Елена Зубрилова об итогах сезона.
Поговорить об итогах сезона мы решили со спортсменкой, на успехах которой выросло целое поколение биатлонных болельщиков в Украине, с чьим именем связаны главные победы в истории украинского биатлона. Четырехкратная чемпионка мира, двенадцатикратный призер чемпионатов мира, спортсменка, которая на протяжении нескольких лет была главной соперницей легендарной Магдалены Форсберг. Вашему вниманию итоги сезона от Елены Зубриловой. Сегодня Елена работает тренером национальной команды Беларуси по резерву.
— Елена, если говорить в целом о сезоне 2011/12, чем он Вам запомнится?
— В первую очередь, конечно, он запомнится шикарной борьбой Даши Домрачевой и Магдалены Нойнер. Это было настолько красиво, просто фантастически. И очень жаль, что эта элитная спортсменка завершает свою спортивную карьеру на пике славы. — Победа в Кубке мира досталась самым достойным на данный момент?
— Я думаю да — все рассудили старты и рейтинговые очки. — Как Вы думаете, в чем причина провала прошлогодних обладателей Кубка мира, не попавших в этом сезоне даже в тройку?
— Это спорт. Тем более, биатлон — один из самых непредсказуемых видов спорта. Сегодня ты — на пике славы, бежишь и стреляешь хорошо, а уже буквально через этап всё может сломаться, и какая-то неудача отодвигает тебя на более низкие позиции. — Что, по-Вашему, сложнее: прийти в биатлон поздно — и добиться огромных успехов, как Магдалена Форсберг, или добиться огромных успехов — и уйти из биатлона рано, как Магдалена Нойнер?
— (Смеется) У каждого спортсмена своя задача и цель. Конечно, то, что Нойнер пришла в биатлон в таком юном возрасте и сразу начала покорять пьедесталы почета, это очень здорово. То, что она уходит так рано, на пике карьеры, это, наверное, связано с личными мотивами, а у каждого человека они свои. — Как Вам кажется, Магдалена может вернуться через год-два?
— Все возможно. С ее техникой, с ее данными — элементарно. И не просто вернуться, а, как и прежде, претендовать на самые высокие места, продолжить завоевывать пьедестал. — С уходом Нойнер женский биатлон изменится?
— Конечно. Уходит спортсмен мировой элиты. С титулами, званиями и своими болельщиками. Хотя с каждым годом появляются новые спортсмены, новые имена… И уже они занимают места на пьедестале, дают интервью прессе и завоевывают новых болельщиков. — Сможет ли кто-либо составить конкуренцию Дарье Домрачевой в следующем сезоне — так, чтобы борьба за БХГ шла до последнего этапа Кубка мира?
— На том уровне, на который поднялась Даша, по ходу у нее мало соперников, по качеству стрельбы… Ну, иногда бывают проколы. Потому, однозначно ответить на этот вопрос сегодня сложно. Все покажет следующий сезон. — Мартен Фуркад впервые завоевал звание лучшего биатлониста сезона. Он может стать новым Рафаэлем Пуаре — не только по победным жестам, но и по достижениям?
— Конечно. Фуркад — очень молодой спортсмен, и учитывая его скорость и качество стрельбы, вполне вероятно, что он станет достойной заменой Пуаре во французской команде. — Что будет дальше: дуэль Фуркад-Свендсен? Или к ним присоединится Тарьей Бё? Или компания соискателей высшего титула будет значительно бОльшей?
— Я думаю, что Бё все-таки сможет доказать, что он — один из сильнейших спортсменов на сегодняшний день и будет бороться за призовые места. И не только за призовые, но и за самую высшую ступень пьедестала. Но в биатлоне сегодня прогнозируешь одно, а в следующем сезоне может произойти совершенно другое. Сменится подготовка, или возникнут какие-то личные проблемы, травмы — и все становится совершенно иначе. И тем не менее, я думаю, что дуэль Свендсена и Фуркада продолжится с возможным присоединением Бё к этой компании. — Нынешний сезон — «лебединая песня» Уле-Айнара Бьорндалена?
— Конечно, Бьорндален уже в возрасте. Но, я думаю, что подготовку этого четырехлетия он построил под Олимпиаду в Сочи. Думаю, он планомерно подойдет к Играм и еще скажет свое слово. Пусть это будет не на первых позициях, как лидер команды, но об Уле-Айнаре мы еще услышим. — Сборная России завоевала Кубок наций и у мужчин, и у женщин, и в то же время — провалила чемпионат мира. Как оценить этот сезон россиян?
