«Берегись «Локомотива»!»
Узнав, что первый матч «Локомотива» с немецкими грандами состоится в Мюнхене, многие расстоились. Ведь в случае крупной неудачи (а, по большому счёту, такой исход рассматривался, как наиболее вероятный), ответная игра в Черкизове вряд ли вызвала бы повышенный интерес. Да и гости наверняка привезли бы полурезервный состав. Но «Локомотив» по-настоящему удивил. Наверное, не только всю футбольную Европу, но и себя.
Восстановим картину произошедшего в Мюнхене при помощи еженедельника «Футбол» от 17 сентября 1995 года и замечательного журналиста, автора многих статей о нашем клубе Павла Алёшина.
Популярная на отечественных железнодорожных переездах табличка «Берегись поезда!» стала актуальной теперь и на европейских футбольных магистралях, трансформировавшись в «Берегись «Локомотива»!».
А ведь сразу после жеребьевки 1/32 финала Кубка УЕФА повеяло холодом безнадежности. Казалось, что «Локомотив» поедет в Мюнхен, как дипломатично говорят в таких случаях, набраться международного опыта, желательно с наименьшими потерями для репутации клуба. Хотя о какой европейской репутации железнодорожников можно говорить, если в Мюнхене не имели толком понятия о том, что за команда приезжает в гости к «Баварии». Теперь-то название московского клуба громко прозвучало по каналам германского телевидения и Евроспорта. А почти месяц назад исход поездки железнодорожников в Мюнхен представлялся в мрачном свете. Первые сомнения в том, что не все так уж безысходно, появились еще в столичном аэропорту Внуково. Воистину, театр начинается с вешалки. Из автобуса один за другим бодро выскакивали улыбающиеся элегантные молодые люди, все как один одетые в пошитые по заказу клуба модные костюмы, все при галстуках. Подумалось еще: да «Локомотив» ли это, игроки которого каких-то три года назад выглядели в «миру» кто во что горазд, «весь я в чем-то норвежском, весь я в чем-то испанском», как сказал поэт.Строгость экипировки, как говорится, обязывала, и в самолете локомотивцы спокойствием, уравновешенностью, даже солидностью, если хотите, больше напоминали деловых людей, которых в столь молодом возрасте сейчас появилось немало, чем футболистов, какими их привыкли видеть.
Чувство собственного достоинства игроки «Локомотива» сумели сохранить и на футбольном поле, заставив признанных звезд «Баварии» зауважать себя.
Кстати, вылету в Мюнхен прямо во Внукове предшествовала необычная церемония. Команду благословил на грядущие подвиги отец Ярослав из храма Святого Михаила, что находится в Тропареве. Его молитвы, как оказалось, не пропали даром. А ведь «Локомотив», судя по первым мюнхенским впечатлениям, руководители «Баварии» и за соперника не считали.
Обычно на тренировке приезжей команды присутствует хоть кто-то из руководящего состава хозяев. На этот раз «Локомотив» сопровождали лишь представители административного персонала. За день до матча новый тренер баварцев Отто Реххагель признался журналистам: «Я еще не смотрел видеозапись игры соперников. И с ездившим в Москву тренером Вольфгангом Дреммлером не беседовал». А они все допекали его: «Неужели и со своим бывшим подопечным в бременском «Вердере» Владимиром Бесчастных не разговаривали на эту тему?» «Нет, - отрезал Реххагель. - Однако у меня много информации, которую я держу в секрете». Что это была за информация, так и осталось тайной, потому что появившийся минут через десять после окончания матча на экранах пресс-центра тренер «Баварии» выглядел явно растерянным, говорил, говорил, говорил, но, как заметил немецкий коллега из телекомпании «Sat», Реххагель сказал очень много, но по существу не сказал ничего. Таким «словоохотливым» известного в Европе специалиста сделали незнакомцы в необычной даже для них самих бело-желто-черной форме (предоставленной новым генеральным спонсором команды - корейской компанией «Самсунг»), которую «Локомотив» в Мюнхене примерил впервые...
Не правда ли, всё это похоже на ситуацию перед первым матчем «Локомотива» в еврокубках в Болонье с легендарным «Ювентусом»? С той разницей, что на этот раз железнодорожники не стали лёгкой добычей мюнхенских «удавов». Но вернёмся к матчу.
«Бавария» наращивала давление на протяжении всего первого тайма, особенно за счет длинных диагональных передач на выход Клинсманну, Шоллю, Циклеру. На правом фланге Циклер, Клинсманн и активно помогавший им Баббель буквально замотали, задергали левого защитника железнодорожников Оганесяна. Уже на 12-й минуте начали вроде бы сбываться мрачные прогнозы. Незагруженный своим обычным делом защитник Хелмер вышел на прострел справа в штрафную площадь москвичей, головой послав мяч чуть выше перекладины. «Бавария» упорно шла вперед, временами загоняя «Локомотив» в глухую оборону.
К этому времени уже было известно, что два других германских представителя в Кубке УЕФА - «Кайзерслаутерн» и «Фрайбург» свои матчи проиграли. Но Германия в футболе - не та держава, которая может позволить себе отступление по всему фронту. Поэтому на «Баварию» возлагались уже двойные, тройные надежды. И не без оснований. Территориальное преимущество хозяев поля временами выглядело просто подавляющим. Но когда настало время подвести итоги первого тайма, вдруг оказалось, что все усилия, все тотальное почти 45-минутное наступление «Баварии» вылилось в единственный голевой момент у ворот Овчинникова - тот самый удар Хелмера. И дружный свист трибун, сопровождавший баварцев в раздевалку, стал адекватной оценкой эффективности их действий...
