3 мин.

И вновь продолжается бой

Что же такое все-таки пресловутые мемуары Андре Агасси? Кто-то верит, что это попытка излить душу, кто-то считает, что это самопиар и стремление заработать, а Питер Бодо (ESPN.com) утверждает, что это еще один выстрел в так и не завершившейся войне Агасси и Сампраса. Его небольшой очерк – в блоге «С миру по Нитке».

Хоть это и Бодо, но статья показалась мне забавной. Она называется: «Соперничество Агасси-Сампрас когда-нибудь закончится?»

Когда Андре Агасси этой осенью выпустил автобиографию «Начистоту», она добавила еще один удивительный аккорд не только к его карьере, но и к его соперничеству с Питом Сампрасом. И я не имею в виду те немилосердные комментарии, которыми Андре выражал свое двусмысленное восхищение Сампрасом.

Теперь у нас есть официальные автобиографии двух теннисистов, чье соперничество и совершенство на всех видах покрытий задали высочайшую планку Открытой эры. И несхожесть этих книг – она говорящая… или, скорее, даже кричащая. Прочитайте их одновременно, эти две книги только подчеркивают, насколько разные люди их написали. Для полной ясности признаюсь, я был соавтором Пита в написании «Сознания чемпиона». Можете относиться к этому, как вам заблагорассудится.

Во-первых, даже два названия о многом говорят. Андре хотел в полной мере раскрыть свои мысли и эмоции, Пит же решил позволить читателям узнать, как и почему получилось так, что в 2000 он стал обладателем рекорда по количеству побед на турнирах «Большого шлема». Таким образом, книга Андре очень личная, в ней он будто говорит: «Вот, кем я был, и вот, как я смотрел на мир». Книга Пита более общая: «Вот как я стал великим чемпионом, и вот те решения, который я принимал, когда проделывал этот путь».

Точно так же, как Андре закатывал глаза, когда слышал предположение, что он написал все это, потому что хотел продать побольше книг, Пит смеялся над мыслью, что он неохотно открывает подробности своей личной жизни, потому что хочет сохранить в тайне свое грязное белье. Андре не видит смысла писать книгу, которая не являлась бы предельно честной (но давайте помнить, что честность еще не значит объективность), в то время, как Пит не видит смысла раскрывать детали той сферы его жизни, которая не имеет отношения к теннисному величию. Главное различие между этими ребятами в том, что личные переживания Андре оказывали значительное влияние на его карьеру, а личная жизнь Пита практически не пересекалась с его профессиональными задачами.

В конечном счете, все драматические различия между ними можно описать довольно лаконично. История Пита – это история очень талантливого парня, который берег свой дар как зеницу ока. А история Андре – это история человека, обладающего даром, который он долгое время больше всего в жизни хотел выкинуть на помойку.

Явление Пита произошло вскоре после проигранного Стефану Эдбергу финала US Open-1992. Он решил, что недостаточно глубоко копал, чтобы побеждать, и дал клятву больше никогда не повторять подобной ошибки. Он решил принять ту ответственность, которая возложена на него его талантом, и в следующий год выиграл свой второй и третий турниры «Большого шлема». После этого с лидером мирового тенниса все более или менее стало ясно.

Явление Андре в значительной степени произошло, когда он выиграл «Ролан Гаррос» в 1999. Именно тогда начали расходиться грозовые тучи в его душе, и он начал мириться с фактом, что ровно настолько же, насколько он ненавидит теннис и свое пребывание в нем, этот самый теннис может стать для него двигателем, который приведет его к давно разыскиваемому чувству умиротворения. Это был его уже 14 сезон в качестве соискателя титулов на турнирах «Большого шлема». Пит же реализовался всего на пятый год в туре.

И напоследок – Андре совершенно явно хотел, чтобы его читатели знали, как он на самом деле чувствовал себя на каждом крошечном отрезке пути. (Книга отлично развеяла видимость вечного теннисного праздника). Пит не хотел использовать книгу для личной психотерапии, не хотел сводить ни с кем счеты, не хотел удовлетворять аппетит читателей к слухам и исключительно личным деталям его жизни.

Литературные труды этих людей стали отражением их путей и раскрыли главную правду о них – Пит решил оставаться выше всех и вся и рассказывать только о том, как он добился своего триумфа, а Андре хотел нырнуть вглубь своей вечно страдающей души и рассказать нам, что там скрыто и каково там находиться. Оба преуспели в своих задачах. И опять перед нами встает знакомый выбор – Сампрас или Агасси?

Проголосуем?