Фанат «Милана» Лука Антонини
Если опустить полутона, то болельщиков отдельно взятой команды можно поделить на две категории в зависимости от их ответа на вопрос: «Кто должен играть в команде?» Альтернативный вариант с тем же смыслом: «Как нужно формировать команду?» Одни будут непреклонны и немного циничны: играть должны те, кто сможет обеспечить результат благодаря своему более высокому в сравнении с конкурентами мастерству. Другие настойчиво укажут на нечто более возвышенное, чем сумма пресловутых «скиллов»: в первую очередь, места в составе достойны игроки, которые переживают за команду и будут грызть за нее землю. Разумеется, первые будут только рады, если одаренные футболисты проникнутся всей душой к клубным цветам, а вторые – если «патриотам» будет что предъявить сопернику помимо желания и старания. Пересечение этих двух показателей обрадует любого, и было бы странно, если бы так не произошло. Но мы ведь пытаемся классифицировать без полутонов, а потому, умышленно удаляясь от точки равновесия и сознательно утрируя, получаем категории предпочитающих «бездушных талантов, приносящих победы» и «скромных тружеников с горящими глазами». Как в примитивных тестах или детских играх, когда предлагается два варианта и нужно делать выбор: только это или вот это. Так удобно типизировать. Совсем уж чистых представителей этих условных категорий не очень много, но и они есть.
В качестве определения принадлежности болельщика «Милана» к одной из категорий можно использовать его отношение к Луке Антонини. Или даже не к нему самому, а к его уходу из клуба минувшим летом. Лука никогда не был звездой, да и вряд ли мог ею стать. Для этого ему нужно было прыгнуть выше головы. Но так прыгнуть можно в отдельном матче, а чтобы допрыгнуть до статуса звезды или хотя бы просто незаменимого игрока – вряд ли. Он и сам прекрасно это понимал. Но зато делал все, чтобы как можно ближе приблизиться к той планке, за которой и начинается «выше головы». И если переводить оценочные суждения в другую плоскость, то Антонини никогда нельзя было упрекнуть в равнодушии и безразличии. Он бился и готов был биться. Как умел, как получалось.
Годах в 50-х у него, наверное, было бы больше популярности. А если бы он играл в какой-нибудь заштатной деревенской команде, то в узких кругах был бы знаменит. Вот там он, пожалуй, мог бы быть местной звездой. Даже если соотношение таланта с одноклубниками было бы таким же, как в «Милане».
Когда в августе пришла новость об обмене Антонини на Бирсу, часть почитателей «россонери» отреагировала в духе «Наконец-то», а часть – «И все-таки жаль». Адриано Галлиани успел неоднократно повторить, что в результате этого обмена выиграли все. В частности, Лука получил игровую практику и успел отметиться классным голом в генуэзском дерби. Сейчас его любят и уважают тамошние тифози, и он действительно играет чаще, чем это было в последние миланские годы. Но утверждать, что Антонини однозначно выиграл от этого перехода нельзя. Он очень любил «Милан». И, без сомнения, любит его до сих пор.
В «Милане» он вырос и получил путевку в футбол. Будучи игроком красно-черной Примаверы, Антонини выиграл престижный турнир в Виареджо, причем забил три мяча, один из которых – в финале. Переход на взрослый уровень стал началом скитаний игрока, который за семь сезонов сменил восемь команд от Серии С1 до Серии А: «Прато», «Анкона», «Сампдория», «Модена», «Пескара», «Ареццо», «Сиена», «Эмполи». Играл достаточно, а иногда – много. Периодически забивал. Действовал чаще в качестве флангового полузащитника, а то и вовсе играл поближе к чужим воротам. Иногда приходилось играть и на фланге защиты, а окончательно в терцино Лука переквалифицировался в «Эмполи» у Альберто Малезани. Там же он понюхал еврокубкового пороху, сыграв и забив гол в Кубке УЕФА.
