8 мин.

Можно ли установить нестандартные колеса на мотоцикл: что говорит закон и практика

Существует неписаное правило не искать добра от добра. Любой производитель устанавливает колеса на мотоцикл, исходя из конструкторских особенностей техники. Но некоторые владельцы со временем пытаются внести изменения в колесную базу и поставить на мотоцикл нестандартное колесо. Причины могут быть разными: желание улучшить балансировку, придать мотоциклу другой вид, сделать посадку удобнее, увеличить грузоподъемность. Попробуем разобраться, насколько оправданы такие действия, безопасны ли они и можно ли вносить подобные изменения в конструкцию мотоцикла.

Какие колеса считаются нестандартными?

Нестандартными называют колеса не предусмотренные для установки производителем. От родных может отличаться размер, ширина, профиль резины. Известно, что в большинстве случаев переднее и заднее колесо мотоцикла бывают разными по размеру. Логика проста. На заднее колесо оказывается большая нагрузка: оно приводящее, там же устанавливаются кофры для груза, сидит пассажир. Получается, что заднее колесо должно быть широким и прочным. Переднее колесо на мотоцикл устанавливается большего радиуса. Оно не так нагружено и отвечает за направление движения.

Как выбрать резину для мотоцикла: дорожная, спортивная, эндуро

Примером нестандартных колес могут служить кроссовые и спортивные мотоциклы. На них передние и задние колеса по размеру отличаются разительно. Такая техника предусматривает езду по бездорожью, поэтому разница в размере улучшает ходовые характеристики. Переднее колесо на мотоцикл устанавливается большего размера, оно отвечает за стабильность и устойчивость на бездорожье. 3аднее позволяет технике быть более управляемой и маневренной. То же касается и спортивных мотоциклов, участвующих в соревнованиях по спидвею с гравийной или ледяной поверхностью трассы или при игре в мотобол.

В целом любое установленное колесо, не предусмотренное производителем, считается нестандартным. Речь идет о шинах, спицевых или дисковых колесах. Владелец техники может купить мотоцикл со спицевыми колесами, но со временем возникнет желание заменить колеса на дисковые с учетом их прочности, долговечности и низких эксплуатационных расходов.

Плюсы и минусы установки нестандартных колес на мотоцикл

Интересующиеся мотоциклами наверняка видели вживую или на фотографиях совсем необычное сочетание передних и задних колес, где диаметр переднего чуть ли не вдвое больше заднего. Владельцы делают это для улучшения внешнего вида. В этом случае устанавливать колеса на мотоцикл нужно внимательно не в ущерб безопасности. Одно дело, когда ездить приходится редко, просто «выгуливая» свою технику и демонстрируя как раритет, другое – повседневные поездки по городу с многочисленными маневрами, поворотами и высокой скоростью.

Помимо красоты владельцы стремятся увеличить проходимость транспортного средства. При установке более широкого заднего колеса сцепление с поверхностью дороги увеличится, в теории улучшится и проходимость. Но все зависит от условий эксплуатации мотоцикла. Часто владельцы техники экспериментируют не только с размером, видом колеса, но и с покрышками.

Мотоциклетные покрышки делятся на такие виды:

  • спортивные: с радиальной структурой каркаса, быстрым прогревом компаунда, обеспечивающим лучшее сцепление с трассой:

  • классические: отличаются высокой износостойкостью и используются для повседневной езды по асфальту и бездорожью;

  • эндуро: предназначены для асфальта и гравия, отличаются характерным крупным рисунком протектора;

  • внедорожные: с усиленным каркасом и крупным рисунком протектора, часто используются в триал-спорте;

  • для скутеров: используются только на ровных дорогах, очень прочные с усиленной защитой от проколов и неглубоким рисунком протектора с канавками для отвода воды.

Поставить колеса на мотоцикл теоретически можно с любыми шинами. Но и далее есть нюансы, включая давление в колесах. Обычно производители указывают его диапазон на переднем и заднем колесе, имея в виду, что техника будет эксплуатироваться по прямому назначению. Другое дело, когда спортивный мотоцикл «переобувают» в туристическую резину и отправляются в путешествие или на дорожнике начинают кататься по автодрому, устанавливая слики.

Любые изменения в конструкцию могут повлиять на управляемость и безопасность мотоцикла.

Следует учитывать ряд параметров:

  1. Поставив на мотоцикл колеса разной окружности, вы измените его геометрию, будет задрана передняя или задняя часть. Разница даже в сантиметр дает это почувствовать.

  2. Разные температурные режимы шин не обеспечат равномерное сцепление с дорогой, что грозит падением при маневре на дороге.

  3. Разная жесткость каркаса влияет на прогрев колес во время передвижения.

  4. Установка колес на мотоцикл разного профиля может негативно сказаться на рулевом управлении. В зависимости от наклона она может меняться.

Ездить на нестандартных колесах можно. По прямой разница вообще может быть незаметной, но при поворотах она обязательно возникнет. Порой люди готовы мириться с неудобством ради красоты и эффекта, но всегда нужно думать о целесообразности установки нестандартных колес.

