Можно ли установить нестандартные колеса на мотоцикл: что говорит закон и практика
Существует неписаное правило не искать добра от добра. Любой производитель устанавливает колеса на мотоцикл, исходя из конструкторских особенностей техники. Но некоторые владельцы со временем пытаются внести изменения в колесную базу и поставить на мотоцикл нестандартное колесо. Причины могут быть разными: желание улучшить балансировку, придать мотоциклу другой вид, сделать посадку удобнее, увеличить грузоподъемность. Попробуем разобраться, насколько оправданы такие действия, безопасны ли они и можно ли вносить подобные изменения в конструкцию мотоцикла.
Содержание

Какие колеса считаются нестандартными?
Нестандартными называют колеса не предусмотренные для установки производителем. От родных может отличаться размер, ширина, профиль резины. Известно, что в большинстве случаев переднее и заднее колесо мотоцикла бывают разными по размеру. Логика проста. На заднее колесо оказывается большая нагрузка: оно приводящее, там же устанавливаются кофры для груза, сидит пассажир. Получается, что заднее колесо должно быть широким и прочным. Переднее колесо на мотоцикл устанавливается большего радиуса. Оно не так нагружено и отвечает за направление движения.
Как выбрать резину для мотоцикла: дорожная, спортивная, эндуро
Примером нестандартных колес могут служить кроссовые и спортивные мотоциклы. На них передние и задние колеса по размеру отличаются разительно. Такая техника предусматривает езду по бездорожью, поэтому разница в размере улучшает ходовые характеристики. Переднее колесо на мотоцикл устанавливается большего размера, оно отвечает за стабильность и устойчивость на бездорожье. 3аднее позволяет технике быть более управляемой и маневренной. То же касается и спортивных мотоциклов, участвующих в соревнованиях по спидвею с гравийной или ледяной поверхностью трассы или при игре в мотобол.
В целом любое установленное колесо, не предусмотренное производителем, считается нестандартным. Речь идет о шинах, спицевых или дисковых колесах. Владелец техники может купить мотоцикл со спицевыми колесами, но со временем возникнет желание заменить колеса на дисковые с учетом их прочности, долговечности и низких эксплуатационных расходов.
Плюсы и минусы установки нестандартных колес на мотоцикл
Интересующиеся мотоциклами наверняка видели вживую или на фотографиях совсем необычное сочетание передних и задних колес, где диаметр переднего чуть ли не вдвое больше заднего. Владельцы делают это для улучшения внешнего вида. В этом случае устанавливать колеса на мотоцикл нужно внимательно не в ущерб безопасности. Одно дело, когда ездить приходится редко, просто «выгуливая» свою технику и демонстрируя как раритет, другое – повседневные поездки по городу с многочисленными маневрами, поворотами и высокой скоростью.

Помимо красоты владельцы стремятся увеличить проходимость транспортного средства. При установке более широкого заднего колеса сцепление с поверхностью дороги увеличится, в теории улучшится и проходимость. Но все зависит от условий эксплуатации мотоцикла. Часто владельцы техники экспериментируют не только с размером, видом колеса, но и с покрышками.
Мотоциклетные покрышки делятся на такие виды:
спортивные: с радиальной структурой каркаса, быстрым прогревом компаунда, обеспечивающим лучшее сцепление с трассой:
классические: отличаются высокой износостойкостью и используются для повседневной езды по асфальту и бездорожью;
эндуро: предназначены для асфальта и гравия, отличаются характерным крупным рисунком протектора;
внедорожные: с усиленным каркасом и крупным рисунком протектора, часто используются в триал-спорте;
для скутеров: используются только на ровных дорогах, очень прочные с усиленной защитой от проколов и неглубоким рисунком протектора с канавками для отвода воды.
Поставить колеса на мотоцикл теоретически можно с любыми шинами. Но и далее есть нюансы, включая давление в колесах. Обычно производители указывают его диапазон на переднем и заднем колесе, имея в виду, что техника будет эксплуатироваться по прямому назначению. Другое дело, когда спортивный мотоцикл «переобувают» в туристическую резину и отправляются в путешествие или на дорожнике начинают кататься по автодрому, устанавливая слики.
Любые изменения в конструкцию могут повлиять на управляемость и безопасность мотоцикла.
Следует учитывать ряд параметров:
Поставив на мотоцикл колеса разной окружности, вы измените его геометрию, будет задрана передняя или задняя часть. Разница даже в сантиметр дает это почувствовать.
Разные температурные режимы шин не обеспечат равномерное сцепление с дорогой, что грозит падением при маневре на дороге.
Разная жесткость каркаса влияет на прогрев колес во время передвижения.
Установка колес на мотоцикл разного профиля может негативно сказаться на рулевом управлении. В зависимости от наклона она может меняться.
Ездить на нестандартных колесах можно. По прямой разница вообще может быть незаметной, но при поворотах она обязательно возникнет. Порой люди готовы мириться с неудобством ради красоты и эффекта, но всегда нужно думать о целесообразности установки нестандартных колес.
Установка таких колес на мотоцикл влияет не только на внешний вид и проходимость, но на ресурс подвески и тормозов. При установке переднего колеса на мотоцикл следует подумать о настройках подвески. При их отсутствии возможны пробои на неровностях дороги и, как следствие, поломка. Тормоза получают повышенную нагрузку при установке более широкого заднего колеса, давая повод в очередной раз подумать о целесообразности. В таблице указаны некоторые данные для разных типов колес:
Тип колеса (обозначение) |
Характеристика |
Для каких мотоциклов применимы |
XL (extra load) |
Допускает повышенную нагрузку |
Туристические, городские |
SAG (super all grip) |
Внедорожное, повышенной проходимости |
Турэндуро, спортивные |
NHS (not highway service) |
Не предназначенная для езды по магистрали на большой скорости |
Эндуро |
SL (limited service) |
Ограниченные условия эксплуатации |
Спортивные |
Законно ли устанавливать нестандартные колеса?
Автомобилисты хорошо знают, что любые серьезные изменения в конструкцию влекут большое количество проблем, связанными с согласованием в различных инстанциях. В отношении колес Правила дорожного движения четко указывают, что не допускается установка шин разных размеров, радиуса на одну ось. Речь идет исключительно об автомобилях. О мотоциклах в этом отношении в Правилах не сказано ни слова.

