«В этом дискобаре играет... спорт!»
The Fall — «Kicker Conspiracy» // «Theme From Sparta F.C.»
Марк Э. Смит, непревзойденный лидер, возможно, лучшего пост-панк коллектива в истории музыки, является представителем класса британцев, которых невозможно не любить. За более чем 40 лет существования The Fall, Смит успел сменить более 60 музыкантов в своей группе и сказать что-нибудь смешное в интервью примерно в 100% случаев. Икона британской андерграунд-сцены, будучи уроженцем Солфорда, маленького пригорода Манчестера, начал болеть за Сити в 1965 году, когда те еще играли во Втором дивизионе Футбольной Лиги, из принципа – против Юнайтед.
Когда в 1983 году вышла песня «Kicker Conspiracy» («Футбольный заговор») в качестве бонусного материала к шестому студийному альбому группы – «Perverted By Language» – от человека, уволившего своего звукорежиссера за то, что тот заказал салат, и грозившего порезать ножом товарища, разбудившего его, все ждали резких заявлений о ситуации вокруг футбола в Англии в то время. В результате по заслугам получили все:
руководство Футбольной ассоциации Англии («Under marble Millichip the FA broods/On how flair can be punished» – Берт Милличип, которого Смит обвиняет в «сидении на яйцах» вместе со своей «шайкой», был избран председателем ФА в 1981 году и запомнился своим неоднозначным отношением к ведению дел, но до этого он также принимал непосредственное участие в отборе игроков в национальную сборную Англии, и те сборные ‘74 и ‘78 годов, лишенные Бертом способных игроков, даже не вышли в финальную стадию соответствующих ЧМ);
медийные личности («J Hill’s satanic reign» – в конце сезона 1976-77 команда Ковентри Сити, управляющим директором которой был обладатель вытянутой челюсти и «сатанистской» бородки Джимми Хилл, была на грани вылета во Второй дивизион Лиги. Хитрец Хилл решил повременить с началом матча на 10 минут в то время, как другие претенденты на вылет Сандерленд начали свой матч с Эвертоном по расписанию. Сандерленд проиграл матч со счетом 2-0, и после того, как результат этого матча высветился на табло, игроки Ковентри и Бристоль Сити, которым тоже, к слову, грозил вылет, свои последние 10 минут провели перекатывая мяч по полю, ведь обе команды устраивала ничья 2-2. После этого скандала Хилл получил выговор от официальных лиц Лиги, но результат сохранился, и Сандерленд отправился во Второй дивизион);
игроки («In the booze club George Best does rule» – легенда британского футбола и Манчестер Юнайтед славился своим пристрастием к алкоголю, поэтому Смит, который, кстати, говорил, что однажды даже встретил Беста в баре, не упустил возможность упомянуть оппонента своей любимой команды в плохом свете, намекнув, что единственный клуб, где славится Джордж Бест – это «клуб выпивки»);
и хулиганы («Fans! Remember, you are abroad! Remember, the police are rough!» – под управлением Милличипа развитие хулиганского движения в английском футболе получило значительный толчок, эти строчки были напоминанием фанатам, что они нередко находятся в гостях за границей, и полиция имеет право применять силу).
Клип на песню был частично снят на стадионе английского клуба Бернли – Терф Мур.
Спустя 20 лет у The Fall выходит уже 23-ий по счету студийный альбом под названием «The Real New Fall LP: Formerly Country On The Click», на котором присутствует песня «Theme From Sparta F.C.». Название песни не имеет никакого отношения к чешской Спарте, поскольку сам Марк Э. Смит заявлял, что «его» Спарта – вымышленная команда. Идея была навеяна ему отношением хулиганов к футболу в Греции, существенно отличающегося, по его словам, от отношения фанатов в Англии.
В довольно абстрактных строках про враждебно настроенных, живущих ради крови Смитовских «спартанцев» можно выделить парочку интересных авторских настроений: «We’re not Galatasaray, we’re Sparta F.C.» – данная песня была написана Марком через какое-то время после инцидента, произошедшего в Стамбуле перед первым полуфиналом Кубка УЕФА между Галатасараем и Лидс Юнайтед в 2000-ом году, когда турецкие фанаты зарезали насмерть двух англичан; «No more ground boutique at match in Chelsea/’Cause where you are going clothes won’t help» – до того, как владельцем Челси стал Роман Абрамович, клубом владел Кен Бейтс, который решительно пытался привлечь к команде как можно больше поклонников из среднего класса и элиты и предпринимал все усилия для этого. Так, Смит заявляет, что бутики и стильная одежда («флисовый джемпер») не помогут там, где происходят баталии.
