10 лучших новичков чемпионата России
1. Жо (ЦСКА)
Алвис де Ассис Силва, шире известный как Жо, пропустил из-за травм вторую половину чемпионата, но так и не уступил никому звания главного его открытия. Фантастически одаренный форвард, которому, чтобы начать забивать, не потребовалось этой обязательной для экспортированных в Европу бразильцев годичной адаптации, как ни крути, – одно из главных слагаемых чемпионского триумфа ЦСКА. Именно голы Жо минимизировали очковые потери армейцев на весеннем отрезке сезона, когда хандрил Даниэль Карвальо, только подходил к своему летнему пику Красич и еще не расцвел Дуду.

2. Бранислав Иванович («Локомотив»)
Тем, кто до сих пор переживает по поводу безвременного отъезда из России Неманьи Видича, пожелаем не проморгать расцвет Бранислава Ивановича – еще одного защитника топ-уровня, завезенного в Москву из Сербии. Точнее, наверное, лучше сказать, что на топ-уровень он начал выходить уже в России: только после перехода в «Локомотив» Иванович стал вызываться в национальную сборную. Он чуть хуже Видича играет головой (пусть и не намного), зато так же быстр, умен и похвально универсален. До травмы Асатиани, потребовавшей перевода Ивановича в центр обороны «Локо», 22-летний серб играл на правом фланге.

3. Алексей Еременко («Сатурн»)
Реэкспортированный из Финляндии (транзитом через Италию) Еременко стал одной из ярчайших личностей нового сезона и явил собой образец современного плеймейкера – который при случае может обернуться и форвардом, и фланговым игроком, и опорным. Изобретательность в игре, уверенность в характере и амбициозность в разговорах о будущем заставили неоднократно пожалеть о том, что Еременко уже заигран за финскую сборную.

4. Давид Муджири («Крылья Советов»)
Умный, разносторонний, «породистый» плеймейкер «Крыльев» с ходу стал вожаком атаки самарской команды – и одним из лидеров сборной Грузии, в которую вернулся после долгого перерыва. Настоящая селекционная находка.

5. Эдгарас Чеснаускис («Сатурн»)
От 22-летнего литовца перед началом сезона отказалось киевское «Динамо» – и потом, надо думать, неоднократно об этом пожалело. После пары месяцев, ушедших на адаптацию, Чеснаускис сделал левый фланг полузащиты «Сатурна» реактивно быстрым, наладил телепатическое взаимопонимание с Еременко и начал забивать. Если продолжит в следующем году в том же духе – ему не отвертеться от предложений из Европы. Фланговые игроки такого типа – ходовой товар во всех топ-чемпионатах, хоть в Италии, хоть в Германии, хоть во Франции.

6. Роман Шишкин («Спартак» М)
Владимир Федотов после своего назначения главным тренером «Спартака» обещал дать шанс талантливой спартаковской молодежи – и ее в этом сезоне, всю целиком, олицетворял 19-летний Роман Шишкин. Роман чаще всего играет на правом фланге обороны, но по обстоятельствам может перейти налево или стать опорным. Для того, чтобы получить вызов в национальную сборную, Шишкину хватило дюжины матчей в премьер-лиге.

7. Ян Дюрица («Сатурн»)
Несомненно, лучший игрок из словацкой обоймы Владимира Вайсса. Статный (187 см), резкий, надежный центральный защитник «Артмедии», обративший на себя внимание еще по ходу ее удивительной лигочемпионской кампании, помог «Сатурну» абсолютно безболезненно перенести уход Жедера. Больше того, во многом именно благодаря Дюрице защита «Сатурна» была в нынешнем чемпионате самой крепкой.

8. Роман Концедалов («Спартак» Н)
До нынешнего сезона Роман был известен лишь победой в Кубке Содружества-2005 в составе дубля «Локомотива». Командировка в нальчикский «Спартак» рассекретила массу других его достоинств. Концедалов оказался рассудительным, надежным, не чуждым обострения и умеющим забивать центральным хавбеком. Возможно, лучшим футболистом нальчикского клуба в нынешнем сезоне.

9. Махач Гаджиев («Крылья Советов»)
Однофамилец главного тренера «Крыльев», которого поначалу считали то ли сыном, то ли племянником, то ли внуком Гаджи Муслимовича, стал подлинным откровением второй половины сезона, дерзко проявив себя в роли крайнего форварда. То ли еще будет – Гаджиеву едва исполнилось 19.

10. Фернандо Риксен («Зенит»)
Голландский универсал, засидевшийся на скамейке «Глазго Рейнджерс», ехал в Россию с нажитой к 30 годам репутацией пьяницы и дебошира. Но запомнился совсем другим – зрелой, надежной игрой в центре поля, в которой так нуждался молодой и какой-то чересчур хрупкий «Зенит». Во многом именно благодаря Риксену, страховавшему правую зону, фирменные подключения Анюкова были такими бесстрашными.

Евгений СТАЦЕНКО



