«Под музыку Вивальди, под старый клавесин...»
Под музыку Вивальди Вивальди Вивальди, под музыку Вивальди под вьюгу за окном, Печалиться давайте давайте давайте, печалиться давайте об этом и о том ...
Печалиться мы не будем, но о хорошей музыке и поэзии поговорим. Не думаю, что найдется так уж много людей, которые ни разу не слышали "Под музыку Вивальди" Сергея Никитина. А если даже не её слышали, то уж непременно дуэт Татьяны и Сергея все равно знают - не поверю, что есть здесь кто-то, кто хотя бы одну песню их не слушал.
Но, на всякий случай, с Вивальди и начнем...
Ах, этот Вивальди и старый клавесин!
Сам я сначала прочел стихи, даже не зная, кто их автор - просто читал повесть В.Смехова в старом журнале "Юность"... она так красиво называлась "Служенье муз не терпит суеты" - там и были эти стихи про-между прочим. А уже гораздо позже услышал песню...
Вы слышите как жалко как жалко как жалко... Вы слышите как жалко и безнадежно как. Заплакали сеньоры их жены и служанки собаки на лежанках и дети на руках.
И стало нам так ясно так ясно так ясно, что на дворе ненастно как на сердце у нас... Что жизнь была напрасна, что жизнь была прекрасна, что все мы будем счастливы когда-нибудь, бог даст...
А так её играет оркестр Поля Мориа
Я вот только сегодня узнал, что Татьяна Никитина родилась и выросла в Душанбе - как-то нигде раньше таких подробностей не печаталось...а может это просто мне они на глаза не попадались. В любом случае полное имя У Татьяны интересно звучит - Татьяна Хашимовна Садыкина.
Татьяна и Сергей Никитины с сыном Александром
Мне всегда казалось, что в этом дуэте супруги прекрасно дополняли друг друга, хотя на мой взгляд у Татьяны голос был посильнее и разнообразнее по звучанию, чем у Сергея.
Вот послушайте как она поет за кадром одну из самых добрых песен в таком же необыкновенно умном, добром и на редкость интеллигентном фильме "Почти смешная история" - Михаил Глузский там сыграл одну из самых сильных своих ролей, как по-мне.
Я леплю из пластилина,
Пластилин нежней, чем глина,
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак...
Совершенно необычное кино и такая же музыка к нему. Лучшие песни Никитиных как раз из этого фильма :
"За невлюблёнными людьми" на стихи Юнны Мориц
"Цвет небесный, синий цвет..."
Когда-то участников независимой части этой культуры называли бардами и менестрелями, причем под первыми обычно разумели тех, кто сочинял и слова, и мелодию песни, а под вторыми — исполнителей этой песни.
Когда звучат Окуджава, Галич, Высоцкий, Анчаров, Ким, Визбор и другие поэты-певцы, водораздел между ними и эстрадой обозначается четко. Всё другое — характер слов, интонация, манера исполнения.
Вот интересно Татьяна рассказывает о том, как все начиналось:
Странное дело, но в МГУ первое песенное и самодеятельное (агитбригадное) гнездо зародилось на биофаке. Странно, потому что только недавно именно этот факультет был растерзан арестами и травлей сторонников науки генетики. И было что-то необъяснимое в том, что студенты курсом старше страстно читали все протоколы сессии ВАСХНИЛ и страшных собраний на факультете, а их коллеги помоложе ударились в веселую и счастливую студенческую жизнь.
Они писали оперетты, стихи, танцевали и пели. Где-то примерно в эти годы возникло поэтическое объединение «Магистраль», которым руководил поэт Левин. Самой яркой фигурой в самодеятельности биофака был Дмитрий Сухарев. Он же и стал участником левинского семинара. И тогда на биофаке, куда приходили и студенты-географы и геологи, начали рождаться первые студенческие песни.
По-видимому, в этом явлении был не простой уход от действительности, можно сказать, инфантильность, а стремление создать свой параллельный мир существования — со своим языком, со своими словечками, песнями, эмоциями. Одним словом, «свободное дыхание». У биологов всё было вперемешку.
Кто-то писал музыку, кто-то писал стихи, и они же писали стихи или музыку для чужих песен и на чужие стихи. Главное было что-то сотворить, а уж со славой никто не считался. Мир был их личный и общий, все друг друга понимали с полуслова, и в этом было единство. В Московском педагогическом, где родился еще один песенный центр, практически только Ада Якушева и Юра Визбор «грешили» совместными песнями.