Юрий Семин тем временем внес коррективы в игру. В помощь Оганесяну из центра на левый фланг обороны был откомандирован Харлачев, и на проторенном пути баварцев сразу возник непреодолимый шлагбаум. К тому же тренер «Локомотива» сумел завести своих игроков. Они уже не терялись на фоне именитых баварцев, смелее стали проникать в их стан и сразу получили хорошие встречные шансы. Первый же угловой у ворот «Баварии» должен был завершиться голом: розыгрыш, идеальная передача Оганесяна на никем не прикрытого против ворот Туренко, но тот головой неловко ткнул по мячу, отправив его мимо боковой штанги.
Заиграв смелее впереди, «Локомотив», естественно, несколько раскрылся, предоставив чуть больше простора соперникам. И, в общем-то, не имевшему особой нагрузки вратарю москвичей Овчинникову пришлось наконец всерьез взяться за дело. Правильно говорят, что ни делается, все к лучшему. Своей спокойной, безошибочной игрой Овчинников вселил уверенность в партнеров. «Неужели нисколько не нервничали?» - спросил его после игры. «Нет, - признался голкипер. - Знаете, для меня соперник роли не играет. Когда я в форме, мне все равно, кто бьет по воротам. Определенный уровень для себя наработал, и все, что положено вратарю, как правило, беру. А какой-нибудь необычный или «мертвый» мяч и от игрока третьей лиги не вытащишь. Так что «Бавария», не «Бавария» - роли не играет...». Любопытное рассуждение. И удар Клинсманна головой в конце игры, следуя этой логике, Овчинников вряд ли отразил бы, но лидер «Баварии» промазал. А ведь это был его единственный шанс во втором тайме. Взявшийся опекать знаменитого форварда полузащитник «Локомотива» Соломатин не только дыхнуть ему не давал, а еще и успевал, несмотря на рассеченный в первом тайме лоб, организовывать, поддерживать наступление.
Семин после перерыва почти не приседал на скамейку запасных, но ближе к концу матча настала очередь побегать вдоль кромки поля и Реххагелю, вначале безмятежно ожидавшему скорого успеха своих подопечных. Особенно заставляли его нервничать во втором тайме Соломатин, Харлачев, Дроздов, да и Косолапов разыгрался наконец. Именно его точный, а главное своевременный пас, когда Хаманн рванулся создать искусственное положение вне игры, а Нерлингер его не поддержал и застрял на фланге, вывел один на один с вратарем Харлачева. Потом журналисты, специалисты признавали, что Кан сделал все возможное, чтобы спасти ворота, и не его вина, что полузащитник «Локомотива» действовал выше всяких похвал, как на тренировке, ювелирно обыграл голкипера и отправил мяч в сетку.
Вскоре Харлачев еще раз едва не убежал от соперников. Хелмер остановил его ценой нарушения правил и желтой карточки.
Финальный свисток судьи, возвестивший о сенсационной победе железнодорожников, прозвучал в полночь по московскому времени. Журналисты потянулись на пресс-конференцию, а в кулуарах уже ходила фраза, якобы оброненная в сердцах Беккенбауэром: зачем мы тратили столько денег на покупку новых звезд, если их заткнули на пояс никому не известные мальчишки? «Мы, оказывается, должны были бы радоваться счету 0:0», - это Беккенбауэр заявил уже во всеуслышание. Вице-президент «Баварии» Карл-Хайнц Румменигге сказал после матча: «Прошедший матч - черная ночь для бундеслиги. Мы упустили игру еще в первом тайме, когда имели подавляющее преимущество. В Москве теперь необходим мощный силовой акт; чтобы не вылететь из Кубка УЕФА».
Юрий Семин на пресс-конференции был краток: «У нас была видеозапись двух матчей «Баварии», а один раз посмотрели соперников вживую, после чего и наметили тот план на игру, который сегодня выполнили наши футболисты».
Первое, что сказал после игры Отто Реххагель, было: «Все решится в Москве». И добавил: «Я был бы удовлетворен счетом 0:0. Но мы еще не сошли с дороги. Москвичи играли по системе 10+0, очень плотно в обороне. А наши форварды себя не проявили».
Известный специалист явно погорячился. Если бы «Локомотив» только отсиживался в обороне, то вряд ли он добился бы успеха и по числу голевых ситуаций заметно превзошел хозяев поля.
А второе, и главное: это был не лучший матч не только «Баварии», но и «Локомотива». Теперь же, познакомившись с соперником и уняв нервную дрожь, железнодорожники поняли, что «не так страшен черт, как его малюют», что и они вполне способны предложить в ответном матче более веские аргументы, чем только безупречно организованная оборона и контратаки.
«Бавария» (Мюнхен, Германия) - «Локомотив» (Москва, Россия) - 0:1 (0:0).
Мюнхен. Олимпийский стадион. 12 сентября. 16 000 зрителей.
«Бавария»: Кан, Баббель, Циге, Штрунц (Нерлингер, 15), Хелмер, Сфорца, Хаманн, Циклер (Суттер, 46), Клинсманн, Херцог (Витечек, 72), Шолль.
«Локомотив»: Овчинников, Арифуллин, Дроздов, Харлачев, Оганесян, Чугайнов, Косолапов, Гуренко, Елышев, Соломатин, Гарин (Маминов, 82).
Гол: Харлачев (71).
Предупреждения: Чугайнов, Елышев, Арифуллин, Хелмер.