5 мин.

Владение шайбой: просто, как все гениальное

Давайте проясним: нет никакого новаторства в том, чтобы делать упор на владение шайбой.

Это никогда не происходит под крики: «Эврика!».

Для этого не нужны никакие серьезные статистические исследования.

Для этого не нужен отдельный тренер или особый приоритет у руководства.

Я обсудил эту тему с Майком Джонстоном, новым тренером Пингвинов, 57-летним человеком, проведшим всю жизнь в этой профессии, в субботу в Consol Energy Center, сразу после того, как он прогонял своих игроков упражнение за упражнением, делая акцент на владении шайбой. Они делали это в защите. Они делали это, катаясь по кругу. Все внимание, включая словесные наставления, было обращено на эту тему.

В то же время, Джонстон даже посмеялся, когда я спросил его, открывает ли он новые горизонты.

«Да, если вернуться назад и спросить это у Скотти Боумэна в начале его тренерской карьеры, ведь владение шайбой в том Монреале, если его измерять, было, наверное, очень высоким», – сказал Джонстон, вспоминая династию Монреаля 70х. «А если говорить о перегруппировках, отходах назад, чтобы убедиться, что шайба точно у вас, то на ум приходят старые советские команды. Даже прошлым вечером, когда мы играли с Детройтом, они были самым сложным в средней зоне соперником, с которым мы пока что сталкивались, с их скоростью и владением шайбой».

И это лишь примеры, которые он вспомнил сразу же, а есть еще куча, даже предшествующих Монреалю Боумэна. Концепция сохранения шайбы у себя – это намного более тривиальная вещь, чем что-либо другое.

По крайней мере, так должно быть.

Я провел день, обсуждая это еще с несколькими тренерами Пингвинов и игроками, лидерами и новичками, чтобы понять их отношение к тому, куда Джонстон ведет команду в плане стратегии, и вот вам расширенный анализ.

Прорыв

Все выстраивается со своей зоны. Но, возможно, величайшим недостатком системы Дена Байлсмы было то, что его защитные схемы были равноценны включению пожарной тревоги: о боже, выводите, сейчас же!!

С точки зрения философии это может звучать мудро, и иногда это даже и выглядело неплохо. В конце концов, если шайба не находится в зоне обороны, она не может причинить большого вреда. Проблема в том, что это сценарий из области фантастики. Соперники будут перехватывать шайбу в твоей зоне, не давая тебе выстроить атаку. Соперники будут оказывать давление. И когда они это делают, нужно давать в ответ больше коллективных действий, а не просто выбрасывать шайбу вперед или по борту.

Первым компонентом того, что Джонстон и Джим Рутерфорд пытались создать через перестроение ростера, было акцентировать скорость и индивидуальные навыки в защите. Вот почему был подписан Кристиан Эрхофф, хотя казалось, что Пингвины вполне оснащены атакующими защитниками. Как сказал Рутерфорд: «Мы хотели снова повысить значение таланта, быть более изобретательными в этой области, строить игру вокруг этого».

Это достигается лучше всего через возвращение в свою зону с шайбой, простое действие, которое происходит множество раз за игру.

Под руководством Байлсмы, когда шайба вбрасывалась в зону Питтсбурга, оба защитника катились за ней. Это называлось "stack", и периодическки применялось Детройтом, Анахаймом и другими. Первый защитник, оказавшийся у шайбы, должен был либо начать выстраивать атаку, либо, если он был закрыт, отдать пас кому-то из партнеров поблизости. Как и большинство других идей Байлсмы, когда такое срабатывало, это выглядело прекрасно. Но с другой стороны, как и с большинством идей Байлсмы, даже и не сосчитать, сколько раз такое не срабатывало.

Крис Летанг объяснил так, приведя пример с участием Пола Мартина: «Если я отходил назад, и Пол вместе со мной, тут же на перехват выходил игрок соперника, один на меня, один на него. А иногда чужая команда могла отправить к нам и третьего».

Коламбус поступал так во время плей-офф. И Рейнджерс. В какой-то момент Байлсма подстроился, возвращая назад своего крайнего нападающего, но это привело лишь к тому, что Летанга теснили еще сильнее, ведь теперь на небольшом пространстве площадки было 5-6 тел.

При отступлении назад по системе Джонстона, Летанг один будет откатываться за шайбой. У него будет возможность либо сыграть на партнера, если пространство между ними свободно, либо сыграть самому. Больше всего надежд на последнее, и они высоки, потому что это означает, что Летанг должен будет переиграть своего соперника один на один, а это он делает так же легко, как мы все дышим.

А он сам верит, что справится?

«Да», - смеется он в ответ. «Я буду в порядке».

В широком смысле, игра команд в своей зоне не сильно отличается. Тут нет особых нюансов у каждой команды. В какой-то момент я всерьез опасался за способность этой группы защитников расчистить пятак, и я очень удивлюсь, если тренеры не разделяют моих чувств. Так что, я жду, что они будут подчеркивать важность сохранения обзора Марка-Андре Флёри свободным и подчищения всех отскоков.

И тут – и это будет новым – искать прорыва нужно будет до середины. Если Пингвины смогут давать Сидни Кросби или Евгению Малкину шайбу на широком шаге, они будут это делать каждый раз. Кстати, каждое упражнение в своей зоне на тренировке в субботу заканчивалось таким пасом, хоть он и был направлен на помощника тренера, а не на игрока.

«Мы хотим двигаться, и мы хотим, чтобы наши лучшие игроки двигались со скоростью звука», - сказал Рик Токкет, – «А когда они будут это делать, мы хотим, чтобы у них была необходимая поддержка»