Премьер-министр в желтых бутсах
Об этом редко говорят, но именно игрок "Тоттенхэма" однажды невольно посодействовал тому, чтобы "Арсенал" превратился из посредственной серости в один из лучших клубов Англии 20 века.
В конце сезона 1906/07 капитан Шпор Уолтер Булл получил предложение возглавить "Нортхэмптон", но распорядился им оригинально. После завершения последнего матча сезона Булл, сидя в душевой "Уайт Харт Лейн", обратился к 29-летнему резервисту команды Герберту Чепмэну:"Из меня менеджер никакущий, а ты, Герберт, обязан принять это предложени. О-бя-зан!" Если бы тогда он знал к чему это приведет, наверное откусил бы себе язык.:)
Так началась тренерская биография человека, который навсегда изменил роль тренера и представление о нем. До Чепмэна тренер или, как говорят в Британии, менеджер, как правило, был бессловесным исполнителем воли руководства клуба. После него все изменилось всерьез и надолго.
Неверно полагать, что единственная память о Чепмэне, которая хранится в "Арсенале" до сих пор, это легендарный бронзовый бюст на, увы, уже не существующем "Хайбери", а теперь и на "Эмирейтс". Его безжалостность, амбиции и мудрость даже сейчас продолжают вести команду к вершинам. Все это - основы идеологии победителей, которую привил клубу именно Чепмэн.
Он воспитал команду стремительных форвардов и непроходимых защитников. Он сделал их сильными и непоколебимыми духом перед лицом многочисленных критиков, которые не замедлили появиться вместе с первыми успехами "Арсенала". Чепмэна обвиняли в том, что его третий защитник - это убийство футбола. "Арсенал" называли оборонительной командой. Ответом всем стали 127 мячей, забитых в первом чемпионском сезоне 1930/31.
Вкладка: Чепмэн тренер и тактика Чепмэна.
Герберт Чепмен работал с английскими клубами в те давние времена, когда профессия футбольного тренера как высококлассного специалиста только зарождалась. О проблемах тактики, по сути дела, еще не размышляли, не было различных игровых «моделей» применяемых в зависимости от того, какой соперник противостоит команде в данном конкретном матче, не существовало научных методик подготовки игроков. Само собой разумеется, не было у Чепмена и диплома тренера. Этот человек был гениальным самоучкой, сделавшим важнейшее футбольное изобретение, связанное с командной тактикой.
При покупке игроков он уже в первую очередь руководствовался своими тренерскими соображениями, поскольку подбирал футболистов не просто потому, что они были сильны, а под разработанную им принципиально новую тактическую схему.
Чепмен, много размышляя о действиях игроков и занимаемых ими позициях, в конце концов нашел решение как противостоять нападающим противника, которые, при новом правиле офсайда, имели заметное преимущество перед защитниками. Ведь нападающих было пятеро, а защитников только двое, и центрфорвард легко проходил между ними, оказываясь прямо перед воротами. Решение оказалось простым, но гениальным — Чепмен перевел центрального полузащитника в оборону, сделав его центральным защитником.
Полузащитников при этом стало двое, но Чепмен оттянул немного назад двух нападающих. При этом в центре поля появился как бы квадрат из четырех игроков, легко переигрывающий полузащиту соперника, действующего по прежней схеме 2–3–5. Игроки же самого «Арсенала» были теперь расставлены по схеме 3–2–2–3. Это была знаменитая система «дубльве», которую затем взяли на вооружение футбольные клубы всего мира. И которая использовалась более полувека в разных странах мира.
Разумеется, придумать систему «дубльве» было мало, надо было привести ее в действие. И Чепмен немало работал с игроками, положив в основу командной игры скорость, дальний точный пас, атлетизм, удары по воротам из любых положений и игру головой. Этому, кстати, он уделял особое внимание, разработав для отработки ударов головой целую систему специальных упражнений.
Дубль вэ.
После перехода правила оффсайда с трех на двух игроков, результативность подскочила, в частности в сезоне 1927/28 был установлен бомбардирский рекорд - форвард "Эвертона" Дикси Дин провел за 39 матчей 60 голов! Чтобы как то противостоять форвардам, тренеры изыскивали защитные тактики, одним из них был Герберт Чепмэн.
Его знаменитая расстановка "дубль-ве" подразумевала следующее расположение игроков: в центре обороны играли три защитника, а на флангах размещались два вингбэка, которые закрывали всю бровку. Перед центральными защитниками играли два опорника, которых сейчас модно называть "box-to-box" (от штрафной до штрафной), а впереди действовали три форварда. В случае атаки соперника опорники и вингбеки прижимались к своим воротам, закрывая все свободные зоны, а при собственной атаке крайние защитники выдвигались вперед, на позиции фланговых полузащитников, а опорники выполняли роль плеймейкеров. Таким образом, обороняться и атаковать при "дубль-ве" могли по семь игроков, что, надо сказать, весьма солидно. Благодаря этой тактике "Арсенал" Чепмэна в период с 1930-го по 1935-й год четырежды становился чемпионом Англии и один раз – серебряным призером. Жаль что Герберт этого уже не увидел.