Долгожданное возвращение в родной клуб радужных перспектив не рисовало, и Антонини предстояло цепляться за каждый шанс, чтобы доказать свое право играть в красно-черной форме. Он и цеплялся, стараясь изо всех сил и с полной самоотдачей делать то, что умел и что требовалось. Проведя в «Милане» пять сезонов, Лука застал несколько эпохальных смен, случившихся в клубе за это время. Он успел провести сезон с Анчелотти, Мальдини и Кака. Затем стал одним из фаворитов Леонардо, на какое-то время усадив на лавку самого Дзамбротту. Выиграл Скудетто с Аллегри, застал массовый уход сенаторов, отыграв после него еще сезон.
Играл не так уж и часто: максимальное число проведенных матчей за сезон (во всех турнирах) – 25. В «Милане» Лука окончательно превратился во флангового защитника, лишь изредка по большой необходимости играя в полузащите. Расцвет был, конечно, при Леонардо, который провел этакую смену поколений на флангах обороны, поверив в Абате и Антонини. Признаюсь, в том сезоне мне казалось, что Лука выглядит перспективнее и может серьезно прибавить, в отличие от Иньяцио. Через несколько лет стало понятно, что все случилось наоборот. Абате несомненно вырос и серьезно улучшил многие компоненты своей игры. Антонини остался на том же уровне. Но ничуть не сдал в плане самоотдачи.
Он никогда не скандалил, не требовал повышенной зарплаты, не претендовал на особое положение в команде и, скорее всего, понимал свой уровень. И при этом сумел выиграть конкуренцию у многих. «Каждое лето в последние три года я ежедневно читаю, что «Милан» ищет нового левого защитника. Постоянно называются новые имена. И это правильно, что руководство старается усилить команду. Вот, например, Федерико Бальдзаретти – очень важный для сборной игрок», - говорил Антонини летом 2012 года. А затем рассказывал как он горд, когда удается доказать, что он достоин играть в «Милане». И что постоянно сражается за место в составе, понимая, что только сражаясь, он может его получить. А еще добавил, что мечтает завершить карьеру именно в «Милане».
Не получилось. Последняя предсезонка для Луки как-то особенно не сложилась. Летом он играл традиционно много, ведь никаких отлучек в сборную у него не было, но в этот раз большинство матчей получились откровенно неудачными. Когда его оперативно обменивали в «Дженоа», Антонини, наверное, мог включить обиженного, тем более, что к этому моменту он был одним из долгожителей команды. Но этот парень обижаться просто не мог. Прощальное сообщение, оставленное им в Твиттере, должно было тронуть даже тех, кто считал его ненужным балластом:
«Сегодня, после 23 красно-черных лет, я прощаюсь с командой своего сердца. Пришло время уйти. До свидания, мой "Милан", мое сердце отдано тебе».
Это не просто слова, Антонини действительно переживал за клуб всей душой. Мне довелось присутствовать на нескольких матчах начала прошлого сезона. «Милан» тогда находился в ситуации, похожей на нынешнюю: поражения, невнятная игра, середина таблицы и Аллегри на грани отставки (тогда еще никто не знал, что это несовместимые вещи). С трибуны была отлично видна реакция игроков на поражения. Антонини был одним из тех кто явно переживал за команду. Даже когда ничего не получалось, он не останавливался, бежал, старался поскорее вернуть мяч в игру. И даже находясь в запасе, Лука проводил концовку матча на ногах, подгоняя партнеров и заметно нервничая.