Пишу об этом подробно потому, что эта же атмосфера возникла и у нас, на физическом факультете (тоже отнюдь не самом демократическом и очень антисемитском), почти 10 лет спустя. Но расцвет наших «физических» искусств пришелся полностью на хрущевское время, и физики уже позволяли себе смелее «гулять по буфету». Это тоже были вполне невинные шуточки над родным факультетом, и все-таки…
«….Неподцензурный куплет какой-нибудь шуточной песенки, озорная строка, непочтительностью своей по отношению к каким-нибудь официально узаконенным государственным святыням граничившая с хулиганством, воспринимались как глоток свежего воздуха». (Б.Сарнов)
Это очень точное наблюдение. Шутки и самими придуманные слова для песен и опер (у нас были оперы «Архимед» и «Серый камень») произвели буквально переворот в сознании студентов нашего факультета. Повеяло свободой, и хотя потом жизнь много раз показывала, как призрачны были наши надежды, от этой прививки мы не излечились никогда, осталась генетическая память этой вольницы на всю жизнь.
Вот такова была атмосфера, в которую мы попали, став студентами МГУ. Хочу сказать, что нам, кто был на пару лет младше и кто с восторгом пел ВСЕ новые песни из Питера (Городницкий, Клячкин, Кукин…) и ВСЕ песни из пединститута, было до лампочки авторство. Прежде всего, осваивали песни. Такое «разделение по огородам» возникло позднее, когда начались сольные выступления и когда стали явно формироваться Авторы.
С Булатом Шалвовичем, с Галичем, с Высоцким история совсем другая: они сразу стали отдельным явлением.
Мдаа...А Сухарев как автор стихов моей самой любимой песни у Никитиных. Я их и запомнил как раз из-за неё. Там было все - ироничный слог, красивая мелодия и ещё что-то неуловимое, что сидит в каждом из нас, но только немногим удается воплотить в реальности - мечта!
Сладострастная отрава - золотая Бричмула,
Где чинара притулилась под скалою, - под скалою...
Про тебя жужжит над ухом вечная пчела:
Бричмула, Бричмулы, Бричмуле, Бричмулу, Бричмулою.
По роще калиновой, По роще осиновой На именины к щенку
В шляпе малиновой шёл ёжик резиновый С дырочкой в правом боку.
Послушаем Сергея:
«Кто ты, в конце концов?» На этот вопрос Сергей ответит скромно и кратко: я — мастер (в булгаковском смысле этого слова). Всю свою, можно сказать, сознательную жизнь вместе с Татьяной я создаю некий роман «о времени и о себе», состоящий из отдельных мелких главок — песен, больших глав — циклов, роман с продолжением, роман неоконченный.
В качестве основного материала используются стихи любимых поэтов, которые подвергаются сложной, подчас мучительной процедуре присвоения: стихи поются от первого лица. Другие средства — мелодия, гитарный аккомпанемент, интонация (человеческая, актерская), нюансы исполнения, двухголосие, контрапункты — используются для главного — донесения нашего АВТОРСКОГО понимания основной мысли, эмоционального состояния, внутреннего развития той или иной «главки» (песни).
Иногда приходится отказываться от удачно найденной мелодии — если она уводит от нашего понимания стихотворения. Иногда приходится «заставлять» немузыкальные стихи стать песней, так как нам дорога мысль, заложенная в нем («Да разве могут дети юга…» И.Эренбурга)
(Привет, Volodur!)
"Снег идет"
"Две женщины"
Умные люди говорят, что главное для композитора и вообще для любого художника — чтобы было что сказать. Спасибо нашим соавторам — русским поэтам 20-го века, и не только им. Cергей Никитин
Вот такая история :)
Интервью полностью - http://www.vilner.net/nikitiny/scripts/wrap_articles.cgi?id=1
Прекрасный... любимый дуэт Никитиных... )) всегда глубоко человечные.. искренние песни о жизни... дружбе и любви ))
А Татьяна, как ни странно, в Италии живет и давно....Не знаал :)
Да у всех так бывает......давай будем на позитеве..))
Ну я там кое-чего начитался и прям в расстроенных чувствах теперь.
Вот Интернет в этом смысле зло - во всех приличных людях начинаешь видеть монстров (
А так - спасибо тебе, уже сказал.
Ты наверное и рэп любишь?
Но мне его "Полтава" больше нравилась.
Я вообще со школы все эти крестьянские бунты потому и не любил, что "были жестоко подавлены".
Вот так читаешь и заранее знаешь, что ничем хорошим не закончится.
Терпеть плохие концовки не могу (
Стихи за Вивальди - это же про них.
Но, похоже она его таки оставила, раз в Италии давно живет и не одна.
Что сейчас и сделаю...настроение что то не айс...
Я кстати не видел....)......