8 мин.

«Под музыку Вивальди, под старый клавесин...»

 

фото

Под музыку Вивальди Вивальди Вивальди, под музыку Вивальди под вьюгу за окном, Печалиться давайте давайте давайте, печалиться давайте об этом и о том ...

Печалиться мы не будем, но о хорошей музыке и поэзии поговорим. Не думаю, что найдется так уж много людей, которые ни разу не слышали "Под музыку Вивальди" Сергея Никитина. А если даже не её  слышали, то уж непременно дуэт Татьяны и Сергея все равно знают - не поверю, что есть здесь кто-то, кто хотя бы одну песню их не слушал.

Но, на всякий случай, с Вивальди и начнем...

                                                                Ах, этот Вивальди и старый клавесин!

Сам я сначала прочел стихи, даже не зная, кто их автор - просто читал повесть В.Смехова в старом журнале "Юность"... она так красиво называлась "Служенье муз не терпит суеты"  -  там и  были эти стихи про-между прочим. А уже гораздо позже услышал песню...

Вы слышите как жалко как жалко как жалко... Вы слышите как жалко и безнадежно как. Заплакали сеньоры их жены и служанки собаки на лежанках и дети на руках.

И стало нам так ясно так ясно так ясно, что на дворе ненастно как на сердце у нас... Что жизнь была напрасна, что жизнь была прекрасна, что все мы будем счастливы когда-нибудь, бог даст...                                                   

                                                       А так её играет оркестр Поля Мориа  

 

Я вот только сегодня узнал, что Татьяна Никитина родилась и выросла в Душанбе - как-то нигде раньше таких подробностей не печаталось...а может  это просто мне они на глаза не попадались. В любом случае полное имя У Татьяны интересно звучит - Татьяна Хашимовна Садыкина.

                                            Татьяна и Сергей Никитины с сыном Александром

                                                 

фото

Мне всегда казалось, что в этом дуэте супруги прекрасно дополняли друг друга, хотя на мой взгляд у Татьяны  голос  был посильнее и разнообразнее по звучанию, чем у Сергея.

 Вот послушайте как она поет за кадром одну из самых добрых песен в таком же необыкновенно умном, добром и на редкость интеллигентном фильме "Почти смешная история" - Михаил Глузский там сыграл одну из самых сильных своих ролей, как по-мне.

                                                         Я леплю из пластилина,

                                                         Пластилин нежней, чем глина,

                                                         Я леплю из пластилина

                                                         Кукол, клоунов, собак...

                                                                     

Совершенно необычное кино и такая же музыка к нему. Лучшие песни Никитиных как раз из этого фильма :

                                                   "За невлюблёнными людьми" на стихи Юнны Мориц

                                                                 "Цвет небесный, синий цвет..."

Когда-то участников независимой части этой культуры называли бардами и менестрелями, причем под первыми обычно разумели тех, кто сочинял и слова, и мелодию песни, а под вторыми — исполнителей этой песни.

Когда звучат Окуджава, Галич, Высоцкий, Анчаров, Ким, Визбор и другие поэты-певцы, водораздел между ними и эстрадой обозначается четко. Всё другое — характер слов, интонация, манера исполнения.

Вот интересно Татьяна рассказывает о том, как все начиналось:

Странное дело, но в МГУ первое песенное и самодеятельное (агитбригадное) гнездо зародилось на биофаке. Странно, потому что только недавно именно этот факультет был растерзан арестами и травлей сторонников науки генетики. И было что-то необъяснимое в том, что студенты курсом старше страстно читали все протоколы сессии ВАСХНИЛ и страшных собраний на факультете, а их коллеги помоложе ударились в веселую и счастливую студенческую жизнь.

Они писали оперетты, стихи, танцевали и пели. Где-то примерно в эти годы возникло поэтическое объединение «Магистраль», которым руководил поэт Левин. Самой яркой фигурой в самодеятельности биофака был Дмитрий Сухарев. Он же и стал участником левинского семинара. И тогда на биофаке, куда приходили и студенты-географы и геологи, начали рождаться первые студенческие песни.

По-видимому, в этом явлении был не простой уход от действительности, можно сказать, инфантильность, а стремление создать свой параллельный мир существования — со своим языком, со своими словечками, песнями, эмоциями. Одним словом, «свободное дыхание». У биологов всё было вперемешку.

