9 мин.

Разбор вратарского мастер-класса Алиссона в матче «Ливерпуля» с ПСЖ

В финале Лиги чемпионов 2022 года «Ливерпуль» доминировал над мадридским «Реалом», но был остановлен благодаря незабываемой игре вратаря Тибо Куртуа. В среду вечером, в первом матче 1/8 финала Лиги чемпионов против «Пари Сен-Жермен», «Ливерпуль» испытал радость от того, что оказался по другую сторону такой же ситуации.

На этот раз именно «Ливерпуль» выиграл от мастерства вратаря Алиссона, продемонстрировавшего потрясающую игру. Без него шансы «Ливерпуля» на выход дальше в этом году могли бы сразу же улетучиться.

Всего Алиссон противостоял 27 ударам и спас девять из них, четыре из которых пришлись от находящегося в невероятной форме Хвичи Кварацхелии. Бразилец не позволил отличиться Усману Дембеле и французу Дезире Дуэ, что привело его команду к победе со счетом 1:0, хотя «Ливерпуль» нанес всего один удар в створ ворот. Временами Алиссон был единственным, что мешало «Ливерпулю» полностью сдаться.

Но его влияние не ограничивалось только спасениями. В момент, когда Харви Эллиотт забил на 87-й минуте, именно Алиссон стал инициатором атаки, отдав точный дальний пас на Дарвина Нуньеса, который ассистировал Эллиотту на решающий исход матча гол.

Два спасения, на которых стоит заострить внимание в среду — это его эффектный рефлекторный сейв после удара Кварацхелии на 37-й минуте и удар Дуэ в упор на 80-й. Оба спасения показали всю широту мастерства Алиссона и то, почему его так сложно обыграть, когда он на высоте. Но у них есть и главное сходство: они оба прекрасно продемонстрировали, насколько важна связь вратаря с защитниками для достижения успеха.

Пожалуй, его лучший сейв в этот вечер был связан с моментом у Кварацхелии.

С мячом в ногах у игрока сборной Грузии на левом фланге и шестью игроками на линии мяча или за ним, начало этой комбинации выглядит безобидным. Хотя Брэдли Барколя находится слева от него, «Ливерпуль» закрывается со всех сторон. Кажется, что пути к воротам нет.

Затем, за долю секунды, Кварацхелия великолепно пробирается между двумя защитниками, смещается в центр и проталкивает мяч справа от себя. Внезапно он оказывается один в один с Ибраимой Конате.

Теоретически Алиссон хочет, чтобы защитники оттесняли нападающего в сторону от ворот, потому что это немного облегчает ему задачу, уменьшает площадь ворот и делает игру более предсказуемой. Однако это легче сказать, чем сделать.

Что делает Кварацхелию таким трудным для обороны, так это его скорость и быстрота с мячом в ногах. Близкий контроль мяча создает у защитника иллюзию, что игрок находится под контролем и у него есть время и пространство, чтобы замедлить атакующего. Затем, как только защитник почувствовал комфорт, Кварацхелия делает еще одно касание и вырывается на пространство.

К счастью для «Ливерпуля», Конате был внимателен и следил за разворачивающейся перед ним игрой. Почувствовав опасность, которой обладал Кварацхелия, он быстро перестроился и постарался как можно быстрее закрыть пространство.

Когда Кварацхелия сфинтил и сместился в центр, Алиссон стоял, внимательно следя за игрой перед собой, сделал два шага влево и быстро занял позицию по центру ворот, готовясь к удару.

Вратарям важно иметь крепкие отношения с игроками, которые стоят впереди них. Как единственная позиция на поле, с которой может видеть все, они играют важную роль в организации расположения защитников, особенно в опасных ситуациях.

Примером тому может служить гандбол, когда защитник может эффективно прикрыть одну штангу, чтобы помочь вратарю и сделать площадь ворот, которую он должен прикрыть, значительно меньше. Это может быть применимо и к футболу, и в таких случаях защитникам крайне важно по возможности не пересекать линию удара вратаря и блокировать ту сторону ворот, которая ближе всего к ним. В данном случае это означает, что Конате блокирует ближнюю штангу, позволяя Алиссону прикрыть дальнюю.

Когда Кварацхелия отводил ногу назад, Алиссон стоял, подавшись вперед и держа руки на уровне пояса, и внимательно ждал удара.

Если посмотреть на картинку ниже, то видно, что правая нога Алиссона (которая является его опорной ногой при прыжке влево) уже стоит на земле, в то время как левая нога находится немного в воздухе, когда он готовится сделать шаг влево и в сторону мяча. Также видно, что вес его тела слегка наклонился влево, так как он ожидал удара по мячу под дальнюю штангу, когда тот отлетел от ноги Кварацхелии.

Пытаясь заблокировать удар, Конате вытянул правую ногу, нечаянно оставив незащищенным ближний угол. Это дало Кварацхелии достаточно пространства, чтобы нанести прицельный удар, оставив Алиссона беззащитным. Хотя намерения защитника блокировать мяч, вытягиваясь в ответственный момент, понятны, на самом деле для вратаря это становится помехой.

