«Ах, как кружится голова!..»
Ура новинкам
Что и говорить, приятно, когда не сбываются неблагополучные прогнозы. И хоть при этом ты чувствуешь себя никудышным предсказателем, радость от того, что худшего не случилось, все-таки перевешивает. Опасений по поводу дебюта новой аэродинамики в «Индикаре» было много, и связаны они были с тем, что серия в последнее время не может похвастать тем, что успешно берет на вооружение всяческие инновации, будучи вынужденной до сих пор использовать болиды, которые появились на трассах еще в 2003 году. Но резонно предположить, что в руководстве «Индикара» сидят люди не глупые, которые знают, что делают. Гонки на овалах, похоже, вновь стали зрелищными.
Перед этапом на «Кентукки Спидвей» технический регламент серии обзавелся тремя нововведениями. Отныне на 1,5-мильных овальных треках опционально могут использоваться новые аэродинамические элементы, создающие дополнительную прижимную силу задней части машины – они расположены на боковых понтонах (удлиняя их) и в области задних колес (входя в систему охлаждения тормозов). Также с целью уменьшения создаваемой турбулентности немного изменена геометрия заднего антикрыла, ну и наконец – это самая интересная новинка – появилась кнопка под названием overtake assist («помощник обгонов»), нажатие которой позволит гонщику выжать из мотора дополнительно от 5 до 20 лошадиных сил на протяжении 12 секунд. То, что приготовила «Хонда», очень напоминает аналогичный push-to-pass, в свое время использовавшийся в «Чампкаре», но так как в нынешние времена про волшебное слово «турбо» уже стали забывать, да и мощность двигателей в «Инди» относительно невелика, различия в этих двух устройствах видны невооруженным глазом. Кстати говоря, использование волшебной кнопки ограниченно – на первый раз было разрешено 20 раз с промежутком не менее 10 секунд нажимать overtake assist. Пока какого-то чудодейственного эффекта от «помощника» зрители не увидели, но объясняется это теми условиями, в которых проходила подготовка к отчетному этапу серии «Индикар».
Проблема заключалась в погоде и инфраструктуре спидвея. В четверг город Спарта, рядом с которым расположен автодром, заливали дожди, а на следующий день, несмотря на солнышко и относительно безоблачное небо, все тренировки и квалификация оказались отменены. Случилось то же самое, что и в Айове: сквозь асфальт начала проступать вода. Как ни пытались работники трека, устранить течь им не удалось. А в субботу погода опять не радовала… Кончилось все тем, что стартовое поле было оформлено в соответствии с зачетом владельцев, а гонщики получили всего час с небольшим практики перед гонкой. Естественно, в таких условиях приноровиться к оптимальному использованию волшебной кнопки было тяжело. Другое дело, что все почти сразу с одобрением отозвались о новой аэродинамике, так что прежней скукотищи ожидать, вроде бы, не приходилось. И действительно, гонка прошла на ура. Хорошо, что дождь так и не вмешался в проведение заезда.
Несмотря на отсутствие желтых флагов, борьба за лидерство в ней шла практически всю дистанцию – и в этом главное достоинство прошедшей гонки. Коушен был объявлен всего один раз, когда на 121-м круге замедлился Джастин Уилсон, и выезд пейс-кара коренным образом изменил ситуацию в заезде. Если до этого основное сражение разворачивалось между Скоттом Диксоном и Райаном Бриско, то благодаря желтому в соперничество смогли включиться Эд Карпентер и Тони Канаан, стартовавшие из середины пелотона. Пасынок Тони Джорджа так вообще стал одним из героев вечера. Его нельзя назвать одаренным гонщиком, но на овалах он выглядит достаточно неплохо, и 300-мильная гонка в Кентукки стала одним из самых ярких моментов его карьеры.
