9 мин.

«Hello, Dolly!» - Louis Armstrong

 “Если про кого и можно было сказать "мистер Джаз", так это про Луиса Армстронга. Он был сутью джаза и всегда будет ею.” Дюк Эллингтон.

фото

Армстронг Дэниел Луи "Сэчмо"- Великий  американский джазовый музыкант, трубач, корнетист, вокалист. Дату своего рождения точно не знал и, скорее всего, выбрал ее произвольно - 4 июля 1901 года (!)

Сам Армстронг  писал:"Я родился в 1890 году. Мой отец Вилли Армстронг и моя мать Мэйэнн, жили тогда в самом шумном районе Нью-Орлеана. Именно эти места городские хулиганы обычно избирали для своих столкновений и драк, не обходившихся без поножовщины и стрельбы. Этот квартал населяло столько народа, сколько вы вряд ли могли бы увидеть сразу где-нибудь в другом месте. Тут жили священники, шулера, дешевые сводники, воры, проститутки и масса детей. Здесь помещались бары, и салуны, и многие женщины всевозможными хитростями стремились залучить гостя в свои жилища. Мэйэнн говорила, что в ночь, когда я родился, здесь была большая пальба и двое парней остались лежать мертвыми. Это произошло в большой праздник 4 июля. В этот день в Новом Орлеане почти всегда что-нибудь да случается, потому что празднующие не расстаются с пистолетами, револьверами или каким-нибудь другим оружием..."                           

                                                                                         

фото

                          Легенда гласит, что джаз родился в Новом Орлеане. 

В этом городе, прозванном за легкость нравов "биг изи", гостили моряки со всего света. Бок о бок жили негры, креолы , евреи и французы. Здесь возник уникальный симбиоз многих музыкальных культур. Повсюду звучали негритянские блюзы, регтаймы, спиричуэлз и клезмерская музыка, а уличные оркестры наяривали марши, популярные песенки, арии из опер и танцевальную музыку. Все это варилось в едином котле и из этого многоголосья возникала музыка, доселе неведомая, ни на что не похожая, - музыка, которой предстояло покинуть улицы и бордели Нового Орлеана и завоевать весь мир.

Писать об Армстронге - дело непростое, потому что вся его биография давно описана, расписана и никаких неизвестных кому-либо фактов не сыскать. Поэтому  ограничусь цитатами тех, кто его знал или его собственными высказываниями.

Вот что писал очевидец о дуэте Луи и Джо Оливера:"Когда открылась дверь, трубы О. и А. парили над всеми, казалось, что все ходит ходуном: столы, стены люди перемещались в каком-то ритме, это производило гипнотическое впечатление. А. угадывал, что будет играть О. и вторил ему. Потом две трубы ткали паутину, каждая вокруг друг друга, как две подозрительные женщины, которые говорили об одном и том же мужчине"

          King Oliver's Creole Jazz Band Louis Armstrong - Canal Street Blues (1923)

                                        

Многие считали Армстронга слишком уж простым и наивным, он никогда не делал тайны из своих чувств и открыто говорил о таких вещах, о которых многие предпочитают молчать. Он не видел ничего позорного в том, чтобы оказаться в тюрьме за драку с женой, с его точки зрения, проституция вовсе не была грехом. Луи не понимал, почему это нельзя вдрызг напиться и покурить травки, когда паршиво на душе.

                                                  Potato Head  Blues 

 Строго говоря, это и не блюз вовсе. Критик Томас Уорд назвал эту запись «одним из самых удивительных достижений  двадцатого века в музыке». А в фильме Вуди Алена «Манхеттен» (1979) главный герой Айзек Девис (которого играет сам Ален) называет Potato Head Blues Армстронга одной из причин, ради которых стоит жить.

                     

Когда в Армстронг стал хорошо  зарабатывать, он раздавал деньги без счета. Дело дошло до того, что после каждого выступления у дверей его уборной выстраивалась целая очередь из старых музыкантов, случайных знакомых и просто людей, желавших быстро и легко решить свои финансовые проблемы.

"Пусть они думают, будто я делаю глупости, - говорил Армстронг. - Ну почему я не могу дать бедным людям немного денег?".

West End Blues написана корнетистом Джо Оливером. Чаще всего она исполняется как инструментальная композиция. К числу лучших интерпретаций блюза относится запись на грампластинку, осуществленная ансамблем Л. Армстронга в 1928 году.

В 1974 году эта запись попала в Зал славы Грэмми. Критики называют ее одним из шедевров раннего джаза, она также названа в числе 500 песен, помещенных в Зал славы Рок-н-ролла, которые сформировали эту музыку.

