9 мин.

5 главных сюжетов в танцах на льду – в этом сезоне они обязательны к просмотру

Иван Кузнецов рекомендует.

Еще недавно в нашем подкасте «Чистый хвост» звучали шутки вроде «а теперь одна минута на танцы».

Слишком уж яркой была дуэль Виртью-Моир и Пападакис-Сизерон на Олимпиаде-2018: по ощущениям, это пик танцев на льду.

Тогда казалось, что ничего гениальнее уже не случится. Будто вся история танцев на льду закончилась, ведь у нее был лишь один смысл: показать Тессу и Скотта, а затем слепить принципиально иной – идеологически и стилистически – ничем не уступающий противовес. И два величайших проекта, Страсть и Лирика, подарили нам грандиозную битву, исход которой оказался в руках случая – бретельки Габриэлы Пападакис (на самом деле, поражение именно из-за бретельки – миф). 

Как после такой драматургии смотреть на Елизавету Худайбердиеву и Егора Базина, на Диану Дэвис и Глеба Смолкина? Это все равно что смотреть «Сватов» после фильмов Паоло Соррентино.

Вы точно знаете это чувство: почти протестного равнодушия сейчас из-за того, что вы слишком много видели ранее. Я вас очень хорошо понимаю. 

Но кажется, пора просыпаться. В танцах на льду надвигается яркий сезон, который закончится драмой.

Сюжет 1: ждет ли Чок кармическое возмездие (или кто выиграет Олимпиаду?)

Мэдисон Чок и Эван Бейтс, вероятно, самая смелая пара этого цикла.

Мы уже рассказывали о том, как пара двигает культуру танцев на льду. В ход идут:

● эффектные постмодернистские находки (как в случае импровизированного сочетания Сальвадора Дали и Pink Floyd);

● эксперименты с миксом хитов, буквально превращающие программу в диджей-сет;

● эксплуатация мужских образов партнершей (как в случае с ритм-танцем под хиты Queen, где Мэдисон – в роли Фредди Меркьюри);

● радикальная ставка на визуал, эффект «роковой женщины» – даже за пределами программы.

Судьи щедро отблагодарили пару за инновации.

В этом цикле Мэдисон и Эван выиграли все три чемпионата мира: в 2023-м их преимущество над схватившими серебро итальянцами Гиньяр-Фаббри составило 6,16 балла; в 2024-м канадцы Гиллес и Пуарье уступили 2,52; год спустя Чок и Бэйтс привезли этой же паре уже 5,52.

В танцах, где нет дорогостоящих многооборотных прыжков, выбросов или подкруток, такие отрывы – это очень существенно. С учетом двух побед в финалах Гран-при и трех побед на чемпионатах США в этом цикле (да, последнее поражение Мэдисон и Эвана на более-менее значимом старте случилось в сезоне-2022/23, в финале Гран-при: тогда победили Гиллес и Пуарье), Чок и Бейтс кажутся мегафаворитами в Милане. 

Но олимпийский сезон нередко преподносит сюрпризы. К примеру, перед Играми-2018 Пападакис и Сизерон выиграли два чемпионата мира из трех в цикле и лидировали по олимпийскому сезону – в том числе выиграв финал Гран-при с мировым рекордом, отодвинув Виртью и Моира. Но отдали главный старт. 

На будущем поединке на Играх за Гиньяр и Фаббри будет играть домашний лед (когда в фигурном катании обходились без кэшбека для организаторов соревнований?), за Гиллес и Пуарье – более утонченный стиль, сильная федерация (в сравнении с итальянской) и прочно закрепившийся статус вторых после Мэдисон и Эвана. А за Гийома Сизерона – его бренд главного европейского танцора этого века в фигурном катании (правда, есть один нюанс – теперь он не с Габриэлой Пападакис). 

Бонус: однозначно против Чок будет играть ее карма дизайнера Дэвис и Смолкина.

Сюжет 2: почему Фир путает лед с танцполом?

Вероятно, главный массмаркет-проект ISU этого цикла – британская пара Лайла Фир и Льюис Гибсон.

Их неприкрытая развлекательная суть, ставка скорее на узнаваемость мелодий, чем на собственный перфоманс, сдобренная средним качеством катания и вопиющей антипластичностью, вызывает много вопросов. 

Если skating skills Льюиса компенсируются его атлетизмом и годными поддержками, то в случае Лайлы все плохо – и не замечать это (в особенности когда у пары далеко не прокат жизни) трудно.

Иногда кажется, что Фир «скачет» на льду, будто почитает его – в плохом смысле слова – за танцпол в каком-нибудь дайнере.

Тем не менее, пара регулярно выбивает больше 9 баллов конкретно за skating skills. К примеру, в произвольном танце на чемпионате мира-2025, где Лайла и Льюис стали 6-ми, им поставили 9,07 за skating skills. Прекрасно катящие испанцы Оливия Смарт и Тим Дик получили 8,57, а канадцы Марджори Лажуа и Захари Лага – 8,61. 

Кричащие недостатки британской пары, контрастирующие с их оценками (в этом цикле – два серебра чемпионатов Европы, бронза чемпионата мира) – лишнее напоминание любителям разборов программ на чоктау, моухоки и уровни дорожек шагов: порой определяющую роль для результата играет не такая уж сложная политика. 