Dead Kennedys — «Jock-O-Rama (Invasion Of The Beef Patrol)»
Из Англии в Америку, от одних культовых представителей панк-музыки к другим, от легендарного Марка Э. Смита к не менее легендарному Джелло Биафре. Что примечательно, Марк Э. Смит просил не приравнивать свою группу, сразу не полюбившуюся «хардкорщикам», к панк-сцене, и этот контраст покажется еще более забавным, когда вы узнаете об отношении родоначальников хардкор-панка к спорту в Америке.
К 1985-ому году Dead Kennedys уже состоялись как один из самых значимых и именитых панк-коллективов за всю историю: их дискография насчитывала всего два студийных альбома, но этими студийными альбомами были «Fresh Fruit For Rotting Vegetables» и «Plastic Surgery Disasters», а это значит, что губернатор штата Калифорния Джерри Браун уже был назван «дзен-фашистом» («California Über Alles»), социальное неравенство и «белое превосходство» были высмеяны («Holiday In Cambodia»), каверы на Элвиса сыграны («Viva Las Vegas»), полицейские фургоны угнаны («Police Truck»), наци-панки посланы куда подальше («Nazi Punks Fuck Off»), а все пиво мира выпито («Too Drunk To Fuck»). Однако, калифорнийские панки во главе с Биафрой не планировали останавливаться, и пусть их следующий альбом под названием «Frankenchrist» уступал в музыкальном плане своим предшественникам, на нем все равно было достаточно тем для обсуждения.
Песня «Jock-O-Rama (Invasion Of The Beef Patrol)» является одной из самых запоминающихся на альбоме благодаря обличенному в сатиру осуждению американского общества и «реднековского» образа мышления. В нашем языке ближайшим эквивалентом слова американского сленга «jock» будет что-то вроде «тупорылый качок». Джелло Биафра рассказывает о жизни в типичном американском провинциальном городке, где навязывание молодежи ценностей, связанных с традиционным для старших школ спортом, считается обычным делом. Как и многие другие песни Dead Kennedys, данное творение можно полностью разобрать на цитаты.
Half Man Half Biscuit — «All I Want For Christmas Is A Dukla Prague Away Kit»
Комичное название этой песни («Все, что я хочу на Рождество – это комплект гостевой формы Дуклы Прага») в совокупности с чарующими мелодиями и причудливым текстом этой инди-группы из Беркенхенда подарило пражской Дугле всеобщую известность в Великобритании, когда в 1987-ом году у HMHB вышел второй студийный альбом под названием «Back Again In The D.H.S.S.». В песне рассказывается о вечном соперничестве школьников как в настольных играх Scalextric (гоночный трек) и Subbuteo (футбольный симулятор), так и по жизни (один – непревзойденный победитель с надежным будущим, которому комплект формы Дуклы достался от дяди, владеющего магазином спортивным магазином, другой – безработный неудачник). Сам автор песни Найджел Блэквел сказал, что написал песню в 1983-ем году, чтобы отметить имя одной из тех загадочных европейских команд, встречавшихся с английскими клубами время от времени. Изначально название предназначалось для клуба Уйпешт (Ujpesti Dosza) из Венгрии, но, по словам Найджела, их наименование не очень гармонично вписывалось в песню. Хотя, как он сам говорит, если бы они увидели, как выглядит комплект гостевой формы Дукла Прага, перед тем, как выпустить песню, они бы в любом случае выбрали Уйпешт. К счастью для пражских продавцов атрибутики, этого не произошло, и они с радостью подняли цену на комплект до 35 фунтов стерлингов.

Frank Zappa — «Take Me Out To The Ball Game»
Написанная еще в 1908-ом году американскими музыкантами Альбертом фон Тильзер и Джеком Норвортом композиция «Take Me Out To The Ball Game» («Пригласи меня на бейсбол») закрепилась в истории североамериканской игры как ее неофициальный гимн. Через 80 лет до нее добрался мастодонт экспериментальной музыки и гроза базовых представлений о музыкальности – великий Фрэнк Заппа.
