Загрузить фотографиюОчиститьИскать

    Старомодная Монца. Что нужно знать о Гран-при Италии

    Неистовые болельщики, уникальные требования к технике и идеально подходящая «Феррари» трасса в Монце – в предисловии к итальянскому этапу «Формулы-1».

    Старомодная Монца. Что нужно знать о Гран-при Италии
    Старомодная Монца. Что нужно знать о Гран-при Италии

    Монца – территория «Феррари»

    Атмосфера, царящая по ходу всей гонки в Италии и характерная для этой страны, заставляет многих из паддока почувствовать себя частью чего-то важного. Виной всему итальянские болельщики, которых здесь называют «тифози». Они страстно переживают все, что происходит на треке, и столь увлеченно болеют, что даже заядлые противники езды на больших скоростях присоединяются к просмотру «Формулы – 1».

    «По ходу уик-энда тифози создают удивительную атмосферу, они неистовствуют, будучи одержимыми страстью к одной красной команде, – делится своими впечатлениями Марк Уэббер. – Любят забираться на все, что угодно, чтобы получить хороший вид на трассу: они сидят на деревьях, рекламных щитах, на старом бэнкинге после второго поворота в «Лесмо», болтая ногами над барьерами».

    Итальянцы, естественно, обожают «Феррари». Ее успехи и неудачи они расценивают как собственные, пилоты конюшни являются бесспорными кумирами, а трасса в Монце априори считается территорией Скудерии. Обеспечивая любимой команде мощную поддержку, болельщики вправе ожидать, что их старания будут вознаграждены. И Скудерия радует своих поклонников победами, а иногда для итальянцев здесь случаются и вовсе сказочные события, такие как дубль 1988 года.

    «Тифози сидят на деревьях, рекламных щитах, на старом бэнкинге после второго поворота в «Лесмо», болтая ногами над барьерами»

    Пилоты, выступающие за «Феррари» с 2010 года, не могут похвастаться огромным списком побед в Италии. Алонсо выигрывал здесь однажды в 2010-м, а в 2011-м и 2012-м был 3-м, Масса же поднимался на подиум только в 2010 году (3-е место).

    Порадует ли итальянский Гран-при тифози победой родной команды? На уникальной трассе в Монце нельзя недооценивать фактор пилотажа – из-за необычных требований к машине от гонщиков требуется большое умение не просто удерживать нестабильный болид в поворотах, но также хорошо выходить из виражей и разгоняться.

    Грамотно подобранные настройки болида – вторая составляющая успеха. Удача здесь благоволит тем, кто смог добиться от машины низкой прижимной силы, отличной работы с резиной, хорошей скорости на прямых и стабильных торможений. Скорость и стабильность F138, продемонстрированная в Спа, дарит надежду на то, что команда сможет поучаствовать в борьбе за первое место.

    Скорость

    Итальянскую трассу проектировали в расчете на рекордную скорость, но несколько раз из-за трагических событий автодром приходилось перестраивать. Несмотря на кажущуюся простоту нынешней конфигурации, трек предъявляет к болидам уникальные требования.

    Для того чтобы пройти дистанцию и поучаствовать в борьбе за победу, необходимы хорошая коробка передач и мощный двигатель. Максимальная скорость на трассе в Монце 342 – 347 км/ч, средняя – 250 км/ч. Газ не используется только 5% круга, а пилот совершает около 42 переключений передач за круг. При этом самая длинная прямая составляет 1320 метров, а самый длинный разгон – 1520 метров. Не имея в своем активе мотора, способного выдержать такие нагрузки, команде придется сложно.

    Помимо этого, нужно серьезно поработать с машиной для создания низкой прижимной силы. Как правило, все в паддоке готовят антикрылья минимального размера, которые обеспечат прижим, необходимый лишь для стабильности на торможении. В подобной конфигурации боилды ведут себя иначе, из-за меньшей прижимной силы меняется динамика разгона и торможения.

    Итальянскую трассу проектировали в расчете на рекордную скорость, но несколько раз из-за трагических событий автодром приходилось перестраивать

    Плюс ко всему зачастую перегрев тормозной системы является причиной схода и аварий. В Монце шесть зон торможения и износ тормозов достаточно велик. Пилотам приходиться сбрасывать скорость с 345 км/ч до 90 км/ч (на подъезде к медленной шикане «Реттифильо»). По ходу круга скорость скачет от 347 км/ч до 100-90 км/ч.

    Помимо всего перечисленного, существуют еще поребрики, прохождение которых несколько увеличивает износ резины и влияет на работу подвески. Поэтому от команд требуется найти оптимальные настройки подвески по ходу свободных заездов.

    Претенденты на победу

    Стремительно летящий болид Льюиса Хэмилтона в Бельгии во время квалификации подарил болельщикам «Мерседеса» надежду на победу. Но в Спа немецкая команда сделала выбор в пользу дождевых настроек, и чем это закончилось – помнят все. В этот раз мы снова будем наблюдать, как меняется погода, а команды играют в рулетку.