Можно сколько угодно доказывать, что в легендарной схеме WM не было ничего особенного. Можно сколько угодно доказывать обратное. На самом деле это не важно. Важно другое - благодаря Чепмэну тактику перестали воспринимать как некую застывшую форму.
Он был автократом и шоуменом одновременно(во время игровой карьеры Чепмэн выходил на поле в бутсах желтого цвета, что по тем временам было в диковинку), а также администратором, который предвосхитил свое время.
До сих пор "Челси" претендует на то, чтобы считаться пионером в ношении футболок с номерами. 25 августа 1928 года команда со "Стемфорд Бридж" в таком виде вышла на матч против "Суонси". Но в этот же день точно так же поступил и "Арсенал", который играл в гостях с "Шеффилд Уэнсдей". И именно Чепмэн первым сумел внятно доказать целесообразность нумерации. Футбольная Ассоциация, однако, сопротивлялась еще десять лет. Чепмэн настаивал, чтобы матчи проводились белыми мячами, а не всех мастей, как было принято в то время. ФА снова скривилась, чтобы спустя годы сделать то, о чем говорил тренер.
Чепмэн убеждал в необходимости оборудовать стадионы искусственным освещением, что позволит проводить матчи в будние дни в более удобное для болельщиков время. ФА опять стала ломаться, и на этот раз сдалась только в конце 1950-х годов.
Наконец, именно Чепмэн придумал резиновые шипы для бутс.
Но главное, к чему он стремился, - сделать "Арсенал" сильнейшим клубом мира.
Герберт родился 19 января 1878 года в семье неграмотного шахтера в Южном Йоркшире. Он рос необычайно одаренным ребенком, и в шахту не спускался никогда, он был слишком умен для этого. Чепмэн получил начальное образование, после чего поступил в Технический колледж Шеффилда, который закончил по специальности технолога угольной промышленности. работу технолога он оставил лишь на несколько лет во время первой мировой войны, когда возглавлял фабрику по пошиву военного обмундирования, а окончательно сосредоточился на футболе лишь после того, как добился успеха с "Хаддерсфилдом". Футболисты в те времена хоть и были профессионалами, однако на жизнь им не хватало. К тому же Герберт очень долго занимался футболом исключительно как любитель.
Благодоря богатой и разнообразной игровой биографии Чепмэн научился самому главному - как НЕЛЬЗЯ управлять футбольным клубом. "Это самая сложная наука. Когда поймешь, как НЕЛЬЗЯ, сразу становиться ясно, как НУЖНО!"(кто - то до сих пор не может постичь эту науку)
Возглавив "Нортхэмптон", Чепмэн привел его к званию чемпиона Южной Лиги. Затем с успехом работал в "Лидс Сити", сделав его чемпионом страны в одном из военных первенств. Хотя эта страница биографии великого тренера очень и очень неоднозначна: после войны "Лидс Сити" за финансовые нарушения был расформирован, но Герберт вышел сухим из воды.
Потом он сделал легендарным "Хаддерсфилд". С этой командой Чепмэн, невзирая на плохую посещаемость и нехватку финансов, в течении четырех лет выиграл Кубок Англии и два чемпионских звания. Третье кряду чемпионство "Терьеры" добыли, когда Чепмэн откликнулся на объявленив в Athletic News и возглавил неудачливый на то время "Арсенал".
Президент Генри Норрис искал себе скромного в запросах, но талантливого менеджера. Он нашел Чепмэна, который первым делом выбил себе две тысячи фунтов зарплаты в год, а следом и средства на покупку игроков. За первые два года работы Чепмэн истратил на футболистов калибра Чарли Бьюкена, Тома Паркера и Джека Ламберта 25 тысяч фунтов. Но куда лучше, чем сорить деньгами, он умел разглядеть потенциал в неизвестных никому игроках(одному французу сейчас икается).
Девятнадцатилетний Эдди Хэпгуд, бывший молочник, только что получил отказ в "Бристоль Роверс". Никого не интересовал хилый левый защитник, который терял сознание, если приходилось бить головой тяжелый(а тогда только такие и были) мяч. Но Чепмэн разглядел в нем то, что сделало его капитаном "Арсенала" и сборной Англии. и лично следил за тем, чтобы Эдди набирал вес. Просто ставил перед вегитарианцем Хэпгудом тарелку с громадным куском мяса, садился напротив и рявкал: "Жри!"
Безо всякого сомнения, его величайшим трансфером было подписание "Волшебника Уэмбли" Алекса Джеймса. "Престон", который в то время был известен как "команда Джеймса и десяти посредственностей", неожиданно выставил на трансфер миниатюрного шотландца, и тот мгновенно стал объектом охоты со стороны "Ливерпуля", "Астон Виллы", "Бирмингема" и "Ман Сити".
