президента премьер-лиги Сергея Прядкина, они претендуют на 200-300 млн.
Понятно, что при непомерно раздутых расходах (у «Спартака» годовой бюджет составляет 155 млн долларов, у «Динамо» — 210, у «Зенита» — 300) суммы, которые выплачивает телевидение, кажутся мизерными. Однако и «НТВ-Плюс» не в восторге от существующей системы. Для него транслировать чемпионат России убыточно: за сезон это приносит от силы 5-6 млн. Эксперты говорят о необходимости конкуренции, стимулирующей бизнес-среды: мол, когда у «НТВ-Плюс» появятся серьезные соперники, компания станет предлагать клубам более внушительные суммы. Но о каком бизнесе идет речь, если сам «НТВ-Плюс» содержится «Газпромом» в формате социальной ответственности госкомпаний?
Чтобы клубам отчислялось по 300 млн в год, необходимо увеличить число подписчиков «НТВ-Плюс» с нынешних 0,5 до 10 млн. Возможно ли это? Нашему болельщику платный футбол зачастую просто не по карману даже с учетом небольших ежемесячных платежей. Велика и сила привычки: с давних времен мы уверены, что футбол должен быть бесплатным.
Но главный казус в том, что и матчи, транслируемые на общедоступных федеральных каналах, смотрят неохотно. Причем интерес демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению. За несколько лет телеаудитория игр ЦСКА и «Зенита» в Лиге чемпионов снизилась вдвое, ЧМ-2014 в Бразилии вызвал наименьший интерес среди мундиалей XXI века. ВГТРК, показывавшая один-два матча российского тура, в 2013-м плюнула на это дело. Теперь скрепя сердце лямку тянет НТВ: рейтинг футбольных матчей в 6-7% гораздо ниже среднего по каналу — 13,3%. «Действительно, футбол собирает на НТВ не слишком большую аудиторию», — признает гендиректор НТВ Владимир Кулистиков. А Первый канал недавно отказался от матчей Россия — Молдавия и «Зенит» — «Спартак». В самом деле, почему бы не показать очередную серию популярного сериала, которая привлечет в четыре раза больше зрителей?
А как в Европе? «Благотворительный» футбол не существует как класс. Но никто не возмущается. И не только потому, что лучше живут, но и потому, что действительно любят футбол. Чемпионатом России интересуются 7% населения нашей страны. В Англии, Голландии, Испании и Италии этот показатель превышает 30%. Разумеется, тут совсем другие цифры доходов от телетрансляций: 2,16 млрд евро в год у английской премьер-лиги (слабейшая ее команда зарабатывает 60 млн в год — в 10 раз больше чемпиона России), 820 млн у итальянской серии А, 655 млн у испанской примеры. Больше России получают даже первенства Греции (43 млн), Польши (36 млн), Швейцарии (35 млн), Румынии (27,3 млн). Получается, звезды не нужны, нужен болельщик.