— В российской сборной сменился главный тренер. Новый тренер, Вольфганг Пихлер, пришел со своей программой, и, возможно, эта программа не была направлена именно на подготовку к чемпионату мира. Может быть, эта программа — долгосрочная и своей главной целью он ставит Олимпийские Игры в Сочи. Поэтому я бы пока не делала однозначных выводов. Наверное, надо посмотреть, что будет дальше. — Елена, насколько пристально Вы следите за выступлением украинской сборной?
— (Смеется) Так же, как и за белорусской сборной. — У Вас есть объяснения не очень успешному, в сравнении с предыдущим, сезону в исполнении нашей команды?
— Год на год не приходится. Хотя и Валя, и Вита Семеренко, и Лена Пидгрушная, и другие девочки делали все возможное и стремились к лучшим выступлениям, и на отдельных стартах выглядели очень достойно. Что касается мужской сборной, то ребята все равно были заметны, несмотря на то, что не было такого количества медалей, как в прошлом году. Поэтому я не могу сказать, что мы увидели провальный сезон в исполнении украинской сборной. — Подготовка сборной команды Украины традиционно строится таким образом, что часть этапов Кубка мира приносится в жертву подготовке к главному старту сезона. В то же время, ведущие сборные от такой практики отказываются, и все равно побеждают. Да и белорусская команда не стала пропускать этапы, что оказалось разумным — хотя бы на примере Сергея Новикова, который свои лучшие результаты показал именно в Рупольдинге. Мы не улавливаем современные тенденции?..
— Наверное, у наших сборных нет такой возможности — пропускать этапы Кубка мира, поскольку, помимо личных выступлений, идет постоянная борьба за командный рейтинг Кубка наций, который должны поддерживать и заявлять о себе каждый год. — А разве для Украины этот рейтинг не важен?..
— Конечно важен, потому, я и говорю о наших сборных — и украинской, и белорусской. — Но в то же время, украинская команда подобные жертвы себе позволяет… Мы не можем выступать весь сезон на высоком уровне? Нам нужна какая-то специальная подготовка, отличная от западных спортсменов?
— Нет, я не думаю. Просто каждый тренер и каждый спортсмен ставит свои определенные цели и задачи на сезон. Кто-то хочет успешнее выступить в общем зачете, кто-то — на определенный стартах, таких как чемпионат Европы, чемпионат мира. И уже в зависимости от поставленных задач строят свою подготовку на сезон. — В Кубке наций белорусские девушки обошли Украину в борьбе за максимальную квоту. В этом больше заслуги Домрачевой и компании, или упущение украинок?
— Думаю, в этом сезоне Даша сделала для команды все, что могла. И то, что Беларусь обошла Украину — это заслуга непосредственно Даши. Ну и, конечно, без помощи других девушек ничего бы не получилось, поскольку зачет идет по трем результатам. Но то, что сделала Даша, никто из белорусских спортсменов пока повторить не сможет.
— А как, на Ваш взгляд, может развиваться борьба за пятерку Кубка наций в следующем сезоне?
— С уходом Нойнер расклад сил может очень поменяться. У той же немецкой сборной, кроме Магдалены, нет спортсменов, которые бы постоянно штурмовали пьедестал, и это очень удивительно для сборной Германии. Конечно, они будут искать молодых спортсменов, и пытаться выводить их на этот уровень. Но на это уйдет один-два года, в течение которых лидировать в командном зачете они вряд ли смогут. Что касается российских девушек, то в их отношении судить сложно. Все будет зависеть от того, как будет складываться подготовка команды с новым тренером Пихлером. Пока мы об этом можем только догадываться. Возможно, спортсменки сумеют адаптироваться к этой методике подготовки и выйти на свой привычно высокий уровень. В норвежской и шведской сборных есть по две спортсменки, которые постоянно борются в десятке сильнейших, приносят большие очки. — А украинская сборная сможет бороться за четвертое-пятое место для получения максимальной квоты на олимпийский сезон?
— Конечно! Украинская сборная имеет достаточно высококлассных, ровных спортсменок, что может позволить команде войти в пятерку лучших. — Насколько велик, с Вашей точки зрения, потенциал сестер Семеренко? Могут ли Вита и Валя в перспективе бороться за Большой хрустальный глобус, или хотя бы за тройку сильнейших Кубка мира?