Кто-то писал музыку, кто-то писал стихи, и они же писали стихи или музыку для чужих песен и на чужие стихи. Главное было что-то сотворить, а уж со славой никто не считался. Мир был их личный и общий, все друг друга понимали с полуслова, и в этом было единство. В Московском педагогическом, где родился еще один песенный центр, практически только Ада Якушева и Юра Визбор «грешили» совместными песнями.

Пишу об этом подробно потому, что эта же атмосфера возникла и у нас, на физическом факультете (тоже отнюдь не самом демократическом и очень антисемитском), почти 10 лет спустя. Но расцвет наших «физических» искусств пришелся полностью на хрущевское время, и физики уже позволяли себе смелее «гулять по буфету». Это тоже были вполне невинные шуточки над родным факультетом, и все-таки…

«….Неподцензурный куплет какой-нибудь шуточной песенки, озорная строка, непочтительностью своей по отношению к каким-нибудь официально узаконенным государственным святыням граничившая с хулиганством, воспринимались как глоток свежего воздуха». (Б.Сарнов)

Это очень точное наблюдение. Шутки и самими придуманные слова для песен и опер (у нас были оперы «Архимед» и «Серый камень») произвели буквально переворот в сознании студентов нашего факультета. Повеяло свободой, и хотя потом жизнь много раз показывала, как призрачны были наши надежды, от этой прививки мы не излечились никогда, осталась генетическая память этой вольницы на всю жизнь.

Вот такова была атмосфера, в которую мы попали, став студентами МГУ. Хочу сказать, что нам, кто был на пару лет младше и кто с восторгом пел ВСЕ новые песни из Питера (Городницкий, Клячкин, Кукин…) и ВСЕ песни из пединститута, было до лампочки авторство. Прежде всего, осваивали песни. Такое «разделение по огородам» возникло позднее, когда начались сольные выступления и когда стали явно формироваться Авторы.

С Булатом Шалвовичем, с Галичем, с Высоцким история совсем другая: они сразу стали отдельным явлением.

Мдаа...А Сухарев как автор стихов моей самой любимой песни у Никитиных. Я их и запомнил как раз из-за неё. Там было все - ироничный слог, красивая мелодия и ещё что-то неуловимое, что сидит в каждом из нас, но только немногим удается воплотить в реальности - мечта!

                                      Сладострастная отрава - золотая Бричмула, 

                                      Где чинара притулилась под скалою, - под скалою... 

                                      Про тебя жужжит над ухом вечная пчела: 

                                      Бричмула, Бричмулы, Бричмуле, Бричмулу, Бричмулою.

                  По роще калиновой, По роще осиновой  На именины к щенку

                 В шляпе малиновой шёл ёжик резиновый С дырочкой в правом боку.

Послушаем Сергея:

«Кто ты, в конце концов?» На этот вопрос Сергей  ответит скромно и кратко: я — мастер (в булгаковском смысле этого слова). Всю свою, можно сказать, сознательную жизнь вместе с Татьяной я создаю некий роман «о времени и о себе», состоящий из отдельных мелких главок — песен, больших глав — циклов, роман с продолжением, роман неоконченный.

В качестве основного материала используются стихи любимых поэтов, которые подвергаются сложной, подчас мучительной процедуре присвоения: стихи поются от первого лица. Другие средства — мелодия, гитарный аккомпанемент, интонация (человеческая, актерская), нюансы исполнения, двухголосие, контрапункты — используются для главного — донесения нашего АВТОРСКОГО понимания основной мысли, эмоционального состояния, внутреннего развития той или иной «главки» (песни).

Иногда приходится отказываться от удачно найденной мелодии — если она уводит от нашего понимания стихотворения. Иногда приходится «заставлять» немузыкальные стихи стать песней, так как нам дорога мысль, заложенная в нем («Да разве могут дети юга…» И.Эренбурга)                                                                        

(Привет, Volodur!)

                                                                             "Снег идет"

                                                                               "Две женщины"

Умные люди говорят, что главное для композитора и вообще для любого художника — чтобы было что сказать. Спасибо нашим соавторам — русским поэтам 20-го века, и не только им. Cергей Никитин

 Вот такая история :) 

фото

Интервью полностью - http://www.vilner.net/nikitiny/scripts/wrap_articles.cgi?id=1