Второй документ, позволяющий узнать информацию об установке нестандартных колес на мотоцикл, – Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
В нем четко указано, что регистрации подлежат:
дуги безопасности;
дополнительное освещение;
ручки с подогревом;
нештатный выхлоп;
изменения в двигатель;
изменения в тормозную систему.
Установка кофров, багажных сеток и колес Техническим регламентом никак не оговариваются, если они соответствуют требованиям безопасности. В остальном можно доработать любой мотоцикл или переоборудовать его под перевозку грузов или пассажиров. Но придется согласовать все изменения и зарегистрировать их в ГИБДД.
Процесс занимает длительное время. Сначала следует оформить специальные документы в лаборатории по переоборудованию. Далее внести необходимые изменения в транспортное средство. После предоставить переоборудованный мотоцикл на осмотр в Технадзор и зарегистрировать изменения. Сегодня существует возможность переложить все эти процессы на компании, предоставляющие все документы «под ключ» за определенную плату. За управление переоборудованным мотоциклом с незарегистрированными доработками предусмотрен штраф: 500 рублей для физических лиц и 30 000 рублей для юридических лиц, плюс выдается предписание на устранение недостатков в течение десять дней.
Как выбрать и правильно поставить нестандартные колеса
Если вы решились на установку нестандартных колес на мотоцикл, следует действовать в соответствии с рядом правил:
Учитывайте тип мотоцикла. Внимательно читайте характеристики, у некоторых моделей определенные требования к установке шин. В одних случаях важна износостойкость и амортизация, в других сцепление и устойчивость.
Учитывайте стиль вождения. Водителю, часто передвигающемуся в городских условиях, понадобятся колеса с хорошим сцеплением. Для езды на трековых трассах шины с хорошей управляемостью и устойчивостью на высоких скоростях.
Учитывайте тип дорог. Для бездорожья понадобятся колеса с хорошей проходимостью.
Учитывайте состав резины. Жесткость влияет на износ и сцепление с дорогой. Мягкие шины отлично контактируют с дорогой, но изнашиваются быстрее. Жесткие хуже в плане управляемости, но прослужат дольше.
Учитывайте параметры производителя. В любой инструкции по эксплуатации указано, какой размер, тип колес для мотоцикла должен использоваться в конкретной модели.
При установке переднего колеса на мотоцикл следует вставить его в крепление вилки, соблюдая вращение вперед. Затем очистить штифт, вставить его. Закрутить винты крепления, затянуть их, чтобы не выпадали. Заднее колесо нужно установить в правильном положении. В момент затяжки задней оси давить на гаечный ключ в направлении переднего колеса, следить, чтобы ось не сместилась. Отрегулировать колесо нужно с помощью динамометрического ключа. После этого вновь проверить положение колеса по оси.

Проводя подобные работы, нужно помнить о правилах безопасности. Если нет определенного опыта, то лучше обратиться на станцию технического обслуживания к механикам. Квалифицированный специалист демонтирует колесо, установит новое, проведет регулировку и даст советы по эксплуатации мотоцикла.
Если вам пришло в голову поменять обычные колеса мотоцикла на нестандартные, взвесьте все еще раз и подумайте, насколько это необходимо. Все разговоры о лучшей проходимости могут сыграть дурную шутку и ухудшить управляемость мотоцикла. Любые изменения в технике, не предусмотренные конструкцией, чаще всего идут во вред. Другое дело, если появилось желание поработать над внешним видом и сделать свою технику эксклюзивной, демонстрируя ее только на выставках или на слетах байкеров. Обычно все дополнения и улучшения применяются в этих случаях.
Лучше сразу покупать мотоцикл, устраивающий владельца по всем параметрам. Вносить изменения в технику можно, но не радикальные. Помните о требованиях законодательства. Пусть в отношении колес правила и техрегламент никак не высказываются, но все это безопасность мотоциклиста и его пассажиров, поэтому нужно не один раз взвесить, прежде чем устанавливать нестандартные колеса на мотоцикл.
Шлем для мотоцикла: какие бывают и как выбрать
Как выбрать тормоза для мотоцикла: дисковые, барабанные, ABS