                                    Louis Armstrong - West End Blues 1928

                    

Всего год понадобился Луи, чтобы и Нью-Йорк пал к его ногам. Все: музыканты, пресса, любители джаза восхищались его стремительно развивавшимся талантом...

"Я вместе со всеми был в восторге от его игры. Я пытался ходить как он, говорить как он и даже есть и спать, как это делал Армстронг. Я купил себе пару огромных полицейских ботинок, которые обычно носил Луи, часами простаивал около его дома в надежде, что он выйдет и я смогу его увидеть" вспоминал один из музыкантов.

Армстронг в Нью-Йорке играет в оркестре Хендерсона и делает следующий шаг, который имел огромные последствия для его музыкальной карьеры, а значит, и всей истории джаза: он перешел от корнета к трубе и начал петь.

                                                   Saint Louis Blues 

                    

                                                  Mack The Knife - 1959

                    

     Эшли в честь победительных 6 :0 и без Суареса - дарим на память в альбом.

                                     Louis Armstrong - You'll Never Walk Alone

                                          

Еще в 30-е годы музыканты Нью-Йорка торжественно вручили ему часы с надписью: "величайшему трубачу мира". Известный журнал джазовой музыки «Даун-бит» посвятил пятидесятилетию артиста специальный номер, а в 1952 году читатели этого журнала назвали Армстронга «величайшим музыкантом». Он снимается в Голливуде, на радио звучат его записи, миллионными тиражами выходят его пластинки.

                                                      La vie en rose 

                    

                              Louis Armstrong & Ella Fitzgerald " Summertime"                        

                     

Луи работал на износ. Он писал: «А разве многие выдержат такую жизнь, какую я веду? Играй, выступай чуть ли не семь раз в неделю знаете, иной раз, кажется, что уже девять тысяч часов протрясся на автобусах, поездах и самолетах, только чтобы поспеть вовремя, уставший как собака, и тут с места в карьер хватайся за трубу - играй, пой, валяй во все лопатки! Мне было бы нетрудно найти постоянную работу в Нью-Йорке, но я легок на подъем, и к тому же лучшая публика в провинции. А мне нужна публика, я хочу слышать ее аплодисменты. Я музыкант, и мое дело играть".

                                              What a wonderful world

                  

С годами у него выработалась привычка мгновенно засыпать в любом положении. Глейзер нанял для него специальный автомобиль, чтобы музыкант мог хоть немного расслабиться в дороге. Но Луи стеснялся им пользоваться, предпочитая ездить вместе со всеми в автобусе. Он очень уставал - постоянная смена часовых поясов, сон урывками и какая придется еда на скорую руку в забегаловках, но он был счастлив: «Когда я поднимаю эту трубу, все уходит на второй план. Я перестаю чувствовать мир вокруг. Я не хочу миллион долларов. И не хочу медалей. Я живу этой трубой. Поэтому я женился четыре раза. Девушки не живут со мной как я с трубой. А если бы жили, то они бы понимали: "Зачем мне огорчать его, драться, и бить его по щекам, ведь  ему больно."

                                                   Go Down Moses

                   

                                     We Have All The Time In The World

                   

В честь его семидесятилетия, в Голливуде  состоялся грандиозный прием, на котором присутствовали почти семь тысяч гостей. По специальному заказу изготовили праздничный торт высотой в четыре метра. Юбиляр чувствовал себя неважно. Ему было трудно петь, не хватало дыхания, и он то и дело переходил на речитатив. 

Вспоминает  один из гостей вечера: «В тот вечер Армстронг не столько играл, сколько пел. В мехах-легких уже не хватало воздуха. Он держал инструмент, как обессиленные рыцари держат меч - опираются на него, но не фехтуют. Но голос Сэтчмо звучал по-прежнему, неповторимый голос, напоминающий дребезжащую по булыжной мостовой железную бочку.

Во втором отделении концерта Сэтчмо чаще прикладывался к трубе. Он дул в трубу с таким ожесточением, словно узнал, наконец, секрет, как можно обходиться без кислорода. Под занавес Армстронг спел свой знаменитый «хит» «Хэлло, Долли!» И, глядя на его лицо, залитое потом, на растопыренные в прощальном жесте пальцы правой руки, на трубу, блестевшую в свете софитов, прислушиваясь к завершающему раскату «Иеааас» с трясущихся рассеченных губ, весь зал неожиданно понял - человек на сцене пел не «Хелло, Долли!», а «Гуд-бай, Сэтчмо!».

                                                       Hello, Dolly!

                   

  Sunday, hello!

фото

 

Луи Армстронг -http://fond-on.narod.ru/musika/armstrong.htm