4 мин.

Фрайские кущи

Однозначно судить о персоне Фрая – заведомо обрекать последующее изложение на безапелляционность и слепую субъективность суждений. Согласитесь, в то время, как для одних Ник – человек, вытянувший иглу капельницы из вены стоявшей на пороге финансовой смерти «Супер Агури» (именно в докладе главы «материнской» конюшни впервые прямым текстом было указано не необходимость прекращения дотаций ради сокращения расходов), для других он – человек, поспособствовавший становлению и росту компании «Продрайв», а также идейный вдохновитель гоночной команды «Хонда» с конца 2004 года. Однако сейчас предлагаем читателям абстрагироваться от специфики личного восприятия Фрая в контексте автоспорта вообще и «Формулы-1» в частности и оценить степень его влияния на нынешнюю судьбу конюшни, балансирующей на грани жизни и смерти.

Итак, что мы имеем? Во-первых, 100 млн долларов «подъемных», которые являются базой для спасения команды – это в дополнение к уже оплаченному заявочному взносу на участие в чемпионате мира-2009 и полностью погашенной аренде базы в Брэкли – сию сумму готовы добавить бывшие японские патроны. Хоть они и представляют это в виде жеста доброй воли, на деле концерн теряет деньги при любых раскладах. В случае если формулический проект не выживет, корпорации придется выплатить неустойки за досрочное расторжение контрактов около 750 сотрудников, а также возвратить долги по кредитным обязательствам. Угадаете, в какую сумму обойдется данное мероприятие?! Коли же конюшня обретет нового владельца, то небольшую часть от благородного взноса на «преодоление переходного периода и дальнейшее развитие» можно будет отбить за счет продажи команды как таковой. Сумма, разумеется, будет символической, но все же лучше, чем ничего.

Во-вторых, около полутора десятков реально заинтересованных в покупке «Хонды» инвесторов. Намедни, правда, все тот же Фрай уверял журналистов, что количество охочих до приобретения бизнесменов достигло 30, но иначе, как блеф, характеризовать эту информацию нельзя. После глобального оттока «табачных» денег из «Формулы-1» у дружины толком не было ни одного серьезного мецената, за исключением концерна. Последние два сезона команда вовсе перебивалась бросовыми внешними сделками, надеясь на отдачу от экологического медиа-проекта Earthdreams, на деле обернувшегося пшиком. При этом расходы у японцев были одними из наикрупнейших в пелетоне – порядка 400 млн долларов. Именно поэтому наплыва желающих сразу после объявления о снятии «Хонды» с довольствования концерна и выставлении конюшни на продажу не наблюдалось. Сомнительно, что косяком инвесторы валят и сейчас (вспомним хотя бы самоотвод Дэйва Ричардса, заявившего о невозможности в условиях кризиса «поднять» замороженный проект).

Хотя прогресс явно есть. Этому, к слову, способствует третий фактор – Росс Браун и подобранный им технический персонал. Сегодня потенциальному новому владельцу придется решать куда меньше кадровых вопросов по сравнению, скажем, с 2007-м, когда «Хонде» пришлось не только тасовать мотористов, но и перетряхивать отдел аэродинамики. Точечная селекция, проведенная британцем, достойна уважения: мало того, что в качественном смысле японцы выиграли, так еще и получили команду профессионалов, думающую в унисон с руководителем (пример Майка Гаскойна и Колина Коллеса из «Форс-Индии» демонстрирует, к какому управленческому кризису приводят обратные случаи). Плюс персона самого Брауна облегчит технологические изыскания – за примером далеко ходить не надо, достаточно вспомнить перспективу поставки моторов «Феррари» под славное имя Росса для модели RA109…

Как видим, в плане долгосрочной перспективы отнюдь неплохая база. Собственно, поэтому инвесторы и зашевелились – при грамотном вложении средств через пару лет перспектива получения вполне достойной отдачи вполне реальна. На руководство концерна начали выходить люди с деньгами, делать конкретные предложения, инициировать переговоры… Как вдруг вся машина застопорилась! Причину удалось выяснить во многом благодаря случайности – владелец судоходных компаний Ахиллес Каллакис выразил в прессе недовольство тем, как идет процесс рассмотрения заявок. Следом грека поддержали еще несколько кандидатов на приобретение конюшни, чем спровоцировали детальное исследование рынка. Здесь-то и обнаружился подвох: неспешность в рассмотрении заявок спровоцировал интерес господина Фрая, предложившего концерну себя любимого в качестве потенциального покупателя!

Казалось бы, что плохого в желании бывшего менеджера конюшни сохранить детище в привычном виде и рулить им по своему усмотрению? Теоретически, ничего. Но на практике вопрос финансирования (читайте – выживания) «Хонды» вновь становится актуальным. Простая цифирь: для оформления сделки функционеру надо убедить концерн в том, что он способен гарантировать проекту финансовую стабильность на период от трех до пяти лет. Вспомним сумму, которую тратили японцы… Очевидно, что Фраю в одиночку траты не потянуть. Естественно, придется искать партнеров, способных поручиться за менеджера или войти с ним в долю. А теперь скажите на милость, много ли серьезных инвесторов согласятся на кооперацию с Ником после известий о его способах ведения закулисной борьбы? Многие ли поверят в рентабельность нового проекта человека, называвшего кампанию Earthdreams самой перспективной из доселе существовавших в смысле финансовой отдачи? Многие ли бизнесмены поверят… Впрочем, стоп! Мы же обещали не ворошить прошлое и не возвращаться к махинациям Фрая давно минувших лет…

Поклонникам японской конюшни остается пожелать, чтобы «Хонда» попала в хорошие руки. В месте обитания болидов на ближайший сезон – последние ряды стартовой решетки – сомневаться не приходится. Уж больно много времени, необходимого на разработку конкурентоспособного болида, упущено, да и редизайн в связи с перспективой использования мотора «Феррари» (или «БМВ», или «Мерседеса») неизбежен. Посему приобретение толкового босса, ведущего честную игру и имеющего деньги за душой, видится идеальной компенсацией фанатам за страдания – бывшие и грядущие…