По колено над кольцом. Легенда о слэмболе
20 ноября 1989 года, в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, состоялась премьера фильма «Назад в будущее 2», сиквела гениальной и сегодня уже классической ленты Роберта Земекиса. Действие первой картины происходило в двух временных категориях – настоящего и прошлого, события второй части также не упустили возможности заглянуть и в будущее, в 2015 год. В результате, фильм оставил после себя целый пророческий список вещей, которые в фильме были всего лишь плодом фантазии, но сегодня стали частью повседневности.
И, помимо очевидных, но от этого не менее поразительных сбывшихся предсказаний в фильме промелькнула еще одна деталь, которой невероятным образом было суждено воплотиться наяву.
Так в самом начале фильма, в сцене прибытия в будущее, Док показывает Марти газету USA Today от 22 октября 2015 года, на первой странице которой, помимо всего прочего, сообщается о том, что начинается розыгрыш плей-офф некоего выдуманного вида спорта под названием «слэмбол». Позднее, слэмбол будет указан в графе любимых видов спорта Дугласа Нидлза, героя в исполнении Майкла Балзари, который более известен как Фли и басист группы Red Hot Chili Peppers.
Судя по вселенной фильма, слэмбол – вид спорта, который был создан до 2000 года, поскольку его название появилось на обратной стороне того самого злополучного «Спортивного альманаха Грея» (справа), и который получил широкое распространение к моменту событий фильма.
Предполагалось, что и в фильме будет сцена, в которой будет показан процесс игры. Игроки бы носили кроссовки, вроде тех с самозавязывающимися шнурками, какие носил Марти в будущем. Судя по всему, в них была бы встроена функция отключения гравитации, и игроки бы могли бегать по стенам и прыгать на любую высоту по ходу игры. В итоге, по финансовым соображениям от сцены было решено отказаться, а в фильме остались лишь намеки на игру, да бита Гриффа Таннена, которая тоже, возможно, была частью задумки и заимствованием из бейсбола. Так что потенциальный родственник блернсбола так и не состоялся.
Если бы не один энтузиаст и его идея на салфетке.
Как говорится, жил-был парень по имени Мэйсон Гордон, который, по его же словам, все молодость только и делал, что играл в американский футбол, баскетбол и компьютерный игры. В 1999 году он работал в продюсерской компании Tollin/Robbins Productions и однажды пришел к кино- и телепродюсеру Майку Толлину с идеей нового вида спорта, в прямом смысле, наброском на салфетке.
Основной задумкой было на основе баскетбола соединить жесткие стыки футбола и хоккея с зрелищностью видео-игр, где гвоздем программы и главной изюминкой было то, что в площадку был бы встроен батут чтобы игроки атаковали бы кольцо преимущественно пытаясь забить сверху, выпрыгивая с батута по пояс над кольцом. Новая игра получила название слэмбол, поскольку, как не сложно догадаться, слэмданк там стал ключевой составляющей игры.
Толлин сначала, естественно, послал Гордона куда подальше, но затем все-таки проникся затеей и начал искать финансирование для постройки первой в своем роде площадки, а Гордон взял на себя функции идейного вдохновителя и стал отцом всей концепции нового вида спорта. Спустя некоторое время, на старом складе в восточной части все того же Лос-Анджелеса был построен первый прототип площадки – пока только с одним батутом. Первых игроков набрали практически прямо с уличных площадок. Правила сочинялись и менялись на ходу – сначала второй батут для игрока, который бы исключительно защищал кольцо, затем еще два боковых батута. Затем и плексигласовая стена, ограждающая площадку, как в хоккее, чтобы мяч не уходил в аут и темп игры оставался высоким.
В 2001 году общая картина была сформирована и были созданы первые две команды: «Лос-Анджелес Рамбл» и «Чикаго Моб». Они же и сыграли между собой серию показательных матчей, на которых присутствовали представители кабельного канала Spike TV. Телевизионщики были так впечатлены увиденным, что тут же был подписан контракт о трансляции игр первого сезона лиги слэмбола.
