4 мин.

Принцип «чтобы было» как залог победы

Ресурсы решают всё

«Зенит» утвердился в ранге нового старого чемпиона победой над единственной командой, которая на этой сверхдлинной дистанции смогла бросить питерцам реальный вызов – ЦСКА.

Поединок «Зенита» и ЦСКА на протяжении чемпионата напоминал боксёрский чемпионский бой, поделенный на 13 раундов. В эти раунды входили не только личные встречи, но и вообще все матчи на дистанции чемпионата.

Армейцы поначалу смотрелись ярче, весомее, но чем дальше шёл этот бой, тем очевиднее становились козыри чемпиона, который с каждым новым матчем всё ближе и ближе подходил к своей цели.

В Питере была поставлена точка. Это был не нокаут, но победа ввиду явного преимущества. Не в конкретном матче, а во всём чемпионате.

«Зенит» не выглядел на голову сильнее главных соперников в конкретных поединках, но, выигрывая по чуть-чуть, он постепенно строил башню своего неоспоримого первенства.

Этот чемпионат показал наглядно, что чем длиннее дистанция, тем большее значение для успеха приобретают ресурсы клубов – человеческие, технические, финансовые. «Зенит» в этих условиях показал себя хорошо отлаженным механизмом для решения задачи по выигрышу чемпионства. Именно в этом основной конкурент проиграл питерцам больше всего.

Аргумент от Шатова

Было известно, что красно-синяя команда по своим нынешним финансовым возможностям уступает не только «Зениту», но и ещё целому ряду соперников. На классической дистанции чемпионата это, вполне возможно, было бы не так заметно, но сейчас эти проблемы совершенно очевидны.

Потери в составе нёс не только ЦСКА, однако другие вовремя подтягивали резервы и бреши у них не выглядели столь вопиющими. Команда Евгения Гинера, остро нуждавшаяся в подкреплении, получить его не могла. Красивые слова о том, что клуб не хочет брать «абы кого» – всего лишь хорошая мина при плохой игре.

Пока одни подтягивали Самбу, Билялетдинова, Аршавина и Павлюченко, другие упускали Шатова.

При всём уважении к Гинеру, приобретение перспективного Ахмеда Мусы и боевитого Понтуса Вернблума никак не решало проблему ухода Вагнера Лава и прочих дыр в составе, без устранения которых бороться с «Зенитом» не представлялось возможным.

«Для чего был нужен «Зениту» Аршавин?» – этот вопрос, который возник после возвращения игрока на Родину из «Арсенала», имеет удивительно простой ответ: «чтобы был».

В этом и заключается разница возможностей того, кто без нескольких секунд чемпион, и того, кто, вполне вероятно, вовсе не окажется на пьедестале.

«Зенит» может позволить себе вернуть Аршавина для расширения вариативности состава. ЦСКА не может позволить себе даже самого необходимого.

В своё время Сергей Игнашевич ушёл из «Локомотива» в ЦСКА ради перспективы, и вскоре он уже держал над головой Кубок УЕФА. Молодой Олег Шатов предпочёл армейскому коллективу «Анжи» ради перспективы, и весьма вероятно что этот выбор окажется не менее верным.

Армейцев трудно уличить в равнодушии, безволии. Их наставника вряд ли можно обвинять в неспособности к работе на самом высоком уровне. Но на сегодня ЦСКА, выжимая из себя максимум, не способен угнаться за Питером. А спалив все силы в золотой гонке, команда Леонида Слуцкого вполне может не успеть переключиться на серебряную и бронзовую.

Впрочем, проблемы поверженного претендента – его внутреннее дело.

Таких не берут в космонавты

Куда интереснее «Зенит» и то, что с ним будет дальше. Можно сколь угодно долго умиляться воссоединению Кержакова, Аршавина и Быстрова в атакующий механизм питерцев, но надо отчётливо понимать, что этот состав, что называется, «на сегодня». Нынешний «Зенит» – команда тридцатилетних, умудренных опытом мастеров, которых трудно чем-то удивить в футболе.

Но обратной стороной такой команды является отсутствие запаса для роста. «Зенит» Малафеева, Широкова, Зырянова, Семака, Аршавина, Кержакова, Быстрова – отлично скроенная система для победы в чемпионате России начала второго десятилетия XXI века. Границы возможностей этой системы довольно очевидны: «Зенит» может бороться за выход из группы Лиги чемпионов и даже способен при удачном стечении обстоятельств добраться до четвертьфинала. Но дальше начинается совершенный космос, где парят команды совсем иного рода и уровня. И этот «Зенит» туда не полетит определённо.

Запас прочности современного варианта команды с берегов Невы, на мой взгляд, даёт возможность в течение одного-двух ближайших сезонов завоевывать чемпионство в России, смотря на конкурентов сверху вниз. Дальше костяк нынешних чемпионов может дружно переходить либо в ветеранские турниры, либо в пляжный футбол, где бывшие герои большой игры делают неплохую карьеру (Филимонов и вовсе стал чемпионом мира).

Если амбиции боссов питерской команды простираются дальше указанных рамок (а в том, что это именно так, сомневаться сложно), им предстоит непростая работа по полной перестройке коллектива.

Нынешний «Зенит» строился во многом на собственных воспитанниках, однако вновь этот вариант вряд ли сработает. Питерская команда, в которой начинали её нынешние звёзды, по части амбиций была скромна и позволяла юношам учиться на собственных промахах. Ныне цели и задачи таковы, что коллектив не может себе позволить тратить время на воспитание звёзд методом проб и ошибок.

А это значит, что «Зенит-Next” опираться будет на приглашенных зрелых мастеров, легионеров, что сделает его похожим на большинство ведущих европейских клубов, но навсегда лишит той особой ауры, которой так гордятся футбольные болельщики в городе на Неве.

Но это завтра. А сегодня «Зенит» – просто лучший. Это главный вывод выматывающего сверхдлинного сезона-2011/12.