6 мин.

«En Aranjuez con tu amor» - Памятник гитарному концерту

фото

Много ли мы знаем памятников, воздвигнутых в честь музыкального произведения? Ну, я вот знаю только один -"Памятник гитарному концерту" Хоакина Родриго - первого маркиза садов Аранхуэса.

Титул был дарован королем Испании в 1991 году -  тогда во всем музыкальном мире широко отмечалось девяностолетие одного из самых выдающихся композиторов Испании XX века, прославившего классическую испанскую гитару во всем мире.

Королевский дворец в Аранхуэсе – летняя резиденция королей. Этот «испанский ответ» Версалю расположен недалеко от Мадрида и на сегодня – памятник всемирного наследия ЮНЕСКО.

           Ах, Людовик! Заразил всех королей своим Версалем. Но, Аранхуэс очень красив...

фото

 Королевский парк состоит из нескольких частей-садов и отличается исключительным настроением и красотой.

фото

Фонтан- коллонада

фото

Фонтан Цереры (римская богиня земледелия).

фото

Не меньшая гордость – хранимая там память о человеке, который прославил Испанию в музыке. Запись его Аранхуэсского концерта брали с собой на орбиту американские астронавты. Впрочем, эта музыка так разошлась по миру, что никто не берется даже приблизительно расписать, где, кем и как часто она исполняется в мире.

 Хоакин Родриго не дожил до своего столетия совсем немного. Прах Хоакина и его Виктории покоится там же, в Аранхуэсе - месте, где они были так счастливы...

                                                                 Памятник Хоакину Родриго

фото

Хоакин Родриго Видре - родился в день покровительницы музыки Св.Цецилии и прожил практически весь XX век, пережив все его трагедии вместе со своей личной драмой  - в три года, переболев дифтерией, мальчик ослеп.

(Если вы хорошо присмотритесь, то заметите на монументе не только надпись по испански, но и азбуку Брайля)

В четыре года он посещал школу для слепых, в возрасте 8 лет – выказал незаурядный интерес и способности к музыке и литературе. Ко времени обучения в Париже он уже был блестящим пианистом и начинающим композитором.

Аранхуэсский гитарный концерт – один из самых исполняемых в мире. Он стал творческим отражением всех событий  начала 40-х годов -  переживание Гражданской войны на родине, предчувствие большого будущего мирового катаклизма, и свои, личные воспоминания: счастливые - о медовом месяце в садах Аранхуэса; горькие - от потери первенца. Слепой композитор встречал жену из больницы с пустыми карманами, но у него уже была рукопись. Она и принесла первое признание Хоакину Родриго.

В мире существует несколько адажио, которые знакомы на слух даже людям, совсем далеким от музыки. Это адажио Алессандро Марчелло, Альбинони, Чайковского из «Щелкунчика» и Адажио из Концерта для гитары с оркестром Хоакина Родриго.

     Адажио из гитарного Аранхуэсского концерта считается вершиной испанской музыки. 

Главная тема в исполнении английского рожка представляет собой аллюзию на саэту  — андалузское литургическое глубокоэмоциональное песнопение, исполняемое во время религиозных процессий на Семана Санта (Страстную неделю). Саэта исполняется обычно в импровизационной форме солирующей певицей, стоящей на балконе в то время, как внизу проходит процессия.

В двадцатом столетии лучшими в мире виртуозами классической гитары считались ( хронологически) Андрес Сеговия (1893-1987, Испания), Нарцисо Йепес (1927-1997, Испания) и Джон Вильямс (р. 1941, Австралия / Великобритания).  

                                                       Весь концерт - солист Нарцисо Йепес

            Джон Вильямс  играет с оркестром во внутреннем дворе Аранхуэсского дворца.

Пако де Лусия  не умел читать ноты до того, как ему было предложено сыграть Концерт (в 1991). Он подписывал названия нот в партитуре и таким образом разбирал свою партию. Он также рассказывает о том, что стремился к ритмической точности, тогда как классические гитаристы играли Концерт с частым рубато, и без знания партитуры понять ритмическую структуру было для него невозможно   

Майлз Дэвиссовместно с аранжировщикомГилом Эвансомзаписал Адажио из Концерта в альбоме «Sketches of Spain» (1960). Дейвис говорил: «Эта мелодия настолько мощная, что чем мягче её играешь, тем мощнее она получается, и чем мощнее её играешь, тем слабее она получается» («That melody is so strong that the softer you play it, the stronger it gets, and the stronger you play it, the weaker it gets»

Первым догадался исполнить эту мелодию как песню со словами французский певец Ришар Антони в 1968 году.Потом это уже стали делать все подряд. Только на итальянском существует не меньше десятка совершенно разных вариантов текста. Есть песни, написанные на эту мелодию: на французском, итальянском, испанском, английском, арабском языках и на иврите.

Представлю вам несколько вариантов:

Richard Anthony - Aranjuez mon amour

                                                               Fairouz - Li Beirut

                                                                                      IL DIVO

 Из наших гитаристов сам Родриго отмечал Алексея Зимакова, который  стал первым русским гитаристом нашего времени, получившим признание за рубежом.

(Запись не очень, но представление получите и сможете сравнить с остальными)

Поразил памятник Родриго и его верной супруге в далекой Аргентине - вот ведь действительно - святая к музыке любовь.

фото

 Ну, вот и познакомились с гитарой :)

фото

http://avmalgin.livejournal.com/3568318.html

http://stary-kresowiak.livejournal.com/21691.html