4 мин.

Ревет и стонет «Днепр» широкий

Выиграв в первом матче Кубка УЕФА у швейцарской «Беллинцоны» со счетом 3:2, «Днепр» установил новый клубный рекорд – подопечные Протасова довели беспроигрышную серию в еврокубках до 8 матчей. Отрицательный результат ответного поединка прервал эту серию и, можно сказать, автоматически – контракт Олега Валерьевича с «Днепром». Дважды войти в одну и ту же реку человеку, чье возвращение в команду в декабре 2005 года было воспринято в Украине как предпосылка к развенчанию гегемонии «Динамо» и «Шахтера», не удалось. Теперь на открытие ультрасовременной арены днепрян, запланированное на 14 сентября, Протасов будет приглашен как гость. И, возможно, придет, если хватит смелости посмотреть в глаза болельщикам. Впрочем, если рассматривать теперешний кризис команды, еще нынешней зимой завершившей первый круг украинского первенства на первом месте, в контексте справедливости, шишки, которыми забрасывают нынче Протасова, должны попасть в лоб не только ему.

2,5 года назад, когда тренер оставил румынский «Стяуа», в котормй он за короткий период успел завоевать любовь болельщиков, владелец «Днепра» Игорь Коломойский положил тренеру зарплату в 1 млн евро и предоставил полный карт-бланш. Полтора года у Протасова ушло на раскачку, когда результат не ставился во главу угла. Тренер убедил болельщиков, что принципиальный отказ от легионеров, без которых умудрялся побеждать предыдущий тренер, знаменитый Евгений Кучеревский, занятие не очень благоразумное. Другое дело, что в списке приобретений оказывались люди, в основном списанные из других клубов – Самодин, Аладашвили, Главина, Бартулович, Пеев, сомнительный бразилец Давидсон, которого Протасов присмотрел в Греции. Боссы «Днепра» дали понять, что выделять средства на раскрученных ребят не собираются. Не шибко удачной оказалась и ревизия в собственном питомнике – подававший надежды Евгений Шахов (сын знаменитого бомбардира «Днепра» 80-х), дебютировавший в высшей лиге в 16 лет, сдулся очень быстро. К тому же, тренеру не удалось найти общий язык с плеймейкером Александром Рыкуном, игроком от Бога, но не шибко дружащим с режимом.

В чемпионате «Днепр» был самой непредсказуемой командой: мог вынести со счетом 6:0 «Металлист» и уступить (1:3) алчевской «Стали», показывал то искрометный, то прагматичный футбол. Протасов делал упор на насыщенную полузащиту, практически всегда играя по схеме 4-5-1, а то и вовсе без «единички». Впрочем, со временем костяк команды сформировался, и осенью 2007 года, когда украинский клуб неожиданно вылетел из еврокубков, уступив, шотландскому «Абердину», «Днепр» захватил лидерство на внутреннем фронте. До первого декабря, когда первенство ушло на зимние каникулы, «Днепр» выдал две внушительные серии (по шесть и семь побед кряду), отправился отдыхать лидером и зажег на украинском небосклоне новую звездочку – атакующего хава Дмитрия Лепу.

Но близость цели сыграла злую шутку с Протасовым, который, выбивая деньги у руководства на партию игроков, которые, по его мнению, должны были усилить команду (Кобахидзе, Климавичус, Мазилу, Феррейра, Холек, Гусев), даже не подозревал к каким последствиям это приведет. Заиграть в составе, который весной тренер стал тасовать в поисках былой игры, удалось лишь бывшему игроку сборной России, а появление конкуренции, как ни странно, нарушило здоровый микроклимат в команде – главное достижение Протасова за два года работы в Днепропетровске. Нельзя не отметить, что, вкусив плоды осеннего результата, многие игроки поймали звездочку – болельщики возмущались, что Шершун, скажем, не стесняясь, приобретает в супермаркете пиво, а Лепу застукали курящим. Снять стружку с подопечных и вернуть их на землю тренеру не удалось – еще покойный Кучеревский отмечал, что интеллигентный Протасов излишне мягок с игроками. В этом он очень схож с Леонидом Буряком, уволенным из киевского «Динамо» после влета убогому швейцарскому «Туну». Леонид Иосифович слишком многое позволял своим игрокам, которые, в конце концов, сели ему на шею. Швейцарские команды постепенно становятся для украинских своеобразной лакмусовой бумажкой – «Тун», теперь «Беллинцона». Кстати, невнятно начавшему чемпионат донецкому «Шахтеру» на групповом этапе Лиги чемпионов попался швейцарский «Базель»...

Прошлый чемпионат «Днепр» в результате закончил четвертым, а Протасов «намылился» в отставку, которую, впрочем, не приняли. Тренера уговорили остаться, а гендиректор «Днепра» Андрей Стеценко, «на всякий пожарный» пригласил на пост спортивного директора в последнее время тренировавшего ФК «Харьков» Владимира Бессонова. Эдакий Черчесов при Федотове на тренерском мостике. Первые туры украинской премьер-лиги показали – летнее межсезонье в лучшую сторону ничего не изменило. Еще больше стали ошибаться защитники (особенно некогда образец надежности – капитан Андрей Русол), каждый играл сам за себя в довольно солидной по именам средней линии, а нападающих Самодина и Воробья стали сравнивать с ружьем, которое висит на стене и стреляет раз в год.

В первой игре против «Беллинцоны» против швейцарцев играл не «Днепр», а свора пижонов: пренебрежение и надменность к сопернику просматривалась во всем и, как ни старался тренер, приструнить своих парней он не смог. Вожжи выпали из рук Протасова (на «прессуху» после матча с «Карпатами» (0:0) Олег Валерьевич не пришел – поднялось давление), лошади перепутались, и днепропетровская карета перевернулась. Не помогло даже возвращение в команду Калиниченко и выписка загрустившего на «банке» «Шахтера» форварда Белика.

Тренер уехал в Грецию, где живет его семья, которую он так и не перевез в Днепропетровск (болельщиков это, мягко говоря, удивляло), а главным стал, как и предполагалось, Бессонов. Специалист он, судья по результатам, показанным под его началом ЦСКА, «Зарей» и ФК «Харьков», может, и не высококлассный, зато мотиватор отменный. «Я говорю игрокам, что глобальная травма в футболе – это перелом, – как-то признался самый универсальный игрок в эпоху советского футбола. – Причем желательно открытый, чтобы я видел. От игры освобождает только справка из морга. Почему я так говорю – чтобы футболисты полностью отдавались своей работе». Возможно, такой хлыст – именно то, что нужно нынешнему «Днепру».