Выкидывая за периметр дискуссии патологическое неумение пары симпатично скользить и отдавая должное их желанию принести в фигурное катание Мадонну, Джей Ло и Леди Гагу, давайте заметим, насколько неэлегантны, прямолинейны эти образы. Наотмашь, в лоб. 

Может, дело в нашей искушенности, а может – в том, что слишком сильно Лайла и Льюис уступают порой играющим на этой же территории Мэдисон и Эвану. Даже вкусом и чувством меры. 

Сюжет 3: что за райдер у Сизерона?

«А кто это?» – спойлер к главному вопросу о новой партнерше Гийома Сизерона. 

Если в свое время легендарная парница Алена Савченко заменила Робина Шелковы на Бруно Массо ради последнего похода за олимпийским золотом (удачно), то амбиции Гийома Сизерона и Лоранс Фурнье-Бодри остаются загадкой. 

Прокаты, которые мы видели к середине октября, оставляют неоднозначное впечатление. А тут еще и случилась накладка с ритм-танцем, поставленным под хиты Depeche Mode Enjoy the Silence и Personal Jesus: пара заменила программу, поскольку композиция Personal Jesus написана в 1989-м, а ISU заявил темой музыку 90-х.

Фигурное катание настолько безумно и настолько любит мешать спортсменам, что риск приступа судейской шизофрении и признания песни, написанной на год раньше, не музыкой 90-х вполне обоснован.

Крупнейшие достижения Фурнье-Бодри – с бывшим партнером Николаем Соренсеном – два серебра на чемпионатах четырех континентов, а также золото чемпионата Канады. Вероятно, Лоранс – не последняя фигуристка в мире танцев на льду, но сравнивать ее с Габриэлой Пападакис не слишком разумно.

Есть два варианта, как судьи будут оценивать пару. Первый – как Гийома, вернувшегося в статусе топ-селебрити, каких сейчас нет в фигурном катании, а Лоранс лишь условие его возвращения, его райдер. Второй – как новичков, не соревновавшихся в этом олимпийском цикле, не имеющих ни рейтинга, ни personal best, ни репутации. 

Во многом это будет зависеть от того, как полетит серия Гран-при.

Сюжет 4: Кагановская, Некрасов и соблазны

По эту сторону занавеса вполне может грянуть революция. Это восхождение Василисы Кагановской и Максима Некрасова в статус первой пары страны. 

Степанова и Букин не могут быть в прекрасном настроении после того, как их без объяснения причин прокатили уже мимо второй Олимпиады (первый раз в 2018-м). Сложно представить, какого уровня мотивацией должны обладать ребята, чтобы докатить до Игр-2030. 

На фоне этого Кагановская и Некрасов выдают две ярчайшие программы на прокатах в Санкт-Петербурге, произвольная поставлена одним из лучших хореографов мира – Бенуа Ришо. И если, на мой вкус, ритм-танец – это не вполне удачная попытка сыграть на территории Фир и Гибсона (в хорошем или плохом смысле – выбирайте сами), то произвольный имеет все, чтобы стать главным шедевром этого сезона.

Он пластичен, минималистичен, с интересными поддержками и выходами из них, в нем есть магия, не позволяющая оторвать взгляд. Если на международной арене таких постановок достаточно, то в России (где порой забивают на хореографию, странно склеивают музыку и выбирают темы, позволяющие скрыть не слишком хорошее владение коньком) таких номеров мало.

За Василису и Максима еще играют, конечно, возраст и мандарины (да, это шутка про симпатии Антона Сихарулидзе). 

Сюжет 5: поиск сенсаций

А еще мы внимательно смотрим за походом наших любимых Дианы Дэвис и Глеба Смолкина за топ-5 Олимпиады.

Лучшая «Дюна» прошлого сезона – Оливия Смарт и Тим Дик, пара, которая еще не так давно была объектом шуток про сочетание фамилий, очаровавшая всех на чемпионате мира в марте, действительно поборется за топ-5 Олимпиады (а может, и за топ-3). Вот за ними действительно стоит следить. 

Марджори Лажуа и Захари Лага – мои фавориты среди андердогов. Их стиль, скольжение, поддержки, слияние с музыкой действительно впечатляют. Я искренне расстраиваюсь из-за того, что что бы Марджори и Захари ни сделали, в лучшем случае останутся «второй» канадской парой: статус Гиллес и Пуарье попал в закреп. Не только в нашем фигурном катании есть очередь.

Обладатели, возможно, самых крутых твизлов, когда-либо исполненных под Coldplay, Майя и Алекс Шибутани, также возвращаются в этом сезоне после 7-летней паузы. Правда катанием пока они не блеснули – в основном ругаются

Возможно, после этого сезона так будем ругаться мы все.

Фото: East News/ARIS MESSINIS / AFP, Fred Kfoury III/Icon Sportswire via AP Images, AP Photo/Tony Gutierrez; instagram.com/di__davis; Raniero Corbelletti/AFLO, Cyril Alister Lestage/Keystone Press Agency/Global Look Press; РИА Новости/Алексей Даничев