А самое мощное впечатление от этого парня у меня было на игре «Зенит» - «Милан». «Россонери» приехали в Россию в описанном чуть выше плачевном состоянии. С одним очком после домашнего матча против «Андерлехта». В гости к амбициозной, на многое претендующее команде. Хорошо провели начало матча, забили два гола. Потом под рев трибун два пропустили. И все-таки вырвали на зубах такую непростую и такую важную победу. И после финального свистка Лука Антонини первым шел к гостевому сектору. Не просто поприветствовать и поблагодарить фанатов за поддержку. А разделить с ними радость. Победно сжатые кулаки. Крик, или даже вопль победителя. И горящие глаза, в которых читалось «Мы сделали это!» И «мы» - это были не только футболисты, а все те, кто в этот день переживал за «Милан». Не спешите язвить, мол, было бы что праздновать, подумаешь, обыграли «Зенит». Это был момент из тех, когда прошлое и будущее отходят на второй план. Есть сражение здесь и сейчас, и ничего кроме. И очень нужна победа. Отключите весь мир на это время, об остальном подумаем позже. К слову, в дни громких побед нам свойственно использовать это самое «мы», характеризуя произошедшее. Хотя понятно, что оно случилось не благодаря нам. Так что никакой иронии – то были чистейшие эмоции, энергия общего счастья и радость от проделанной работы.
«Он фанат. Если бы он не стал футболистом, то был бы сегодня с нами, на секторе», - услышал я час спустя про Луку. И это похоже на правду, тут нет ничего удивительного. Просто так сложилось, что этот фанат играл за свой любимый клуб. Любил клуб, очень старался, чтобы принести ему пользу, делал все, что мог. Если бы мог больше, то до сих пор играл бы. «Что самое лучшее в работе футболиста?», - спросили у Антонини в мае 2013 года. Ответ был достаточно банален, но в то же время красноречив: «Возможность каждый день заниматься тем, что ты любишь».
А что же «Дженоа»? Как быть с выступлением за новый клуб, если твое сердце принадлежит другому? Ответом служит слово «профессионализм». Антонини не скрывал своей любви к «Милану», но сразу же сказал, что раз он подписал контракт с «грифонами» и в Генуе на него рассчитывают, то будет прилагать все усилия, чтобы принести пользу новой команде. Болельщики «Дженоа» быстро полюбили его. У них, по понятным причинам, нет тех высоких стандартов и требований к игрокам, как у тифози «Милана». А самоотдача – вот она, как на ладони. И конечно, свою роль сыграл гол, забитый игроком в генуэзском дерби. Это был очень эмоциональный момент.
Пример Кристиана Брокки доказывает, что вернуться в родной клуб после окончания карьеры и быть полезным может и тот, кто сидел в запасе. «В будущем я бы с большим удовольствием тренировал молодых игроков «россонери», - признался Лука в интернет-чате с болельщиками. Необычным финтам и выверенным ударам он молодежь, может быть, и не научит. А вот что такое красно-черная футболка растолковать может получше многих.
Эта статья планировалась к публикации сразу после ухода игрока из «Милана». Потом она могла появиться перед возвращением Антонини на «Сан-Сиро», но тоже не сложилось. А субботний матч «Милана» с «Дженоа» словно специально получился таким, чтобы органично вписаться в наши рассуждения. Антонини был хорош, причем играл на непривычной для себя позиции: правый из трех защитников. Не так хорош, чтобы уж совсем (6.0 от La Gazzetta dello Sport), но, как и вся его команда, бился, старался, пахал. И в результате – ничья. Престижная для «Дженоа» и адская для «Милана». После нее пошло очень много разговоров о (не)профессионализме, отсутствии самоотдачи и прочих высоких материях (никакой иронии). Персона Антонини пришлась весьма в тему этих разговоров. Одиннадцать Антонини вряд ли выиграли бы для «Милана» ту игру. Но их бы и не упрекнули в отсутствии старания.
А перед матчем защитник говорил, что ни о какой мести или реванше не может быть и речи. «Разве что я хочу доказать, что еще чего-то стою. В первую очередь, людям, которые всегда со мной».
Чем еще, кроме самоотдачи и любви к клубу запомнятся нам пять лет Антонини в «Милане»?
Единственный гол он забил в ворота «Ювентуса» в сезоне 2009-2010. В последнем туре, когда ничего уже не решалось, но разве 3-0 против «Ювентуса» - это проходное событие? Это было вознаграждение для Луки за лучший сезон в составе «россонери». На видео этот гол можно увидеть с 1:08.
