Эксцентрики и космополиты
Под Новый год страница "Культура" в газете "Известия" написана журналистами отдела спорта, а страница "Спорт" -- журналистами отдела культуры.''В субботу в английском футбольном чемпионате будут сыграны первые матчи второго круга. Сумасшедшие англичане играют и 30 декабря, и даже 1 января. Не потому что трудоголики, а потому что работают на зрителей, которые жить без футбола не могут. И эти матчи будут смотреть все. Потому что английский футбол сейчас в моде.
Чтобы стать модным, англичанам пришлось перебороть в себе многое. И равнодушие к континентальной Европе -- европейские успехи и неуспехи прежде оценивались в Англии как малозначительные и второстепенные по сравнению с внутренним чемпионатом. И свое насмешливое отношение к Франции -- теперь в Англии играет чуть ли не половина французской сборной, а некоторые английские клубы тренируют французские тренеры. И даже традиционную и откровенную нелюбовь к Германии -- сейчас в Англии появились немецкие игроки, чего раньше просто быть не могло.
От прежней островной самодостаточности осталось лишь одно -- сами англичане почти не играют за рубежом. В начале 90-х в Италии играл Пол Гаскойн (Газза), которого в Англии тут же сочли самым великим своим игроком и из-за него стали транслировать матчи итальянского чемпионата. Потом в той же Италии появился Пол Инс (Инси). Сейчас в иностранных клубах выступают, кажется, только двое -- молодой и пока малоизвестный Оуэн Харгрейвс в "Баварии" и знаменитый Стив Макманаман в "Реале".
Впрочем, играть за рубежом англичанам и не надо. Ведь весь этот зарубеж просто перебрался к ним. Английский футбол стал самым космополитичным в мире. Многие (особенно недоброжелатели) думают, что случилось это потому, что, дескать, сами англичане играют плохо. Но, конечно же, дело не в этом. Дело в национальном характере англичан, которые всегда были романтиками и отсюда -- космополитами и эксцентриками. Соответственно, чтобы играть в Англии, иностранец тоже должен быть романтиком и эксцентриком.
Все начиналось лет 10 назад. В клубе "Манчестер Юнайтед". Там играли:
Француз Эрик Кантона -- главный пижон английского футбола. Хулиган и позер, он всегда играл на публику, которая встречала его кричалкой "Ула-Кантона". Он ввел в моду два важнейших элемента экстравагантности -- поднятый воротничок майки и стрижку под ноль. Теперь так делают сотни игроков во всем мире. С этой модой пришлось считаться даже плейбоистому Дэвиду Бекхэму. Важно отметить, что в самой Франции к Кантоне относились плохо, не замечали и в сборную не брали.
Датчанин Петер Шмейхель -- вратарь. Во время матча он мог позволить себе поболтать с сидевшими за воротами болельщиками. Теперь его сменил еще более экстравагантный француз Фабьен Бартез, который, чтобы завести публику, позволяет себе в воротах вообще не стоять, отчего туда иногда и залетают голы.
Ирландец Рой Кин (Кино) -- просто-таки с бандитской физиономией, главный драчун и главный авторитет команды. Сейчас стал капитаном.
Валлиец Райан Гиггз (Гигзи) -- тихий и интеллигентный на вид и кстати, чуть ли не единственный, кто до сих пор не постригся наголо.
Ну и так далее (играл там и наш Андрей Канчельскис, от которого вскоре избавились, как говорят, потому, что его агент был связан с русской мафией. Во всяком случае тренер Алекс Фергюссон, кстати, шотландец, как-то заявил, что больше с русскими дел иметь не будет).
Собственно англичан там и тогда (как и сейчас) было человек пять-шесть. И это при том, что "Манчестер Юнайтед" считается самой народной командой в Англии. Но также и самой популярной английской командой в мире. Оно и понятно. Ведь болельщики тоже отказались от былых национальных пристрастий (почему москвичу обязательно болеть за "Спартак" или "Динамо"?) и стали, как и английские клубы, космополитами.
Завтра "Манчестер Юнайтед" играет со скромным "Фулхэмом". Должны выиграть, если, конечно, Бартез опять не выкинет чего-нибудь экстравагантного.