Интерпретацию этой классической песни музыкальным ансамблем Заппы сложно назвать его образцовой работой. Композиция представляет из себя некий антракт в виде разбора с места событий игры между командами Атланта Брейвс и Чикаго Кабс от лица комментаторов матчей Атланты: «Вся проблема в новичках. Они не могут справиться с кёрвболами (кручеными подачами)...», «Да, Элвис покинул здание!», «Он замахнулся и показал, как не надо бить... Фол, и болельщики разбегаются».
(England) New Order — «World In Motion»
Трагическая смерть Иэна Кертиса в 1980-ом году значила для мира музыки многое: индустрия потеряла не только самую загадочную и парадоксально яркую фигуру на независимой сцене, но и неотъемлемую часть пост-панкового наследия – Joy Division. Бернард Самнер, Питер Хук и Стивен Моррис сошлись во мнении, что наиболее правильным решением будет продолжить играть вместе, но уже не под названием их прошлой группы, и именно так образовался синтипоп-проект New Order, музыка которого оказалась такой же революционной для 80-ых, как Joy Division для 70-ых.
Однако потребность поклонников в той депрессивной ауре Кертиса долгое время преследовала музыкантов New Order, и чтобы окончательно «разочаровать» надоедливых слушателей Joy Division, в мае 1990-ого года коллектив записал официальный гимн английской футбольной сборной к проходившему тем летом чемпионату мира в Италии – «Мир в движении». В работе над песней также приняли участие комедиант Кит Аллен (текст) и ведущие английские футболисты, включая Джона Барнса, записавшего отдельный рэп-куплет. Тогда сборная Англии заняла лишь четвертое место на турнире, но данная композиция, восхваляющая английский дух, по сей день считается одной из самых выдающихся песен про футбол, хоть в тексте и присутствует строчка: «Мы не хулиганы, это не футбольная песня».
Pop Will Eat Itself — «Touched By The Hand Of Cicciolina»
Казалось бы, Кубок мира в 1990-ом году должен был отправиться не иначе как к британцам, судя по количеству песен, приуроченных к старту грядущего турнира. «Touched By The Hand Of Cicciolina» («Прикосновение руки Чиччолины») английской гребо/рэп-рок группы Pop Will Eat Itself, известной по коллаборации с гигантами мира электронной музыки The Prodigy на треке «Their Law», а также подарившей нам Клинта Мэнселла, впоследствии написавшего музыку к таким фильмам, как «Реквием по мечте» и «Черный лебедь», называют неофициальным гимном ЧМ-1990. В композиции используются сэмплы оперных певиц и восторженных возгласов футбольных фанатов и комментаторов, а Грээм Крэбб и Клинт Мэнселл периодически произносят: «Чиччолину во главу Италии!». Некоторые копии данного сингла даже содержали в себе петиционный лист с требованием разрешить скандально известной порнозвезде, подавшейся в политику, вручить чемпионский кубок победителям турнира.

The Pogues & The Dubliners — «Jack’s Heroes»
Еще одна песня-гимн в преддверии ЧМ-1990 в Италии была написана совместно для сборной Ирландии, которую тогда возглавлял Джек Чарльтон, легендами ирландской музыкальной сцены The Pogues и The Dubliners. В песне также упоминается традиционная фолк-баллада о земле Ирландии «Paddy’s Green Shamrock Shore», которая, согласно тексту Спайдера Стэйси и Терри Вудса, будет звучать, когда ирландские футболисты поднимут Кубок мира у себя над головой уже дома в парке Сант-Стивенс-Грин. По иронии судьбы сборная Ирландии вылетела в четвертьфинале, проиграв хозяевам турнира со счетом 1-0.
Billy Bragg — «God’s Footballer»
В 1991-ом году незаурядный английский рок-музыкант Билли Брэгг, внесший огромный вклад в формирование фолк-панк течения, выпустил свой шестой студийный альбом под названием «Don’t Try This At Home», одна из песен на котором была посвящена определенному английскому футболисту с весьма странной судьбой – Питеру Ноулзу.
