9 мин.

Что такое шаровая опора и как она работает

Шаровые опоры есть в самых разных автомашинах будь то старенькая техника АвтоВАЗа или современные престижные иномарки. Данная деталь проста в конструкции и считается частью подвески, которой сложно подобрать аналог. Расскажем все о шаровой опоре, для чего она нужна, как устроена, и когда требует замены.

Сколько стоит привезти авто из-за границы в 2024 – цена перегона авто, стоимость

Зачем нужна шаровая опора в подвеске автомобиля

Подвеска автомобиля отвечает за ровную езду, она принимает на себя все ямки и ухабы, чтобы водитель и пассажиры чувствовали себя комфортно во время движения. Обеспечивается этот комфорт большим количеством разных деталей. Все они подвижны, и отвечают за это разные шарниры и подшипники. Колеса должны крутиться вокруг своей оси, обеспечивается это их связью со ступичными подшипниками. Также передние колеса должны поворачивать в разные стороны, за поворот и перемещение отвечают шаровые опоры. В одних плоскостях они подвижны, в других прочно соединяют с рычагами поворотный кулак колеса. Получается, что целая система, в которую входят рычаги, шаровые опоры и рулевые наконечники, обеспечивает поворот колес вслед за движением рулевого колеса, а также позволяет перемещаться ему вверх или вниз, когда автомобиль проезжает неровности. В то же время в других плоскостях колеса не работают.

Все автомобилисты слышали о подвеске Макферсон, она устроена именно таким образом. В ней установлено две шаровые опоры, по одной со стороны каждого переднего колеса. Подвеска эта наиболее популярна. Но бывают и другие конструкции автомобиля. Встречаются по две, три и даже четыре шаровые опоры на каждом колесе. Все они соединяют колесо с рычагом.

Иногда встречаются шаровые опоры и на задней оси автомобилей, но только в том случае, если эти колеса поворачиваются и помогают передним при поворотах. Чаще всего такую конструкцию можно встретить на грузовых автомашинах.

Как устроена шаровая опора

Все в школе знакомились с анатомией человека. Поэтому несложно будет представить сустав. Шаровая опора приблизительно его и напоминает. На сустав похож шар, который спрятан в корпусе опоры. Им заканчивается одна из важных деталей узла — шаровой палец. Шаровая опора — это сфера, выполненная из цельного металла, со стержнем, находящимся в корпусе с уплотнителем из полимера и смазкой. В автомашине одна часть шаровой опоры прочно крепится к подвеске, соединена с рычагом, другая связана с подвижным элементом, кулаком или цапфой.

Конструкция детали простая и стандартная. Шаровая опора есть в устройстве любого авто, а отличия связаны с размером, способам крепления и величиной нагрузок. Иногда шаровые опоры бывают верхними, иногда нижними. Все зависит от места опоры на рычаг подвески и направления пальца, он может быть направлен вниз или вверх. На представленных рисунках вы можете увидеть, как выглядит шаровая опора. Чаще всего современные конструкции автомобилей предполагают опоры, частями которых бывают следующие составляющие:

  • металлический корпус со сферической выемкой;

  • жесткий металлический стержень или шаровой палец с зажатым в корпусе упором на конце в виде шара;

  • вкладыш из полимера, который уплотняет сферическую выемку корпуса и палец;

  • эластичный пыльник с густой смазкой под ним, его также называют резиновым кожухом, он плотно облегает корпус с пальцем и препятствует попаданию в опору пыли и грязи.

Ресурс шаровых опор и признаки их износа

Теперь понятно, как выглядит шаровая опора, где она находится, и за что отвечает. Но каков ее ресурс, как долго она может прослужить? Разберемся и в этом вопросе. Бывалые автомобилисты владельцы отечественных «Жигулей» прекрасно знакомы с шаровыми опорами, поскольку меняли их через каждые 25-30 тысяч километров пробега, а если эксплуатировать машину приходилось в деревенской местности с плохими дорогами, то еще чаще. Другое дело, что и запчасти к «Жигулям» стоили недорого. Совсем другая ситуация сегодня даже с бюджетными иномарками. Шаровые опоры в них могут прослужить вплоть до 150 тысяч километров пробега без замены.

Иногда опоры не требуют замены и при большем пробеге, поэтому новое поколение автолюбителей может попросту не знать и не интересоваться шаровыми опорами. Тем не менее срок службы этой детали для каждого автомобиля свой, на него влияют многие факторы, начиная от стиля вождения и заканчивая условиями: погода, местность, среднегодовая температура и т.д. Если один и тот же автомобиль эксплуатируется исключительно в городских условиях, то шаровые опоры на нем будут служить гораздо дольше, чем на такой же машине, но которой приходится передвигаться по проселочным дорогам с их ухабами и другими неровностями.

На срок службы влияют не только условия, но и износостойкость полимерного вкладыша. Любая пластиковая деталь не служит вечно и со временем происходит ее износ. Как только это происходит, металлический стержень с шаровидной головкой начинают шататься, появляется люфт внутри корпуса шаровой опоры. В таком случае при больших нагрузках будут слышаться характерные постукивания и щелчки. При повреждении пыльника шаровой опоры ее износ происходит еще быстрее. В таком случае в сустав шарнира начинает попадать грязь, которая разъедает уплотнитель из полимера.