Лучший матч, по собственному признанию, и с этим трудно не согласиться, Лука провел против «Барселоны» в 2012 году. Тогда на «Сан-Сиро» была ничья 0-0, а защитники «Милана» сражались как львы. Лука тоже.
Антонини часто получал травмы, причем, не самые приятные. Только за три года при Аллегри защитник выбывал из строя из-за проблем со здоровьем десять раз. Про некоторых игроков говорят, что их стиль и понимание игры способствуют получению травм, особенно когда повреждения происходят в результате прямых столкновений. Антонини, пожалуй, тоже попадает в эту категорию. Но даже при этом его можно назвать невезучим.
Лука – примерный семьянин. Он с удовольствием делится в Твиттере хорошим настроением – своим, жены и дочек. К примеру, недавно, выложил очень милое поздравление с днем рождения Стефану Эль-Шаарави в исполнении своих дочурок.
Между прочим, Антонини и Эль-Шаарави – очень хорошие друзья. Фараон даже вклинился в чат своего друга с болельщиками: «Оставайся! Ты не можешь лишить меня соседа по комнате!» Это правда, Лука и Стефан действительно делили комнату, и всегда тепло отзывались друг о друге. Это Антонини снял в прошлом сезоне ролик, в котором Эль-Шаарави удерживает на голове кроссовок. И подпевает за кадром тоже он. Между прочим, это было в тот момент, когда нападающий вышел в команде на роль лидера. А ведь к этому надо быть психологически готовым. Как знать, может, не обошлось и без вклада соседа по комнате. А что, чем не помощь команде?
Он вдохновлялся игрой Дзамбротты и принимал участие в прощальном матче Янкуловски – оба были его прямыми конкурентами за место в составе. Считал важным разъяснить момент, запечатлевший его ладонь на лице Кака в минувшую субботу («Это мы в шутку. Мы дружим, я его очень ценю»). Он не мог сдержать слез, когда целая россыпь легендарных игроков прощалась с «Миланом» и «Сан-Сиро» 13 мая 2012 года. Трудяга, боец. Но, в то же время, сентиментальный романтик. И не без чувства юмора. Помните, как он то ли спародировал каратиста Ибрагимовича, то ли просто поиграл с огнем на тренировке?
Завершать будем с полутонами, без них сложно. Кто из нас в сердцах не ругал этого защитника за неудачное действие, когда он играл в «Милане»? Кто из нас не испытывает к нему хоть малейшей симпатии сейчас, когда «Милан» Лука уже покинул? И даже не важно по какой причине.
В качестве десерта поделюсь еще одним ярким впечатлением, связанным с Лукой Антонини. В прошлом сезоне команда выбегала перед матчем на разминку под известную по фильмам про Рокки песню «The eye of the tiger». И то, каким я первый раз увидел этот выход, несло в себе несомненную эстетическую, а вместе с тем и патетическую (почти как наша статья) красоту. Над «Сан-Сиро» зависает что-то музыкально-туманное, предвещающее нечто важное. И потом с первым же героическим аккордом на поле выбегает команда. Секунда в секунду. Большинство бежит трусцой. А впереди всех – Антонини, который под этот аккорд совершил такое ускорение, что в момент оказался чуть ли не в центре поля. Честно говоря, эти первые секунды пробрали аж до мурашек, настолько слаженно и гармонично все было исполнено. В этом был драйв. Кстати, тот матч «Милан» проиграл «Аталанте». Не хватило драйва и ускорений.
Пусть сегодня эта песня будет про фаната «Милана» Луку Антонини.
Автор: Даниил Лабыч специально для acmilanfan.ru
http://nacional-poisk.blogspot.com
Таким игрокам всегда желаешь только самого наилучшего.
Надеюсь, ему ещё представится шанс поработать в Милане.