— Думаю, что смогут, хотя о потенциале сестер мне сложно судить, поскольку я их вижу только по телевизору. Но надо понимать, что помимо Вали и Виты в сборной есть и другие хорошие биатлонистки. А когда в команде есть здоровая конкуренция, то бороться за медали и завоевывать титулы гораздо проще. — Еще во время Ваших выступлений, нашу мужскую команду, где начинали молодые Дериземля, Беланенко, Деркач, называли «Золотым поколением украинского биатлона». Почему им не удалось стать по-настоящему «золотыми»?
— Понимаете, каждому спортсмену дано что-то свое, какой-то свой потенциал. Бывает, что в юношеском возрасте спортсмен блистает, выигрывает юниорские чемпионаты мира, а при переходе во взрослый спорт ему сложнее достигать вершины пьедестала. Здесь очень сложно судить. И Андрей Дериземля, и другие украинские биатлонисты завоевывали подиумы Кубков мира и медали чемпионатов. Нельзя сказать, что они — плохие спортсмены. Но требовать от них большего, чем они могут — наверное, глупо. Тем более, что на трассах соревнуются не только украинские спортсмены, но и множество соперников из других стран, которые тоже тренируются круглый год и стремятся достичь наивысшего результата. Но то, что украинская сборная становилась на пьедестал — это уже здорово. Они уже завоевали медали на этапах Кубка мира и чемпионате мира, а значит, уже добились многого. Ведь многие спортсмены о таком могут только мечтать. — Почему у нас так настороженно относятся к молодым спортсменам? 23-летние Фуркад и Бё — уже обладатели БХГ, не говоря уже о Нойнер. У нас же в таком возрасте спортсменов считают перспективными, подающими надежды…
— Вы назвали всего три фамилии, которые в юном возрасте начали завоевывать медали. В основном же в биатлоне добиваются успеха уже сложившиеся спортсмены, которые имеют хороший опыт и достаточную соревновательную практику. Тех же, кто начинает выигрывать в юном возрасте, можно пересчитать по пальцам. Это уникумы, и их не может быть много. — Но, с другой стороны, обладатели последних Кубков мира у мужчин — Свендсен, Бё, Фуркад. Все трое выигрывали сезон до достижения 25-летнего возраста… На основании этого можно говорить о тенденции на омоложение биатлона?
— Да, тенденция на омоложение действительно имеет место. Вопрос в другом — как долго такие рано раскрывающиеся спортсмены будут оставаться в биатлоне, и как долго смогут бороться за медали. Ведь сейчас возрастных спортсменов, кроме Бьорндалена, осталось совсем не много. Хотя, если вспомнить предыдущее четырехлетие, очень много опытных биатлонистов выходило а трассу — те же норвежцы, немцы… И они также завоевывали медали. — То есть, здесь палка о двух концах: либо рано начинаешь и рано «сгораешь», либо подходишь постепенно и подольше остаешься?..
— Именно. Но, опять же, у каждого спортсмена свои функциональные данные и свой резерв организма, который позволяет ему продолжительное время быть в мировой элите и вообще находиться в спорте. — Тот крен в эволюции биатлона, направленный на скорость, продолжит свое развитие?
— В современном биатлоне скорости возросли уже настолько, что сложно сказать, за счет чего можно прогрессировать в этом направлении. Наверное, больше будут бороться технологии. Но даже если найдут какие-то технологические новинки, вряд ли скорости вырастут значительно по сравнению с нынешними. — Елена, каким Вам видится следующий сезон? Насколько ощутимым будет дыхание Сочи?
— Сочи будет чувствоваться уже ощутимо, потому что многие спортсмены в следующем году будут непосредственно готовиться к Олимпиаде. Поэтому кто-то будет пропускать старты, кто-то будет по-другому вести соревновательную деятельность, делая какую-то свою индивидуальную работу. И это будет зависеть не только от биатлонистов, но и от тренеров, которые будут вести подготовку того или иного спортсмена. А чувствоваться, повторюсь, будет, потому что соревнования в Сочи — это будет грандиозная Олимпиада и спортсмены будут сконцентрированы уже на олимпийских медалях. — Понятно, что прогнозировать что-либо в биатлоне — дело неблагодарное. И все же, рискнете назвать фамилии двух спортсменов, которых ожидаете на вершине на финише следующего сезона?
— Я думаю, что у мужчин продолжит свое победное шествие Мартен Фуркад. А у женщин, конечно, буду болеть за успехи Даши Домрачевой.