Алиссон понимал, что, несмотря на то, что дальняя штанга — это его зона ответственности, он должен быть готов ко всему. Если он схитрит и среагирует раньше, то рискует пропустить легкий гол, если случится что-то непредвиденное.

Когда мяч слегка отрикошетил от ноги Конате и понесся обратно в том направлении, откуда он только что пришел, вратарь отреагировал великолепно — уперся левой ногой в землю, чтобы восстановить равновесие, вернуть позицию и создать силу, необходимую для изменения направления и броска к мячу.

Только когда до мяча оставалось несколько метров, Алиссон смог инстинктивно подтянуть под себя правую ногу, создав пространство, необходимое для того, чтобы его правая рука метнулась к мячу и совершила потрясающий сейв.

Сложность этой остановки мяча остановки трудно переоценить — оттолкнуться дальней ногой с такой скоростью и силой в направлении, откуда он только что пришел, особенно после рикошета, невероятно сложно. По логике вещей, он не должен был дотянуться до мяча, тем более с достаточной силой, чтобы вытолкнуть его в безопасное место. Потеря даже доли секунды на рикошет должна была сделать спасение невозможным.

Что еще почитать: ПСЖ - «Ливерпуль», 0:1 — героика Алиссона, удар Эллиотта

Когда Алиссон остановил мощный удар Дуэ, именно его взаимодействие с линией защиты и полузащитниками, в частности с Ватару Эндо, помогло ему занять центральную позицию в воротах и предугадать траекторию полета мяча к дальней штанге, чтобы совершить эффектный сейв в конце матча и при счете 0:0. Он также прекрасно продемонстрировал, насколько органичной может быть связь между вратарем и защитниками, если она выполнена в совершенстве.

Когда Дуэ сместился в центр и начал противостоять Тренту Александер-Арнолду один в один, Алиссон оказался у ближней штанги и был готов к следующим действиям, если Дуэ обойдет Александер-Арнолда по флангу, чтобы отдать под удар или сместиться в центр для удара по воротам.

Как только Дуэ продолжил дриблинг и изменил направление движения вправо, стало ясно, что он больше заинтересован в том, чтобы самому исполнить удар.

Когда он стал смещаться в центр, это был сигнал для Эндо, который, как полузащитник, пришедший на помощь Александер-Арнолду, должен был как можно быстрее закрыть пространство и при этом удержать игрока перед собой.

Когда Дуэ еще больше сместился в центр и поднял ногу для удара, Алиссон сделал еще несколько небольших шагов влево, а затем в стал аккурат по центру своих ворот.

В отличие от попытки Кварацхелии, когда Конате попытался сделать выпад, чтобы блокировать удар, в этот раз Эндо проделал отличную работу, закрыв пространство, но при этом держа грудь и корпус под прямым углом к мячу (избегая естественной тенденции отклониться от удара), а также не поддаваясь порыву сделать выпад. Это создало бы для нападающего возможность для удара и обнажило бы область ворот, которую Алиссон ожидает заблокировать. Таким образом, Эндо смог заблокировать большую часть ворот: половину, что справа от Алиссона.

Это позволило Алиссону использовать свой импульс, поскольку он двигался поперек вратарской справа налево и продолжал двигаться к дальней штанге, чтобы броситься и совершить спасение, а не отталкиваться назад в том направлении, откуда он только что пришел.

Уже находясь в оптимальной позиции, Алиссон передал энергию на правую ногу, сделал сильный силовой шаг влево и атаковал мяч под прямым углом. Он встретил удар, прочно закрепил мяч двумя руками и, используя импульс и вращение мяча, протолкнул его от штанги, переведя мяч на угловой удар.

Такие спасения — в самые ответственные моменты, когда исход матча висит на волоске, — стали для «Ливерпуля» почти обычным делом с тех пор, как летом 2018 года в команду пришел Алиссон. Раз за разом, когда его команде требовалась большая остановка мяча, часто в решающие моменты сезона, он делал это.

В беседе с телеканалом TNT после матча менеджер «Ливерпуля» Арне Слот по праву был полон похвал в адрес своего вратаря.

«Не думаю, что мне доводилось работать с вратарем такого уровня, что вполне нормально, ведь он лучший в мире, — сказал Слот. — Будучи менеджером, я тренировал несколько очень хороших игроков, но у меня никогда не было лучшего вратаря в мире, а он именно таков. И сегодня он это показал».

Когда «Ливерпуль» в последний раз выигрывал Лигу чемпионов в 2019 году, решающий сейв Алиссона в самой концовке игры с «Наполи» в последнем матче группового турнира стал определяющим моментом. Без него они не смогли бы даже выйти из группы, не говоря уже о завоевании трофея.

В среду «Ливерпуль», возможно, пережил еще один такой момент. Хотя ни одно спасение не выделялось так, как в матче с «Наполи», масштабы общей игры Алиссона были неоспоримы. Как он сам выразился, это было «возможно, лучшее выступление в моей жизни».

Автор: Мэтт Пиздровски (источник)

Фото обложки: Джулиан Финни/Getty Images

Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и еще много всего интересного!