Заметка о проблеме экономических прав третьих лиц на футболистов в масштабе ФИФА/УЕФА/РФПЛ и ЕС
Многое уже написано и сказано о (коммерческих) правах третьих лиц на футболистов. Будь-то агенты футболистов, его семья, либо какие-то сторонние коммерческих структуры (инвесторы). Футболист - не вещь, но в современном бизнесе существует (а в ряде стран это особенно распространено) схема оформление ‘экономических’ прав на футболистов. При каждом трансфере такого футболиста (особенно талантливого, а значит,особенно дорогого) обогащается некая третья сторона. Или, если ей не дают обогатиться, она ‘блокирует’ тот или иной трансфер. Такие схемы зачастую влияют на трансферную политику профессиональных клубов, нарушают целостность и прозрачность спортивных соревнований. Нередки примеры, когда топовый игрок и вроде бы все заинтересованные стороны (бывший и будущий футбольные клубы) заинтересованы в трансфере, но что-то стопорит или вовсе срывает сделку.
Английская Премьер-лига в свое время запретила участвовать в соревнованиях игрокам, права на которых принадлежат неким третьим лицам (не на 100% клубу). Ее примеру последовала и французская Лига 1. Российская лига (РФПЛ) подобных запретов не содержит. Да и схема владения экономическими правами на игроков у нас совершенно не распространена (в открытых источниках нет ни одного примера). Что интересно, ни ФИФА ни УЕФА пока не запретили данную схему. Однако стоит иметь ввиду и общее положение ст. 18-bis Регламента ФИФА по статусу и переходам – общий запрет заключать соглашения, по которому сторона или третьи лица могут влиять на трансферную политику клуба.
Особенно распространена данная схема в странах Южной Америки. Почему? Потому что там много талантливой молодежи, в которую очень выгодно на начальном этапе вкладывать средства, которые потом стократ преумножаться, когда подросшие таланты уедут в ведущие европейские клубы за огромные деньги. В России такая практика не распространена еще и потому, что наши игроки крайне редко уезжают за границу и, так сказать, ‘не преумножают' свою стоимость на мировом трансферном рынке. Да и рынок этот не особенно заинтересован в российских игроках.
В Регламенте РФС по статусу и переходам (ст. 18) также как и в Регламенте ФИФА содержится общий запрет. Ни один футбольный клуб не должен заключать договор (контракт, соглашение), который позволяет другой стороне или любому третьему лицу приобрести право оказывать влияние в трудовых и трансферных вопросах на его независимость, политику или выступление его футбольных команд.
В последние пару лет этой проблеме придается всё больше внимания, проводятся дополнительные исследования экономической составляющей данного вопроса, ‘в верхах' обсуждается политическая составляющая. Вполне возможно, что в ближайшем будущем запрет будет введен если не в мировом масштабе, то в Европейском регионе (зона УЕФА) уж точно.
В Европе вопрос далеко не праздный, ведь там существует наднациональное законодательство, Директивы ЕС и прецеденты Европейского суда справедливости, обязательные к исполнению национальными судами. Остро встает проблема свободы передвижения рабочей силы и капитала (фундаментальные свободы ЕС, закрепленные в учредительных документах Европейского союза). Запрет схемы владения экономическими правами на футболистов (вышеназванные Англия и Франция) приводит к невозможности для потенциальных инвесторов свободно делать соответствующие капиталовложения, а также мешает игрокам переходить из одного клуба в другой. Проблем на практике на самом деле много. И кто кого победит – УЕФА ли национальные лиги, национальные ли лиги Европейский союз, или Европейский союз - всех - еще предстоит узнать. Масштабные сражения на этом поприще в Европе ожидать точно стоит.