Видимо, новый спорт сразу же привлек всеобщее внимание, раз на попадание в составы новых слэмбольных команд претендовало около 400 человек. Из них было отобрано 60, которые в итоге и стали первым профессиональными слэмболистами. В 2002 году слэмбол дебютировал на телевидении и навел достаточно шуму – о новом спорте говорили в шоу Джея Лено, в «SportsCenter», о нем писали в «New York Times». В партеры новой лиги вписался Пэт Крок, тогдашний президент и совладелец клуба НБА «Филадельфия Севенти Сиксерз», а тренером одной из команд стал Кен Картер, тот самый который заботился об успеваемости игроков школьной команды и про которого сняли фильм.
На попадание в команду для участия во втором сезоне новой игры претендовало уже 20 тысяч человек. Было создано еще две команды – «Бэндитс» и «Райдерс» (уже без привязки к городам), рейтинги были великолепные – старт второго сезона в 2003 году посмотрели 2.3 млн. человек, что всего на 3% меньше, чем субботний матч МЛБ между «Кардиналс» и «Метс» (в возрастной категории мужчины от 18 до 34).
Но на этом сотрудничество с телевизионной компанией и закончилось. Не сошлись во мнениях относительно перспектив. Телевизионщики видел слэмбол в качестве развлекательного шоу вроде рестлинга или по типу «Гарлем Глобтроттерс», но Гордон видел в своем детище большое будущее полноправного вида спорта и полноценной лиги.
Затем на слэмбольном фронте наступило затишье. Но только для североамериканской публики. Несколько лет Гордон и Ко продвигали свой продукт в Европе – Испании, Италии – а также в Китае и Австралии. В 2008 году слэмбол вернулся на родину с финансовой помощью компании IMG. Игры транслировали по каналу NBC Sports и была даже попытка вернуть слэмбол снова на экраны в 2009 году, на этот раз на канале Cartoon Network, но сделка сорвалась и слэмбол в условиях кризиса постигла участь того же аренабола (американский футбол в закрытых помещениях), который, в свою очередь, загнулся без финансирования даже несмотря на гораздо более обширную, нежели у слэмбола, историю.
Хотя, к слову, в том же 2008 году слэмбол успел оставить еще один след на поп-культуре, засветившись на несколько серий в сериале «Холм одного дерева».
С учетом мегапопулярности баскетбола в Китае, неудивительно, что слэмбол, эдакий «баскетбол 2.0», нашел свое пристанище именно здесь. В Китае и в сотрудничестве с программой NBA China и Китайской баскетбольной ассоциацией слэмбол во главе с Гордоном надеется обрести-таки себя в виде сформированной лиги и ежегодного турнира.
Но все же стоит признать, что слэмбол, по большому счету, на данный момент существует в виде воспоминания. Потухшие тематические интернет-сообщества, видео-трансляции и статьи, посвященные слэмболу, датируемые годами тому назад, похоже, слабо приближают исполнение амбициозных (если не чересчур) планов ее создателя по развитию и популяризации игры. Уже сложно себе представить, что слэмбол снова выскочит как черт из табакерки, выстрелит и станет, серьезный профессиональным турниром. Ходят разговоры про документальный фильм о слэмболе, в том числе и в рамках серии ESPN 30 for 30; о контрактах на оборудования десятков залов всем необходимым для игры, о разработке видео игры на основе слэмбола и даже о планах сделать его олимпийским видом спорта.
Конечно, все это выглядит как мечта и затянувшийся эксперимент одного чудака, но сам слэмбол – определенно, одно из самых увлекательных зрелищ, что я видел. NBA Jam во плоти. Со своими памятными моментами (стоппер Адам Хукер одним блоком выиграл чемпионат 2008 года), звездами (Ламоника Гэретт, Стэн «Шейкс» Флетчер, а также Крис Янг, Ноа Баллу, Шон Джексон и многие другие), фанатами (даже есть сайт первого российского слэмбол союза) и фанатичным отцом, Мэйсоном Гордоном, вере которого в потенциал своей задумкки можно только позавидовать.
Кто знает, может быть аналогично тому, как мы сегодня смотрим на всю ставшую обыденной технику и Интернет в то время как подобное видение предлагали только фантасты в своих произведениях, так и наши потомки будут обсуждать феноменальные данки в финале олимпийского турнира по слэмболу, лишь изредка вспоминая что все это началось с наброска на салфетке.