Установка таких колес на мотоцикл влияет не только на внешний вид и проходимость, но на ресурс подвески и тормозов. При установке переднего колеса на мотоцикл следует подумать о настройках подвески. При их отсутствии возможны пробои на неровностях дороги и, как следствие, поломка. Тормоза получают повышенную нагрузку при установке более широкого заднего колеса, давая повод в очередной раз подумать о целесообразности. В таблице указаны некоторые данные для разных типов колес:

Тип колеса (обозначение)

Характеристика

Для каких мотоциклов применимы

XL (extra load) 

Допускает повышенную нагрузку

Туристические, городские 

SAG (super all grip)

Внедорожное, повышенной проходимости

Турэндуро, спортивные

NHS (not highway service)

Не предназначенная для езды по магистрали на большой скорости

Эндуро

SL (limited service)

Ограниченные условия эксплуатации

Спортивные

Законно ли устанавливать нестандартные колеса?

Автомобилисты хорошо знают, что любые серьезные изменения в конструкцию влекут большое количество проблем, связанными с согласованием в различных инстанциях. В отношении колес Правила дорожного движения четко указывают, что не допускается установка шин разных размеров, радиуса на одну ось. Речь идет исключительно об автомобилях. О мотоциклах в этом отношении в Правилах не сказано ни слова.

Второй документ, позволяющий узнать информацию об установке нестандартных колес на мотоцикл, – Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

В нем четко указано, что регистрации подлежат:

  • дуги безопасности;

  • дополнительное освещение;

  • ручки с подогревом;

  • нештатный выхлоп;

  • изменения в двигатель;

  • изменения в тормозную систему.

Установка кофров, багажных сеток и колес Техническим регламентом никак не оговариваются, если они соответствуют требованиям безопасности. В остальном можно доработать любой мотоцикл или переоборудовать его под перевозку грузов или пассажиров. Но придется согласовать все изменения и зарегистрировать их в ГИБДД.

Процесс занимает длительное время. Сначала следует оформить специальные документы в лаборатории по переоборудованию. Далее внести необходимые изменения в транспортное средство. После предоставить переоборудованный мотоцикл на осмотр в Технадзор и зарегистрировать изменения. Сегодня существует возможность переложить все эти процессы на компании, предоставляющие все документы «под ключ» за определенную плату. За управление переоборудованным мотоциклом с незарегистрированными доработками предусмотрен штраф: 500 рублей для физических лиц и 30 000 рублей для юридических лиц, плюс выдается предписание на устранение недостатков в течение десять дней.

Как выбрать и правильно поставить нестандартные колеса

Если вы решились на установку нестандартных колес на мотоцикл, следует действовать в соответствии с рядом правил:

  1. Учитывайте тип мотоцикла. Внимательно читайте характеристики, у некоторых моделей определенные требования к установке шин. В одних случаях важна износостойкость и амортизация, в других сцепление и устойчивость.

  2. Учитывайте стиль вождения. Водителю, часто передвигающемуся в городских условиях, понадобятся колеса с хорошим сцеплением. Для езды на трековых трассах шины с хорошей управляемостью и устойчивостью на высоких скоростях.

  3. Учитывайте тип дорог. Для бездорожья понадобятся колеса с хорошей проходимостью.

  4. Учитывайте состав резины. Жесткость влияет на износ и сцепление с дорогой. Мягкие шины отлично контактируют с дорогой, но изнашиваются быстрее. Жесткие хуже в плане управляемости, но прослужат дольше.

  5. Учитывайте параметры производителя. В любой инструкции по эксплуатации указано, какой размер, тип колес для мотоцикла должен использоваться в конкретной модели.

При установке переднего колеса на мотоцикл следует вставить его в крепление вилки, соблюдая вращение вперед. Затем очистить штифт, вставить его. Закрутить винты крепления, затянуть их, чтобы не выпадали. Заднее колесо нужно установить в правильном положении. В момент затяжки задней оси давить на гаечный ключ в направлении переднего колеса, следить, чтобы ось не сместилась. Отрегулировать колесо нужно с помощью динамометрического ключа. После этого вновь проверить положение колеса по оси.

Проводя подобные работы, нужно помнить о правилах безопасности. Если нет определенного опыта, то лучше обратиться на станцию технического обслуживания к механикам. Квалифицированный специалист демонтирует колесо, установит новое, проведет регулировку и даст советы по эксплуатации мотоцикла.

Если вам пришло в голову поменять обычные колеса мотоцикла на нестандартные, взвесьте все еще раз и подумайте, насколько это необходимо. Все разговоры о лучшей проходимости могут сыграть дурную шутку и ухудшить управляемость мотоцикла. Любые изменения в технике, не предусмотренные конструкцией, чаще всего идут во вред. Другое дело, если появилось желание поработать над внешним видом и сделать свою технику эксклюзивной, демонстрируя ее только на выставках или на слетах байкеров. Обычно все дополнения и улучшения применяются в этих случаях.

Лучше сразу покупать мотоцикл, устраивающий владельца по всем параметрам. Вносить изменения в технику можно, но не радикальные. Помните о требованиях законодательства. Пусть в отношении колес правила и техрегламент никак не высказываются, но все это безопасность мотоциклиста и его пассажиров, поэтому нужно не один раз взвесить, прежде чем устанавливать нестандартные колеса на мотоцикл.

Шлем для мотоцикла: какие бывают и как выбрать

Как выбрать тормоза для мотоцикла: дисковые, барабанные, ABS