Исходя из этого нужно постоянно заниматься профилактикой. Прежде всего беречь свой автомобиль, избегать больших неровностей и проверять визуально состояние пыльников, они должны быть целыми и невредимыми. Если пробег автомобиля довольно большой, то при очередном техническом обслуживании можно попросить автомехаников добавить под пыльник литол или другую эластичную смазку. Сама по себе она смазывает все по минимуму, но зато создает дополнительную защиту от пыли и грязи. Теперь перейдем к тому, что указывает на износ шаровой опоры:

  1. Стук и скрип, который доносится со стороны передних колес, когда машина наезжает на неровности. Причем это может указывать не только на износ пальца или полимерного вкладыша, но и самую простую нехватку смазки.

  2. Автомобиль не слушается водителя особенно при быстрой езде. Постоянно приходится подруливать. Данный признак указывает на свободный ход пальца в корпусе шаровой опоры.

  3. При проверке развала-схождения наблюдается нарушение углов на том или ином колесе. Происходит этот там, где изношена опора. Визуально это не определить, потребуется специальный стенд в автосервисе.

  4. Другой признак — неравномерно изношенные шины, что тоже указывает на неисправность опоры. В данном случае тоже потребуется обратиться к специалистам и диагностировать подвеску.

  5. При повороте руля в ту или другую сторону слышен скрип в районе ступицы колеса. В данном случае проблема тоже может быть обусловлена износом опоры.

  6. При торможении автомобиль изменяет траекторию движения. Его начинает «вести» влево или вправо, обычно в ту сторону, где находится неисправный шарнир.

Если долгое время игнорировать проблему, то сначала пропадает комфорт при вождении, затем начинают изнашиваться шины, все это сказывается на управляемости автомашиной. И это только часть неприятностей. Дальше — только хуже. Если шаровая опора разрушается, палец вываливается из ее корпуса, то колесо попросту подламывается, и тогда на дороге может произойти трагедия, особенно если автомобиль движется с высокой скоростью. Поэтому закрывать глаза на проблему ни в коем случае нельзя.

Диагностика и замена шаровой опоры

Предположим, что возник один из вышеназванных признаков. Появилась проблема, которая указывает на неисправность шаровой опоры. Однако дать точную оценку можно только подняв автомобиль на подъемнике, либо хорошо приподнять колесо домкратом, на котором возникла проблема. Все это лучше выполнить на станции техобслуживания, где опытные автомеханики очень быстро вынесут вердикт. Денег за это обычно берут немного. Но если водитель сам себе механик, то вполне может самостоятельно поставить диагноз.

В любом случае без домкрата не обойтись. Нужно приподнять колесо, взять его обеими руками за нижнюю часть и начинать сильно раскачивать от и на себя. Таким образом можно обнаружить люфт или стук. Все это означает, что опору нужно менять.

Для более точного определения понадобится монтировка. Также поднимаем машину домкратом с проблемной стороны. Плоский конец монтировки помещаем в стык между поворотным кулаком и рычагом. Тем самым мы нагружаем шаровую опору. Теперь смотрим внимательно, если под давлением монтировки произошло даже маленькое смещение деталей относительно друг друга, то это означает, что появился люфт и указывает на износ шаровой опоры.

Не экономьте на замене опоры. Вообще, ее можно разобрать и отремонтировать. Более того, в автомагазинах можно встретить специальные наборы для ремонта шаровых опор. Но лучше поменять изношенную деталь на новую. Во-первых, это гораздо быстрее, во-вторых, безопаснее, в-третьих, стоит ненамного дороже, чем самостоятельный ремонт. Срок службы новой шаровой будет гораздо больше отремонтированной. Все это не говоря о том, что сегодня во многих моделях автомобилей конструкция предусматривает замену этого узла только в сборе с рычагом.

В автосервис нужно обратиться еще и по той причине, что помимо ремнабора понадобится приобретать специальный съемник. Поскольку шаровые опоры меняются довольно редко, то этот съемник — выброшенные на ветер деньги. Наконец, еще один совет, — меняйте шаровые опоры сразу с обеих сторон. Если изношена одна, то очень скоро возникнет проблема с другой. При замене обоих шаровых опор сэкономите на диагностике, не нужно будет дважды проверять развал-схождение колес.

Краткие итоги

  1. Шаровая опора представляет собой подвижную деталь, которая позволяет элементам подвески перемещаться относительно друг друга в разных плоскостях за исключением вертикальной. Опоры помогают колесам не только вращаться, но и двигаться вверх-вниз, а передние отвечают еще и за повороты.

  2. Шаровая опора может прослужить очень долго в зависимости от условий эксплуатации. Многое зависит от износа вкладыша из полимера внутри опоры.

  3. Стук, потрескивание и щелчки в районе ступицы колеса — основные симптомы, которые позволяют говорить об износе опоры. Неравномерный износ шин, а также уводы автомобиля во время торможения тоже намекают на возможные проблемы с шаровыми опорами.

  4. При возникшей проблеме с шаровой опорой, лучше менять обе. Все это в дальнейшем позволит сэкономить время и деньги.

Какие лекарства запрещены перед вождением авто

Лада Искра фото, цена, характеристики, размер, дата выхода