На рестарте Карпентер смог пройти Бриско и начал сражение с Уиллом Пауэром, который не останавливался во время коушена. Австралиец упорно защищался, и попытки Эда совершить обгон по внешней траектории ни к чему не привели. Пришлось ждать, пока Уилл отправится на пит-лейн… Очередь остальных лидеров пришла на 175 круге. Интересно, что более ранняя остановка Карпентера позволила ему вернуться на первую позицию по завершению цикла пит-стопов, при этом лидерство его ощутимо выросло, однако Бриско, Канаан, Кастроневеш и Диксон не сидели сложа руки. Им быстро удалось настичь беглеца, но тот так вгрызался в преимущество внутренней линии, что обойти его было очень сложной задачей. Более подготовленным вершить серьезные дела оказался Бриско. Выйдя на второе место, он стал методично продавливать своего соперника, пользуясь отличным импульсом после выходов из виражей. Если бы Райан смог совершить обгон на одной из прямых, вопрос о победителе был бы тут же решен, но на входах в повороты внешний радиус не работал на пользу пилоту «Пенске Рейсинг». В результате завязалась напряженная борьба бок о бок. То Бриско, то Карпентер изредка пользовались «помощником обгонов», но решающего преимущества добиться никому не удавалось.
Все решилось на последнем круге. У обоих еще оставалось по одному разу использования заветной кнопки, но Бриско подгадал получше своего соперника. Основные проблемы у Райана возникали в третьем-четвертом поворотах, и поэтому именно на этом отрезке он нивелировал потерю относительно Карпентера за счет «помощника». На 200 круге это позволило ему великолепно выйти из последнего виража и чуть-чуть, но все же опередить Карпентера. Две машины разделило всего 0,016 секунды.
Кажется, Бриско был больше рад не тому, что стал автором такой красивой победы, а набранным 50 очкам, которые позволили ему вернуться на первое место в общем зачете. После гонки австралиец достаточно подробно рассказал о том, как проходило его сражение с Карпентером, в то время как разочарованный Эд только и смог, что поблагодарить команду и спонсоров. Бриско, в частности, отметил, что буквально «выпрыгивал из кокпита, пытаясь опередить своего соперника до финишной черты».
Очень радостным после гонки выглядел Тони Канаан, занявший третье место. Оно и понятно: после серии неудач бразильцу как воздух был необходим хороший результат. «Великолепная гонка. Мы сражались всю дистанцию, и делали это чисто, без контактов. Зрители пришли сюда увидеть фотофиниш, и они его получили. Хочу сказать спасибо Лиге, Брайану Барнхарту, всем тем, кто работал над введением новой аэродинамики. У нас снова будут зрелищные гонки на скоростных треках!», – сказал Тони. Его слова отлично резюмируют этап – ни убавить, ни прибавить. Конечно, негатив всегда можно найти, но после такой гонки этого совсем не хочется делать.
Потрясающий дебют
Если субботний вечер был отдан на откуп машинам с открытыми колесами, то в светлое время суток прошло не менее интересное событие в мире сток-каров. На «Айова Спидвей» дебютировал второй по рангу дивизион NASCAR – Nationwide Series, и дебютировал так, что мало не показалось никому.
Скоростной 0.875-мильный овал в Ньютоне – первый шорт-трек, готовый принимать соревнования самого высокого уровня, из числа овалов, построенных в новом тысячелетии. Сегодня в погоне за прибылью гораздо выгоднее строить скоростные спидвеи с большой вместимостью трибун, так что ввод в эксплуатацию трека в Айове сломал эту тенденцию. Первыми в 2008 году трассу опробовали гонщики серии «Индикар», затем там начала проводить этап ARCA, в этом году на ней прошел объединенный этап туринг-серий, и вот наконец-то пришел черед Nationwide Series.
Ожидания от гонки были очень высокими. Прогрессивный бэнкинг обещал борьбу с использованием нескольких гоночных траекторий, а горячность и неопытность молодых пилотов была отличным тому подспорьем. Не обошлось без визитеров из Sprint Cup, но если участие Кайла Буша и Карла Эдвардса объяснялось их сражением за титул, то вот Кевин Харвик совершил перелет из залитого дождем Поконо, чтобы просто погоняться в свое удовольствие.
Так как прежде «Вайд» в Айове не гонялся, участники заезда получили невиданную доселе роскошь – три тренировочных сессии, чтобы получше приноровиться к треку. Интересные результаты практик и потрясающая квалификация, в которой новички Рики Стенхаус и Джастин Оллгайер разделили первый ряд стартового поля с одинаковым временем, еще больше подогрели интерес к гонке. Ну а когда взмах зеленого флага отправил пелотон из 43 машин на первый круг, стало сразу ясно, что зрителей ждет нечто особенное.
