4 мин.

Из регби в бег с одной рукой. Как Халберг стал легендой лёгкой атлетики

Новозеландец Мюррей Халберг сделал то, что удаётся не многим. Он получил серьёзную травму, из-за которой был вынужден досрочно завершить едва начавшуюся карьеру в любимом регби. Но спорт экс-регбист бросить не мог – начал заниматься бегом, где его повреждение стало его козырем. Главный забег своей карьеры он совершил на Играх-1960, когда начал своё «финальное» ускорение за три круга до финишной черты.

Халберг родился и вырос в одном из самых больших городов Океании – Окленде. В школе он начал заниматься спортом: больше всему ему нравились занятия регби и крикетом. Тренировки стали чуть серьёзнее, когда он стал студентом колледжа Эвондейл, но чтобы преуспеть хоть где-то, Мюррей должен был сделать выбор.

Однако судьба-злодейка решила, что Халбергу выбирать не придётся. Во время одного из студенческих поединков спортсмен получил серьёзное повреждение. После того как на него навались соперники, рука Халберга словно отсохла. Нервы были повреждены, и это означало, что на полноценную левую руку Мюррей больше рассчитывать не мог. Он несколько раз оказывался на хирургическом столе, после чего его конечность начала минимально реагировать на сигналы мозга, но этого иногда не хватало даже в повседневности.

Сам парень рассказывал:

— Мне пришлось учиться жить по-новому. Я был левшой, но всё стал делать правой рукой. Конечно, о контактных видах спорта пришлось забыть, но со спортом я расставаться не хотел.

Халберг точно знал, что заканчивать не стоит. Он подобрал для себя самое подходящее — лёгкая атлетика. Если быть точнее, то бег, где его рука не стала бы значимым для победы фактором. За работу с новообращённым бегуном взялся наставник Артур Лидьярд. Он отмечал, что Мюррей был уникален. И говорил он не про его руку, а про невероятную силу воли, которая позволяла ему держаться до самого финиша. Лидьярд рассказывал, что его подопечный никогда не уходил с тренировки, если у него оставалось хотя бы немного сил — он работал на износ.

Сам Халберг считал, что фактическое отсутствие одной руки только помогало ему:

«О моей левой руке было много написано и рассказано. Давайте и я внесу некоторую ясность, чем, возможно, многих разочарую. Я думаю, травма руки помогла мне в беге. До того матча у меня во время бега были некоторые проблемы с координацией. А потом я начал бегать с поднятой левой рукой, раскачивая себя правой. И проблемы с балансом практически исчезли. А моя нелепая со стороны манера бега даже помогала мне в поворотах. Во всём нужно искать что-то хорошее, было бы желание», — резюмировал атлет.

На свою первую Олимпиаду он попал в 1956-м. Она, однако, обернулась провалом. Мюррей просто не смог добежать до финиша: он так сильно запыхался, что финишную линию пересекал пешком. Ни тренер, ни сам спортсмен не могли объяснить природу произошедшего.

Тем не мене, стратегию тандем сменил. Теперь Халберг готовился выступить на дистанциях подлиннее — 5 и 10 км. Специалист предложил Мюррею опробовать необычную тактику. Бегун должен был выполнить спринтерское ускорение. Только вот на Олимпиаде-1960 оно случилось неожиданно рано. Но таков был план.

«Я начал бег настолько спокойно, насколько мог это сделать. Как будто соперники подхватили меня и словно несли в толпе. За три круга до финиша, как и было запланировано, я резко взвинтил темп и вырвался вперёд. Наверное, остальные думали, что я просто ошибся с подсчётом кругов, но нет, я так и хотел… Меня подстёгивала дикая боль. Я понимал, что если хочу чего-то добиться, то делать это нужно сейчас, другого шанса может не быть. Финишировал я, почти ничего не осознавая. Помню только, что очнулся после финиша, когда меня поднимали под руки», — описывал Халберг в своей автобиографической книге.

Со стороны это выглядело потрясающе...рисково. Новозеландец сначала вырвался вперёд метров на 30, но вдруг его начали догонять. Его соперники, которые начали ускорение чуть позже, быстро сократили разрыв вдвое, а на финальном круге едва не догнали. Халберг успел финишировать лишь на 1,2 секунды раньше преследователей. Впрочем, это было неважно. Победа была его!

«Если бы я положился только на свой финиш, я бы, наверное, мог победить. Но действуя так, как сделал я, я был уверен, что смогу победить», — сказал Халберг в ответ на вопрос чеха Эмиля Затопека, которого очень интересовало, почему Мюррей решился на такой ранний спурт. Спортсмен из Чехословакии, к слову, назвал новозеландца самым смелым атлетом на его памяти.

Халберг, который мог бы стать сенсацией регби, оказался главное звездой лёгкой атлетики в своей стране. Его результаты продолжали радовать болельщиков ещё несколько лет, пока в 1963-м он не начал активно заниматься общественной деятельностью и не завершил карьеру ещё пару лет спустя.