Как Чепмэн сумел обставить всех конкурентов, заплатив при этом неприлично мало - 8750 фунтов, до сих пор неизвестно. Джеймс был одной из главных звезд того времени, и такая неожиданно низкая цена при серьезной конкуренции заинтересовала Футбольную Ассоциацию. Но Чепмэн сам настоял на проверке, после которой удивление стало еще большим - "Арсенал" оказался чист, как ни старались злопыхатели! Не исключенно, что во время переговоров с представителями "Престона" Чепмэн воспользовался одним из своих плутовских ходов. Которые, к примеру, позволили ему переманить в "Арсенал" инсайда "Болтона" Дэвида Джека.
Летом 1928 года "Скакуны" заявили, что готовы продать любого игрока своего состава, кроме Джека. Тогда к ним обратился Чепмэн:"А вот мне нужен именно Джек..." За него попросили 13 тысяч фунтов, что вдвое превышало тогдашний трансферный рекорд. Чепмэн предложил продолжить переговоры в отеле, где он остановился вместе со своим помошником Бобом Уоллом. Там менеджер "Арсенала" сунул двухфунтовую купюру бармену и дал указания: "Мой помошник будет заказывать виски с сушеным имбирем, а я - джин с тоником. К нам приедут гости, они будут пить, что захотят. Ты наливай им двойную дозу, но в нашем виски с имбирем не должно быть виски, а в тонике не должно быть ни капли джина."
Дело было сделано!
Алекс Джеймс стал головой команды, тем, кого сейчас называют плеймейкером. Однако начина он на "Хайбери" очень тяжело. коротышка в здоровенных трусищах выглядел бесполезно и нелепо. Непонятна и непривычна была роль, уготованная ему Чепмэном. Всю жизнь Алекс был забивалой, а теперь из него пытались сделать связующего между обороной и атакой. Джеймс сорвался, наивно полагая, что сумеет взять свое голосом и авторитетом. Ответ менеджера был прост и тверд:"Отчислен!" Такой резкий поворот повлиял даже на столь не простой характер, как у Джеймса.
Возражать Чепмэну было бесполезно. Клифф Бэстин хотел было предупредить Герберта, что не играл на левом фланге атаки с девяти лет. Тот не захотел даже слушать, и оказался прав. Бэстин превратился в одного из лучших левых крайних английского футбола, и уже к 21 году получил всеобщее признание.
Джордж Мэйл был резервным левым хавом, когда однажды его пригласил к себе Чепмэн и предложил стать правым защитником. Мэйл протестовал шумно, а когда умолк, слово взял тренер. "Я вышел из его кабинета в полной уверенности, что я не просто прирожденный крайний защитник, но и вообще лучший в стране на этой позиции!"
Благодоря твердости характера и силе убеждения он преобразил "Арсенал" в соответствии со своей мечтой.
Сразу после появления в клубе Чепмэн убрал артикль The из названия команды, чтобы " в алфавитном порядке мы были на первом месте". А также ввел в обиход знаменитые белые рукава, чтобы выделяться от бесчисленного количества команд играющих в красных футболках.
Затем, молниеносно чередуя тактику лести и угроз, он убедил руководство лондонского метрополитена дать согласие на переименование станции "Гиллеспи Роуд" в "Арсенал", единственная станция метро названная в честь футбольной команды и поныне в Англии. Сейчас это бы назвали "грамотной PR-кампанией."
За восемь лет Чепмэн создал "Арсенал" в том виде, в котором мы знаем его сейчас. на тот момент не осталось вершин, которых бы он не сумел покорить. Но он же заглянул и на самое дно, когда в 3-ем раунде Кубка Англии 1933 года "Уолсолл" сотворил одну из самых громких сенсаций в истории британского футбола, обыграв могучий "Арсенал" со счетом 2:0. "Непобедимые" пали под напором команды третьего дивизиона, игроки которой в сумме стоили 69(шестьдесят девять!) фунтов!
Спустя всего год, 6 января 1934 года, Чепмэн скоропостижно скончался от пневмонии. Причём пневмонию он заработал, когда, игнорируя простуду, заработанную на просмотре игр будущих соперников, Чепмен отправился смотреть под проливным дождём матч третьей команды «Арсенала». Сгорел за считанные дни. Скончавшись в 55 лет. "Арсенал" осиротел.
На похоронах лучше всех сказал юный Бэстин: "Я считаю, что те качества, которыми обладал Чепмэн, были достойны самого великого признания. Он должен был стать премьер-министром..."
Цитата: "I am going to make this the greatest club in the World" (Herbert Chapman 1925)
Источник - "Бей-Беги. История английского футбола."(крайне рекомендую эту книгу всем к прочтению).