Нападающему «Вулверхэмптона» прочили множество достижений в карьере за его умение мастерски забивать голы и великолепно читать игру, однако в один день Питер во время тренировки внезапно заявил своему тренеру, что собирается закончить с футболом. Его одноклубники не могли в это поверить, потому что еще совсем недавно этот же человек купил спорткар MG и нанес свое имя на него, поэтому восприняли его заявление как шутку. Вот только когда «Волки» сыграли в ничью с Ноттингем Форест, ведя по окончанию первого тайма со счетом 3-0, Ноулз покинул поле без какого-либо прощания и больше не появлялся. Питер навсегда завершил свою карьеру тогда в 1970-ом и пополнил ряды религиозной огранизации «Свидетелей Иеговы». После этого он успел поработать молочником, мойщиком окон и на одном из складов компании Marks & Spencer. По словам одного одноклубника Ноулза, которого тот навестил однажды в больнице, Питер выглядел «очень счастливым и довольным». Так, окутанный тайной «Футболист Бога» Билли Брэгга «забивает голы по субботам и спасает души по воскресеньям».
Mano Negra — «Santa Maradona (Larchuma Football Club)»
Законодатели направления латинской альтернативной музыки Mano Negra во главе с Ману Чао выпустили свой финальный альбом под названием «Casa Babylon» в 1994-ом году. Песня «Santa Maradona» («Святой Марадона») имеет насмешливый оттенок: Larchuma означает «позор» («ФК Позор») на арабском языке, а в тексте присутствуют следующие строки про Диего Марадону: «Чемпионат мира завершен, Марадоны там больше нет, чтобы защищать итальянцев». Вероятно, это отсылка к нерушимой любви неаполитанцев к Диего и Диего к Неаполю, а также скандалу с допинг-тестом, ставшему причиной дисквалификации «Святого» Марадоны прямо в разгаре ЧМ-1994 в США.
В клипе показаны различные фрагменты игры, включая изображения Марадоны, и группа болельщиков Олимпик Марсель на стадионе Велодром.
Manchester United & Status Quo — «Come On You Reds»
Для лондонских рокеров Status Quo пик их музыкальной карьеры был уже давно позади, но вышедший в 1994-ом году сингл, посвященный клубу Манчестер Юнайтед, вернул их на некоторое время на первую строчку британских чартов. Музыканты решили взять за основу для песни свой ставший хитом сингл 1988-ого года «Burning Bridges» с альбома «Ain’t Complaining» и изменили текст в соответствии с футбольной тематикой. В песне упоминаются практически все звезды Юнайтед за многолетнюю историю существования клуба: сэр Бобби Чарльтон, Джордж Бест, Денис Лоу, Петер Шмейхель, Рой Кин, Эрик Кантона, Андрей Канчельскис, Райан Гиггз, ну и конечно же, незаменимый сэр Алекс Фергюсон.
Дабы не обделить поклонников других английских грандов, вот список некоторых синглов, изданных другими командами: «Shouting For The Gunners» (Арсенал); «Blue Is The Colour» (Челси); «Pass & Move (It’s The Liverpool Groove)» (Ливерпуль); «Ossie’s Dream (Spurs Are On Their Way To Wembley)» (Тоттенхэм), а у Манчестер Сити синглов не было, у них были Oasis...
Baddiel, Skinner & The Lightning Seeds — «Three Lions»
Пока поклонники Oasis и Blur спорили, какая группа больше заслуживает звания единоличных королей бритпоп-сцены, десятки менее именитых коллективов выпускали не менее достойные пластинки. The Lightning Seeds были одной из тех групп, находящихся в тени могущественных боеголовок британской альтернативной музыки, поэтому когда им выпал шанс записать песню для предстоящего домашнего чемпионата Европы 1996-ого года, они с радостью взялись за дело, втянув в процесс еще двух британских комиков Дэвида Бэддиэла и Фрэнка Скиннера – ведущих комедийной телевизионной программы «Fantasy Football League».
Название песни произошло от эмблемы национальной сборной Англии по футболу, на которой изображены три льва, в свою очередь позаимстванные у герба Англии. «Футбол возвращается домой», – провозгласили творцы, тем самым предоставив чемпионату еще и официальный слоган. Евро-96 закончился для англичан вылетом в полуфинале от Германии, исход матча тогда решился в серии послематчевых пенальти. Этот турнир подарил англичанам не только замечательную песню на все времена, но и шикарный гол Пола Гаскойна в ворота Шотландии на групповом этапе. Видимо, поэтому владельцам одной из самых крупнейших в Шотландии сети супермаркетов Morrisons пришлось убрать эту композицию из ротации в своих торговых залах в связи с многократными жалобами шотландских болельщиков.
