Любовь к «Уотфорду» 6-летнему Элтону Джону привил отец. Но музыкант так и не услышал от него похвалы за успехи клуба
Сегодня у Элтона Джона день рождения – ему исполнилось 78. Возраст солидный – музыкант прекратил давать концерты, а в декабре сообщил о том, что в результате инфекции полностью ослеп на один глаз, и частично – на другой; но, кажется, зрение медленно возвращается к нему.
Пожелаем лучшему владельцу в истории «Уотфорда» выздоровления, а я хотел бы поделиться тронувшей меня историей, которую я взял из вышедшей полтора года назад книги «Watford Forever» (написанной при участии самого музыканта).

Один отец – две личности
Шестилетний Реджиналд Дуайт (или просто Реджи), живущий в районе Пиннер на севере Лондона, боялся отца. Реджи не видел его половину своей маленькой жизни – Стэнли работал в армии и был в постоянных разъездах, например, два года провел в Ираке. Когда он вернулся, то в основном занимался тем, что ругался с женой, либо мрачно сидел на диване, мало обращая внимания на сына.

Но однажды произошло событие, изменившие жизнь и мальчика, и (впоследствии) целого футбольного клуба. Стэнли Дуйат, страстный болельщик «Уотфорда», решил взять шестилетнего сына на стадион (от Пиннера до Уотфорда рукой подать). До этого Реджи никогда не был на футболе и понятия не имел, чего ожидать. Когда они вышли из метро, случилось что-то невероятное – Стэнли взял сына за руку, и в первый раз в жизни мальчик почувствовал близость с отцом.
У стадиона отец купил за три пенса программку к матчу и вручил ее Реджи. Они встали за воротами (самые дешевые места), и мальчик был поражен. Ему приходилось бывать в кино с мамой, но это было совсем другое. Бурлящая в ожидании матча толпа, шум и игроки…Когда они вышли на поле, они показались ему титанами. «Я был поражен, какими страстными, какими решительными они были… Сейчас я понимаю, что футболисты четвертого дивизиона получали вероятно чуть больше пособия по безработице, но тогда мне показалось, что они играли так, как будто от этого зависели их жизни», – вспоминал потом он.

Но еще большее впечатление произвела на него трансформация отца. Молчаливый и мрачный дома, на трибуне он предстал другим человеком – кричащим и поющим вместе со всеми. Живым. Когда похолодало, Стэнли накрыл сына своим армейским пальто и принес ему горячий напиток. Возможно, размышлял потом мальчик, именно на стадионе, а не дома, он увидел реальную личность своего родителя.
Реджи влюбился в футбол. Походы с отцом на матчи «Уотфорда» стали традицией – и каждый раз отец покупал трехпенсовые программки, а сын аккуратно складывал их в своей комнате.
Отец не одобрил профессию сына и ни разу не поздравил с успехами в карьере и с клубом
Когда Реджи было 14, родители развелись, и оба вскоре нашли себе новых супругов. Мальчик остался с матерью в Лондоне, а отец уехал жить в Эссекс, недалеко от столицы. Человек, которого мир скоро узнает как Элтона Джона, стал ходить на стадион один. С отцом общение поначалу было регулярным – приезжал к нему в гости и писал письма. В одном из них он признался, что хочет посвятить себе музыке – как он и подозревал, отец этого не одобрил. Стэнли любил музыку, но не рассматривал это как серьезное занятие – он считал, что сыну лучше подошла бы работа в банке или в армии. Он даже не ответил на это письмо, но написал бывшей жене о том, что мальчик, кажется, пошел не по той дорожке. К счастью для подростка, мать с отчимом поддержали его начинания. Отношения же с отцом окончательно охладели.
Потом Стэнли с новой семьей переехали из Эссекса в Уэльс, и его контакты с сыном от первого брака сошли на нет. Даже когда тот стал мировой звездой (и журналисты начали обивать порог его дома с вопросами о сыне), Стэнли ни разу не поздравил Элтона с успехами в карьере.
В 1976 году 29-летний музыкант купил «Уотфорд», а еще через два года угодил в больницу с подозрением на инфаркт (позже оказалось, что это было просто переутомление). Об этом из прессы узнал отец – и прислал в больницу цветы и открытку с пожеланиями выздоровления. По иронии судьбы, незадолго до этого в больницу с реальным инфарктом угодил и сам Стэнли. Элтон об этом узнал позже (от мачехи), и тоже прислал отцу букет- это был их первый контакт за много лет.

Совместный поход на «Энфилд» как последняя попытка наладить отношения
В 1982-м Элтон узнал от сводного брата, что у отца новые проблемы с сердцем, и ему нужна операция. Музыкант позвонил и предложил ее оплатить – Стэнли сухо отказался. Через несколько месяцев Элтон предпринял последнюю попытку наладить отношения – через футбол. Музыкант пригласил отца в Ливерпуль (относительно недалеко от северного Уэльса, где жил Стэнли), чтобы вместе пообедать, а потом посмотреть встречу «Ливерпуля» и «Уотфорда» на «Энфилде», и тот неожиданно согласился. Футбол объединил их много лет назад, и Элтон втайне надеялся, что так случится и на этот раз.
Ожидая отца в ресторане, Элтон очень нервничал. Потом он признавался, что проблема была в его ожиданиях – ему очень хотелось услышать от отца простое: «Молодец, сын. Горжусь тобой». И он надеялся, что может быть, они смогут найти общий язык – в конце концов, их объединяли две страсти – музыка и футбол, и если бы не отец, он, возможно, не полюбил бы игру, и не случилось бы сказки «Уотфорда».

Увы, ничего не получилось. Элтон вспоминал, что при встрече его, как и в детстве, словно обдало холодом и ощущением того, что отец не одобряет ничего из того, что сын делает и говорит. Беседа не клеилась – полтора часа вымученных обсуждений родственников, перемежающихся неловкими паузами. Стэнли ни сказал ничего ни о карьере Элтона, ни об успехах «Уотфорда» – своего любимого клуба, который его сын поднял из 4-го дивизиона в первый.
Элтон снова предложил денег на операцию – и снова отец отказался. Музыкант оплатил счет за обед, и они поехали на «Энфилд» – в последний раз они были вместе на футболе более двадцати лет назад. В ВИП-ложе отец и сын молча посмотрели как «Уотфорд» проиграл «Ливерпулю» (1:3) – разговор по-прежнему не клеился.
После матча Элтон отвез отца на станцию и посадил на поезд – прощание вышло сухим. Больше они никогда не виделись. Стэнли Дуайт умер спустя девять лет, и потом Элтон скажет: «Он никогда не говорил, что любит меня, никогда не обнимал меня и ни разу не пришел на мое выступление».
Хотя вторая жена Стэнли потом расскажет, что до самой своей смерти ее муж хранил на тумбочке у кровати серебряную рамку с фотографией Элтона.
Фото: Daily Mail, Getty Images, watfordobserver.co.uk
Еще больше английского футбола из первых рук в моем телеграм-канале.
Спасибо автору!