Действительно, все 250 кругов дистанции на трассе шла непрерывная борьба. Тут сражались за лидерство, там за попадание в Топ-15, затем камера выхватывала еще одну группу пилотов, где велся яростный спор за позиции… Обгоны, опасные ситуации и (куда же без них!) аварии создавали невероятную карусель. Все это напоминало мультфильм про золотую антилопу, только вот кричать «Довольно!» абсолютно не хотелось.
Главными действующими лицами заезда стали Брэд Кезеловски, занимающий в чемпионате третье место, и Кайл Буш, очевидно, будущий чемпион. Отодвинув на второй план остальных гонщиков, эти двое, постоянно меняясь позициями, устроили потрясающее шоу. Подавляющее большинство зрителей на трибунах горячо желало победы Кезеловски – было бы справедливо, если бы первая в истории победа на «Айова Спидвей» досталась пилоту из «Вайда», а не «Кубка «Спринт», и Брэд блестяще справился с задачей. За 8 кругов до финиша он, пользуясь тем, что резина на его машине лучше держала трек, сумел пройти Буша и довести дело до своего второго триумфа в сезоне. Кайл поначалу сел на задний бампер своему сопернику, пару раз ему даже удавалось поравняться с №88, но запала продолжать атаки до клетчатого флага ему не хватило: финишировал Кезеловски с уверенным преимуществом в полсекунды.
Буш по своему обыкновению после гонки был зол на всех и вся. Проигрыш Брэду его очень разочаровал, и настроение Кайла не улучшалось даже от того, что Карл Эдвардс финишировал в гонке на четвертом месте, и, следовательно, еще больше отстал от него в таблице чемпионате. Эдвардс вообще удивил: большую часть гонки он блуждал вдалеке от Топ-5, лишь под конец раскатившись и показав более-менее достойный результат. Да, в этом сезоне Карл в соперники Бушу не годится. Зато в Sprint Cup дела у него клеятся не в пример лучше, чем у пилота «Джо Гиббс Рейсинг». Этап в Поконо для Кайла вновь сложился неудачно.
Понедельник – день тяжелый
В июне Поконо стал первым треком в календаре NASCAR, на котором использовались рестарты в два ряда. Тогда понять, насколько же изменились гонки благодаря новому правилу, не удалось – коушенов было немного, а все самое интересное случилось на топливной концовке. На этот раз 500-мильная гонка также скучать не заставила и уже благодаря рестартам, точнее той мясорубке, что на них творилась.
21-й этап сезона в «Кубке «Спринт» оказался перенесен на понедельник, причем спрогнозировать такой исход можно было еще за несколько дней до того – благо метеорологи в США свою работу делают на отлично. Восточное побережье США в выходные накрыл циклон, и Пенсильванию залил дождь. В пятницу на «Поконо Рейсвей» было очень мокро и сыро, так что квалификацию пришлось отменить, в субботу при благоприятных погодных условиях прошел этап серии ARCA, а вот на следующий день облачность снова висела над треком. Дождь пролился утром, покапал днем, и все это время вопрос о проведении Sunoco Pennsylvania 500 стоял ребром. Трек высушить вроде бы удавалось, но тут буквально из-под земли вылезла новая беда – в поворотах асфальт дал течь. К наиболее проблемным участкам были направлены службы трека, но оперативно устранить такое явление, как weepers, просто невозможно, сколько не прорезай канавок для стока воды. Так как трасса не оборудована искусственным освещением, перенос гонки на полдень понедельника выглядел единственно правильным решением. Обидно только, что объявлено об этом было, когда солнце выглянуло из-за туч…
Как бы то ни было, но трудовая неделя началась с очень зрелищной гонки, хоть от Поконо этого особо и не ждали. Интрига медленно закручивалась первые 165 кругов, пока желтый флаг не завязал такой узел противоречий, что всякие надежды предсказать итог гонки оказались обречены на провал. Три машины к тому моменту уже успели подтвердить правомочность притязаний на победу: «Шевроле» Джимми Джонсона, «Тойота» Денни Хэмлина и «Додж» Кейси Кейна. Джонсон, правда, оказался в трех кругах позади лидера – механикам пришлось устранять проблемы с двигателем, но правило «лаки-дог» оставляло трехкратному чемпиону шансы вернуться в борьбу за высокие места.