The Hitchers — «Strachan»
Вышедшая в 1997-ом году песня про тогдашнего игрока Лидс Юнайтед и нынешнего главного тренера сборной Шотландии по футболу Гордона Стракана быстро стала главной песней в репертуаре малоизвестных ирландских панков The Hitchers. Эта композиция даже оказалась в списке 50 лучших песен 1997-ого года по мнению одного из самых авторитетных экспертов в области современной музыки Джона Пила, а барабанщику Hitchers и по совместительству автору текста Найаллу Куинну довелось поговорить с самим футболистом по телефону, и тот признался, что ему очень нравится эта песня.
В совокупности данное произведение напоминает некую «бытовую» оперу, главный герой которой ввязывается в привычную ссору со своей женой во время просмотра матча Лидс Юнайтед начала 90-ых годов: «Она ждала, когда начнется матч, чтобы затеять драку со мной. Она сказала: «Что это ты там смотришь?». «Это программа об искусстве». Она ответила: «Программа об искусстве?». «Программа об искусстве»,– повторил я, и затем величайший артист полузащиты появился на стадионе». Хоть в тексте и не указывается в ворота какой команды Гордон Стракан оформил вымышленный хет-трик, эта песня абсолютно заслуженно является причиной для гордости всех, кто с ней связан.
The Misfits — «I Wanna Be A New York Ranger»
Панк и Misfits идут рука об руку, но те, кто знакомы с историей этого хоррор-панк коллектива, знают, что на момент когда был выпущен данный сингл (1998) идейного вождя Misfits Гленна Данцига с группой ничего не связывало. И удивительным образом это не последняя несуразица, образовавшаяся вокруг композиции «Я хочу быть Нью-Йорк Рейнджером». Изначально близкий друг многих панк-музыкантов Джон Кафиеро написал эту песню для еще одних «отцов» панка и «детей» CBGB-школы Ramones, но те распались в 1996-ом году, поэтому Кафиеро решил передать песню ребятам из Misfits. На разных сборниках группы можно найти две версии песни, посвященной Рейнджерам из НХЛ: 30-секундная версия, записанная большим поклонником хоккея Майклом Грэйвсом, сменившим Данцига, и полная версия с Кафиеро в качестве вокалиста.
Кстати, руководство Рейнджерс пригласило Кафиеро и басиста Misfits Джерри Онли в раздевалку команды в Мэдисон Сквер Гарден для фотосессии и интервью для журнала Hit Parader. Музыканты были близки к передаче прав на песню клубу, но отдел маркетинга NYR посчитал, что строки «Я хочу быть Нью-Йорк Рейнджером/Я хочу жить жизнь, полную опасности» необходимо изменить. После отказа Кафиеро и Misfits изменить текст данная сделка сорвалась.
The Planet Smashers — «Uncle Gordie»
Канада – это, прежде всего, канадский хоккей и канадский панк. Ветераны ска третьей волны The Planet Smashers посвятили отдельную песню на своем втором полноценном альбоме 1997-ого года «Attack Of The Planet Smashers» извечной легенде канадского хоккея – Горди Хоу. Для знатоков игры «Мистер Хоккей» не нуждается в представлении, но, пожалуй, все равно стоит пробежаться по списку почестей и достижений легендарного №9: офицер ордена Канады, член Зала Славы НХЛ, активная карьера на протяжении шести десятилетий, рекордное количество матчей (1767) за рекордное количество сезонов (26) в НХЛ, 25 из которых с одной командой (Детройт Ред Уингз), 4 Кубка Стэнли, участие в рекордном количестве матчей всех звезд НХЛ (23), термин «хет-трик Горди Хоу» (гол, ассист и драка) и выведенная из обращения в трех клубах игровая «девятка» Хоу.
В песне помимо «Дяди Горди» упоминаются такие игроки Монреаль Канадиенс, как Олег Петров и Кьелль Даллин, а любовь к игре подчеркивается весьма простыми, но емкими словами: «Не все мои друзья звезды (all-stars), но это не беда/Разбиваемся на команды, бросаем шайбу и играем/Катаемся до обеда, смотрим игру профи по ТВ/К черту домашку, ведь мы любим хоккей».
А на этом у меня всё. Если кто заинтересован в выходе второй части про песни из 21-ого века, поставьте лайки или плюсы или что тут требуется. Настя лох. Насчет Жириновского, я пытался убрать его, но сайт не давал мне это сделать, и теперь я тоже не против.
Порадуете второй частью?