Два других самых космополитичных английских клуба
"Челси" -- "итальянская" команда из самого аристократического района Лондона. Выражает традиционные вкусы английской аристократии, всегда обожавшей Италию. Но только если раньше лорды вкладывали деньги в итальянское искусство (в Англии и сегодня лучшие в мире итальянские коллекции), то теперь -- в итальянский футбол. "Челси", конечно, прекрасная команда, но ее будущее зависит от будущего этой самой английской аристократии. А ее дни, кажется, сочтены.
"Арсенал", "французская" команда из северного Лондона, вероятно, -- самая изящная в английском футболе. "Арсенал" явно отражает вкусы сегодняшнего английского мидлкласса. Проще говоря, продвинутой интеллигенции, начитавшейся постструктуралистов. Тьери Анри, Робер Пирес и Патрик Виейра -- это почти что Деррида, Лакан и Делез. В роли Бодрийара выступает тренер Арсен Венгер.
Сладкие и гадкиеРайские кущи в галерее "Файн Арт"
"Значит, запоминайте: вам нужно в арку под вывеской "обмен валют", пройти строго прямо между двух деревьев, свернуть, когда упретесь в ржавые ворота, пройти вдоль краснокирпичной стены. За мусорными баками увидите наш корпус. Но вход не главный, а боковой -- такая ма-аленькая дверца ведет в подвал".
Дмитрий НАВОША
Вообще-то я всегда думал, что картинные галереи, эти убежища посвященных, так основательно запрятаны в глубине московских дворов, дабы не травмировать психику простых смертных. С экспозицией под названием "Sweet girls", что проходит до 11 января в галерее "Файн Арт", -- все не так. Ее авторы Александр Виноградов и Владимир Дубосарский не заставляют задумываться над своими полотнами до головной боли, не пугают метафизическими далями и не плутают в туманно-мистических сферах. Все предельно доступно. Позитивно. Радужно. Тепло.
"Sweet girls" -- это дикий микс телепередачи "В мире животных", журнала "Хастлер" и наивно-радужных пастелей первоклашек, приученных выдавливать из своих тюбиков только яркие краски. Райские кущи, в которых сохранились дивные цветы и диковинные животные, но нравы стали много свободней. Бьющий в глаза оптимизм, визуализация сладких грез, елей брандспойтной струей. Жизнерадостность целыми пригоршнями. Глупый пингвин ничего в утесах не прячет -- он парит в синем-синем небе, среди пушистых-пушистых облачков над девушками с шоколадным-шоколадным загаром, не обремененными лишней одеждой. Дальше -- больше. Лемур и девушки. Тигр и девушки. Варан и девушки. Девушки и початый арбуз. И -- красота. Та подлинная красота, что, по Оскару Уайльду, "заканчивается там, где начинается интеллектуальность". Относиться к лесбийским забавам красоток можно как угодно, но нарочитая -- до диатеза -- приторность сюжетов неизменно делает свое дело: губы помимо воли расплываются в улыбке идиотского счастья.
Хулиганы, насмешники и эдемские баловни Виноградов & Дубосарский определяют свой жанр как "жанр заказной монументальной халтуры". Они рисовали "картины для..." -- турагентств, банков, мест лишения свободы, Германии etc., хотя ни турагентства, ни тем паче Германия, понятное дело, этих работ им не заказывали. Их методы -- намеренное утрирование, эпатажность, профанация образов масс-культуры, коллекционирование общих мест -- имеют своим истоком эстетику Энди Уорхолла. Со временем творческий замысел обрел весомость правды: теперь на Виноградова и Дубосарского есть спрос. Только вот чьим "заказом" являются "Sweet girls"? Похоже, что социальным. Теперь есть способ наверняка избавиться от сезонной хандры. Предметно доказать, что жизнь может быть бесконечно прекрасной. Что счастье есть, его не может не быть. А если нет -- то зачем же вы, черт возьми, плутаете морозным декабрем в поисках подвала где-то в глубине дворов, за вывеской "обмен валюты", за ржавыми воротами и мусорными контейнерами?