Итак, 165 круг… Он ознаменовался очередным желтым флагом, в данном случае из-за обломков в третьем повороте. По счастливой случайности прямо перед объявлением коушена свои пит-стопы под зеленым флагом провели Хуан-Пабло Монтойя и Сэм Хорниш-младший. Это позволило им не заезжать на смену резины вместе со всеми и, следовательно, вывело на очень хорошие позиции. Также решили не останавливаться под желтым флагом Клинт Бойер и Скотт Спид, и эта четверка сформировала группу лидеров. На пит-лейн же команды единодушия не проявили: кто-то, как, например, Дейл Эрнхардт-мл. или Тони Стюарт решили только дозаправиться; кто-то поменял две покрышки (Кейн), а кто-то – четыре (Хэмлин). В результате, положение в пелотоне полностью перемешалось.
Пробежка под зеленым флагом длилась всего шесть кругов. За это время Монтойя вышел на второе место, Кайл Буш зацепил стену после контакта со Спидом, а Хэмлин на ровном месте вынес Дэвида Рейтиманна и Маркоса Эмброуза. Стремясь как можно скорее прорваться вперед, Денни решил действовать максимально агрессивно, и невинными жертвами его нетерпеливости стали гонщики, претендовавшие на Топ-10. Коушен из-за этой аварии предоставил гонщикам небольшую передышку, а затем все началось по новой.
Всего три круга было пройдено в боевом режиме, после чего случилась новая авария. На этот раз в роли пострадавших оказались середняки. Дэвид Рэган, в гонщицких качествах которого не сомневаются только его спонсоры, в первом повороте толкнул Бобби Лабонте, тот на огромной скорости врезался в отбойник, и тут на сцену вышел Майкл Уолтрип. Как ни в чем не бывало, он пролетел мимо аварии и, не замечая никого и ничего, зацепил машины Джоуи Логано и Рида Соренсона. Все трое повторили судьбу Лабонте, впечатавшись в стену.
Когда последствия завала были расчищены, оказалось, что до конца гонки осталось всего 13 кругов. Бойер, чудом удерживавший первую позицию, снова сохранил ее на рестарте, но вот одно дело обороняться против Хорниша или Монтойи, и другое дело иметь в соперниках доминирующую машину Хэмлина. Хэмлину потребовалось несколько мгновений, чтобы переместиться на вторую позицию, затем он быстренько догнал лидера, вынудил его ошибиться на входе в вираж и вернул принадлежащее себе по праву первое место. И пусть позади происходило много чего интересного, Денни до этого не было никакого дела. Впереди его ждала первая победа в сезоне, тем более эмоциональная из-за того, что за несколько дней до гонки ушла из жизни его бабушка… Естественно, что особого веселья на Аллее победы на этот раз не было.
На втором месте все-таки финишировал Монтойя, причем колумбиец утверждал, что мог выиграть. «Думаю, я смог бы сдержать Денни, но на последнем рестарте я получил толчок от Кейна, и он смог пройти меня», – сказал Хуан. Отличный результат в Поконо еще более упрочил его позиции в чемпионате – теперь он занимает восьмое место в общем зачете. Бойер в итоге стал третьим, и перед ним снова забрезжил лучик надежды. Однако Клинту предстоит здорово постараться, чтобы принять участие в борьбе за титул. Одним из самых интересных событий последнего отрезка гонки стал прорыв Джонсона. Получив третьего лаки-дога, Джимми вернулся в круг лидера и тут же взлетел на 13-е место. Пит-стоп на 182 круге стал одним из факторов, поспособствовавших совершению этого небольшого подвига. Ну а Кайл Буш, за судьбой которого сейчас пристально следит едва ли не каждый любитель гонок сток-каров, закончил дистанцию на 16-м месте, и перспектива остаться без «Чейза» принимает все более реальные очертания. Еще в мае о таком никто и подумать не мог, но таковы гонки NASCAR – сюрпризы в них происходят постоянно.
Первыми приехали Late Model, совметная гонка Camping Wolrd East & West (туринг?!) прошла 20.05.2007, 16-летний Логано обогнал за 6 кругов до финиша Харвика. Через неделю приехала ARCA, а IRL гонялись в Айове 24 Июня 2007 года.