«В биатлоне многие работают по норвежской системе»
Норвежские тренеры новый тренд биатлонного сезона. Кнут Торе Берланд в России, Йон-Арне Эневольдсен в Польше, Даг Бьорндален в Чехии, а Кристиан Хольм в Финляндии. Sports.ru решил узнать, почему скандинавская модель так востребована, и подробно расспросил главного тренера сборной Польши о языковом барьере, технике лыжного хода, видеосъемках, успешных соотечественниках и плюсах индивидуальной подготовки.

Норвежец Йон-Арне Эневольдсен возглавил польскую сборную только в августе. Тем не менее, лидеры команд Томаш Сикора и Кристина Палка дружно утверждают, что в их медалях на летнем чемпионате мира уже есть заслуга нового тренера.
«На трассе он не дает нам ни минуты покоя. Мы постоянно работаем над техникой лыжного хода, да и на лыжероллерах за этот месяц я стал бегать намного лучше», признается Сикора.
Энергичный, подтянутый Эневольдсен всегда рядом со своими подопечными. Его объяснения щедро дополняются жестами, да и встать на роллеры, чтобы показать что-то на собственном примере, он никогда не против. Украсть у норвежца десять минут удалось не с первой попытки.
Сикора: «На трассе он не дает нам ни минуты покоя. Мы постоянно работаем над техникой лыжного хода»
Что заставило вас работать с поляками?
Они искали тренера, а я искал работу, Эневольдсен пожимает плечами. Наши интересы совпали.
Это не первая иностранная команда, с которой вы сотрудничаете.
10-15 лет назад я работал с британцами и другими европейскими командами. В 2001-м уехал в Америку и был счастлив проработать там семь лет, после чего уехал в Канаду. В течение десяти лет это были контракты на один год. Для тренера это не очень удобно, сложно успеть показать результат за столь короткое время, не будучи уверенным в продолжении сотрудничества, не имея никаких гарантий.
На сколько рассчитан ваш контракт с польской сборной?
На два года. Я бы сказал, это система «два плюс два». Если полякам понравится работать со мной и меня все устроит, то соглашение будет продлено еще на два года.
Языковой барьер в работе не мешает?
С этим дело обстоит все лучше и лучше. Начинать было тяжело, но ассистент тренера, а так же четверо или пятеро спортсменов очень хорошо говорят по-английски. Иногда я вынужден использовать переводчика, но большой проблемой мне это не кажется.
Эневольдсен: «Иногда я вынужден использовать переводчика, но большой проблемой мне это не кажется»
А сами не пытаетесь выучить какие-то польские слова или выражения?
Нет. Моя жена учит польский, но чем больше времени я провожу с ребятами, тем проще нам понимать друг друга.
Ваша жена всегда с вами, у нее есть какая-то должность в команде?
Жена помогает мне всегда и во всем. Она стоит на трассе с камерой, много часов проводит, разбирая видео. Это огромное подспорье для меня. Я не знаю, что делал бы без ее помощи, но официально она не занимает никакой должности в команде. По профессии моя супргуа компьютерный эксперт.
Каковы амбиции польской команды?
Я не спортсмен. Наверное, говорить о моих амбициях неверно. Цели ставят перед собой биатлонисты, моя же цель помогать им. Я думаю, каждый хочет прогрессировать, становиться лучше, прежде всего, относительно самого себя, так как не может контролировать соперников русских, финнов, норвежцев. В любом случае, ты должен быть доволен, если делаешь что-то хорошо.
Мы очень много работаем над техникой. Конечно, будучи норвежцем, я использую норвежскую систему. Многие команды идут этим путем, и я не вижу причин, по которым поляки не могут использовать данный подход. Для них это что-то новое, но они учатся и это здорово.
Спортсмены говорят, вы подсказываете им вещи, которых они и не подозревали.
Каждый из них хорошо подготовлен, мне остается только разъяснять какие-то технические моменты, что поможет им ездить рациональнее, а значит, быстрее... Есть некий базис, единый для всех 12 атлетов, но в остальном мы работаем индивидуально, учитывая особенности каждого спортсмена.
Эневольдсен: «Я очень хорошо знаю Берланда. Он отличный специалист»
У поляков помимо вас была еще одна кандидатура на должность главного тренера Кнут Торе Берланд, который сейчас работает с российской командой. Знакомы ли вы?
Да, я очень хорошо знаю Берланда, мы с ним вместе участвовали в соревнованиях. Он отличный специалист. Очень сильный и сосредоточенный. Я не в курсе причин, по которым он отказался работать с Польшей.
В мужской команде есть явный лидер Томаш Сикора. Как вы думаете, кто может стать вторым номером сборной?
Это трудный вопрос, потому что максимальный результат каждого из них очень хорош, но действительно стабилен только Сикора. Сегодня Себастьян Витек выступил неплохо, а завтра его стрельба может быть хуже. У Лукаша Шчурека хороший потенциал, но он еще очень молод, и говорить о его перспективах рано. В любом случае, у каждого из них на тренировках есть отличный пример Томаш.
Есть ли у вас какие-то интересы помимо биатлона?
Если я работаю с командой, то это отнимает все мое время. Мы с женой можем погонять на велосипедах или зимой покататься на лыжах, вся наша жизнь связана со спортом.
Фото: Ирина Тюжина, Душники Здруй.
Sports.ru благодарит Ранию Кутумову за помощь при подготовке материала
------------------------
Походу просто нужен некто с кнутом (славяне, блин, хоть и западные). Ну а пряники получите от своей федерации, если кнут будет эффективен.