    Преимуществом «Мерседеса» на трассе в Монце является мощный мотор. При этом на итальянской трассе меньше скоростных поворотов, чем в Бельгии, так что если команда и должна побеждать, то здесь. Способность конюшни из Бракли «выстрелить» в Монце косвенно подтверждает выступление Михаэля Шумахера в 2011 году – на не самой лучшей машине в пелотоне семикратный чемпион мира долго сдерживал позади Хэмилтона.

    Единственным препятствием на пути к победе может стать практически исчерпанный, по слухам, лимит на двигатели, из-за которого команде придется беречь моторы. Конечно, это всего лишь слухи, но мир «Формулы -1» не раз доказывал, что дыма без огня не бывает.

    Другой конюшней, которая способна повлиять на расстановку сил, является «Лотус». Однако если посмотреть на выступления коллектива из Энстоуна по ходу всего сезона, то становится ясно, что шансы команды на победу на скоростной трассе не столь высоки, как у «Феррари» и «Мерседеса». Гонки в Спа и Монреале (где также важны максимальная скорость и низкая прижимная сила) показали, что E21 не хватает скорости, а при атаке поребриков начинаются проблемы.

    «Лотус» приготовил новые аэродинамические элементы специально для итальянской трассы, довел до ума систему двойной DRS и удлинил колесную базу болида

    Впрочем, «Лотус» приготовил новые аэродинамические элементы специально для итальянской трассы, довел до ума систему двойной DRS и удлинил колесную базу болида. При этом только конюшня из Энстоуна смогла заставить правильно работать резину в жару…

    Если E21 все еще остается неразгаданной тайной, то болид «Ред Булл» уже не раз в этом году продемонстрировал скрытые возможности.

    Считается, что болиды австрийской конюшни традиционно не сильны на автодромах, где требуется максимальная скорость. Однако если посмотреть на результаты, продемонстрированные Феттелем и Уэббером в Малайзии, Канаде и Бельгии, можно предположить, что в Монце пилоты «Ред Булл» имеют неплохие шансы на успех. При этом гонка в Бельгии показала, что инженерам удалось увеличить скорость машины на прямых, а руководство «Ред Булл» сообщило, что команда привезет новинки, подготовленные с учетом всех требований итальянской трассы.

    Болельщикам остается надеяться, что, если один из пилотов австрийской конюшни будет лидировать в гонке, то преимущество «Ред Булл» окажется не столь угнетающим, как две недели назад, и позволит наблюдать красивую борьбу.

    Кто станет лучшим из остальных

    Характерная высокая скорость и неформатные аэродинамические настройки для итальянского трека предполагают, что команды подготовят целый пакет новинок, который работает только на «Аутодромо Национале». Но некоторые из топ-команд считают нецелесообразным тратиться на разработку единичного аэродинамического пакета. Такой подход предоставляет прекрасную возможность проявить себя командам из середины пелотона.

    «Форс-Индия» – один из коллективов, скорость и эффективность работы болида которого может повлиять на расклад в топ-10.

    «Я прекрасно помню, как здорово в прошлом году в квалификации выступил Пол ди Реста. Также именно на этой трассе я добился лучшего для себя результата в «Формуле-1» – в 2009 году – так что исторически это подходящий для нас Гран-при», – говорит Адриан Сутиль.

    «Форс-Индия» – один из коллективов, скорость и эффективность работы болида которого может повлиять на расклад в топ-10

    Прошлогоднее выступление Серхио Переса на «Заубере» также не может остаться не замеченным. Конечно, говорить о подиуме в этот раз, учитывая нынешнюю форму швейцарской команды, было бы слишком оптимистично, но поучаствовать в борьбе за очки пилоты «Заубера» могут вполне.

    Отмечающая свою 50-ю годовщину выступлений в «Формуле-1», «Макларен» трезво смотрит на положение вещей. Надежды на внезапный прорыв команды у болельщиков почти угасли, да и руководство не питает больше иллюзий на счет побед в сезоне-2013.

    Как сказал Сэм Майкл: «Хотя команда будет привозить отдельные новинки для этой машины, речь уже не идет об обновлениях, которые нацелены на улучшения гоночной скорости: теперь мы стараемся собрать как можно больше данных с прицелом на 2014 год, где они могут принести пользу».

    Тактика, обгоны, резина

    Несмотря на то, что на трассе в Монце существуют возможности для обгона (две зоны DRS), важную роль играет стратегия. В основном, команды планируют пройти дистанцию гонки только с одним пит-стопом – отчасти из-за выбранных шинниками покрышек.

    В этот раз «Пирелли» привезет резину среднего и жесткого типа. Такое сочетание было в Бельгии, но трек в Монце уникален во многом. В том числе и по работе с резиной.

    Из-за высоких скоростей возникает перегрев шин. Если к этому добавляется высокая температура асфальтового покрытия, то охлаждение резины становится серьезной проблемой. В эти выходные воздух прогреется до 26-29 градусов по Цельсию, а асфальт – до 26-38 градусов.

    Помимо высоких температур колес на износ покрышек влияет эффект пузырения, возникающий из-за заноса болида. Прогноз погоды обещает сухой и безоблачный первый день заездов, в субботу и воскресенье вероятен дождь. Так что инженерам и пилотам предстоит непростая работа по подбору настроек и контролю износа резины.

    5 лучших Гран-при Италии

    КОММЕНТАРИИ

    Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.

    Лучшие материалы